Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Мировая политика- программа региональные проблемы

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимозависимость и противоборство США и Китая в АТР в период администрации Обамы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Азиатско-тихоокеанская стратегия Б. Обамы как новое
направление внешней политики США.. 31

1.1. Стратегия «разворота» в АТР как часть
внешнеполитического курса администрации Б. Обамы.. 31

1.2. Основные компоненты Азиатско-Тихоокеанской стратегии
Обамы.. 41

Глава 2. Американо-китайские отношения в свете стратегии
«поворота в АТР»  47

2.1. Выработка политики США по отношению к Китаю.. 47

2.2. Суть и реализация политики Б. Обамы в отношении Китая. 51

Глава 3. Характер китайско-американского противоборства и
взаимодействия. 61

3.1. Внешняя политика Китая по отношению к США.. 61

3.2. Динамика китайско-американских отношений. 70

Заключение. 78

Список использованных источников и литературы.. 83

  

Введение:

 

Актуальность темы. Отношения с США занимают особое место в системе приоритетов
китайской внешней политики. Именно старт открытого взаимодействия
с США, отмеченный Шанхайским коммюнике 1972 г., и установление дипломатических
отношений с этой страной в 1979 г. дали Китаю возможность выйти из
дипломатической изоляции со стороны стран западного мира и, став полноценным
актором международной системы, получить существенные дивиденды от участия в
установившемся мировом порядке. В 1970-1980-е гг. в условиях противостояния
социалистического и капиталистического блоков налаживание отношений с Китаем
стало крупным стратегическим успехом американской политики. Вместе с тем, мало
кто из политиков и экономистов США в то время мог себе представить, что бедная,
находившаяся в кризисе после «культурной революции» страна с огромной
численностью населения станет второй крупнейшей экономикой мира менее чем за 50
лет. Конструктивное взаимодействие
с Соединенными Штатами стало одним из
ключевых факторов подъема КНР, однако приобретенная страной в итоге
национальная мощь вызвала у Вашингтона опасения, что Пекин может использовать
её для подрыва позиций глобального лидерства США и дестабилизации
возглавляемого ими мирового порядка.

Существующая противоречивость и сложность этих двусторонних
отношений, пожалуй, наиболее ярко проявляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Именно здесь концентрируются интересы, и происходит самое активное
взаимодействие Китая и Америки, от развития отношений которых во многом будет
зависеть не только будущее этого региона, но и конфигурация международной
системы в целом.

В Соединенных Штатах подъем Китая широко
рассматривается как угроза лидерской позиции Америки в международных
отношениях. По предположениям ряда американских аналитиков, Китай –
единственная великая держава, которая потенциально может угрожать статусу Соединенных
Штатов. Смена гегемона может поставить под угрозу стабильность международной
системы, если доминирующая и восходящая 
держава не смогут договориться о руководстве и управлении международным
порядком. По крайней мере, так предполагает теория перехода власти, которая
широко обсуждается в Соединенных Штатах и Китае и известна как «ловушка
Фукидида»[1].

Вашингтон считает Китай державой, которая стремится к региональной
гегемонии в Индо-Тихоокеанском регионе и, в долгосрочной перспективе, к
глобальному господству. Пекин отрицает такие устремления, но подпитывает это
восприятие США более решительной внешней политикой. Администрация Б. Обамы
приняла наступательный подход к конкуренции за власть и идеологическому
конфликту с Китаем, порвав с предыдущей политикой США в отношении Китая по
политическому и экономическому взаимодействию, подкрепленной военным сдерживанием
Китая. Со времен президентства Б. Обамы конфронтационный подход пользуется
широкой поддержкой в правящих кругах США. В настоящее время существует мало
политических стимулов для более спокойного отношения США к экономическим
угрозам и угрозам безопасности, исходящим от Китая. Этот подход не изменился и
при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена.

Глобальная конкуренция с Китаем, похоже, становится новым организующим
принципом внешней политики США. [1] Rachman Gideon. Year in a Word:
Thucydides’s trap (англ.),
Financial Times (18 December 2018). URL: https://www.ft.com/content/0e4ddcf4-fc78-11e8-aebf-99e208d3e521 (дата обращения: 05.04.2021)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С
тех пор как первые торговые суда Соединенных Штатов ступили в Кантон в 1784
году, одна из важнейших закономерностей, касающихся политики США в отношении
Китая, осталась неизменной: личные интересы подпитывали интересы США в
китайско-американских отношениях. Целостность Китая, хотя и пропагандировалась
как очень важный момент, была в основном предлогом для обеспечения
коммерческого процветания Соединенных Штатов. Обеспечить прочные экономические
отношения, которые укрепили бы экономику США и укрепили их позиции власти в
мире, всегда были их главной целью американо-китайских отношений.

Избрание
Барака Обамы в 2008 году было основано на его кампании, которая сделала выбор в
пользу перемен. Изменения планировались на внутреннем и международном уровнях,
а, следовательно, и во внешней политике США по отношению к Китаю. В то время
как Обама намеревался встряхнуть статичные отношения, существовавшие со времен
нормализации Никсона, ему не потребовалось много времени, чтобы вернуться к тем
же предсказуемым моделям, которые формировались на протяжении многих лет.

С
момента сближения между США и Китаем почти все президенты учитывали потребности
Китая, несмотря на его, так называемые, постоянные нарушения прав человека и
агрессивную позицию в Азии. Такая уступчивость в отношении КНР была оправдана
стремлением США удержать своего союзника рядом по нескольким причинам. Самой
важной причиной было дать отпор советскому коммунизму. Но с исчезновением
Советского Союза крупнейшей оставшейся коммунистической державой стал, по сути,
Китай. Однако для того, чтобы изменения были осуществлены, США должны были
пожертвовать своими торговыми отношениями с Китаем, и со времен Никсона ни один
президент не осмеливался на это. Соединенные Штаты становились все более
зависимыми от Китая в том, что касается их экономики, поскольку их долг перед
Китаем превысил триллион долларов, и тот факт, что Китай стал одним из их
крупнейших торговых партнеров. Поэтому страх перед тем, что потеря китайского
рынка может сделать с экономикой США, глубоко укоренился во внешней политике
США.

Что
касается политики одного Китая, то США также оказались в трудном положении.
Хотя их отношения с Тайванем с годами стали более интенсивными, а их военная
помощь Тайваню возросла, США отчаянно пытаются сохранить статус-кво в
Тайваньском проливе. Там, где Тайвань пытается предпринять шаги к
независимости, например, пытаясь вступить в Организацию Объединенных Наций, США
всегда решительно выступали против этих действий. То же самое относится и к
Обаме, который считал, что нарушать отношения Пекина и Тайбэя было бы очень
неразумно, потому что китайцы ценят политику одного Китая как ничто другое. Мы
можем сделать вывод, что Обама, несмотря на то, что его президентство было
основано на переменах, фактически продолжил тенденции, существовавшие с 1970-х
годов.

В
то время как баланс сил между США и Китаем постепенно смещается в сторону КНР,
США больше не хотят или не могут менять китайско-американские отношения.
Красная линия экономических личных интересов влияет на них. Неспособность
Соединенных Штатов изменить динамику этих двусторонних отношений и внести
изменения в политику «одного Китая» – все это можно объяснить страхом потерять
свои позиции силы в мире. И чем дальше мы продвигаемся, тем дальше меняется
баланс сил и тем менее вероятными становятся какие-либо будущие изменения.

По
часто высказываемому мнению Обамы, наиболее важным из них для будущего
процветания и безопасности Америки является Азиатско-Тихоокеанский регион.
Здесь расположены три из семи крупнейших экономик мира (Китай, Япония, Индия),
на долю которых приходится 38 процентов импорта США, и держатели казначейских
ценных бумаг США на сумму около 5,5 триллиона долларов США.

Доминирующим
фактором в меняющейся геополитике этого региона является взаимодействие Китая,
быстро набирающего экономическую и военную мощь (и амбиции), с другими
региональными державами – главным образом США, Японией и Индией – не желающими
приспосабливаться к этому росту за счет своих собственных прежних (или будущих)
позиций.

Заявленная
политика Обамы заключалась в том, чтобы приспособиться к росту Китая,
подчеркивая экономическую взаимозависимость и стремление Китая к сотрудничеству
по региональным и глобальным вопросам, в то же время отрицая любые намерения
США по новому сдерживанию, холодной войне или стратегическому соперничеству. Но
на практике Обама систематически выстраивал американскую военную мощь в
поддержку тех региональных лидеров, которые были наиболее решительно настроены
обуздать подъем Китая, в частности премьер-министра Японии Синдзо Абэ и
премьер-министра Индии Нарендры Моди. Ту же стратегию сдерживания США можно
увидеть, в меньшем масштабе, в усилиях Обамы по укреплению военных связей США с
Филиппинами и Вьетнамом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Азиатско-тихоокеанская стратегия Б. Обамы как новое
направление внешней политики США 1.1. Стратегия
«разворота» в АТР как часть внешнеполитического курса администрации Б. Обамы За первое десятилетие XXI века, в связи с
подъемом Китая и быстрым развитием регионального сотрудничества, произошли
значительные изменения в политической и экономической сферах и в области
безопасности в АТР.

Основными направлениями внешней политики
США в АТР были:

— защита безопасности США и их союзников;

— защита свободы судоходства;

— предотвращение появления любых других
крупных региональных сил в АТР;

— поддержание и расширение коммерческих
связей США с регионом;

— обеспечение контроля и руководства США в
региональных делах[1].

В то же время трагические события 11
сентября 2001 г. вынудили США отвлечь свое внимание от борьбы с терроризмом и
двух войн в Афганистане и Ираке, что привело к снижению степени участия и
интереса США к восточноазиатским делам. Также на внешнюю политику повлияли
значительные экономические трудности, вызванные мировым экономическим кризисом
2008 г., с которыми страна столкнулись в это время.

Следует также отметить, что
фундаментальные причины прорыва США в Азию начали проявляться задолго до начала
деятельности президента Обамы и его администрации. Вашингтон давно понял, что
Азиатско-Тихоокеанский регион – это тот регион, в котором сосредоточены
основные вызовы и возможности для Америки и ее развития, регион, от которого
зависит будущее США, их безопасность и экономическое процветание[2].

Первые шаги в наращивании присутствия в
АТР стали инициативой администрации Дж. Буша-старшего еще в середине 2000-х
годов, который говорил о смещении глобального военного и дипломатического
присутствия США. Это предполагало сокращение числа американских военных
контингентов и персонала дипломатических представительств в Европе и их
перемещение в азиатские страны и на Большой Ближний Восток. Уже тогда было
сказано, что присутствие США в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет
стратегическое значение для страны, и этот регион был поставлен республиканским
правительством на уровень Ближнего Востока с точки зрения его важности, даже с
учетом того, что США вели две серьезные войны[3].
В США  считали, что вопросы модернизации
и демократизации Большого Ближнего Востока имеют решающее значение, чтобы
обеспечить безопасность соединенных Штатов и укрепиться в своей глобальной
гегемонии в долгосрочной перспективе[4].

Ключевым моментом и одним из наиболее
важных положительных внешнеполитических достижений президентства Дж.
Буша-старшего является создание почвы для будущего принятия «азиатской
стратегии». Этим моментом стало сближение США с Индией, которая является второй
по величине страной в мире, оснащенной ядерным оружием, и имеет неоспоримый
авторитет среди развивающихся стран, а также является третьей по величине
азиатской экономикой после Китая и Японии, влияющей на международные отношения.
Снятие санкций против Индии, которые ввел еще Б. Клинтон за ядерные испытания
1998 года, тесное сотрудничество в области ядерной энергетики, крупномасштабная
торговля оружием и военной техникой, положили начало глобального
стратегического диалога, охватывающего многие вопросы региональной и
международной безопасности. Все это стало основой, на которой администрация
Обамы в будущем начала качественно укреплять позиции. Индия стала первым
крупным стратегическим партнером Америки в регионе после окончания холодной
войны. Поскольку для Индии неприемлема позиция подчиненного союзника, страна не
стала  союзником США, но заняла
дружественную позицию нейтрального государства по отношению к США, интересы
которого во многом совпадают с американскими интересами[5]. [1] Toshio W. The Formation of a
Self-supporting Cycle of Structural Transformation in East Asia // Japan Review
of International Affairs. 1995. Vol. 9. № 3. Р. 241. [2]
Мамонов М. «Возвращение» США в Азию // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozvrashchenie-ssha-v-aziyu/
(дата обращения: 05.12.2021) [3]韩召颖:《美国的亚太再平衡战略及其负面影响》,北京:《学术前沿》,2012年12月,第3期,第6-13页 (Хань Чжаоин:
«Азиатско-тихоокеанская стратегия США по восстановлению баланса и её негативные
последствия». Пекин: Издательство «Сюэшу цяньянь», 12.2012(003), с. 6-13) [4]
Чонг Нгиа. Новая стратегия обороны США. США переориентируются на Азию. – URL:
http://www.viet.rfi.fr/quoc-te/20120106-chien-luoc-quoc-phona-moi-cua-hoa-ky-chinh-thuc-chuven-trong-tam-ve-chau-a
(на вьет. яз.)  (Дата обращения:
17.10.2021) [5] Capling A., Ravenhill J.
Multilateralising Regionalism: What Role for the Trans-Pacific Partnership
Agreement? // The Pacific Review. 2011 (December). Vol. 24. № 5. P. 553–575.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы