Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология-образования

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь уровней развития коммуникативных навыков и тревожности у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты, проблемы развития коммуникативных навыков и тревожности у подростков 7

1.1. Характеристика феномена тревожности в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Специфика развития коммуникативных навыков у подростков 15

1.3. Условия и способы развития коммуникативных навыков

у подростков 24

Выводы по I главе 30

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи уровней развития коммуникативных навыков и тревожности у подростков 32

2.1. Цель, задачи, организация исследования 32

2.2. Анализ эмпирических данных исследования 38

2.3. Программа развития коммуникативных навыков у подростков 46

2.4. Психолого-педагогические рекомендации (для родителей, учителей, школьников) 53

Выводы по II главе 58

Заключение 60

Список литературы 63

Приложение 69

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится, что одной из приоритетных задач современного школьного образования является воспитание детей, способных не только осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, но и способных вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Для этого человеку важно не просто уметь формулировать свои мысли, а четко и ясно выражать их, принимать информацию, обрабатывать и использовать её для своей дальнейшей деятельности в социуме. Качество обмена информацией определяет то, насколько результативной будет эта деятельность. Это в свой черед обеспечивается наличием необходимых коммуникативных навыков и коммуникативного опыта у субъектов взаимоотношений. Поэтому чем раньше начинает осваиваться этот опыт и формируются эти умения, тем успешнее реализуется взаимодействие.

У подростков общение занимает огромное место в жизни и представляет для них самостоятельную ценность. Уже в переходный от младшего школьного к подростковому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со сверстниками и взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается. Особую роль в формирование коммуникативных навыков у ребенка выполняет именно школа.

Степень изученности проблемы в научной литературе. Эта проблема коммуникативных навыков подростков стала предметом серьезного внимания педагогов и психологов. Изучению феномена коммуникативных навыков посвящены труды Ю.Б. Алешиной, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, М.В. Григорьевой, Л.А. Петровской и других; исследование особенностей коммуникативных навыков подростков проведено в работах Д.Ф. Ахмеровой, Т.А. Баблюк, Е.А. Блохиной, Г.М. Бушуева, А.Б. Добрович, И.С. Доровского и других; вопросы моделирования формирования коммуникативных навыков подростков затронуты в работах В.Г. Афанасьева, В.И. Волынкина, В.И. Долговой, А.М. Новикова и других; рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных навыков подростков приведены в работах В.А. Кан-Калик, Л.Р. Калямовой, Н.Д. Никандрова, Г.А. Цукерман и других.

Удовлетворение (или неудовлетворение) настоятельных потребностей в понимании со стороны окружающих, самопознании и самосовершенствовании вызывает у подростков глубокие и длительные эмоциональные переживания по поводу оценки себя другими и самооценки. Они отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением и противоречивостью чувств, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость по отношению к себе и своим товарищам. В связи с удовлетворением острой потребности в общении со сверстниками, которое устанавливает новые нормы поведения, а также с появлением интимно-личностных отношений у них появляется чувство страха, состояния психологического дискомфорта и тревожности. В этот трудный, кризисный период различных достижений, становления «Я», стремительного наращивания знаний и умений складываются не только черты их характера, но и способы эмоционального реагирования, устойчивое эмоциональное отношение к различным явлениям в жизни.

В связи с этим весьма актуальным, наш взгляд, является изучение соотношения особенностей общительности как важнейшего свойства личности подростков и тревожности, проявляющейся в процессе общения и во многом определяющей этот процесс, особенно на данном непростом этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Объект исследования – коммуникативные навыки как системное свойство личности и тревожность.

Предмет исследования – соотношение уровней развития коммутативных навыков и тревожности в подростковом возрасте.

Цель исследования – выявить связь между уровнем развития коммуникативных навыков и тревожности подростков.

Гипотезы исследования состоят в предположении о том, что коммуникативные навыки подростков связаны с характеристиками их тревожности: более общительные, т.е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в этом процессе и имеющие широкий круг друзей и знакомых, являются менее тревожными, и наоборот.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть характеристику феномена тревожности в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить специфику развития коммуникативных навыков у подростков.

3. Раскрыть условия и способы развития коммуникативных навыков у подростков.

4. Проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи уровней развития коммуникативных навыков и тревожности у подростков.

5. Разработать программу развития коммуникативных навыков у подростков и психолого-педагогические рекомендации (для родителей, учителей, школьников).

Методологической и теоретической основой исследования являются теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.); теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Каратаева, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шишкин и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.А. Леонтьев, М.Р. Львов); работы отечественных исследователей в области тревожности (Клепач Ю.В., Кузнецова О.В., Погорелова Е.И., Прихожан А.М. и др.).

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и определение содержания основных проблем исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, опросные метод, тестирование. Методами статистической обработки данных были: метод ранговой корреляции Спирмена.

Экспериментальная база исследования: ______. В исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся 8-9 классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении теоретических представлений о взаимосвязи тревожности и коммуникативных навыков у подростков.

Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использовать разработанную программу по формированию коммуникативных навыков у подростков в практической деятельности учителей и психологов.

Этапы исследования:

Первый этап – анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.

Второй этап– подбор диагностического инструментария для исследования тревожности и коммуникативных навыков у подростков; проведение эмпирического исследования; количественный, качественный, статистический анализ результатов.

Третий этап– разработка программы, направленной на развитие коммуникативных навыков у подростков и психолого-педагогические рекомендации (для родителей, учителей, школьников); оформление выпускной квалификационной работы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятием «тревожность» большая часть психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те, или иные события и явления жизни.

Понятие «коммуникативные навыки» имеет различные трактовки, но авторы единогласны в том, что коммуникативные навыки тесно связаны со взаимодействием и общением людей. Поэтому в рамках данного исследования будем понимать под коммуникативными навыками индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие продуктивное, успешное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Коммуникативные умения формируются у подростка в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения (владение сложной системой психических и практических действий), насколько подросток осознано способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих навыков момент целенаправленного их развития со стороны учителей. Чтобы помочь подросткам вступить в контакт друг с другом, укрепить эти контакты, установить общение на основе сотрудничества, равноправного диалога, необходимо разработать комплекс занятий с использованием тренинговых игр, упражнений, рефлексии.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе __________. В исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся 8-9 классов.

В процессе эмпирического исследования были использованы следующие методы и методики исследования: «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявский, В. А. Федорошин, «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбух, «Шкала CMAS» (авт. А.М. Прихожан), «Методика личностной тревожности» (авт. А.М. Прихожан, адапт. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой)

Результаты исследования уровня коммуникативных навыков подростков по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявский, В. А. Федорошин показали: низкий уровнем коммуникативных склонностей имеют 32,5% человек, уровень ниже среднего имеют 12,5% человек, средний уровень имеют 27,5% человек, высокий имеют 15% человека, очень высокий уровень имеют 12,5% человек.

Результаты исследования уровня коммуникативных навыков подростков по методике «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбух показали: зависимый тип общения имеют: 43,8% человек, компетентный типом имеют: 36,2% человек, агрессивный тип имеют 20% человека.

Также в ходе обследования по методике А.М. Прихожан «Шкала CMAS» было выявлено, что 18,8% подростков имеют очень высокий уровень тревожности, у 22,4% испытуемых несколько повышенный уровень тревожности. У 40% подростков уровень тревожности в норме. Для 18,8% подростков состояние тревожности не свойственно. По методике личностной тревожности (авт. А.М. Прихожан, адапт. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой) было выявлено, что у 25% подростков высокий уровень общей тревожности. У 50% испытуемых средний уровень общей тревожности; у 25% подростков низкий уровень общей тревожности.

В результате корреляционного анализа была выявлена обратная взаимосвязь была выявлена между уровнем коммуникативных и организаторских способностей и уровнем тревожности (r=- 0.746) и уровнем личностной тревожности (r=-0.716), а также обратная взаимосвязь была выявлена между уровнем коммуникативных умений и уровнем тревожности (r=- 0.710) и уровнем личностной тревожности (r=-0.720).

В результате исследования можно сделать выводы, что уровень тревожности влияет на уровень развития коммуникативных навыков, более общительные, т.е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в этом процессе и имеющие широкий круг друзей и знакомых, являются менее тревожными, и наоборот. Полученные данные подтверждают гипотезу исследования.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, была разработана программа развитию коммуникативных навыков у подростков, а также психолого-педагогические рекомендации (для родителей, учителей, школьников).

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты, проблемы развития коммуникативных навыков и тревожности у подростков

1.1. Характеристика феномена тревожности в психолого-педагогической литературе

Понятие «тревожность», как и любое другое понятие не имеет одно четкое и общепринятое определение. Существует большое количество мнений и объяснений определения данного термина.

Соотнесем два понятия: «страх» и «тревожность» («тревога»). Обратимся к понятиям с других языков – «Angst» – немецкий язык, «anxiety» – английский, «angiosse» – французский язык, «Furcht» – немецкий, fear – английский язык. Исходя их перевода, тревожность – это безотчетный страх – тоска, страх-боязнь. Более конкретное понятие стали объяснять лишь в XIX веке, но они все так же считались синонимичными.

Такая неопределенность в понятии «тревоги» в психологических исследованиях явилась последствием его использования в разных значениях. Этим термином объясняли «промежуточную переменную», временное психическое состояние, которое могло возникнуть из-за стрессовых ситуаций [3].

Л.И. Божович рассматривала как интенсивную болезнь или предвиденье болезни, которая уже когда-то была у человека. При этом такая «болезнь» должна быть осознаваемой [9].

В своих работах о тревожности А.М. Прихожан утверждала, что это некое переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием чего-то плохого, неблагополучия, а также ожиданием опасности. Тревожность исследователь относил к характеристике темпераментов, черт личности, и принимал за устойчивое свойство индивида [45].

Тревожность как свойство человека определяет А.В. Чулкова. По его мнению, в состоянии повышенного беспокойства человек испытывает страх и тревогу в конкретных ситуациях [58].

Е.И. Погорелова рассматривает тревожность как психологическую особенность, присущую каждому индивиду, и состоящую из склонности испытывать беспокойство в жизненных ситуациях [43].

С.С. Степанов дал определение тревожности следующее: это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [53].

Тревожность можно рассматривать и как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации, в которой возможна какая-то опасность или угроза. Тревога обеспечивает естественную реакцию на страх.

Тревожность – это «склонность» (З. Фрейд) «оценивать» (Р. Лазарус) «окружающий мир, ситуации» (Ч.Д. Спилбергер), которые могут нести опасность, угрозу.

Мы будем использовать в работе следующее определение, которое наиболее емкое и точное с нашей точки зрения: «Тревожность – это психическое состояние, которое вызывается возможными и вероятными неприятностями, неожиданностями, изменениями в привычной обстановки и деятельности, и выражающегося в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя)». Данное определение принадлежит Н.Д. Левитову [55].

Тревожность, как черта личности, возникает только в состоянии тревоги. И от того, как часто она возникает и с какой интенсивностью, можно судить о принадлежности такого понятия индивиду, как «личностная тревожность» [59].

В рамках теории объектных отношений (Д.Э. Шарфф, Д.С. Шарфф) и эго-психологии (Х. Хартманн) тревога может рассматриваться как страх перед дезинтеграцией человека самого себя или ощущение дезинтегрированным (Х. Кохут), при этом тревога является пусковым звеном развития психопатологических состояний в континууме от невротических (А. Фрейд) к психосоматическим (М. Кляйн).

Существуют работы, в которых тревогу рассматривают в процессе онтогенеза, как перманентную реакцию процесса социализации и адаптации. Сюда входят такие вопросы для изучения, как: когда тревога впервые проявляется «тревогой восьмимесячных» (Р.А. Шпицу), страхи утраты (отделения) – как происходят и почему (Дж.С. Рейнгольд, Дж. Боулби), преобразование страха утраты своей сущности (Д. Винникот).

Исходя из теории бихевиористов, индивид выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности», именно это они принимают за тревожность. А. Бек, А.П.Федоров, С.В. Харитонов, А. Холмогорова, Н. Гаранян, С.К. Хайс, К.Г. Вильсон, Е.В. Гиффорд, В.М. Фолетт, Н.С. Джакобсон, К. Добсон считали, что расстройства на фоне тревоги, комплексные неврозы и другие аномальные реакции в поведении человека – это результат научения, а не симптом.

Экзистенциально-гуманистические психологи А. Адлер и К. Хорни рассматривали тревогу, как состояние произошедшее из-за конфликта, связанного с собственными «эгоистическими побуждениями» и «неписанными нравственными нормами», принятыми в обществе [57].

Однако именно тревога и страх являются движущими силами совести, по мнению экзистенциальных психологов М.Я. Дворецкой, Е.П. Кораблиной, Е.И. Рассказовой, Д.А. Леонтьева, Р. Мэйа, К. Роджерса, П. Тиллиха, Р.Д. Хаэра.

Проявляется тревога в хроническом стрессе или фрустрированности.

В отечественной психологии исследования тревожности начались в 1970е – 1990е годы. Проблемой тревожности занимались Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.

Выделяют два вида тревожности: первая из, которых, считается так называемая ситуативная тревожность. Она возникает в конкретной ситуации, которая вызывает беспокойство. З.Фрейд первый раздели понятие на две части – как состояние и как черта личности. В первых работах он указал, что «борьба между Эго и влечениями либидо является причиной вытеснения и источником тревоги». Однако немного позже, Фрейд отказался от своего утверждения, и пришел к выводу, что тревожность, наоборот, вызывает подавление, а не является его результатом. Он выделил два разных вида тревоги. Первая – «первичная тревога» — предполагает испуг или панику, которая возникает при потрясении человеком какой-либо ситуацией. А второй вид тревоги – «сигнальная тревога», подразумевает способность индивида воспринимать признаки надвигающейся опасности и предпринимать определенные защитные действия. Таким образом, З. Фрейд впервые разделил тревожность на состояние и склонность личности к умению обнаруживать опасность.

Состояние тревоги могут так же быть вызваны климатическими, экологическими факторами, нежели только возможностью фрустрации социальных потребностей. Исследования доказывают и генетическую природу тревожности – физиологические и психологические факторы [3].

Состояние тревоги может возникать у человека в преддверии неприятностей и жизненных сложностей. Это состояние считается нормальным, и играет даже некоторую положительную роль. Тревога выступает своеобразным мобилизатором механизма, который позволяет человеку ответственно и серьезно подойти к решению проблемы. Наоборот, демонстрируя безответственность и несерьезность перед серьезными обстоятельствами, человек становится инфантильным, у него недостаточно формируется самосознание.

Второй вид – личностная тревожность, рассматривается как личностная черта человека, которая проявляется в постоянном переживании в различных ситуациях жизни, даже в тех, которые объективно к этому не располагают. Личностная тревожность характеризуется безотчетным страхом, неопределенным ощущением угрозы, восприятием любого события как неблагоприятным и опасным. Ребенок с таким состоянием постоянно находится в подавленном настроении, он насторожен, пугается от всего, что его окружает, воспринимает всех как врагов. Такое состояние ребенка закрепляется в дальнейшем в формировании низкой самооценки и пессимизма [44].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы