Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ
УИС   7
1.1
Темперамент человека: сущность понятия, виды и характеристика. 7
1.2
Содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе  11
1.3
Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС.. 23
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ УИС   35
2.1
Организация и процедура эмпирического исследования. 35
2.2
Характеристика методик эмпирического исследования. 36
2.3 Анализ
результатов эмпирического исследования. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….68

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Психологическая
устойчивость к стрессу в современных условиях становится одним из наиболее
востребованных к изучению вопросов психологии. Интерес к этой теме обусловлен
усложнением условий существования человека в окружающем его современном мире (в
социуме возрастает напряженность, происходят политические и военные конфликты,
экономические потрясения, информационные перегрузки и пр.).

Особой отраслью, в которой высокая
стрессоустойчивость является востребованной характеристикой, является
профессиональная деятельность. Стресс, сопровождающий труд, предъявляет высокие
требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие подобных ресурсов приводит
к снижению результативности деятельности, нарушениям адаптации к социуму, а
также к формированию болезней, вызванных переживанием чрезмерного стресса.

Особенно ярко подобные тенденции проявляются в
условиях экстремальной деятельности человека, например, таких как
профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС).
Профессиональная деятельность сотрудников УИС характеризуется высокой
напряженностью, ответственностью и эмоциональной сложностью условий несения
службы. Систематическое общение с лицами криминальной направленности,
отдаленность значительной части мест несения службы от экономических и
культурных центров страны, недостаточно высокий уровень материальной оплаты
труда, низкая престижность профессии и нередко ограниченность карьерных
перспектив приводит к формированию у сотрудников УИС чувства хронической
напряженности, тревоги, ожидания неприятных событий и пр.

Особое место, при построении эффективно
функционирующей системы «субъект-субъект», участниками которой являются
сотрудники УИС, отводится специфическому социальному,
социально-психологическому, культурному, а также эмоциональному фону, который
обуславливает результативность их профессиональной деятельности. Работники УИС
в своей профессиональной деятельности постоянно испытывают разного рода
перегрузки. Напряжение психики, потребность в неустанной оперативной
реактивности налагает специфические требования на нейрофизиологическую
организацию сотрудников, а также на качества их психики. Устойчивые служебные
стрессы, имеющие обязательные последствия для всех сфер жизни, оказывают
содействие накапливанию у работников УИС неразрешенных проблем, что, в свою
очередь, ведет к профессиональным деформациям и выгоранию, дезадаптации,
развитию специфичных отношений по месту работы и в семье, специфических
жизненных сценариев. Все это воздействует на психическое здоровье сотрудников УИС,
их профессиональную эффективность и определяет потребность в дальнейшем
исследовании вопроса их профессиональной устойчивости к стрессогенным факторам
профессиональной деятельности.

Условия труда для сотрудников УИС сложно поддаются
корректировке в виду специфики контингента, поэтому при профессиональном отборе
потенциальных специалистов важно учитывать не только их психологическую
стрессоустойчивость, но и иные личностные характеристики, в частности
темперамент.

Сказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной
работы: «Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС».

Степень научной разработанности
проблемы. Проблема психологического стресса и
личностной стрессоустойчивости исследовалась Н.А. Абдуллиным, Л.В. Алексеевой,
Н.А. Батуриным, Б.А. Вяткиным,
Н.В. Гафаровой, А.И. Донцовым, Л.В. Кавун, В.И. Лебедевым, О.В. Лозгачевой, Е.Б.
Перелыгиной, А.А. Реаном и др.

Изучение стресс-факторов
профессиональной деятельности сотрудников УИС проведены А.Н. Баламут, М.Г.
Дебольским, Л.Н. Елошвили, А.В. Ильиным, А.В. Роговым, Е.А.
Стрелковой, Н.В. Шестерня и др.

Вместе с тем, следует отметить,
что взаимосвязь
темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС изучена недостаточно.

Объект исследования:
личностные особенности сотрудников УИС.

Предмет исследования: взаимосвязь
темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС.

Цель
исследования: выявить особенности взаимосвязи
темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС.

Гипотеза
исследования
состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь
темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС, а именно рост нейротизма
и интроверсии обуславливает снижение психологической устойчивости к источникам
стресса, внутриличностных ресурсов преодоления стресса (копинг-стратегий).

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего
комплекса задач:

1. Рассмотреть
сущность понятия «темперамент», его виды и характеристику.

2. Изучить
содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе.

3. Охарактеризовать
психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС.

4. Организовать и
провести эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и
стрессоустойчивости у сотрудников УИС.

5. Выполнить анализ
результатов эмпирического исследования взаимосвязи темперамента и
стрессоустойчивости у сотрудников УИС.

Методы исследования:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— обобщение научных теорий;

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка данных (расчет рангового
корреляционного коэффициента Спирмена).

Методики
исследования:

— опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС)
(Е.В. Распопин) – для диагностики психологической устойчивости к
стрессу;

— шкала C (эмоциональная устойчивость –
неустойчивость), шкала H (социальная смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р. Кеттелл) – для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности;

— методика
изучения копинг-стратегий поведения в стрессе (Р. Лазарус) – для диагностики ведущих копинг-стратегий;

— личностный опросник Г. Айзенка (EPI) – для выявления темперамента.

База
исследования: СИЗО-1 по Краснодарскому краю.

Выборку
испытуемых составили 40 сотрудников. Все – мужчины,
в возрасте от 23 до 42 лет.

Структура
выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя
главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и
приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность
выбранной темы дипломной работы состояла в том, что сотрудники
пенитенциарной системы при выполнении своих функциональных обязанностей
постоянно встречаются с чрезмерными физическими, психическими и умственными
нагрузками, сопровождающимися при этом неправильным режимом труда и отдыха,
систематическим недосыпом и нарушением режима приема пищи. Высокий уровень
профессионального стресса, с одной стороны, и отсутствие навыков преодоления
стресса конструктивными способами, с другой стороны, нередко приводит к формированию
хронического стресса, систематического чувства тревоги и ожидания опасности,
профессиональным деформациям у сотрудников УИС. В связи с этим мы полагаем, что
изучение индивидуально-личностных особенностей, сотрудников УИС, оказывающих
влияние на их уровень стрессоустойчивости, в частности темпераментных
характеристик, востребовано как теорией, так и
практикой.

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило выявить особенности взаимосвязи темперамента и
стрессоустойчивости у сотрудников УИС.

Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:

— была рассмотрена сущность понятия
«темперамент», его виды и характеристика;

— было изучено содержание понятий «стресс» и
«стрессоустойчивость» в научной литературе;

— были охарактеризованы психологические
особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС;

— было организовано и проведено эмпирическое
исследование взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС;

— был выполнен анализ результатов
эмпирического исследования взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у
сотрудников УИС.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что существует
взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников УИС, а именно рост
нейротизма и интроверсии обуславливает снижение психологической устойчивости к
источникам стресса, внутриличностных ресурсов преодоления стресса
(копинг-стратегий).

Таким образом, цель работы была достигнута,
задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение необходимо отметить, что
выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается
в систематизации и обобщении научных позиций относительно сущности понятия,
видов и характеристики темперамента человека; в уточнении представлений ученых
о содержании понятий «стресс» и «стрессоустойчивости»; в выявлении
психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Практическая значимость исследования
обусловлена возможностью использования материалов работы следующими категориями
лиц:

— организационными психологами с целью
оптимизации сопровождения служебной деятельности сотрудников УИС, оказания им
помощи в формировании устойчивости к источникам стресса, развития
внутриличностных ресурсов стрессоустойчивости;

— студентами-психологами с целью
самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой
схожей научной проблематики, с целью систематизации эмпирических данных.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

У СОТРУДНИКОВ УИС 1.1 Темперамент человека: сущность понятия,
виды и характеристика В зарубежной психологии наиболее известными теориями о темпераментных
особенностях личности выступают теории Г. Олпорта, Г. Айзенка и Р. Кетелла.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже
1930-х – 40-х гг. американским психологом Г. Олпортом. Согласно его
представлениям, черта обусловливает определенную поведенческую реакцию на
широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и
является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего
мира (например, социальные ситуации), адекватные наличествующей черте [41].

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р.
Кеттела. Если Г. Олпорт, ставя во главу угла индивидуальные диспозиции,
использовал, главным образом, идиографический метод исследования, направленный
на углубленное изучение конкретного человека, то Г. Айзенк и Р. Кеттел,
опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для
значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие
выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные
математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк,
и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии
является прогностической, т.е. главной задачей выступает необходимость
предсказать поведение человека в той или иной ситуации [3; 30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы