Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь учебной мотивации и самоорганизации старших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и особенности учебной мотивации 7
1.2. Сущность самоорганизации старших школьников 14
1.3. Психолого-педагогические особенности развития старших школьников 22
Выводы по главе 29
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация и процедура исследования 31
2.2. Методы и методики исследования 33
2.3. Результаты исследования 34
2.3.1. Результаты описательной статистики 35
2.3.2. Результаты сравнительного анализа 42
2.3.3. Результаты корреляционного анализа 44
Выводы по главе 53
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 54
3.1. Методологическое обоснование программы 54
3.2. Содержание программы 59
3.3. Особенности реализации программы 62
Выводы по главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Введение:
В настоящее время требования Федеральных государственных стандартов определяют необходимость развития у детей личностных результатов обучения, включая также мотивацию учения. У многих обучающихся в процессе школьного обучения возникают проблемы с успеваемостью. Снижение учебной мотивации у ребенка довольно часто связано с потерей интереса к обучению. Для этого нужно и родителям, и учителям найти пути решения, каким образом нужно мотивировать ребенка.
Дети, обучающие в школе, различны не только по своему темпераменту, но и по уровню психического развития. Для одних учение дается легко, другим надо серьезно потрудиться освоить учебный материал. Чувство постоянного страха перед плохой оценкой, неверного ответа приводит ребенка к потере школьной мотивации.
Мотивация является именно той силой, которая поддерживает детей, даже когда они сталкиваются с препятствиями или проблемами. Мотивация заряжает их энергией, которая необходима для реализации их потенциала. Мотивированный ребенок является целеустремленным, энергичным и изобретательным: он видит ценность в том, что изучает, и полон решимости достичь своих целей.
В контексте школьного обучения уровни мотивации школьников могут отражаться в их вовлеченности и вкладе в образовательную среду. Современные тенденции развития образовательного процесса ориентированы не только на познавательное развитие школьников, но также и на повышение мотивации учащихся, способствующей эффективному обучению и учебным достижениям. Для каждого педагога становится актуальным определить необходимые способы повышения мотивации обучения у школьников. От того насколько успешно у учащихся будет сформирована мотивация учения зависит также эффективность всего образовательного процесса.
Высокий уровень самоорганизации деятельности отличается стремлением к достижению целей, мотивацией, правильным планированием своего времени и многим другим. Особенно значимым, по нашему мнению, является процесс самоорганизации деятельности у старших подростков. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Ведь, в условиях постоянно возрастающей и ужесточающейся конкуренции на рынке труда, намного больше возможностей и перспектив имеет та молодежь, которая является активной, творческой, обладающей способностью к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.
Особенности изучения мотивации становились объектом исследования во многих исследованиях. В данной области можно выделить работы таких авторов: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, В. С. Мерлин, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн и многих других.
Мотивация является одним из наиболее важных факторов в процессе обучения в школе. Школьники с отсутствием учебной мотивации, не будут учиться эффективно. При этом учащиеся могут не обладать мотивацией к учению по целому ряду причин, как внутренних, так и внешних. При этом дети с хорошим отношением к школе с большей вероятностью будут усердно работать и продолжать учиться, даже с связи с тем, что обучение становится трудным. Поэтому при положительном отношении к учебе и школе дети могут быть более мотивированными к обучению.
Мотивация и мотивационная сфера – это стержень личности, к которому тянутся направленность, социальные ожидания, волевые качества и другие характеристики.
Так как подростковый возраст характеризуется потребностью к самоутверждению, в желании быть замеченным, на первый план выходят интимно-личностные отношения, а также для пубертатного периода становится актуальным вопрос дальнейшего профессионального самоопределения. Важно, чтобы подросток умел правильно распоряжаться своим временем и выбирать позитивные формы самоутверждения – в этом и многом другом как раз и помогает процесс самоорганизации деятельности.
Степень разработанности проблемы. Анализ особенностей мотивов и мотивации в психолого-педагогических исследованиях проводился многими авторами. Данную проблему в своих исследованиях освещали такие отечественные и зарубежные авторы как: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, В. С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и многие другие.
Особенности учебной мотивации школьников становились объектом исследованиях в работах таких авторов как: Н.А. Мосина, Г. В. Бурменская, М.В. Матюхина, Е.Н. Бичерова, В. С. Мерлин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова, Т.И. Шамова, М.Г. Морозова, А.Р. Джиоева, С.П. Сахарова и многие другие.
Проблемой самоорганизации деятельности интересовались и интересуются многие из выдающихся исследователей. Например, такие как: В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.П. Попова, Ю.А. Цагарелли и другие.
Несмотря на то, что к настоящему времени данной проблеме посвящены многие исследования и работы многих авторов, однако теоретико-методологические особенности проявления взаимосвязи между мотивацией учения и самоорганизацией старших школьников остается малоизученным вопросом. Исходя из этого темы работы: «Взаимосвязь учебной мотивации и самоорганизации старших школьников», является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи учебной мотивации старших школьников с разным уровнем самоорганизации и разработать программу развития навыков самоорганизации старших школьников.
Объект исследования: учебная мотивация и самоорганизация старших школьников.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи учебной мотивации старших школьников с разным уровнем самоорганизации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования, изучить особенности учебной мотивации и сущность самоорганизации старших школьников.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Проанализировать, обобщить, проинтерпретировать и оформить полученные в ходе эмпирического исследования результаты.
4. Разработать программу, направленную на развитие навыков самоорганизации старших школьников.
Гипотеза исследования:
1. Существуют достоверные различия в типах учебной мотивации
у старших школьников с разным уровнем самоорганизации.
2. Существует взаимосвязь типов учебной мотивации и самоорганизации старших школьников.
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы.
2. Методы сбора информации: тестирование.
3. Интерпретационные методы: сравнительный анализ.
4. Методы математической статистики.
Диагностические методики исследования:
1. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (Е. Лепешова).
2. Методика изучения мотивации учения (О.Ю. Окунева).
3. Опросник «Диагностики особенностей самоорганизации» (ДОС) (А.Д. Ишков).
Эмпирическая база исследования: в исследование принимали участие 60 учащихся старших классов, которые обучаются в средней школе. Возраст учащихся 15-16 лет.
Методологическая основа исследования:
1) положение о мотивах и мотивации человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, Р.Р. Бибрих, В. С. Мерлин, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.);
2) теория деятельностного подхода в обучении (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Практическая значимость полученных результатов исследования: материалы эмпирического исследования могут послужить основой для повышения уровня учебной мотивации старших школьников. А так же могут быть использованы педагогами старших классов как ориентиры для разработки программ по формированию самоорганизации старших школьников.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников. Объем выпускной квалификационной работы составляет 64 печатных страниц. В работе содержится 7 таблиц, 19 рисунков.
Заключение:
В итоге выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Можно отметить, что особенности мотивов и мотивации человека является достаточно актуальным объектом исследования в настоящий момент. В данном исследовании, проанализировав точки зрения различных авторов на понятие мотивации можно отметить, что под этим понятием можно понимать некоторый психологический процесс, который обусловлен определенными факторами (внешними и внутренними) и причинами, побуждающими человека совершать определенные поступки, которые в процессе определенного воспитательного процесса определяют личностно значимые качества человека. Мотивация тесно связана с потребностями человека и деятельностной сферой. Благодаря мотивации человек может достигать определенных целей и стремится к получению определенных результатов.
2. Можно сделать вывод о том, что самоорганизация – это сложный процесс, включающий в себя ряд основных функциональных компонентов. В процессе обучения навыки самоорганизации являются одними их составляющих универсальных учебных действий. За счет формирования таких навыков у школьников формируются способы деятельности, благодаря которым учащиеся могут получать новые знания. Успешно сформированные навыки самоорганизации у школьников позволяют им планировать свою деятельность, регулировать результаты своей деятельность, успешно управлять процессом обучения.
3. Учащиеся старших классов – это старшие подростки. Данный период имеет особое значение в жизни каждого человека. Период старшего подросткового возраста соответствует четырнадцати – семнадцати годам. Данный период является своеобразным переходом к взрослому возрасту. В этот период у школьников происходят как физические изменения, так и когнитивные. Память подростков становится более интеллектуальной. Старшие подростки отличаются произвольным вниманием. Ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение школьников. Основным для детей является утверждение своего статуса в коллективной группе, среди ровесников, утверждение у них своего авторитета, уважения и внимания.
