Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь стратегий преодолевающего поведения личности и ее отношения к здоровому образу жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Теоретические основания изучения взаимосвязи стратегий преодолевающего
поведения личности и ее отношения к здоровому образу жизни.. 5

1.1 Понятие «здоровый образ жизни»:
определение, компоненты.. 5

1.2 Характеристика феномена
«совладающее поведение». 13

1.3 Проблема стратегии совладающего
поведения и ее отношения к здоровому образу жизни в научных исследованиях. 23

Глава 2
Экспериментальное исследование взаимосвязи стратегий преодолевающего
поведения личности и ее отношения к здоровому образу жизни.. 27

2.1 Организация исследования:
методики, описание выборки. 27

2.2 Анализ результатов исследования
взаимосвязи стратегий совладающего поведения и отношения студентов к здоровому
образу жизни. 32

2.3 Рекомендации по формированию
установок на здоровый образ жизни у студенческой молодежи. 36

Заключение. 45

Список
использованных источников. 47

Приложение 1. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ
2  62

  

Введение:

 

Здоровый
образ жизни  представляет собой
определенный комплекс знаний, представлений, действий, отношений. Человек,
который склонен вести здоровый образ жизни, выстраивают собственное жизненное
пространство таким образом, чтобы обеспечит необходимый уровень физической и
интеллектуальной активности, тип питания, взаимодействия с окружающими людьми и
т.д. В современных условиях, когда человек вынужден существовать в достаточно
неблагоприятных условиях среды, подвергаться воздействию многочисленных
неблагоприятных факторов, выработка позитивного и осознанного отношения к
здоровому образу жизни является необходимым для сохранения определенного уровня
здоровья и оптимальной жизненной активности. Пропаганда здорового образа жизни
ведется достаточно активно в СМИ, интернет-пространстве и т.д.

Однако
достаточно большое количество людей тем не менее, понимая необходимость
соблюдения принципов здорового образа жизни, не придерживаются его. Можно
предположить, что определенное значение в данной тенденции имеет склонность
личности использовать те или иные стратегии совладания со стрессом.

Под
стратегиями совладания подразумевается тот или иной тип поведения, который
позволяет субъекту переживать кризисные ситуации, справляться с негативными
переживаниями и др. Можно предположить, что нежелание соблюдать хотя бы
частично здоровый образ жизни связано с неконструктивными стратегиями
совладания. Однако возможна и иная ситуация, когда чрезмерное увлечение
мероприятиями здорового образа жизни само по себе может выступать способом
ухода или избегания различных травмирующих мыслей, переживаний. Однако анализ
научной литературы показал, что данная тема учеными практически не
исследовалась. Соответственно, возникает проблема: каким образом различные типы
отношения к здоровому образу жизни соотносятся со склонностью прибегать к тем
или иным стратегиям совладания со стрессом, что определяет актуальность данного
исследования.

Цель
исследования: теоретически и экспериментально изучить взаимосвязь отношения к
здоровому образу жизни и стратегий совладания личности.

Объект
исследования: отношение личности к здоровому образу жизни.

Предмет
исследования: взаимосвязь отношения к здоровому образу жизни и стратегий
совладания личности.

Задачи
исследования:

1. Проанализировать результаты научных исследований
по проблеме  взаимосвязи отношения к
здоровому образу жизни и стратегий совладания личности;

2. Определить стратегии совладающего
поведения у студенческой молодежи исследуемой выборки.

3. Выявить отношение к  здоровому образу жизни у студентческой
молодежи в исследуемой выборки

4. Установить взаимосвязь отношения к
здоровому образу жизни и стратегий совладания личности.

5. Разработать рекомендации по формированию
установок на здоровый образ жизни у студенческой молодежи

Методы исследования: теоретический
анализ научной литературы по проблеме
исследования, систематизация и обобщение полученных данных, тестирование (методика
« Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Индекс отношения к здоровью и
здоровому образу жизни» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), качественный и
количественный анализ данных исследований, Методы статистического анализа
данных (корреляционный анализ Пирсона).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ и эмпирическое
изучение проблемы исследований позволяет сделать следующие выводы.

Под копинг-стратегиями понимается
стратегии поведения личности в кризисных ситуациях, способы преодоления
стрессов и эмоционально напряженных обстоятельств. Целью совладающего поведения
выступает повышение адаптированности субъекта к изменяющимся условиям существования.

В настоящее время не сложилось единой
классификации копинг-стратегий. Как правило, выделяют проблемно-ориентированный
копинг, направленный на поиск путей устранения проблемы;
эмоционально-ориентированный копинг, который предполагает снижение эмоциональной
напряженности и остроты переживаний; избегание.

Эмпирическое исследование копинг-стратегий
студентов, в котором приняло участие 20 человек, показало следующее. 60%
участников исследования предпочитают копинг-стратегии, ориентированные на
избегание. Также 55% участников исследования в тех или иных ситуациях
используют проблемно-ориентированный копинг, который заключается в попытках
анализа и разрешения возникшей проблемы. 45% участников исследования прибегают
к эмоционально-ориентированному копингу (поиск эмоциональной поддержки во
внешнем окружении).

Здоровый образ жизни – это сформировавшийся
многократно воспроизводящийся алгоритм поведения субъекта, который имеет для
него статус сложившейся нормы и имеет положительный эффект с точки зрения сохранения
и укрепления его здоровья. В понятие ЗОЖ включается отсутствие различных
зависимостей, культура питания, физическая культура, соблюдение режима дня,
труда и отдыха, гигиены и т.д. Склонность к здоровому образу жизни может быть
спровоцирована различными факторами: модными тенденциями, желанием достичь идентичности
с определенной группой, осознанным желанием сохранить здоровье в течение
максимально длительного времени. Осознанное отношение к здоровому образу жизни
является максимально благоприятным.

Исследование особенностей здорового образа
жизни студентов показало следующее. Эмоциональная шкала отношения студентов к
здоровью составляет 10,61 балла, что говорит о том, что студенты получают
положительные эмоции, занимаясь собственным здоровьем и достигая достаточно
высоких результатов в этом. Познавательная шкала составляет 8,01 балла, что
говорит о том, что студенты данной выборки демонстрируют активный интерес и
осознанно ищут необходимую информацию о своем здоровье и способах его
поддержания. Практическая шкала составляет 9,17, что указывает на то, что
студенты предпринимают активные действия по поддержанию и сохранению своего
здоровья, ведут здоровый образ жизни. Корреляционный анализ взаимосвязи
стратегий совладания и отношения к здоровому образу жизни у студентов показал
наличие статистически значимой взаимосвязи между
проблемно-ориентированным копингом и познавательной и практической шкалой
индекса отношения к здоровому образу жизни, а также между копингом,
ориентированным на избегание, и эмоциональной шкалой индекса интереса к
здоровому образу жизни.

Можно предложить следующие рекомендации по формированию осознанного
отношения к здоровому образу жизни у студентов. Необходимо создать ряд
педагогических условий в преподавании физической культуры в соответствующих
учебных заведений таким образом, чтобы вырабатывать у студентов соответствующее
отношение и потребность в соблюдении норм и правил здорового образа жизни

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие
«здоровый образ жизни» появилось и стало использоваться в 1989 году. Создателем
этого определения можно считать профессора-фармаколога Израиля Берхмана. Он
первым среди медиков сформулировал теорию здорового образа жизни. Те сообщения
по этой теме, которые он предлагал вниманию ученых на различных научных
конференциях, неизменно вызывали большой интерес у окружающих. В современных
условиях тезисы И. И. Брехмана о полноценном сне, рациональном и
сбалансированном питании, пользе движения и свежего воздуха известны всем [3].

Культура
здоровья — это интегративная личностная структура, которая представляет собой
проявление гармоничного богатства и целостности личности, универсальности ее
связей с окружающими людьми, а также способности личности к творческой и
активной жизнедеятельности. Культура здоровья представляет собой весьма
значимый компонент общей системы культуры. Она занимает одно из доминирующих
положений среди проблем мировой значимости современного общества, от решения
которых зависит его будущее. Такая важная роль обусловлена тем, что
исключительно в условиях здорового социума может продуктивно происходить
эволюция, которая, согласно представлениям исследователей, протекает в
настоящее время и будет осуществляться и в дальнейшем, базируясь на концепции культурного
освоения мира [7].

Процесс формирования основ культуры
здорового образа жизни у младших школьников в значительной степени
обуславливается тем, какое содержание подразумевается под данным термином. Теоретические
основы культуры здорового образа жизни у младших школьников основаны на
следующих понятиях.

«Формирование» – это процесс становления
человека как социального существа под воздействием всех без исключения
факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических,
психологических и т. д. [27].

«Здоровье» – это состояние полного
физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов (из Устава о Всемирной организации
здравоохранения) [28]. Совершенствование состояния здоровья нового поколения представляется
одной из наиболее значимых целей современной науки, медицины и педагогики,
соответственно, образовательным учреждениям отводится существенная роль в
решении данного вопроса. Педагоги вместе с представителями семьи, медицинского
сообщества, психологами и общественностью должны таким образом организовать и
осуществить образовательный процесс, чтобы сохранить и укрепить здоровье
обучающихся к моменту завершения обучения [9].

Здоровье, представляя собой одну из
доминирующих ценностей в жизни каждого субъекта, выступает как естественная,
абсолютная и непреходящая ценность. Представление о здоровье как наивысшем
жизненном благе сложилось очень давно и в процессе повышения уровня развития
науки и техники, важность сохранения и укрепления здоровья только увеличивается
[8].

Здоровье является предметом изучения многих наук. Среди них валеология –
наука о специфических особенностях выражения, механизмах и методах поддержания,
укрепления и сохранения здоровья человека, имеющая междисциплинарную
направленность, вобравшая достижения в области сохранения здоровья таких наук,
как: медицина, психология, социология, культурология и др. [7]. Однако, в
отличие от медицины которая ставит вопрос о природе заболеваний, причинах
болезней, лечении и профилактике, которая направлена на предотвращение причин,
вызывающих те или иные недомогания, валеология изучает природу здоровья,
факторы, условия и обстоятельства, определяющие уровень и качество здоровья,
механизмы его сохранения [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы