Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи стилей
семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 7
1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогической
литературе. 7
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие
личности ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 15
1.3 Особенности развития самооценки детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития. 23
Глава 2. Исследование взаимосвязи стилей семейного
воспитания и самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития. 31
2.1. Организация и проведение исследования. 31
2.2. Анализ результатов исследования. 36
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию
внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития. 50
Заключение. 57
Библиографический список. 60
Приложение 68
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время исследования самооценки
человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в
психологической теории и практике. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают
самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития,
порождаемый всей ее жизнедеятельностью [4; 43; 44].
Как отмечает Л. В.
Бороздина, самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и
недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка
связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением
человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах
окружающих и в своем собственном мнении [6].
В исследованиях А.И.
Липкиной показано, что для детей с проблемами в развитии особую важность имеет
формирование и развитие самооценки. Ее особенностями являются понимание себя
как личности, своих положительных и отрицательных качеств, отношения к
собственному Я окружающих и причин их различного отношения. Ребенок с задержкой
психического развития характеризуется временным и обратимым замедлением темпа
развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелым мышлением и недостаточной
интеллектуальной направленности [36].
О. А. Кондратьева
считает, что самооценка ребенка является регулятором его поведения и тесно
взаимосвязана с его внутренним состоянием, деятельностью, взаимоотношениями и
т.д. Неадекватная самооценка ведет к различным трудностям на пути ребенка на
данный момент и в дальнейшем [27].
С.И. Смирнова отмечает,
что младший школьный возраст – это период становления и развития личности
ребенка, его внутренней психической жизни и его личностных особенностей [48].
Согласно исследованиям
Р.Д. Бураджиевой, Т.С. Гутовой, Е.Г. Капитанец, Е.И. Панариной для младших
школьников с задержкой психического развития самооценка определяет успешность
их социального взаимодействия, поэтому проблема развития самооценки является
актуальной и востребованной в психологии [8, 14, 22].
В исследованиях Е. В.
Собчук, Е. В. Гуровой показано, что одним из факторов формирование самооценки
являются стили семейного воспитания детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития. Семья играет определяющую роль в формировании
самооценки детей. В каждой семьи существует свой стиль воспитания, который
формируется родительскими установками, ценностями, а также эмоциональным
отношением к ребенку. Каждый родитель оказывает непосредственное влияние на
поведение ребенка, усвоение им правил и норм поведения в обществе, на
формирование позиции ребенка по отношению к себе и к миру [49].
Цель исследования: изучить
взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу
по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности
самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Исследовать стили
семейного воспитания, реализуемые в отношении детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития.
4. Исследовать
взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
5. Разработать
методические рекомендации для педагогов по развитию
внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования:
стили семейного воспитания, реализуемые в отношении детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития, и их самооценка.
Предмет исследования:
взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
предполагается, что стили семейного воспитания оказывают существенное влияние
на формирование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития, а именно гармоничные стили семейного воспитания
формируют адекватную самооценку, а дисгармоничные – заниженную самооценку.
Методы исследования: метод
анализа литературы, анамнестический метод, метод тестов, метод количественного
и качественного анализа. В качестве диагностических методик использовали методику
«Кто я?» (методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна), методику «Лесенка» (В. Г.
Щур), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теоретическая значимость
исследования: обобщили и систематизировали взгляды
разных авторов на проблему влияния стилей семейного воспитания на особенности
формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития.
Практическая значимость
исследования полученные результаты исследования могут
быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных
учреждений, при составлении программ профилактики и коррекции нарушений
самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.
База исследования:
исследование проводили на базе МБОУ СОШ №1 р. п. Хор. В исследовании приняли
участие дети младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психического
развития» в количестве 20 испытуемых и их родители.
Структура выпускной квалификационной
работы: исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, включающего 60 наименований, приложения.
Заключение:
Самооценка – это знание
человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка определяется
как сложное динамическое личностное образование; личностный параметр умственной
деятельности; результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в
себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он
предполагает, видят в нем другие.
Стили семейного
воспитание непосредственно влияют на развитие самооценку детей младшего
школьного возраста с задержкой психического. Ребенок усваивает ценности,
параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по
которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми
или иными качествами и чертами. Поэтому очень важно придерживаться гармоничного
типа воспитания, для того чтобы дети росли в благополучной эмоциональной среде.
В данном случае будут протекать благоприятные условия для формирования
адекватной самооценки ребенка, где взаимоотношения детей и родителей будут
сопровождаться взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, отношениями
взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и
адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью
воспитания.
У младших школьников с
задержкой психического развития прослеживаются все виды самооценок: адекватная
устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного
завышения или занижения. Самооценка младшего школьника с задержкой психического
развития динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в
дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко, именно поэтому в
данном возрасте необходимо создавать условия для формирования адекватной
самооценки у детей. Самооценка является значительным фактором, влияющим на
состояние психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Если у
обучающегося неадекватная и неоправданная самооценка, это может нанести непоправимый
урон ребенку и в данный момент, и в будущем. Чтобы такого не было, педагогам,
психологам и родителям необходимо корректировать ее.
В результате
эмпирического исследования были изучены особенности стилей семейного воспитания
и самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.
В результате изучения
особенностей самооценки у младших школьников с задержкой психического развития
было выявлено, что самооценка обучающихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития определяется как неадекватная. Были получены
данные, что дети младшего школьного возраста имеют неадекватно завышенную
самооценку: они склонны переоценивать свои возможности, ставят себя гораздо
выше сверстников, принимают исключительно лидерскую позицию, стремятся
постоянно находиться в центре внимания. Очевидно, что перечисленные особенности
будут негативно сказываться на всестороннем личностном развитии, на характере
межличностных отношений, что в последствии приведет к трудностям социальной адаптации
в обществе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В результате исследования
особенностей стилей семейного воспитания было выявлено, что большинство семей,
воспитывающих детей с задержкой психического развития имеют низкий уровень
развития детско-родительских отношений. Родители испытывали негативные эмоции к
своим детям, раздражение и злость, не воспринимали своего ребенка как
индивидуальность, игнорировали его интересы и предложения, чаще всего
критиковали своих детей, и приписывали им личную и социальную
несостоятельность. Между родителями и их детьми проявлялась психологическая
дистанция, при этом родители практически не контролировали детей. Дети часто
испытывали необходимость в помощи и поддержке со стороны родителей. Также дети
отметили враждебность со стороны родителей, которая проявляется агрессивностью
и чрезмерной строгостью. Взаимодействие основывается на позициях силы и
деспотичности. Кроме этого, в данных семьях наблюдалась непоследовательность
родителей, что указывает на неспособность детей предугадать, как поведут себя
родители в той или иной ситуации: строго накажут или простят.
В результате
корреляционного анализа выявили, что стили семейного воспитания оказывают
существенное влияние на формирование самооценки детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития, а именно гармоничные стили
семейного воспитания формируют положительную самооценку, а дисгармоничные –
заниженную самооценку. Что подтверждает гипотезу исследования.
На основе полученных
данных была разработана программа, направленная на развитие внутрисемейных
отношений у младших школьников с задержкой психического развития. Программа
была предназначена для преодоления выявленных в ходе опроса разногласий между
детьми и родителями. В результате работы в рамках программы ожидается
укрепление авторитета родителей, улучшение их морального облика, формирование
готовности к диалогу с ребенком. Занятия призваны воспитать у взрослых уважение
к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем человека.
Дети же, в свою очередь, по итогам занятий в рамках программы должны увидеть
своих родителей, с другой стороны, понять их, воспитать в себе уважение к ним,
стремление помогать.
Итоги работы послужили
основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была
достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения взаимосвязи стилей семейного воспитания и самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 1.1. Понятие самооценки в
психолого-педагогической литературе Проблема возникновения и
развития самооценки является одной из основных проблем становления личности
ребенка Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е.
осознание человеком самого себя, физических сил, умственных способностей,
поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим к
другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное
отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и
духовным силам.
В психологической
литературе, посвящённой самооценки, возможно ознакомится с ее определением,
выделенными различными авторами, а также с основными аспектами ее формирования.
В психологическом словаре
под ред. Б.Г. Мещерекова Б.Г. и В.П. Зинченко самооценка определяется как
ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны
своей личности, деятельности, поведения [5].
Р. Бернс рассматривает
самооценку, как показано выше, в структуре «самоощущения», которое связано с
самооценкой как совокупностью отношений «к себе» и является суммой всех
восприятий индивида о себе и определяется как «совокупность всех восприятий
индивида о себе, связанных с его оценкой» [2].
А.В. Захарова определяет
самооценку как форму отражения индивидом себя как объект познания, которые
представляют ценности, личностные значения, ориентацию на общепринятые
требования общества к деятельности, поведению [19].