Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь успеваемости и мотивации младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности учебной деятельности и мотивации младших школьников в отечественной и зарубежной литературе 7

1.1. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте 7

1.2. Учебная мотивация в младшем школьном возрасте 14

1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 18

Вывод по 1 главе. 25

Глава 2. Организация и методы исследования 27

2.1 Методологические принципы исследования. 27

2.2 Организация и планирование исследования 27

2.3 Характеристика выборки исследования. 28

2.4. Методы и методики исследования. 28

2.5 Математико-статистические методы исследования 32

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей успеваемости младших школьников с различной учебной мотивацией 34

3.1 Результаты исследования успеваемости младших школьников 34

3.2 Результаты исследования мотивации младших школьников 36

3.4 Результаты изучения взаимосвязи значений показателей успеваемости младших школьников и их мотивации 50

Практические рекомендации 55

Выводы 57

Заключение 63

Список литературы: 65

  

Введение:

 

Школьное образование в России практически не имеет альтернатив. Дети, достигнув определенного возраста, обязаны посещать соответствующее учреждение, чтобы стать полноценными членами общества. И тем важнее для педагогов понимать настоящую мотивацию в учебе у младших школьников, ведь зная подлинные мотивы ребенка, можно оказывать на него влияние бережно и точно. [8]

В младшем школьном возрасте происходит переход от одной ведущей деятельности к другой – от игровой к учебной. Нельзя сказать со 100% гарантией, что каждый ребенок без труда совершает этот переход. Учебная мотивация позволяет взглянуть на процесс усвоения знаний глазами ребенка и увидеть, чем является для него посещение школы: скучной рутиной, которая больше нужна родителям и учителям, или захватывающим новым миром, полным открытий.

Актуальность

Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте тем именно и важна, что именно в начальной школе ученик усваивает начала самостоятельной регуляции своей учебной деятельности. Педагог имеет возможность заложить фундамент для учебной мотивации в старших классах, скорректировать возможную неуверенность в своих силах или негативное отношение к школе. Качество образования во многом зависит от умения педагога применять индивидуальный подход к ученикам и уйти от формализма.

Мотивация учебной деятельности является той ниточкой, ведя за которую, учитель может управлять своими учениками на пути к отличному усвоению знаний. Использование понятия «мотивация» в педагогической деятельности знаменует эру личностного подхода, когда каждый ученик – личность, а не просто продукт «школьного конвейера». Такой подход тесно связан с обучением и воспитанием, ведь формирование мотивации – это воспитание у школьников социально-приемлемых ценностей, активного поведения и целостности поведения, когда слово и дело не расходятся. [12]

Некоторые авторы называют это «педагогикой мотивации». Исследуя структуру мотивации учения, педагог обнаруживает такие компоненты как мотивы, цели, эмоции, интересы. И в этом возрасте возникает не просто отрицательное или негативное отношение к процессу обучения, а реальная сложная структурированная мотивационная сфера, включающая в себя побуждения к учебе и сложные взаимодействия между ними. Мотивационная сфера становится объектом управления педагога. Педагог должен установить настоящую причину отсутствия желания учиться и постараться сформировать способность организовывать собственную деятельность таким образом, чтобы желание учиться возникло устойчиво и самостоятельно.

Научная проблематика связанности академической успеваемости и мотивации учебной деятельности разработана не до конца. Современная педагогическая наука, конечно, затрагивала эту тему (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, А.К. Маркова, А.И. Липкина, М.В. Матюхина, А.М. Прихожан и др.), но отчетливо понятно, что требуются дальнейшие исследования, чтобы разработать педагогический инструментарий и рекомендации родителям и учителям по повышению мотивации младших школьников. Данное исследование позволяет углубить выбранную тему, обладает теоретической и практической значимостью. [18]

Цель исследования: выявить различия в особенностях учебной мотивации младших школьников с различной успеваемости.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психологической литературы по проблеме учебной деятельности и её мотивации в младшем школьном возрасте;

2. Исследовать мотивацию младших школьников

3. Исследовать успеваемость младших школьников

4. Провести сравнительный анализ успеваемости младших школьников с различным уровнем мотивации

5. Выявить взаимосвязь между успеваемостью и мотивацией младших школьников

Объект исследования: Учащиеся младших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: учебная мотивация и успеваемость младших школьников

Гипотезы исследования: Существуют различия в особенностях учебной мотивации у младших школьников с разной успеваемостью.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) организационные методы: сравнительный метод.

2) эмпирические (методы сбора первичной информации): психодиагностические методы (тестирование);

3) методы обработки данных: количественная обработка (анализ распределений значений изучаемых показателей, сравнительный и корреляционный анализ данных);

4) интерпретационные методы: структурный метод

Методики исследования:

• «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г.;

• Эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч.Д. — Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;

• Методика Диагностики учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой;

• Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой;

• Методика «Направленность на отметку». Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой. [21]

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 93 Пушкинского района в Санкт-Петербурге

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях общеобразовательной организации.

Структура работы: введение, три главы, заключение, практические рекомендации, выводы, список литературы, приложение.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важнейшей проблемой современной школы является формирование мотивации учения. Школа всё больше ставит перед детьми самостоятельные задачи, делая личные интересы, жизненные ценности опорой для познавательного процесса.

Мотивация обучения неразрывно связана с обучением и воспитанием, также, как и развитие личности ученика. Чтобы поменялась мотивация, нужно, чтобы у ребенка изменилась картина ценностей, которые он впитал из общества. Педагог должен поощрять и демонстрировать единство слова и дела, активную жизненную позицию

Целью данного исследования являлось выявление различий в особенностях успеваемости младших школьников с различной учебной мотивацией.

Были выполнены следующие задачи:

1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной деятельности и её мотивации в младшем школьном возрасте;

2. Проведено исследование успеваемости младших школьников;

3. Проведено масштабное исследование мотивационной сферы младших школьников;

4. Проведено сравнительное исследование уровня мотивации у детей с разным уровнем успеваемости.

5. Выявить взаимосвязь между успеваемостью и мотивацией младших школьников.

Гипотеза данного исследования: Существуют различия в особенностях мотивации младших школьников с различной учебной успеваемостью.

По результатам анализа теоретической литературы были выявлены следующие положения:

1. Младший школьный возраст характеризуется переходом от игровой деятельности к учебной, что традиционно вызывает кризис в психике школьника. Прежние навыки мотивации могут оказаться несостоятельными.

2. Основная задача младшего школьного возраста – овладение новым видом ведущей деятельности, а именно, учебной деятельностью.

Младшего школьника, по словам А.Н. Леонтьева, характеризует некая дихотомия мотивов:

• С одной стороны, это любознательность, приобретение знаний, активность интеллекта, креативность, мотивация достижений;

• С другой стороны, это мотив получения похвалы и признания (социальные мотивы).

По результатам проведенного исследования была выявлена взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и уровнем успеваемости младших школьников.

Младшему школьнику следует организовать возможности достигать промежуточный успех, быть успешным не только в учебе, но и в социальной жизни класса и школы. Педагогу следует мотивировать ученика через воодушевление и поддержку, избегая отрицательной мотивации через наказания, угрозы и, тем более, нанесение оскорблений. Педагогом подчеркивается ценность ученика вне зависимости


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности учебной деятельности и мотивации младших школьников в отечественной и зарубежной литературе

1.1. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – это очередной рубеж в жизни человека. В прошлом остаются детские игры и отсутствие обязанностей. У ребенка меняется социальная ситуация развития, в связи с чем меняется ведущая деятельность и условия её реализации. Ребенок начинает общаться в более широком круге людей, его положение во внешнем мире значительно меняется.

Новая учебная деятельность – учебная. Она формируется в первое время пребывания ребенка в школе. Другими словами, можно сказать, что в первом классе учитель учит детей учиться. Это и есть одна из главных задач младшего школьного возраста. [8]

В педагогической литературе описана главная проблема младшего школьного возраста: при смене ведущей деятельности не происходит смена мотивации деятельности. Для младшего школьника мотивация деятельности всё та же – выполнение социально значимой деятельности, а нужно, чтобы была познавательная.

Учебная деятельность младших школьников характеризуется процессом присвоения научных знаний [36]. Ребенок погружается в изучение научных понятий, законов, общих способов решения практических задач. Фактически усвоение знаний – задача только школьного времени, а в других местах, где бывает ребенок, усвоение научных знаний является побочным продуктом, в виде, например, житейских понятий. Это можно сравнить с тем, как в реализации игровой деятельности главной мотивацией ребенка является выполнение своей роли в игре, а вот изучение и освоение правил игры оказывается побочным результатом основной деятельности. В школе же ситуация несколько меняется, т.к. в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает, как основная цель и главный результат. Младший школьник начинает оперировать научными понятиями. [22]

Стоит заметить, что в процессе учебной деятельности ребенок не подвергает трансформации сами знания, научные понятия. Но при анализе авторы могу сделать вывод, что меняется сам ребенок. Субъект и объект деятельности объединяются, и субъект становится самоизменяющимся.

Можно сказать, что для учебной деятельности характерно развитие рефлексии. Чтобы оценивать собственную деятельность, сравнивая «чем я был» и «чем я стал», нужно научиться смотреть на себя со стороны. Любая учебная деятельность начинается тогда, когда ребенка оценивают. [38, 43] Система отметок является формой оценки изменений, происходящих в ребенке. В современной школе на данный момент внедряется отсутствие выставления отметок в первом классе (в младшем школьном возрасте). Это помогает ребенку заниматься усвоением умения учиться. Отсутствие отметок позволяет укрепить учебную самооценку ребенка, а, следовательно, усилить его познавательную мотивацию. Получая негативные оценки в первом классе, ребенок может остаться в рамках этого первого негативного опыта, получить такую стигму неуспешного ученика. [22]

Основным фактором реализации учебной деятельности является умение ребенка прикладывать усилия воли, чтобы управлять собой – психическими процессами и поведением. У младшего школьника развивается волевая сфера, обычное «хочу» меняется на «надо», чтобы выполнять требования учителя. Психические познавательные процессы приобретают всё большую и большую произвольность. Можно сказать, что у ребенка проявляется способность ставить цели и их достигать.

Д.Б. Эльконин отмечает, что именно новый опыт оценки собственных действий способствует развитию умения планировать свою деятельность. Младший школьник как бы со стороны рассматривает свои мысли и действия. Разумно и объективно анализируя свои поступки и суждения, ребенок учится рефлексии. [44]

Рис. 1. Новообразования младшего школьного возраста. [29]

Учебную деятельность В.А. Якунин определяет, как специфическую форму индивидуальной активности младшего школьника, имеющая сложную структуру.

Рис. 2. Элементы учебной деятельности [47]

Структурно учебная деятельность может быть поделена на учебные ситуации. Через них младший школьник учится анализировать свойства понятий и явлений, решать практические задачи. В учебной ситуации основная цель – повторение за образцом. В дидактическом смысле различают учебную задачу и конкретно-практическую. Например, решить пример – это конкретно-практическая задача, а вот научить решать примеры – учебная. Через решение учебной задачи решается целый ряд конкретно-практических.

Учебные действия, согласно Д.Б. Эльконину, направлены на «…воспроизводство и усвоение образцов общих способов решения задач и общих приемов определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав их неоднороден: одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие – для работы внутри данного учебного материала, третьи – для воспроизводства лишь отдельных частных образцов». [45]

Педагогическая и психологическая науки одинаково трактуют понятие «учебная деятельность». С одной стороны, учебная деятельность – это научение, обучение, учение. Классическая советская психология определяет учебную деятельность как форму социальной активности, которая означает проявление предметных и познавательных действий.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов дают следующее определение учебной деятельности: это один из ряда видов деятельности субъектов обучения, который направлен на усвоение путем диалогов и полилогов теоретических знаний (умений и навыков) в различных сферах общественного сознания (наука, искусство, нравственность, право и религия. У этих авторов впервые ученик описывается как субъект познания. Это делает образовательный процесс не простой передачей некоторого количества информации с её последующим запоминанием, а процессом развития познавательных процессов, актуализации скрытых способностей, которое способствует возникновению психических новообразований, соответствующих каждому возрастному периоду. [16, 45]

Согласно трудам Г.И. Щукиной, учебная дисциплина не просто система знаний, а также источник организации познания теоретических аспектов окружающего мира. Парадоксально, что субъектная деятельность ученика активизируется воздействием извне. Это даёт широкие возможности для педагогов, ведь познавательная активность, как утверждает Г.И. Щукина, развивается не по воле самого ученика, а под воздействием правильно организованного обучения. [1]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы