Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Запрет дискриминации по возрасту в современном международном праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ВОЗРАСТУ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 7
1.1. Понятие, признаки и формы дискриминации по возрасту 7
1.2. Международно-правовые акты, закрепляющие запрет дискриминации по возрасту 20
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ВОЗРАСТУ 30
2.1. Защита от дискриминации по возрасту в рамках универсальной системы защиты прав человека 30
2.1.1. Дети 30
2.1.2. Пожилые люди 36
2.2. Защита от дискриминации по возрасту в рамках региональных систем защиты прав человека 41
2.2.1. Дети 41
2.2.2. Пожилые люди 51
2.3. Имплементация международно-правовых норм в области запрета дискриминации по возрасту в Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Введение:
Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории человечества общество сталкивается с таким явлением, как дискриминация. Важным шагом на пути противодействия дискриминации стало запрещение дискриминации на международным уровне.
Положения о запрете дискриминации в международных договорах, как правило, предусматривают, что провозглашаемые в них права и свободы предоставляются каждому без дискриминации по какому-либо основанию, а государства обеспечивают, чтобы национальное законодательство, политика и программы развития не носили дискриминационного характера.
Однако, несмотря на существование многочисленных международных и национальных нормативно-правовых актов, дискриминация остается одной из главных проблем современного мира и общества, носящей глобальный характер.
В этой связи важно отметить, что, практика применения принципа недискриминации международными договорными органами по правам человека, в том числе судебными, свидетельствует о том, что обязательства государств не ограничиваются лишь воздержанием от недопустимого различия в обращении. Запрет дискриминации также накладывает на государства позитивные обязательства, то есть требует принятия активных действий по защите от дискриминации, прежде всего, так называемых уязвимых категорий населения в целях обеспечения их подлинного равенства.
Под влиянием рисков и ограничений пандемии СOVID-19 люди старших возрастов оказались в условиях психологической и социальной изоляции, недоступности социально-значимых публичных пространств, сокращения социальных контактов и мобильности . Усилилась дискриминация в сфере занятости и трудоустройства возрастных работников . Проявилось пересечение возрастного неравенства с бедностью, низким статусом, эксклюзией, ослабленным здоровьем и инвалидностью, гендерным, этно-национальным и расовым, статусом ВИЧ, ЛГБТ и др., с доступностью и качеством семейного и институционального ухода, особенно в бедных странах, «недружественностью» и пространственным неравенством в городских районах, ослаблением сообществ мерами жесткой экономии и сокращением социальной инфраструктуры . Был отмечен рост эйджизма в публичном и институциональном дискурсах, стереотипов хрупкости, уязвимости, беспомощности пожилых людей, старости как бремени . С другой стороны, пандемия стала толчком к развитию информационных технологий, новых форм ухода, межпоколенной и локальной солидарности, социального участия пожилых людей .
Также в современном мире проблема развития инклюзивного образования стала особенно актуальной. Главным и важным аспектом инклюзивного образования является исключение всяческой дискриминации людей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях — это очередной шаг к получению доступного образования. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые еще предстоит преодолевать.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием запрета дискриминации по возрасту в международном праве занимались многие российские и зарубежные ученые. Среди российских автором можно отметить О.А. Парфенову, И.С. Петухову, Т.А. Васильеву, Е.Ю. Макарову, Н.А. Пянзину и др. К зарубежным ученым, рассматривающим исследуемую проблематику, можно отнести таких авторов, как: Plagg B., Engl A., Piccoliori G., Eisendle K., Pit S., Fisk M., Freihaut W., Cohn-Schwartz E., Ayalon L.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации запрета дискриминации по возрасту в современном международном праве.
Предмет исследования – нормы международного права, обеспечивающие особенности реализации запрета дискриминации по возрасту.
Целью настоящей работы является анализ особенностей реализации запрета дискриминации по возрасту в современном международном праве.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие, признаки и формы дискриминации по возрасту;
— рассмотреть международно-правовые акты, закрепляющие запрет дискриминации по возрасту;
— исследовать особенности защиты от дискриминации по возрасту в рамках универсальной системы защиты прав человека;
— исследовать особенности защиты от дискриминации по возрасту в рамках региональных систем защиты прав человека;
— проанализировать проблемы имплементации международно-правовых норм в области запрета дискриминации по возрасту в Российской Федерации.
В ходе работы были применены методы исследования, такие как формально-юридический метод, используемый для толкования норм права и определения юридически значимых понятий и категорий, касающихся определения принципа недискриминаии. Метод структурного анализа использовался для изучения литературных источников и научных трудов, составляющих теоретическую основу работы, а также различных нормативно-правовых актов. Для изучения возникновения, формирования и развития понятия дискриминации был использован исторический метод исследования. Метод обобщения использовался при изучении сложившейся международной практики разрешения вопросов о дискриминации по признаку возраста международными организациями, обладающими полномочиями в данной области.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в последующих научных разработках, а также в практической деятельности институтов власти при регулировании вопросов, связанных с запретом дискриминации по возрасту.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Под дискриминацией понимается неравное обращение с людьми на основе наличия (присутствия) у них каких-то особенностей, которые с юридической точки зрения не могут считаться существенными и служить оправданием к действиям, принимаемым в обращении с ними. Так же под дискриминацией понимают не только отсутствие равенства перед законом и судом, но и любое не равное отношение (в обращении): любое ограничение (предпочтение) кого-то или чего-то в отношении другого, ограничение по каким-либо факторам. Все это, в свою очередь, затрагивает сферы общественной жизни социальной, политической, экономической, культурной и др. Однако, ни в одном из международных договоров, не имеется четкого понятия дискриминации.
Проблема возрастной дискриминации усугубляется тем, что российское законодательство прямо не гарантируется запрет дискриминации по возрастному признаку. В частности, ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что «дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей». Данная статья устанавливает запрет дискриминации по закрытому перечню характеристик человека. Вместе с тем ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает запрет дискриминации по открытому перечню таких характеристик. Следовательно, лица предпенсионного и пенсионного возраста формально остаются без защиты от дискриминации. Важно отметить, что закрытый перечень оснований, дискриминация по которым запрещается, не позволяет в полной мере реализовать идею равенства, провозглашенную в ст. 19 Конституции Российской Федерации, и конституционный запрет дискриминации. Представляется целесообразным как минимум изменить в ст. 5.62 КоАП РФ формулировку «или каким-либо социальным группам» на «или каких-либо других обстоятельств».
Кроме того, как указывалось ранее, сегодня больше гарантирована защита лицам предпенсионного возраста (ст. 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), чем лицам пенсионного возраста. Вместе с тем данная гарантия должна равным образом распространяться и на лиц пенсионного возраста. Полагаем, что без устранения законодательных пробелов решить проблему дискриминации лиц предпенсионного и пенсионного возраста будет непросто.
С практической точки зрения считаем, что было бы целесообразным предоставление работодателю возможности не уплачивать страховые взносы за работников предпенсионного и пенсионного возраста, что смогло бы стимулировать работодателя принимать лиц этого возраста на работу.
Также одной из мер мерой поддержки занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста могло бы стать профессиональное обучение той работе, которая осуществляется дистанционно. Это необходимо в условиях как происходящей цифровизации, так и пандемии COVID-19. При этом важно понимать, что без всецелой поддержки государства здесь не обойтись.
Кроме того, анализ алгоритма индивидуального планирования образования в разных странах показывает, что в американской и канадской практике инклюзии дети с ограниченными возможностями приобретают социальный опыт как школьную задачу, имеющую такое же значение, как и компетентность в академической сфере.
В отличие от североамериканской традиции, в европейских странах, включая Россию, совместное обучение организовано с приоритетом на успешное продвижение каждого ребенка по траектории развития обучения и достижение высоких индивидуальных результатов обучения. Следует отметить, что по сравнению с фиксированной программой конкретной школы, т. е. комбинацией программ, индивидуальные планы обучения обладают большей адаптивностью, что выражается в их гибкости и вариативности в зависимости от текущего состояния конкретного ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ВОЗРАСТУ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие, признаки и формы дискриминации по возрасту
Под дискриминацией понимается неравное обращение с людьми на основе наличия (присутствия) у них каких-то особенностей, которые с юридической точки зрения не могут считаться существенными и служить оправданием к действиям, принимаемым в обращении с ними . Так же под дискриминацией понимают не только отсутствие равенства перед законом и судом, но и любое не равное отношение (в обращении): любое ограничение (предпочтение) кого-то или чего-то в отношении другого, ограничение по каким-либо факторам. Все это, в свою очередь, затрагивает все сферы общественной жизни: социальную, политическую, экономическую, культурную и др. Однако, ни в одном из международных договоров, не имеется четкого понятия дискриминации.
Возраст – это одно из состояний, которые мы прежде всего замечаем в других людях. Эйджизм возникает, когда возраст используется для разделения людей на какие-то категории таким образом, что это причиняет людям вред, ставит их в невыгодное положение, порождает несправедливость и подрывает солидарность между поколениями. Эйджизм проявляется в разных формах на протяжении жизни человека . Например, подростка могут высмеять за то, что он основал политическое движение; как пожилым, так и молодым людям может быть отказано в приеме на работу из-за их возраста. Эйджизм причиняет вред нашему здоровью и благополучию и является серьезным препятствием, мешающим принятию эффективных мер политики и действиям в отношении здорового старения, как это признано государствами-членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) .
Понятие «эйджизм» ввел директор национального института старения США Р.Н. Батлер в 1969 г., обозначая эйджизм, как дискриминацию одних возрастных групп другими и определил это явление, как комбинацию из трех соединенных элементов: предрассудков по отношению к пожилым людям, старости и старению; дискриминационной практики в отношении пожилых людей; институциональной практики и политики, которые увековечивают стереотипы в отношении пожилых людей . После обращения Р.Н. Батлером на данную проблематику, не только западные страны, но и другие зарубежные исследователи сконцентрировали внимание на том, что и в их обществах широко распространено такое понятие, как эйджизм. В России данная тематика изучена недостаточно и берет свое начало только в 21 веке. Лица старшего возраста в нашей стране все чаще встречаются с эйджизмом, как в медицинских, социальных учреждениях, так и в обществе. Эйджизм оказывает влияние не только на социальную изоляцию человека, но и на его здоровье в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, пожилые люди, которые негативно воспринимают старение, живут в среднем на 7,5 лет меньше, чем люди старшего возраста, которые относятся к своему возрасту с позитивным настроем. Так же эйджизм может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, ослаблению веры в свои силы, в связи, с чем снижается продуктивность пожилого человека .
Согласно зарубежной доктрине, дискриминация по признаку возраста есть предубеждение одной возрастной группы по отношению к другим возрастным группам . Дискриминация по признаку возраста, или, как ее называют зарубежные исследователи, «эйджизм», разительно отличается от других видов дискриминации. Так, основу дискриминации по признаку пола или расы составляют признаки, принадлежащие человеку от рождения и остающиеся неизменными в течение его жизни, возраст же постоянно меняется. Принадлежность к дискриминируемой возрастной группе не предопределена обстоятельствами рождения лица, и потенциальной жертвой такой дискриминации может стать каждый человек в любой период своей жизни .
Также, по мнению некоторых авторов, возрастная дискриминация порождает меньше напряженности, чем, скажем, дискриминация по национальному признаку, однако именно возрастная дискриминация наиболее распространена . Косвенную возрастную дискриминацию можно идентифицировать, в частности, посредством формулировок «не старше 45 лет», «представители молодой возрастной группы». Вместе с тем установить факт косвенной возрастной дискриминации достаточно сложно, поскольку категория лиц, находящихся в неблагоприятном положении, применительно к данному виду дискриминации четко не определена .
Сегодня в России наблюдается всплеск интереса к теме дискриминации людей предпенсионного и пенсионного возраста, поскольку масштабы распространения возрастной дискриминации возросли, особенно в трудовой сфере. Стабильно высоким остается процент граждан после 50 лет, которые длительный период не могут трудоустроиться, тех же, кто держится за свое рабочее место, руководство организации может понижать в должности, снижать им заработную плату и т. д.
Обращение к зарубежной и отечественной литературе позволяет уточнить ведущие понятия, систематизировать периоды развития теории и практики изучения геронтологического эйджизма, выделить тенденции каждого периода. Первый этап – 1955–1960 гг. ХХ в. Проблематика возрастной дискриминации получила начало развития в психологии и социологии в связи с развернувшимися научными дискуссиями в зарубежном научном пространстве.