4. Была представлена цель и задачи эмпирического исследования, определена процедура исследования и база исследования. В исследовании всего приняло участие 60 детей старшего школьного возраста. Возраст учащихся, принимающих участие в экспериментальном исследовании 15-16 лет.
5. В эмпирическом исследовании для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
2) Диагностические методики.
3) Методы математической обработки.
6. Положение гипотезы о существовании достоверных различий в типах учебной мотивации у старших школьников с разным уровнем самоорганизации подтвердилось.
По результатам корреляционного анализа в общей выборке выявилось 171 взаимосвязей учебной мотивации учащихся с компонентами самоорганизации.
Это означает, что подтвердилась гипотеза о том, что существует прямая взаимосвязь типов учебной мотивации и самоорганизации старших школьников.
Результаты исследования показывают необходимость создания организованных условий для развития навыков самоорганизации старших школьников.
7. Была разработана программа для старшеклассников по развитию навыков самоорганизации старших школьников через развитие учебной мотивации. Данная программа рассчитана на 34 учебных часа в течение одного учебного года.
8. Представили тематический план программы для учащихся старших классов. Был разработан тематический план программы, состоящий из трех основных частей – вводной, основной и заключительной. Представили содержание занятий данного курса.
9. Были представлены особенности реализации программы по развитию навыков самоорганизации старших школьников через развитие учебной мотивации. Представлен примерный перечень самостоятельных заданий для учащихся.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и особенности учебной мотивации
Проблема мотивации ребенка к обучению является острой проблемой, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Отвечая на вопрос, что побуждает человека к какому-либо действию, зачем он это делает, что им движет, и мы ответим, что потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она является внутренним стимулом поведения и деятельности. На основании множества человеческих потребностей А. Маслоу выстроил свою пирамиду, где разделяет эти потребности на пять основных категорий [11].
Потребности всегда побуждали человека к деятельности. Если человек имеет потребность во вкусной еде, хорошем доме или хочет путешествовать, то он начинает заниматься трудовой деятельностью. Или имеет потребность в общении, в желании кому-то довериться, то он находит такого человека [1].
Особенности изучения мотивации становились объектом исследования во многих исследованиях. В данной области можно выделить работы таких авторов: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, В. С. Мерлин, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн и многих других.
Мотивация является одним из наиболее важных факторов в процессе обучения в школе. Школьники с отсутствием учебной мотивации, не будут учиться эффективно. При этом учащиеся могут не обладать мотивацией к учению по целому ряду причин, как внутренних, так и внешних. При этом дети с хорошим отношением к школе с большей вероятностью будут усердно работать и продолжать учиться, даже с связи с тем, что обучение становится трудным. Поэтому при положительном отношении к учебе и школе дети могут быть более мотивированными к обучению [7].
Мотивация и мотивационная сфера – это стержень личности, к которому тянутся направленность, социальные ожидания, волевые качества и другие характеристики [13].
В формировании мотивов деятельности играют большую роль интересы. От них зависит многое, что хочет человек, какого он возраста, к какой социальной группе относится. И от этого будет зависеть, к каким мотивам деятельности он стремится, чего хочет достичь: достаточно будет удовлетворение физических потребностей или стремление к признанию, достижению успеха и высокой оценки, и карьеры по служебной лестнице [21].
Понятие «мотив» трактовалось многими исследователями и авторами с различных точек зрения и с различных теоретико-методологических позиций и научных течений. Мотив рассматривался как потребность в исследованиях такого автора как А. Маслоу. А. Маслоу «предположил, что мотивация является результатом попытки человека удовлетворить пять основных потребностей: физиологических, безопасности, социальных, уважения и самореализации. Согласно Маслоу, эти потребности могут создавать внутреннее давление, которое может влиять на поведение человека» [29].
Установлено, что данная проблема представлена исследованиями многих отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков в контексте данной работы, в основе которой лежит повышение мотивации к учебе у учащихся школы [30].
Со стороны деятельностного подхода авторы также рассматривали мотивы в своих исследованиях (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.). А.Н. Леонтьев впервые среди отечественных авторов рассматривает понятия деятельности и мотивации в одном теоретическом контексте. Определение мотива в работе автора приводится как необходимость, что позволяет выявить его особый характер.