Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Языковые возможности современного отечественного телевидения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Язык современного российского ТВ: теоретический
аспект…………… 6

1.1. Факторы, влияющие на языковые особенности телевизионной
речи. 6

1.2. Основные языковые средства современного
отечественного ТВ: общая характеристика. 17

Глава 2. Языковые возможности современного отечественного
ТВ (на примере передач телеканалов «Культура» и «ТНТ»)………………………….. 26

2.1. Специфика телевизионного языка культурно-просветительских
передач (на примере программы «Academia»
телеканала «Культура») 26

2.2. Особенности лексики развлекательных передач (на
примере программы «Студия Союз» телеканала «ТНТ») 40

Заключение. 51

Список литературы.. 54

Приложения. 61

  

Введение:

 

Актуальность. Телевидение
играет важную роль в формировании речевой культуры населения страны. ТВ –
своего рода транслятор этой культуры с экрана в массы. Телеведущие и герои
телепрограмм своим примером  речевого общения
закладывают фундамент речевого этикета нации. Поэтому именно от них зависит, на
каком языке – грамотном или нет – будут говорить жители России сейчас и в
будущем. Если на телевидении будут преобладать люди, не владеющие
грамотной и доступной в понимании речью, где изобилуют, к примеру, жаргон и
просторечия, то это, в конечном счете, со временем сможет привести к падению речевой
культуры населения страны в целом. В этой связи считаем, что внимание к вопросу
языковых возможностей современного отечественного телевидения представляет
сегодня особую важность и подчеркивает актуальность представленной к защите
темы.

Объект исследования – язык современного отечественного телевидения (на примере передач
«Academia» телеканала «Культура» и «Студия Союз» телеканала «ТНТ»).

Предметом исследования являются языковые возможности современного отечественного
телевидения.

Цель исследования – выявление языковых возможностей современного отечественного
телевидения.

Задачи исследования:

1) изучить факторы, влияющие на
языковые особенности телевизионной речи;

2) дать общую характеристику основным
языковым средствам современного отечественного ТВ;

3) рассмотреть специфику
телевизионного языка культурно-просветительских программ (на примере программы
«Academia»
телеканала «Культура»);

4) выявить особенности телевизионной речи
развлекательных программ (на примере программы «Студия Союз» телеканала «ТНТ»).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие
методы: контент-анализ, исторический, структурно-функциональный и
сравнительно-сопоставительный методы.

Теоретической базой исследования стали труды следующих авторов, посвященные вопросам
исследования культуры речи на отечественном телевидении: О.В. Библиевой, Э.Г.
Багирова, Р.А. Борецкого, М.И. Калининой и др. Вопросом исследования
телевизионного языка также занимались Е.А. Бородянская, Н.Ю. Горчакова, Г.Л.
Ковальчук, С.В. Светана и др.

Научная новизна
заключается в том, что в настоящее время вопрос, посвященный именно
лексическому аспекту телепрограмм отечественного телевидения, недостаточно
изучен. В данной работе предпринята попытка анализа особенностей языка
современного российского телевидения на примере культурно-просветительского и
развлекательного  контента (телеканалы «Культура»
и «ТНТ»).

Теоретическая значимость работы
состоит в том, что в ней обобщены взгляды ученых на язык современного
российского телевидения, а также представлен детальный разбор языковых
возможностей современного отечественного телевидения (на

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время
лексические возможности телевидения значительно расширились. Некоторыми
исследователями и зрителями этот процесс расценивается в негативном ключе, как
«кризис телевидения», но дело в том, что современное телевидение больше не
базируется на поставках информации вперемешку с художественными фильмами, как
во времена СССР. Сегодня телевидение – это сплав самых разнообразных по
тематике и целевой аудитории программ, что отражается на выборе лексики.

Лексические особенности современного
телевидения складываются под влиянием процессов, которые происходят в языке. На
современный русский язык воздействуют многие факторы, в результате в нем
появляются заимствования, возрастает доля сниженной лексики. Лексическая
сторона современного телевидения связана с особенностью функционирования речи
на телевидении: она сопровождается видеорядом, и направлена на определенную
аудиторию. Многообразие современных телевизионных каналов предполагает
разделение аудитории, когда каждая часть зрителей смотрит «свой» телеканал, что
приводит к появлению заметных лингвистических отличий между различными
телевизионными программами.

В языке есть более и менее подвижные
ярусы. Грамматика и морфология любого языка обычно устойчивы, а вот лексика
подвержена изменениям. Именно на уровне лексики в языке возможны такие явления,
как неологизмы, заимствования, средства речевой выразительности и т.д. Поэтому
именно лексическая сторона телевизионной речи будет иметь больше всего различий
в телепрограммах, рассчитанных на разную аудиторию.

Лексика на телеканале «Культура»
имеет свою специфику. Как показал проведенный анализ, программы лекционного
типа, например, «Academia», не стремятся к оперативности, поэтому для программ
характерны достаточно длинные предложения, отсутствие сокращений, аббревиатур,
значительное количество вводных слов. Так как темы программ «Academia» разнообразные, то в них может
присутствовать терминологическая лексика соответствующей сферы. Ведущие
стараются отойти от монолога, включая в свою речь вводные слова. В речи ведущих
присутствуют прецедентные имена. Есть отсылки к прецедентным текстам. Все это
служит выполнению познавательной функции – аудитория имеет возможность
расширить свои знания в области литературы и искусства. В речи ведущих
встречается немало метафор, эпитетов и образных перифразов, способствующих
повышению выразительности из речи и удержанию внимания слушателей.

Дальше в работе была
рассмотрена лексика телевизионного развлекательного шоу «Студия СОЮЗ» (телеканал «ТНТ»).
Основу программы «Студия СОЮЗ» составляют юмористические конкурсы, шутки и
музыкальное сопровождение. Несмотря на то, что шоу заявлено как музыкальное,
тексты и клипы российских исполнителей во время программы всячески
высмеиваются. Лексика развлекательного шоу «Студия
СОЮЗ» стремится к разговорной стилистике, что объясняется упрощением ситуации
общения, преобладанием речевой спонтанности. При просмотре программы, возникает
ощущение, что ведущие не готовят текст заранее. Для программы «Студия Союз»
характерны заимствования из английского языка, лексемы типа «ну», «вот», «так»,
жаргон. Лексика развлекательного шоу «Студия
СОЮЗ» выполняет функцию поддержания диалога в студии, поощрения участников к
участию в конкурсах, удержания позитивного эмоционального настроя.

Ведущие
развлекательных программ часто забывают, что от них (и от участников
телепрограмм) зависит

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ЯЗЫК
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1
Факторы, влияющие на языковые особенности телевизионной речи 100
лет назад никто даже не знал, что такое «телевидение». Патент на первый в мире
способ передачи изображения на расстоянии русский инженер К.Д. Перский взял в
декабре 1899 году. В 1927 году было передано на
расстоянии первое в истории изображение, это произошло в США. Первое
изображение, когда-либо передававшееся по телевидению, было простой линией. Позже
создатели этой технологии передавали с помощью своего изобретения знак доллара.
Между 1926 и 1931 годами изобретатели телевидения продолжали совершенствовать и
тестировать свои творения. Первые в мире телевизионные станции начали
появляться в США в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Первая телевизионная
станция была создана Чарльзом Дженкинсом, эта телевизионная станция впервые
вышла в эфир 2 июля 1928 года. Первая телевизионная программа была показана в
1928 году, программа предназначалась к трансляции сразу на четыре телевизора,
что для того времени было технологическим прорывом. Первые серийно выпускаемые
американские телевизоры были выпущены на рынок в 1938 году.

В
нашей стране телевидение стало развиваться чуть позже. Начало развития
телевидения в нашей стране следует отнести к концу 40-х – началу 50-х годов ХХ
века. Отдельно можно выделить 1955 год, с которым связано принятие нового
правительственного документа, обозначившего переход отечественного телевидения
на ежедневное вещание. Это сделало телевидение средством массовой информации[1].

Вопрос, посвященный анализу телевизионной [1] Борецкий Р.А. Беседы об истории
телевидения: Лекции, прочитанные на факультете журналистике МГУ в феврале-мае
2010 года. – М.:
Икар, 2011. – 
С. 60.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы