Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА 7
1.1 Понятие конфликт, стратегии поведения в конфликте 7
1.2 Понятие акцентуации характера 17
1.3 Теоретические представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте 23
Выводы по Главе I 29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера 37
2.3 Статистический анализ взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера 44
2.4 Тренинг на развитие конструктивных способов поведения в конфликте в зависимости от акцентуации характера 51
Выводы по Главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях ускоряющегося темпа жизни, научно-технического прогресса, повышения требований к человеку: его навыкам и компетенциям, возрастает уровень стресса, напряжения отдельной личности и уровень конфликтности в отношениях с другими людьми. Человек не может существовать в изоляции от социума. Поэтому потребность индивида в общении и взаимодействии с другими является естественной, что напрямую связано со спецификой взаимоотношений между людьми и их способностью договариваться друг с другом.
Все это обозначает одну из значимых задач, встающих перед современными теоретическим и практическими исследованиями, которую можно обозначить, как поиск и развитие конструктивных и эффективных стратегий разрешения конфликтов между людьми. В этом процессе не важным становится использование индивидуального подхода и учета индивидуально-личностных особенностей человека. Доказано, что личностные особенности обуславливают стратегию поведения в конфликтных ситуациях (Русак, 2014; Васильева, Вокуева, Николаева 2019; Ахметзянова, Кедрова, Рудакова, 2016; Вязовова, Мелехова, Смолярчук, 2019; Рябых, 2015; Самохвалова, 2013 и др.). Поэтому, можно сказать, что знание личностных особенностей не только позволяет прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и засчет развития определенных качеств личности обеспечивает формирование конструктивных форм межличностного взаимодействия.
На данный момент исследователями изучено влияние акцентуаций характера на социализацию личности (Чеверикина, 2012); на выбор профессии (Крыжановская, 2010); на отдельные особенности поведения (Қасен, 2014); на социальную адаптацию (Белорусова, 2015); в спортивной деятельности (Романова, 2009) и на спортивные достижения (Рудаков, 2017) и др. Нас заинтересовал вопрос взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
Цель исследования: выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
Гипотеза исследования: акцентуации характера взаимосвязаны с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации:
Частные гипотезы исследования:
— личности, которые выбирают конструктивные (компромисс, сотрудничество) стратегии поведения в конфликте, менее склонны к демонстративности, возбудимости и более педантичны;
— личности, выбирающие стратегию приспособления в конфликте, менее экзальтированные, возбудимые и цикличные;
— личности, склонные к выбору стратегии избегания в конфликте, более возбудимые.
Объект исследования: акцентуации характера.
Предмет исследования: взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера.
На основе цели и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:
Теоретические:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера:
— изучить понятие конфликт, стратегии поведения в конфликте;
— определить теоретические основы понятия акцентуации характера, их типы;
— исследовать теоретические представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.
Эмпирические:
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера:
— провести эмпирическое исследование акцентуаций характера;
— провести эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте;
— провести статистический анализ взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
Методические:
3. Выбрать и обосновать методы исследования стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера;
4. Разработать тренинг на развитие конструктивных способов поведения в конфликте в зависимости от акцентуации характера
Характеристика выборки исследования:
В ходе исследования принимали участие студенты в возрасте 17-19 лет, из них – 21 юноша и – 37 девушек. Общий объем выборки – 58 человек. В исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского».
В качестве теоретико-методологической основы нашего исследования выступают: системный и полисистемный подход (Ананьев Б.Т.; Б.Ф. Ломов; Д.Н. Завалишина); принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; А.В. Брушлинский; К.А. Абульханова-Славская); общая теория систем (Л. Берталанфи, Шварц), трансактные модели стресса, теории несоответствия, ресурсный подход (Ф.А. Березин); ситуационный подход (К. Левин; Д. Магнуссон; М. Аграйл, Л. Ферпоссон, Л.Ф. Бурлачук и др.
Методы исследования.
1. Для решения поставленных в исследовании задач использовались методы теоретического, сравнительного, структурного анализов.
2. В качестве эмпирического использовался психодиагностический метод:
— Методика «Личностный опросник» ( Г.Шмишека);
— Методика «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килмена (адаптация Н.В. Гришиной);
— Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Н.П. Тарабриной, взрослый вариант.
3. В качестве методов обработки данных использован
— качественный анализ (описание результатов исследования);
— количественный анализ (использование методов математической статистики: критерий Колмогорова-Смирнова, критерий корреляции r-Спирмена).
Теоретическая значимость исследования: обобщен и систематизирован теоретический материал по изучению акцентуаций характера и их типах. Описаны основные концепции исследования конфликта и стратегий поведения в конфликтной ситуации Раскрыты теоретические представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.
Практическая значимость исследования: данной работы состоит в возможности использования полученных результатов психологическими службами вузов для формирования конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации у студентов, а также профилактике конфликтов. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Заключение:
Одной из значимых задач, встающих перед современными теоретическим и практическими исследованиями, можно обозначить, как поиск и развитие конструктивных и эффективных стратегий разрешения конфликтов между людьми. Знание личностных особенностей не только позволяет прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и засчет развития определенных качеств личности обеспечивает формирование конструктивных форм межличностного взаимодействия.
Нами было проведено исследование на актуальную тему взаимосвязи выбора стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера.
Целью исследования выступало выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
На теоретическом уровне изучено понятие конфликт, стратегии поведения в конфликте; определены теоретические основы понятия акцентуации характера, их типы, а также исследованы теоретические представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.
На эмпирическом уровне изучена взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера. Проведено эмпирическое исследование акцентуаций характера, стратегий поведения в конфликте.
Кроме того, проведен статистический анализ взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
На методическом уровне удалось выбрать и обосновать методы исследования стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера. На основе проведенного исследование разработан тренинг на развитие конструктивных способов поведения в конфликте в зависимости от акцентуации характера.
На основе проведенного исследования удалось подтвердить гипотезу, согласно которой акцентуации характера взаимосвязаны с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Личности, которые выбирают конструктивные стратегии поведения в конфликте, менее склонны к демонстративности, возбудимости и более педантичны. Личности, выбирающие стратегию приспособления в конфликте, менее экзальтированные, возбудимые и цикличные. Личности, склонные к выбору стратегии избегания в конфликте, более возбудимы Полученные результаты могут быть использованы психологическими службами вузов для формирования конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации у студентов, а также профилактике конфликтов. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
1.1 Понятие конфликт, стратегии поведения в конфликте
Первоначальное свое собственное раскрытие конфликта в качестве формы взаимодействия между различными людьми и познания объективной действительности началось в русле философской науки. В рамках социологии данное понятие стало рассматриваться позже в период XIX и XX вв. Налаживание современном этапе разработанности данного понятия, конфликт стал предметом целого ряда научных дисциплин, включая и конфликтологию [Анцупов 2009, с. 512].
Личность в течение всей своей жизни постоянно сталкивается с конфликтами, каждый из которых по-своему уникален. Неповторимость конфликтов заключается в том, что каждый из них возникает совершенно по-разному. Каждая конфликтная ситуация может включать во взаимодействие разное количество сторон. Выход из конфликта и последствия от него всегда различны. Кроме того, отдельная личность, или даже отдельная общность людей вырабатывают свою собственную манеру налаживания отношений, интонацию поддержания дальнейшего взаимодействия, а также индивидуальный стиль поведения конфликте. Однако, несмотря на возможные возникающие различия манер общения и стилей взаимодействия, конфликтное поведение может иметь некоторые схожие признаки. Это связано, в первую очередь, с тем, что решение того вопроса, который был камнем преткновения в отношениях, в определенной степени значимо для всех оппонирующих сторон, что формирует их как взаимодействующих партнеров в данной ситуации.
Изучая теоретические подходы понятия «конфликт», можно сказать, что не существует однозначного определения, его сущность, а также содержание понимаются различными учеными по-разному.
В своих работах А.Г. Здравомыслов обозначает конфликт как важнейший аспект взаимодействия людей в обществе, которая представляет собой отдельную составляющую социального бытия. Подобная форма взаимоотношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, побуждает у них мотивацию обусловленную противостоящими ценностями и потребностями.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяют социальный конфликт как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального контакта, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями положение отношению друг к другу [Анцупов 2009, с.103].
В работах А.А. Урбанович конфликт представляет собой столкновение противоположных интересов (намерений, взглядов и др.) налаживание почве соперничества; отсутствие взаимопонимания потребление различным позициям, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (Урбанович А. А.) [Вербецкий 2016, с. 38].
Рассматривая конфликт как процесс, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов обозначают несколько стадий его развития. Первая стадия – латентная, после которой конфликт переходит во вторую стадию — открытого конфликта (активная стадия), после чего наступает третья стадия — завершения (разрешения) конфликта.
На самом деле конфликт может быть положительным, если им правильно управлять. Конфликт может способствовать развитию навыков построения команды, критического мышления, новых идей и альтернативных решений. Управление конфликтами — это важнейшая компетенция, которой лидеры должны обладать для успеха команды, группы, подразделения или сотрудников, которыми они руководят [Bernburg 2019, c. 706; Malla 2019, c. 630].
Основываясь на симптомах, есть два триггера конфликта, а именно разные взгляды и конфликтующие взгляды. Конфликт провоцируют также (1) расхождения во мнениях, каждое из которых считает наиболее правильным, (2) непонимание, (3) действия, которые считаются наносящими ущерб другой стороне, и (4) ощущение излишней чувствительности, приводящее к негативному мышлению. [11]. Конфликт также вызван плохой коммуникацией.
Непонимание может вызвать оппозицию. Идеи должны быть переданы уместно и этично. В межличностном общении кому-то необходимо научиться сопереживать, слушать других, открываться, хорошо выражать мысли и чувства.
Способы разрешения конфликтов зависят от того, каклюди рассматривают конфликт. Если конфликт воспринимается отрицательно, это повлияет на отношение и поведение деструктивно-дисфункциональное разрешение конфликтов. И наоборот, позитивный взгляд на конфликт формирует отношение и поведение в конструктивно-функциональном разрешении конфликтов.
Обсуждая сам процесс управления конфликтом, необходимо отметить, что здесь различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации ее урегулирование и разрешение.
Урегулирование конфликтной ситуации может происходить, с одной стороны, за счет принуждения одной из сторон, действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью, в результате чего вероятен проигрыш полный или частичный каждой из сторон. Ситуацией подлинного завершения конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа оппонентами истоков и содержания их проблемы [Слободчиков 1995, c. 48].
Важным элементом управления конфликтами является институт медиации, заключающийся в приглашении третьей стороны для урегулирования спора [Гришина 2008, c. 7].