Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Языковые и прагматические особенности типа речи «рассуждение» в художественном тексте (на материале произведений К. Паустовского)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ». 5

1.1. Место
рассуждения в теории функционально-смысловых типов речи. 5

1.2. Роль структуры и композиции
художественного произведения в исследовании рассуждения. 16

Выводы по 1
главе. 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ» В ПОВЕСТИ К. Г.
ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА». 29

2.1. Об идейном замысле повести «Золотая роза». 29

2.2. Прагматика рассуждений в повести «Золотая роза». 32

2.3 Языковые особенности рассуждений в повести «Золотая роза». 46

Выводы по 2 главе. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

Список
использованной литературы.. 61

Приложение 1. 67

  

Введение:

 

Термин «текст»
представляет значительный научный интерес не только для различных областей
лингвистики, но и для литературоведения, культурологии, философии и эстетики.
Проблемой текста занималось большое количество исследователей, в результате
чего сформировалась новая лингвистическая наука – лингвистика текста, которая
занимается исследованием его семантической, синтаксической и стилистической
структуры.

Термин «текст»
происходит из латинского слова «textus» – «ткань, сплетение, соединение». «Как
всякий объект исследования, текст по-разному понимается и по-разному
определяется» [Гальперин, 1981, с. 18]. Для толкования многогранного понятия
текста ученые берут за основу разные критерии, что обусловливает разнообразие
подходов к его анализу. Систематизация текстов по жанрам, типам, классам выделяется
в последние десятилетия в самостоятельный аспект лингвистической теории текста.
В настоящее время существует ряд подходов к типологизации текстов по различным
параметрам, однако ученые сходятся на том, что типы текстов являются нечеткими
и трудно установить границы между ними, поэтому создание универсальной типологии
текстов остается нерешенной задачей. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Типологизация
текстов является одним из важнейших и до сих пор недостаточно изученных
аспектов их исследования. В современной лингвистике существуют различные подходы
к тексту: семиотический, коммуникативный, когнитивный и другие. Варианты его типологизации представлены в работах таких
ученых: М. М. Бахтин, Н. С. Валгина, Л. Н. Васильева, В. В. Виноградов, И. Р.
Гальперин, А. Н. Кожин, О. А. Нечаева, Т. М. Николаева, Г. Я. Солганик, З. Я.
Тураева и др.

Общепризнанной является типологизация текстов по
следующим видам: описание, повествование, рассуждение. В нашей работе представлена
попытка языкового и прагматического анализа текста типа «рассуждение» на
материале художественной литературы.

«Золотая роза», по мнению автора,
является книгой о книге, а точнее полной инструкцией к тому, как должны
писаться книги. Жанровая композиция повести уникальна во многих отношениях, так
как в едином композиционно завершенном цикле объединены фрагменты разных
жанров. Идиостиль К. Г. Паустовского характеризуется полифоничностью, ведь сам
автор предстает как натуралист, романист, историк, хроникер, летописец. Писатель
целенаправленно привлекает читателя к рассуждению, а не к действию, при этом
рассуждая с героями и со своими читателями совместно.

Хотелось
бы отметить, что 31 мая этого года Россия отметит 130-летие со дня рождения
писателя. О значимости его произведений писали многие его современники,
литературоведы и критики.  К примеру, Юрий Васильевич Бондарев утверждал: «Сила таланта Паустовского в неизменном ощущении
молодой открытости и чистоты его героев, и я беру на себя
смелость сказать, что для него критерий морали – красота мира и красота
духовная. Нет сомнения, что в этом неотразимость прозы Паустовского и этим
объясняется его неугасающая популярность. Он никогда не был «моден»
или «немоден» – его читали
всегда».

Объектом нашего исследования является функционально-смысловой
тип речи «рассуждение».

Предмет исследования – языковые и прагматические
особенности типа речи «рассуждение»
в повести К. Г. Паустовского «Золотая роза».

Цель работы состоит в выявлении особенностей
использования языковых средств и прагматических функций рассуждений в повести
«Золотая роза».

Достижение
поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1) определить
понятие «текст-рассуждение», проанализировав подходы различных исследователей;

2) сравнить
различные подходы к структуре текстов-рассуждений и их коммуникативным
особенностям в рамках художественных произведений;

3) выделить из
повести К. Г. Паустовского “Золотая роза” фрагменты, построенные по модели
«рассуждение»;

4) проанализировать
прагматические особенности рассуждения в выделенных фрагментах из повести
«Золотая роза»;

5) проанализировать
языковые особенности рассуждения в найденных фрагментах из повести «Золотая
роза».

В рамках данного исследования были
использованы следующие методы: контекстуальный
анализ, в качестве основного используется метод структурно-семантического
описания, предполагающий непосредственное наблюдение, сопоставление,
классификацию языковых фактов.

Материалом для проведения
данного исследования выступили тексты повести К. Г. Паустовского «Золотая роза».
Всего было проанализировано более 50 фрагментов текста различного объема и
содержания.

Научная новизна представленной работы заключается в том,
что впервые были выведены языковые и прагматические особенности
текстов-рассуждений в повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» с точки зрения
функционально-смыслового аспекта.

Практическая значимость данной работы
заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для углубленного
изучения типов текстов и специфики художественных текстов-рассуждений на
учебных занятиях по филологическому анализу текста, теории текста.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе
представлена попытка определить особенности текста-рассуждения на материале
книги Г.К. Паустовского «Золотая роза». Выбор как автора так и произведения для
проведения исследования – не случаен, и обусловлен следующими причинами.
Во-первых, как было уже выделено сам авторский идиость К.Г. Паустовского
полифоничен. Автор предстает как натуралист, романист, историк,
хроникер, летописец. Писатель целенаправленно привлекает читателя к
рассуждению, а не к действию, при этом рассуждая с героями и со своими
читателями совместно. А «Золотая роза», по мнению автора, является книгой о
книге, а точнее полной инструкцией к тому, как должны писаться книги. Жанровая
композиция повести уникальна во многих отношениях, так как в едином
композиционно завершенном цикле объединены фрагменты разных жанров.

Было выявлено,
что комплексному изучению функционально-смысловых типов речи было посвящено
множество научных разработок, но основами авторами, в том числе и
текстов-рассуждений стали О.А. Нечаева и Т.Б. Трошева.

Понятие «рассуждение»
изучалось лингвистами с разных точек зрения: как вид речи или текста, как одна
из форм общения и коммуникативная единица, как композиционная форма речи, как
способ представления информации, как определенная модель речевого акта.

Текст-рассуждение
представляет собой сложную систему, состоящую из упорядоченной группы
предложений, соединенных различными типами лексических, грамматических,
логических и стилистических элементов, которая в силу семантических и
функциональных связей между элементами образует единое целое и имеет
определенное коммуникативное намерение.

Рассуждение
направлено на доказательство, сравнение, обобщение, опровержение, обоснование и
представляет собой форму передачи информации, которая опирается на объективное
отношение и на собственные рассуждения и выводы.

Основными
признаками рассуждения являются: а) причинно-следственные связи; б) выводы,
сделанные из ряда суждений в соответствии с действующей программой, начиная с
последнего класса заключительной ступени начального языкового образования,
школьники знакомятся с рассуждением, его структурой. Рассуждение – одно из
ведущих средств передачи внутреннего состояния.

Типы рассуждений: собственно
рассуждение; доказательство; опровержение; подтверждение; обоснование.

Итак, автор
рассчитывает на взаимодействие с читателем, а потому учитывает его возможные
реакции, предполагает их, использует соответствующие сигналы (например,
воспроизведение различных видов речи, что характеризует персонажей как
реальных, взятых из жизни). Это создает ситуацию, когда сознание читателя
приближается к сознанию автора/рассказчика.

Внутренние и
внешние рассуждения (часто расширенные реплики) персонажей и рассказчика, а
также авторские вставки (реплики, комментарии, замечания) в рассказе направлены
непосредственно на читателя, не только помогая ему лучше понять намерения
автора, но и мотивируя его развивать свои собственные знания в целом. Это
главный принцип художественного творчества – автор для читателя.

Наблюдения
показали, что в повести К. Г. Паустовского в одном текстовом фрагменте могут
быть представлены различные виды рассуждения; свободная, доверительная манера
речи порождает так называемую контаминацию
видов рассуждения. Контаминация видов рассуждения в повести «Золотая
роза» происходит из-за того, что структура рассуждения менее стандартная, чем в
научном тексте. Прагматическое отличие видов рассуждения в таком случае
становится менее выраженным.

Проводя анализ прагматики, было
выявлено, что «чистые» подвиды, указанных в
«Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка», были выявлены в
незначительном количестве. Также невозможно определить конкретный вид
рассуждений, поскольку они зависят от особенностей конкретного автора и жанра
художественного произведения. В «Золотой розе» автор в основном использует
контаминацию видов рассуждений.

Прагматические
особенности типа речи «рассуждение» как языковой модели в композиции художественного
произведения обусловлены субъективным отношением автора к объекту рассуждения и
к адресату речи, то есть читателю. В повести «Золотая роза», посвященной
«сокровенной тайне» – писательскому труду, прагматика выбора того или иного
вида рассуждения, его места в композиции повести, сочетания с другими типами
речи, по-видимому, определяется идейным замыслом писателя.

Учитывая
ограниченное количество теоретической основы и большое разнообразие корпуса
исследования, дальнейшие работы в этом русле будут отражать новейшие тенденции
современной текстовой лингвистики.

В процессе
анализа рассуждений в рассказе «Золотая роза» было выявлено, что стилистические
приемы и средства, такие как использование разговорной лексики, акцентированные
повторы отдельных слов, метафоры, ирония, парадокс, контраст, неполные
предложения, восклицательные и вопросительные конструкции характеризуют
языковые особенности рассуждения как автора, так и персонажей в частности.

К. Г. Паустовский, как правило,
использует различные выразительные средства на уровне синтаксиса, лексики и
стилистики, позволяющие определить отношение автора к аргументируемому объекту,
объяснить и донести его мысли до читателя. При этом автор использует различные
средства для передачи авторской оценки, выразительности и обоснования: эпитеты,
метафоры, риторические вопросы, повторы, отрицания, смешение стилей речи,
антонимы и синонимы, в том числе авторские.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ» 1.1. Место
рассуждения в теории функционально-смысловых типов речи Термин «текст»
может обозначать несколько языковых явлений: совокупность речевых актов;
предложение или совокупность предложений [Валгина, 2003, с. 12]; объединенная
смысловой связью последовательность единиц речи: высказываний, абзацев,
параграфов, разделов и т. п.; процесс решения коммуникативных задач языковыми
средствами.

И. Р. Гальперин считает текстом «произведение речетворческого
процесса, отмечаемое завершенностью, объективированное в виде письменного
документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа,
произведение, состоящее из заглавия и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц),
объединенных различными типами лексической, грамматической, логической,
стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и практическую установку»
[Гальперин, 1981, с. 36].

Г. В. Колшанский опровергает позицию И. Р. Гальперина о
письменной природе текстов: «Несмотря на устойчивые ассоциации, связанные с
категорией текста как речевого продукта письменного характера, необходимо
вернуться к первоначальному понятию речи как устной формы общения человека, а
следовательно, и к понятию такой дискретности языка, которая свойственна устной
речи в процессе ее реального использования в коммуникации» [Колшанский, 1984,
с. 21].

По мнению психолингвистов, текст является результатом мысленно-речевого
процесса, реализуемого говорящим в форме конкретного устного или письменного
произведения в соответствии с мотивом, целью, выбранной темой, замыслом и
идеей. Он характеризуется определенной структурой, композиционным, логическим и
стилистическим единством.

Г. Я. Солганик
утверждает, что «текст — это сложная,
иерархически организованная структура, близкая к речевому произведению,
характеризующаяся целостностью, связностью и завершенностью» [Солганик, 2003,
с. 43].

Согласно Ю. М.
Лотману, текст следует рассматривать как особую коммуникативную единицу,
организованную последовательность предложений, в которых, согласно целевой
установке автора, раскрывается содержание, тема и идея путем линейного
развертывания ее тематического ядра [Лотман, 1998, с. 36].

Е. А Казанкова понимает
текст как продукт процесса говорения, созданный воздействовать на адресата,
обладающей индивидуально-авторским содержанием и структурой, способной передать
этот смысл [Казанкова, 2013, с. 38].

Л. Г. Кайда придерживается
мнения, что «текст в широком смысле – это то же самое, что речь, продукт
говорения (звуковой речи), в узком смысле – это единица языка (то есть текста в
широком смысле), которая характеризуется цельностью и внутренней связностью, ее
можно вычленить, отделить его от предыдущего и последующего текстов. Текст в
узком смысле – максимальная конструктивная единица, хотя текст может сводиться
к одному высказыванию, как и высказыванию более одного предложения, может
реализовываться в виде единого слова» [Кайда, 2000, с. 37].

В нашем исследовании мы будем понимать текст как сложную систему,
которая имеет свои внутренние закономерности, состоит из упорядоченной группы
предложений, объединенных различными типами лексических, грамматических,
логических, стилистических связей, которая благодаря семантическим и
функциональным взаимоотношениям элементов формирует законченное смысловое
единство, коммуникативную целостность и имеет определенную целенаправленность и
практическую установку.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы