Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Языковые особенности смс-сообщений как современного жанра речевого общения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.. 3
Глава
1. СМС-дискурс как объект лингвистических исследований.. 9
1.1.
Основные направления изучения СМС-сообщений как нового жанра коммуникации. 9
1.2.
Влияние СМС-сообщений на грамотность школьников. 26
Выводы
по 1-й главе. 38
Глава
2. Методические аспекты работы с СМС-сообщениями на уроках русского языка в 5-9
классах и её экспериментальная проверка.. 41
2.1.
Методика работы с ученическими СМС-сообщениями в формировании грамотности и
повышения речевой культуры школьников. 41
2.2.
Результаты обучающего эксперимента. 63
Выводы
по 2-й главе. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 73
Список
литературы… 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 88
Введение:
Актуальность данного
исследования
обусловлена тем, что для современного мира характерно стремительное развитие
коммуникационных технологий и рост роли мобильного и Интернет — общения в жизни
не только отдельного человека, но и всего общества. Это обусловливает рост и влияние
новых форм коммуникации на развитие языка и его дальнейшие изменения.
Интернет и мобильный телефон стали
неотъемлемой частью существования современного школьника, делая его общение
намного легче и удобнее. Мобильная связь стала являться индивидуальным
средством коммуникации, позволяющая транслировать индивидуальный язык отдельно
взятой личности, в которой коммуниканты стали использовать не только буквы и
знаки препинания, но и символы –
графические и образные — «эмотиконы». Тем самым говоря о том, что появление
данных знаков и символов обусловили появление «СМС-дискурса» как одной из
разновидностей онлайн-дискурса (от английского СМС «short message service») –
языка Службы коротких сообщений.
Особенно данная форма общения стала
очень привлекательной для современных школьников, и это, на наш взгляд, вызвано
следующими причинами:
— во-первых, в коротких сообщениях
СМС подростки могут сообщить друг другу что-то важное и срочное, если они
находятся на определенном расстоянии друг от друга,
— во-вторых, стиль и форму написания
СМС подростки выбирают сами, создавая, таким образом, индивидуальный стиль
письма с использованием сленга, неологизмов, сокращений и заимствований и т.д.,
— в-третьих, письменное общение с
помощью СМС отражает языковые изменения в речи подростков, которые происходят
под влиянием сети Интернет, а в частности, чатов, форумов, мессенджеров и
социальных сетей.
Итак, обращение к теме данного исследования обусловлено тем,
что с одной стороны, СМС-сообщения стали очень распространены в современном
коммуникационном взаимодействии, с другой стороны – методика работы с
ученическими СМС-сообщениями требует особого подхода, т.к. в связи с
особенностями жанра необходимы специальные средства, приемы, методы, которые
будут способствовать повышению грамотности учащихся.
Таким образом, возникают противоречия
между:
— появлением СМС-дискурса как разновидности онлайн дискурса и
современного жанра речевого общения современных подростков и недостаточной
теоретической изученностью его основных аспектов с точки зрения дискурсивного
подхода и языковых особенностей,
— активным созданием СМС-дискурса в подростковой среде с
использованием сленга, неологизмов, сокращений и заимствований и т.д. и отсутствием практики его
включения в методику преподавания русского языка, с целью ознакомления с новым
эпистолярным жанром и формированием речевой культуры школьников.
Обоснованная актуальность исследования, противоречия
подтвердили важность и необходимость разработки практических аспектов
использования СМС — сообщений как дидактического материала на уроках русского
языка.
Таким образом, возникает проблема
исследования: каковы особенности работы с ученическими СМС-сообщениями в
повышении речевой культуры школьников.
Цель
исследования – обосновать и подтвердить эффективность
использования СМС-сообщений как дидактического материала на уроках русского языка в
формировании грамотности и повышения речевой культуры школьников.
Задачи
исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы
к СМС-дискурсу
как разновидности онлайн-дискурса и как нового жанра Интернет коммуникации.
2. Выявить основные типы и виды ошибок и нарушения правил в
ученических СМС.
3. Составить корпус словаря из ученических СМС с целью
выявления соответствия нормам речевой культуры.
4. Разработать и апробировать упражнения с использованием
ученических СМС-сообщений.
5. Провести исследование по определению эффективности и
целесообразности использования СМС-сообщений (ученического словаря) в
формировании грамотности и повышения речевой культуры школьников на уроках
русского языка.
Объектом данного исследования
выступили СМС-сообщения, составленные школьниками.
Предмет
исследования – процесс включения СМС-сообщений как дидактического материала на
уроках русского языка.
Гипотеза исследования: считаем, что словарь,
составленный из ученических СМС-сообщений, может послужить обоснованным и
эффективным дидактическим средством в формировании грамотности и повышения
речевой культуры школьников.
Теоретическая
основа исследования.
Дискурс является предметом
междисциплинарного изучения. Безусловно, с исследованием дискурса связана,
прежде всего, лингвистика, но интерес к нему также прослеживается в психологии,
философии, логике, социологии, литературоведении, истории, юриспруденции,
педагогике, в теории и практике перевода, политологии и др. В каждой из этих
дисциплин существует свой подход к изучению дискурса (П. Бойер, В. Г.
Борботько, Дж. Браун, Т. Д. Венедиктова, Г. М. Вишневская, В. И. Карасик, Л.
Карлсон, А. А. Селиванова, Г. М. Яворская).
В работах, посвященных языковому
развитию онлайн-дискурса, все чаще рассматриваются проблемы функционирования
языка в Интернете, взаимодействия нормы и узуса, взаимовлияния устной и
письменной речи и возникновению новой, сетевой, формы речи (Л. Ю. Иванов, С. А.
Недобух, Г. М. Трофимова). Активно разрабатывается терминологический аппарат
интернет-коммуникации. Ряд исследований посвящен концептуальному осмыслению
таких основополагающих понятий интернет-коммуникации, как гипертекст (О. М.
Галичкина, Р. Доукинс, М. В. Розин, Дж. Нельсон и др.), виртуальный дискурс
(Н.Г. Асмус, А.Н. Галичкина, Л.Ф. Компанцева и др.), виртуальная реальность (З.
Дацюк, В. Емелин, Б. Игнатьев и др.), виртуальное пространство (О. П.
Белинская, А. Е. Жичкина, Д. Песков, Дж. Барбатис и др.) и виртуальное время
(М.М. Карпицкий, М. Кастельс, А.В. Петров и др.).
Коммуникативно-прагматические
исследования в области онлайн дискурса актуализировали проблемы его жанрового
разграничения (Н.Г. Асмус, А.Н. Вавилова, А.Н. Галичкина, А.И. Горошко, П.Е.
Кондрашов, В.Ю. Нестеров, Ф.А. Смирнов, Т.В. Яхонтова).
Важно отметить, что лингвисты не так
часто в научных исследованиях затрагивали вопросы относительно СМС — дискурса как разновидности
онлайн дискурса и современного жанра речевого общения, в частности можно
назвать труды М.В. Горбаневского, Ю.Н. Караулова, Е.И. Горошко, Т.В. Инешевой.
Что же касается методики использования СМС на уроках русского языка с целью
развития речевой культуры школьников, то можно отметить диссертационное
исследование В.И. Земзеревой. Больше научных работ в интересующем аспекте не было выявлено.
Основными методами стали:
— теоретические: анализ научной
литературы по теме исследования, обобщение, систематизация,
— практические: наблюдение, беседа,
диагностические работы, обучающий эксперимент.
Материалом для
проведения исследования выступили ученические СМС-сообщения, которые легли в
основу разработанного нами словаря.
Научная
новизна заключается в том, что в исследовании впервые:
— определена возможность включения СМС-сообщений как
дидактического материала на уроках русского языка в формировании грамотности и
повышения речевой культуры школьников,
— разработан и апробирован словарь ученических СМС, который
лег в основу системы упражнений на уроках русского языка.
Теоретическая
значимость заключаются в том, что в работе:
— обобщены и систематизированы научные
знания в области дискурса, онлайн-дискурса, СМС-дискурса, СМС-сообщений как
нового речевого жанра коммуникации,
— определены методы и приемы
включения СМС — сообщений в уроки русского языка с целью формирования грамотности и
повышения речевой культуры школьников,
— определено отношение современных школьников к СМС —
сообщениям с точки зрения допущения в них ошибок,
— определена возможность включения СМС — сообщений как
дидактического материала на уроках русского языка в формировании грамотности и
повышения речевой культуры школьников.
Практическая значимость полученных результатов
заключается в том, что составленный словарь ученических СМС, методы и приемы
работы с ученическими СМС — сообщениями на уроках русского языка могут быть
использованы в практической деятельности учителей словесности в формировании
грамотности и повышения речевой культуры школьников.
Список использованной
литературы
включает 89 наименований.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 87 страниц.
Апробация работы. Материалы
исследования были апробированы в период прохождения педагогический практики в
средних классах (5-9 классах) в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Школа № 41 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года.
Структура работы. Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования,
определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, конкретизированы
методы и материал исследования, представлена научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования, а также представлена база исследования.
В первой главе с точки зрения дискурсивного подхода
представлены основные направления изучения СМС-сообщений как нового жанра
коммуникации, обосновано влияние СМС-сообщений на грамотность и речевую
культуру школьников, включая допущение намеренных и ненамеренных ошибок.
Во второй
главе описана и апробирована методика работа с ученическими СМС — сообщениями с
целью формирования у них речевой культуры. В частности, представлена методика
по включению СМС-дискурса в отдельные темы по русскому языку: орфография,
синтаксис, морфология (по темам и по классам). Также представлены результаты
исследования по
формированию речевой культуры школьников на основе СМС-дискурса.
В заключении представлены
основные выводы, предложены рекомендации по методике использования ученических СМС-сообщений
в формировании речевой культуры школьников.
Приложение А содержит в себе
примеры выполненных ученических проектов по темам «Культура написания
СМС», «СМС — сообщения как новый ревой жанр».
Приложение Б
содержит в себе словарь ученических СМС, с помощью которых были разработаны
упражнения.
Заключение:
Итак, СМС-дискурс – коммуникативное взаимодействие в
виртуальном пространстве пользователей мобильных телефонов, которое имеет
признаки интерактивности, оперативности, креализированности, поликодовости и
опосредованности. Специфическими для СМС-дискурса становится: симбиоз различных
видов информации: текстовой, статической графической, анимированной графической
и акустической; высокая оперативность доставки сообщения, задержка доставки при
нормальном функционировании подключения к интернету измеряется миллисекундами;
интерактивность, которая в определенных случаях предусматривает возможность
обратной связи с адресантом;
архивирование — объемы информации, к которой можно получить доступ,
теоретически неограниченны; ограниченная доступность — использование требует
наличия технического оборудования и знания, как им пользоваться.
Для СМС-дискурса характерны:
Графические отличия, которые включают в себя
использование эмотиконам (смайликов, smileys, emoticons, emoji) – символов для
создания условной визуальной репрезентации определенного объекта или его
состояния, обычно, выражения лица.
Орфографические различия – это нестандартное
использование алфавита, капитализации, орфографии, пунктуации, а также способов
выделения информации (курсив, подчеркивание и т. п.)
Лексические различия составляют особый набор
использованной лексики, идиом и сокращений.
Грамматические различия – занимающие нестандартную
структуру, порядок слов и выбор аффиксов.
Из отличий других уровней наблюдаем нестандартное
правописание слов, а также сокращение.
Развитие современных технологий обусловил развитие
СМС-коммуникации среди всех слоев населения; СМС-коммуникация стала общей
формой общения между людьми на одном уровне с перепиской, электронной
перепиской и непосредственной коммуникацией; СМС-сообщения влияют на развитие и
усовершенствование стандартной языка, что имеет как положительные, так и
отрицательные черты.
Итак, письменная разговорная речь как новая форма
коммуникации заставила по-новому взглянуть на проблему соблюдения
орфографических и пунктуационных норм и на необходимость строгого следования
правилам речевого поведения. В погоне за скоростью передачи информации и
оригинальностью речевого самовыражения даже самые грамотные собеседники
перестают быть щепетильными в вопросах следования нормам. В целом СМС-общение
раскрепостило всех, независимо от возраста, уровня образования, личностных
характеристик, и повысило градус вседозволенности, а вопрос о том, как
распорядиться этой свободой, каждый решает сообразно собственным представлениям
о норме, этике и границах дозволенного.
В целом опечатки и ошибки перестают восприниматься как
проявления неуважения к адресату, они оправдываются скоростью передачи информации
или техническими причинами, в редких случаях замечаются собеседниками, и
метаязыковая рефлексия, очевидным образом замедляющая процесс общения и
уводящая от темы разговора, становится уделом той немногочисленной части
коммуникантов, которая особенно щепетильна в вопросах грамотности и привыкла
реагировать на отклонения от нормы.
Для СМС-сообщений привычны не только опечатки,
нарушения норм орфографии и пунктуации, вольные переводы с иностранного языка,
но и отступления от традиционных этикетных правил: стало необязательным
здороваться и прощаться, благодарить, извиняться за причиненные неудобства и
осуществлять другие речевые действия, демонстрирующие уважение к собеседнику.
Для того чтобы понять как СМС можно использовать на уроках русского
языка, был произведен анализ действующих учебников по русскому языку для 5-9
классов. Анализ
учебных пособий по русскому языку показывает, что в основном они, к большому
сожалению, не соответствуют современной языковой ситуации ни по языковым
формам, ни по тематике текстов, предлагаемых игровых заданий и тому подобное.
Лексический материал, скажем, по темам «Орфография», «Лексика» преимущественно
дублируется из года в год. Тем временем языковой материал можно обогатить
такими единицами СМС общений самих учеников. В связи с этим предлагаем в
разделы по русскому языку включить темы, связанные с СМС-дискурсом,
а так же разработали словарь ученических СМС.
Использование данных сведений и включение
разработанных рекомендаций в программу по русскому языку для 5-9 классов, позволило
разработать словарь ученических СМС, которые помогут учителю углубить знания и
умения учеников об СМС как новой письменной форме устной разговорной речи.
Также разработанный словарь ученических СМС поможет
закрепить орфографические и пунктуационные правила на практике. Упражнения
можно использовать как в течение нескольких уроков, так и при изучении
конкретной темы. В целом все разработанные предложения сводились к следующему:
исправление сознательных и несознательных ошибок в СМС, составление, продолжение
диалога или реплики, написание СМС по конкретной теме с соблюдением всех
орфографических и пунктуационных правил, различные задания творческого
характера: эссе, мини-сочинение, заметка на книгу или фильм, написать диалог с
помощью эмотиконов.
В конце урока к упражнениям были добавлены такие
задания: напиши СМС сообщение о том, как ты провел день, поделись другом
новостями в СМС и т.д.
Ценность проводимой работы состояла в том, что дети
учились самостоятельно рассуждать, думать, оценивать СМС, написанные другими
школьниками. В целом, СМС – очень творческий и интересный материал для
школьников.
Основной целью проводимого исследования стало
определение влияния дидактического потенциала СМС сообщений на грамотность и
речевую культуру школьников.
В исследования приняли
участие ученики двух параллельных 8-х классов. С учениками из
экспериментального класса была проведена работа с ученическим СМС, а ученики
контрольного класса занимались по программе по русскому языку. Всего
исследованием было охвачено 40 учеников (по 20 учеников в классе).
В целом результаты в обоих
классах на констатирующем этапе исследования практически идентичные. Ни один
ученик не смог показать высокий результат. Ошибки в целом были допущены в
каждом задании. В основном все результаты были разделены между средним уровнем
и низким уровнем.
После проведенной нами
работы в экспериментальном классе, ученикам повторно было предложено выполнить
контрольные упражнения. Показатели детей из контрольного класса, по-прежнему
остались на среднем и низком уровне, зато показатели в экспериментальном
классом значительно изменились: 70% учеников показали высокий уровень и 30% –
средний уровень сформированности грамотности и речевой культуры.
Итак, говоря о полученных
результатах в экспериментальном классе, следует отметить, что СМС-сообщения и
разработанных на их основе словарь ученических СМС как дидактический материал
оказался эффективным средством в формировании и развитии грамотности и речевой
культуры школьников.
Таким образом, цель
исследования – достигнута, а гипотеза – доказана полностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. СМС-дискурс как объект лингвистических исследований 1.1. Основные направления изучения
СМС-сообщений как нового жанра коммуникации Лингвистика как наука не может остаться в стороне
от процесса изучения коммуникации и всех тенденций связанных с этим процессом.
В последние годы в рамках современной лингвистики
внимание уделяется языку новых медиасредств, которые следует рассматривать как
форму взаимодействия во всемирной сети (World Wide Web) – Интернет, как
разновидность компьютерно-опосредованной коммуникации.
Известно, что лингвисты
обращались к изучению природы и функционированию речевых жанров, начиная со
второй половины ХХ века. Проблему создания их типологии пытались решить и
многие современные лингвисты (Н.Д. Арутюнова, В.В. Дементьев, Е.А. Земская, Т.В.
Шмелева), но этот вопрос до сих пор остается открытым. С позиций
коммуникативной лингвистики, речевые жанры – это тематически, композиционно и
стилистически устоявшиеся типы сообщений, объединенные целью общения, замыслу
говорящего с учетом личности адресата, контекста и ситуации общения. Под
речевой коммуникацией традиционно понимают обмен информацией с помощью общей
системы языковых символов. Исследователи выделяют три вида коммуникации,
которыми пользуется современный человек: устная, письменная (документальная) и электронная.
Электронная коммуникация, интернет-коммуникация, – один из возможных терминов
для обозначения общения в сети Интернет.
Лингвистическая и корпусно-лингвистическая
заинтересованность все чаще затрагивает рассмотрение особых стилевых жанров
Интернет-коммуникации и дискурсов: интернет-дискурс, онлайн-дискурс, дискурс
электронных писем, форумов, чатов, гостевых книг и т.д. [6, 7].
Как утверждают ученые, истоки теории дискурса берут
свое начало философии структурализма и постструктурализма.