Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Французский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Языковые средства в создании образов персонажей в баснях Жана де Лафонтэна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСЕННОГО
ЖАНРА.. 6

1.1.
Характерные черты басенного жанра и басенного языка. 6

1.2. Влияние
национальной специфики и языковых особенностей французов на развитие басенного
сюжета. 11

1.3.
Лингвокультурологическая специфика использования басенных персонажей  15

Выводы по
Главе 1. 21

Глава 2.
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ БАСЕННОГО ТЕКСТА ЖАНА ДЕ ЛАФОНТЕНА.. 23

2.1.
Творчество Жана де Лафонтена как классика басенного жанра. 23

2.2.
Лексический уровень передачи значимых черт в наследии Жана де Лафонтена  28

2.3.
Отличительные особенности грамматического уровня в отображении характера
персонажей в работах Жана де Лафонтена. 39

Выводы по
главе 2. 47

Глава 3.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОПИСАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ В РАБОТАХ ЖАНА ДЕ
ЛАФОНТЕНА.. 49

Выводы по
главе  3. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 61

Приложение 1. 66

Приложение 2. 74

  

Введение:

 

Жан
де Лафонтен является великим французским баснописцем, и воспринимается как столп
французской культуры. Любой
француз может прочесть хотя бы одно из его басен, потому что обязательно их
учат в школе.

Басни
представляют интерес не только как художественные произведения, но и с точки
зрения языковых средств.  Языковое
богатство басен Лафонтена очевидно на всех уровнях, и лексическом, и
грамматическом. Учитывая их культурное значение, текстовое и лингвистическое
богатство, басни Лафонтена продолжают быть предметом анализа исследователей.

Актуальность работы заключается в том, что исследования, посвященные изучению
лексических и грамматических средств, применяющихся для репрезентации
персонажей басен Лафонтена, весьма ограничены, несмотря на обилие
литературоведческих работ. Особенно мало работ, в которых анализируются лексические
и грамматические особенности репрезентации различных басенных персонажей.

Цель исследования – анализировать
лексические и грамматические средства, способствующие характеристике персонажей
басен Лафонтена.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) систематизировать теоретический и практический опыт изучения характерных
черт басенного жанра и басенного языка;

2) выявить лингвокультурологическую специфику басенных персонажей;

3) исследовать творчество Ж. де Лафонтена как классика басенного жанра;

4) анализировать лексические средства французского языка, используемые
для создания образа басенных персонажей;

5) анализировать грамматические средства французского языка,
используемые для создания образа басенных персонажей;

6) выполнить анализ языковых средств французского языка, используемых
для репрезентации персонажей басен Лафонтена.

Объектом нашего исследования являются басни Лафонтена на французском языке.

Предметом исследования являются лексические
и грамматические средства французского языка, используемые для репрезентации
басенных персонажей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ научной литературы; 2) метод
описания научного объекта; 3) метод компонентного анализа, 4) метод
сопоставительного анализа.

Теоретической базой исследования послужили работы
следующих исследователей: Н. А. Жирмунская, В.А. Жуковский, М.
Е. Крошнева, С.Г. Перевалова, В.А.
Тихомирова, A. Arwa,
N.W. Bartlett, J.-D. Biard, J.-P. Collinet

Практической базой исследования послужили двенадцать
басен Жана де Лафонтена, отобранные по принципу известности, в которых  были выделены 125 случаев применения лексических
и 110 случаев применения грамматических средств французского языка.

Теоретическая значимость проведенного исследования
заключается в обобщении опыта исследователей и лингвистов в области изучения лексических
и грамматических особенностей басенных персонажей.

Практическая значимость исследования
определяется возможностью использования его результатов, выводов и материалов в
научных работах и исследованиях по лингвистическому анализу художественного
текста, на занятиях по стилистике французского языка, а также на занятиях по
переводу.

Курсовая работа состоит из введения,
теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрывается
актуальность проблемы и определение цели и задач исследования, ее теоретическую
и практическую значимость. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы
басенного жанра; во второй главе представлен анализ лексических и
грамматических средств французского языка, используемых для репрезентации
персонажей басен Лафонтена. В третьей главе сделана попытка выполнить
комплексный анализ лексики и грамматики, служащей для создания образа персонажа
басен Лафонтена. В заключении приводятся обобщения, полученные в ходе
исследования. В приложении представлены таблицы, включающие эмпирический
материал исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСЕННОГО
ЖАНРА

1.1. Характерные черты басенного жанра и басенного языка Одним
из древнейших жанров литературы, который насчитывает сотни веков, считается
басня. Басенный жанр возник еще в древней Греции, когда V-VI вв. до н.э. появились басенные
произведения, автором которых считается Эзоп. Со временем басни Эзопа послужили
источником вдохновения для баснописцев разных стран.

Как
известно, в самом начале своего появления басня имела формы прозаического
произведения, и потом, проникнув в латинский язык, приобретает формы
стихотворного жанра. В этот период басня приобретает черты литературного
произведения. В литературе Римской империи фиксируются два вида басни. Данный
жанр предстает с одной стороны как народное нравоучительное произведение
(Федр), с другой стороны как аристократическое, имеющее эстетическую ценность
(Бабрий). Этот жанр накопил богатую историю во многих национальных литературах.
Со временем басня заняла свое место в литературе, подвергнувшись некоторым
изменениям жанрового содержания и продолжив свое существование в обновленном
виде. Становясь элементом различных национальных литератур, басни наполнялись
определенной национальной спецификой: во Франции – у Лафонтена (1621–1695), в
Германии – у Лессинга и Геллерта (18 в.), в России – у И. А. Крылова
(1769–1844).

Исследования
басни датируются со времен ее появления. Так, в античности басня изучалась в
рамках исследования теории аргументации и убеждения. В Средневековье пересказ
басен в процессе обучения способствовал усвоению учащимися приёмов риторики,
искусства аргументации своих мыслей. С этих времен уже формируется
представление о жанровых особенностях басни.

В
то же время следует отметить, что басня приобретает черты не только
художественного произведения, но и философского творения, которое отображает
мудрость баснописца, его нравственную позицию понимание им психологии человека.
С этих позиций басня предстает как «реальная форма аналогии познания,
отображающая множество разных реальностей и жизненных явлений» (Попиашвили 2017:
204). Такой подход к пониманию басни позволяет читателю со стороны посмотреть
на жизнь человека, заметить то, что не видно с первого взгляда, задуматься о
своих поступках и поведении.

Несмотря
на то, что басенный жанр получил широкие распространение и различия в разных лингвокультурах,
существует целый ряд общих признаков, позволяющих соотнести определенное
произведение к жанру басни. Так, в трудах В.А. Жуковского выделяются следующие
особенности басни:

1) отражение
житейской ситуации при помощи простого примера;

2) сравнение
вымышленного с существующем;

3) наличие морали,
которая осуждает отрицательное качество персонажа;

4) предметы и
животные олицетворяют людей (Жуковский 2010).

А.А.
Потебня указывал на то, что басня как жанр обладает обязательным набором
свойств, изменение которых может привести к изменению жанра. Среди этих свойств
ученый отмечал:

— наличие ряда
действий, образующих единство и являющихся основой единого сюжета;

— действующие
лица, одним своим именем, позволяют читателю представить олицетворяемую
аллегорию;

— конкретность или
единичность действия (Потебня 1990: 70-76).

По
мнению ученого, обобщения помещены в конечную часть басни, где представлено
нравоучение. Басня как особый жанр литературы отличается специфической формой и
содержанием.

Схожая
точка зрения представлена в Словаре литературоведческих терминов, где басня
трактуется как «краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется
иносказательный смысл». В поучительном сюжете басни действующими лицами чаще
всего выступают «условные басенные звери» (Словарь литературоведческих терминов
1974: 28).

Б.В.
Томашевский считает, что «басня, будучи построена на фабуле, даёт повествование
как некоторую аллегорию, из которой извлекается общий вывод – мораль басни…» (Томашевский
2018: 195).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы