Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь стиля детско-родиткльских отношений и тревожности младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение
взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня тревожности у детей младшего
школьного возраста. 7

1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме тревожности  7

1.2. Специфика
детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте  14

1.3. Влияние
детско-родительских отношений на проявления тревожности у детей младшего
школьного возраста. 27

Выводы по главе 1. 37

Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по определению влияния детско-родительских отношений на тревожность у
младших школьников. 39

2.1. Организация и
методики исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности
младших школьников. 39

2.2. Анализ и
интерпретация результатов исследования. 42

2.3. Рекомендации по
оптимизации детско-родительских отношений и преодоления тревожности младших
школьников. 50

Выводы по главе 2. 57

Заключение. 58

Список литературы   61

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. При развитии и становлении личности ребенка
на него влияют разные факторы, поскольку он постоянно взаимодействует с
окружающей средой на том или ином уровне. Центром в этом взаимодействии
выступает семья, так как именно от семьи зависит каким будет расти ребенок,
какое место он будет далее занимать в общественных отношениях. Вместе с тем,
именно тип семьи становится причиной появления установок, набора ролей и
системы взглядов ребенка, его дальнейших взаимоотношений с другими, его место в
обществе и т.п.

В связи с этим, для взаимоотношений между
родителями и детьми необходимо придерживать педагогических и психологических
знаний. Среди таких знаний следует отметить принятие во внимание возрастные
особенности детей, общие педагогические и психологические основы, методы
воспитания. Притом, важный период в развитии ребенка является переход из
детского сада в школу, поскольку в это время меняется уклад жизни ребенка, у
него появляется новое социальное положение как в коллективе, так и в семье. Тем
самым период младшего школьного возраста считается одним из базовых для
формирования личности.

Однако семья оказывает влияние на когнитивное,
эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего
жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной
социализации ребенка и его взаимоотношений со сверстниками, уровень
эмоционального состояния, адаптации к новым условиям и развитие личности в
целом, а также на уровень тревожности младших школьников.

Актуальность изучения
проблемы тревожности детей, а также определения методов ее коррекции на раннем
этапе обуславливается тем, что уровень тревожности в существующих стрессовых
ситуациях современного общества стали одним из важных факторов, которые оказывают
влияние на становление личности детей. Помимо этого, период обучения ребенка в
начальной школе выступает сенситивным временем для формирования всех
основополагающих свойств личности детей. В связи с этим, от того, как будет
происходить закладывание его качеств характера, определяется его дальнейшее
развитие. Сегодня же складывается такая тенденция, при которой можно увидеть
рост количестве тревожных детей, для которых характерно проявление повышенного
беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т.п.

Таким
образом, рассматриваемая нами проблема
является одной из значимых в современных психологических и педагогических
науках, а ее исследование и результаты нацелены на решение многих
педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и
воспитания младших школьников.

Объект
исследования – тревожность детей младшего школьного
возраста.

Предмет
исследования – зависимость тревожности младших
школьников от стиля детско-родительских отношений.

Цель
исследования – выявить взаимосвязь стилей
детско-родительских отношений и тревожности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования –
существует взаимосвязь между тревожностью младших школьников и стилем
детско-родительских отношений:

— младшие школьники с
высоким уровнем тревожности воспитываются в семьях, где преобладает
авторитарный, непоследовательный стиль семейного воспитания;

— младшие школьники с
низким уровнем тревожности воспитываются в семьях, где преобладает
демократического стиля воспитания.

Поставленная
цель и проверка гипотезы предполагает решение следующих задач исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической
литературы раскрыть особенности формирования эмоциональной сферы младших
школьников и специфику детско-родительских отношений с детьми младшего школьного
возраста.

2. Выявить взаимосвязь тревожности младших
школьников и типа детско-родительских отношений.

3. Разработать рекомендации по оптимизации
детско-родительских отношений и составить проект программы по коррекции
тревожности младших школьников.

Теоретико-методологическая основа
исследования:

Особенности семьи,
семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали
Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г.
Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В.
Бондаренко и другие.

Исследованиями в области семейных отношений,
влияющих на развитие личности ребёнка, занимались такие психологи и педагоги
как Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и
другие. Учебная
деятельность младших школьников давно изучается в разных аспектах на кафедре
психологии младшего школьника ФНО Института детства: Макаровой К.В., Шадриковым
В.Д., Суворовой Г.А., Ореховой Н.В., Зотовой Т.В., Стюхиной Г.А. и др.

Многие
психологи, такие как В.М. Астапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, А.А.
Пургина,
А.Ф. Ануфриев и другие,
занимались изучением и рассмотрением проблемы детской
тревожности. Анализ исследований данных авторов показывает, что тревожность
ребенка имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны,
является результатом социализации.

Методы исследования:

1.
Теоретические (теоретический анализ литературы и публикаций по теме
исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных учеными
исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения).

2.
Эмпирические методы (проведение тестирования и анкетирования).

3. Количественный
и качественный анализ полученных данных.

Общей
методологической и теоретической основой исследования являются методологические
принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма,
психологии развития, личностного подхода.

Методики
исследования: Тест «Стратегия семейного воспитания»
(Т.А. Фалькович и Н.С. Толстоухова), методика диагностики родительского отношения (А. Варга и В.
Столин), методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки).

База
исследования: исследование проводилось на базе
Пойковской средней общеобразовательной школы №2 (СОШ №2 в ПГТ Пойковский). В
исследовании участвовали 15 детей младшего школьного возраста и их родители.

Теоретическая
значимость исследования заключается в
расширении и уточнении представлений о тревожности и стилях детско-родительских
отношений в младшем школьном возрасте. Теоретические
и экспериментальные результаты исследования важны как для психологии личности,
так и для педагогики в деле воспитания и развития обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в получении
результатов, которые могут использоваться в психолого-педагогической работе с
младшими школьниками при решении проблем школьной тревожности, а также
психологами при оптимизации детско-родительских отношений.

Структура работы определяется ее целью и
задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, младший школьный возраст
занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это
время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности
психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля. Действия начинают
соотноситься с внутренним планом. Основной деятельностью в младшем школьном
возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов,
влияющих на появление тревожности у обучающихся.

Изучение тревожности
младших школьников актуальна в современном мире. Тревожность является одним из
наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в
школьной практике. Понятие тревожности занимает
весомое место в психических теориях и исследовательских работах с тех времён
как Фрейд выделил её роль при неврозах. Однако не хватает отчетливого обширно
принятого определения. Основная масса определений расположены рассматривать
тревожность как унитарное положение и не улавливают ее трудности. На наш
взгляд, тревожность
является индивидуальной психологической особенностью, которая заключается в
повышенной склонности переживать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в
том числе тогда, когда общественные характеристики этому не предрасполагают.

Семейное воспитание же представляет интегративную
характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к
своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки,
эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы
семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.

Во второй главе провели исследование по
определению особенностей детско-родительских отношений. Изучили результаты, сделали выводы: по нашим данным, в целом выделяется значительное
напряжение сферы отношений родителей и детей. Такая ситуация является
неблагоприятной для личностного развития ребенка. Более детальный анализ
особенностей типов родительского отношения показывает, что существуют
значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах
детско-родительского взаимодействия.

В 4 семьях выявлен демократический стиль
поведения, в 7 семьях либеральные, в оставшихся 4 – авторитарный. При этом,
изучая особенности родительского отношения к детям было определено 60% принятия
и 40% отвержения. В
демократических семьях родители принимают и поддерживают своих детей, а все
авторитарные семьи характеризуются отвержением в родительском отношении к
детям. Что касается либеральных семей, то отношение к детям встречается как
принятие, так и отвержение.

Изучая уровень тревожности у младших школьников было
определено, что 48% младших школьников имеют средний уровень тревожности, и по
26% детей высокий и низкий. Для детей с демократическим стилем
детско-родительских отношений характерно наличие низкого уровня тревожности,
тогда как в авторитарных семьях можно проследить высокий уровень тревожности

Исследуя отношения в семье со стороны родителей
и детей, мы установили, что отношения строятся на основе сохранения видимой
благожелательности, родители испытывают трудности во взаимоотношениях,
разработали и применили на практике программу по оптимизации
детско-родительских отношений. Наши результаты подтвердили предположение о том,
что большие резервы заключены в использовании педагогом методов игрового
моделирования родительского отношения с целью развития у родителей рефлексии
собственных воспитательных приемов. Оно побуждает родителей к поиску более
подходящего способа родительского отношения, упражняет в логичности и
доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического
такта, способствует выявлению новых способов по взаимодействию родителей и
детей.

Вовлекаемый в игровую ситуацию, родитель
начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком не
только словесно, но и эмоционального. Многие родители, склонные к
авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше
осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего
ребенка, больше доверять его силам и компетентности.

Мы надеемся, что данная работа окажется нужной
и полезной для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных
профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для
заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком,
готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.

Практическая значимость работы для родителей,
воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в
области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых
контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и
оценить его право быть собой.

Таким
образом, цель и задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблем детско-родительских отношений
и уровня тревожности детей младшего школьного возраста 1.1 Особенности формирования тревожности у детей
младшего школьного возраста Делая упор на
психологическую литературу, можно отметить различные определения понятия
тревожности. Основная масса исследователей считают, что тревожность необходимо
рассматривать дифференцированно, т.е. как ситуативное явление, как личностную
характеристику, предусматривающую переходное состояние и динамику.

В целом тревожность
предполагает субъективное проявление неблагополучия личности. Поэтому современные
исследования проявлений тревожности направляются, прежде всего, на изучение
различий ситуативной тревожности и личностной, а также на разработку методов
анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения [54].

Микляева А.В., Румянцева П.В. [43] определяют
тревожность как эмоциональное состояние, либо реакцию, для которой свойственны
следующие параметры:

1. Различная
напряжённость (уровень ситуативной тревожности имеет возможность зависимости от
массы факторов);

2.
Неустойчивость во времени (эмоциональный
дискомфорт связан с определённой обстановкой);

3.
Наличие неприятных волнений напряжённости,
опасения, беспокойства, страхи;

4.
Выраженная активация вегетативной нервной
системы [43].

Под личной тревожностью исследователи понимают
устойчивую персональную характеристику, отображающую склонность личности брать
на себя разные конфликтные ситуации, и жажду самостоятельно найти пути их решения.
Как склонность, личная тревожность активируется при восприятии определённых
стимулов, расцениваемых человеком как опасных самооценке и самоуважению.

Размеры личностной тревожности дают
возможность предсказать возможность возникновения состояния беспокойства в
перспективе. Субъект, у которого степень тревожности высокая, будет принимать
различную стрессовую ситуацию более грозящей, и будет ощущать наиболее
выявленный уровень ситуативной тревожности [53].

Анализ источников по психологии даёт
вероятность выделить наружные объективные факторы, содействующие наращиванию
степени тревожности, связанные с профессиональной работой, и внутренние,
личные, то есть те личные особенности индивида, которые воздействуют на процесс
подъёма уровня тревожности.

На основе
выше рассмотренных определений понятия «тревожности» можно сделать вывод, что в
целом психологи рассматривают ее как состояние человека, характеризующееся
повышенной склонностью к переживаниям либо опасениям и беспокойству, которое
имеет отрицательную эмоциональную окраску [50].

Непосредственно
школьную тревожность можно назвать одной из форм проявления эмоционального
неблагополучия ребенка. Она находит свое выражение в волнении, повышенном
беспокойстве в учебной обстановке, в классе между сверстниками, в ожидании
плохого отношения к себе, либо в отрицательной оценке со стороны учителей.
Тревожный ребенок живет, постоянно ощущая беспричинный страх, который приводит
к дезорганизованности любой деятельности, и в итоге, к низкой самооценке и
неуверенности в себе. Следует учитывать, что такое состояние ребенка может
выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, способствующего
углублению личных противоречий. Примером этому могут выступать противоречия
между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой [38].

По мнению одного из
исследователей, а именно О. Иншаковой [34], среди всех оснований, которые
вызывают детскую тревожность на первом месте, стоит неправильное воспитание и
неблагоприятные отношения ребенка с родителями, в частности с матерью. Так,
если мать отвергает или не принимает своего ребенка по той или иной причине, у
него возникает тревога. Причиной этому становится отсутствие возможности
удовлетворять свою потребность в заботе и любви, что в свою очередь сказывается
на возникновении страха. Помимо того, ребенок начинает любыми способами
добиваться удовлетворения данной потребности, а это может привести к еще более
тяжелым проявлениям тревожности [34].

Исследователи также
говорят о том, что тревожность у ребенка может выступать как последствие
симбиотических отношений с матерью, которая постоянно ограждает его от
трудностей и проблем, тем самым привязывая ребенка к себе. Такое положение
приводит к появлению тревожности у ребенка в тот момент, когда он остается без
матери, даже на короткий промежуток времени. Вместе с этим у такого ребенка не
развивается самостоятельность и активность, он становится зависимым [29].

Следующим моментом,
который необходимо отметить, изучая причины возникновения тревожности у младших
школьников, выступают завышенные требования в семье. Зачастую такие требования
не по силам ребенку, ему сложно справляться с ними, что приводит к появлению
тревожности, вызванной страхом не справится с поставленной задачей, или сделать
что-либо не так, как от него ожидают. В таких детско-родительских отношениях
семья культивирует правильность поведения, опираясь на жесткий контроль,
строгие правила, отступление от которых приводит к наказанию [33].

Далее выделим ряд причин
появления противоречивого внутреннего состояния ребенка, которые вызывают
чувство тревожности.

1. Наличие противоречивых
требований к ребенку, которые идут от родителей, когда они противоречат сами
себе, то запрещая, то разрешая что-то одновременно.

2. Появление неадекватных
требований от родителей, которые не могут быть выполнены ребенком, поскольку не
соответствуют его возможностям или стремлениям.

3. Наличие негативных
требований, которые ставят ребенка в зависимое положение, либо унижают его [28].

Все такие случаи могут
привести ребенка к появлению ощущения потери опоры, которое вызывает потерю
ориентиров в жизни, что вызывает неуверенность в себе и в окружающей
действительности. Тем самым появляется чувство тревоги, которое может перерасти
в постоянную тревожность ребенка [21].

Часто тревожность младших
школьников возникает по причине нехватки эмоциональных и общественных стимулов.
Такие ситуации могут складывать с человеком в любом возрасте. Однако
исследования по этой проблеме показывают, что в детстве, в период закладывания
фундамента человеческой личности, последствия тревожности могут быть
значительными и опасными. Тревожность всегда возникает в тех случаях, когда
ребенок не чувствует любви и интереса к себе в семье, а также в таких семьях, в
которых наблюдается рациональное и холодное воспитание [23].

Тревожность проникает в
душу ребенка в то время, когда конфликт окутывает всю его жизнь, формируя
препятствия для реализации его важных потребностей. К таким потребностям
относятся следующие:

1. Потребность в физическом существовании
(пища, вода, свобода от физической угрозы и т.п.);

2. Потребность в близости и привязанности к
человеку или группе людей;

3. Потребность в независимости,
самостоятельности и признании права на собственного «Я»;

4. Потребность в самореализации и раскрытии
своих способностей;

5. Потребность в смысле жизни и цели [22].

Более частой причиной
тревожности считается выдвижение завышенных требований к ребенку, негибкая и
догматическая система воспитания, которая не учитывает собственную активность
ребенка, не обращает внимания на его интересы, способности и склонности. Так,
некоторые исследователи [17, 19, 20] утверждают, что выраженное проявление
тревоги часто наблюдается у хорошо успевающих детей, характеризующихся
добросовестностью, требовательностью к себе вместе с ориентацией на отметки, но
не на процесс познания.

Следует
отметить, что признаки, которые характерны для всех тревожных взрослых, можно
так же отнести и к тревожным детям. Зачастую это неуверенные в себе дети с
неустойчивой самооценкой. Чувство постоянного страха перед неведомым приводит к
тому, что такие дети изредка проявляют инициативу. Они послушны, предпочитают
не обращать на себя внимание, ведут себя примерно дома, в школе, стараются
выполнять все требования родителей и учителей, не нарушают дисциплину. Их
называют скромными и застенчивыми. Но стоит принимать во внимание, что их
примерность и дисциплинированность носят защитный характер. Другими словами,
ребенок делает все, чтобы избежать неудачи [16].

Зачастую
тревожный ребенок характеризуется частыми проявлениями беспокойства и волнения,
наличием большого числа страхов. При этом страх и тревога возникает в той
ситуации, когда ребенку, казалось бы, ничего не угрожает. У них отмечается
особенная чувствительность. Так, ребенок может переживать, что пока он
находится в школе, с его семьей может что-то произойти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы