Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений сотрудников коллектива

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретический анализ состояния исследования социально
— психологического климата в коллективе ………………………………… 4 1.1. Научные представления и
психологические подходы к
изучению социально-психологического климата ……………………………… 1.2. Факторы формирования социально —
психологического климата в коллективе ……………. 1.3. Теоретический анализ проблемы
межличностных отношений в психологии ………………………………………………………… 1.4. Понятие и психологические подходы к
классификации межличностных отношений ……………………………………………
Выводы по теоретической главе ……………………………………… Глава II. Эмпирическое
исследование по изучению взаимосвязи социально-психологического климата и
особенностей межличностных отношений сотрудников трудового коллектива …………………. 2.1. Характеристика выборки, базы
исследования и описание методик 2.2. Результаты исследования
социально-психологического климата 2.3. Результаты исследования особенностей
межличностных отношений
Выводы по эмпирической главе
……………………………………… Заключение………………………………………………………………… Список
литературы……………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………….

  

Введение:

 

Исследование проблемы взаимосвязи
социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений
сотрудников не теряет своей актуальности.

Социально-психологический климат (СПК)
принято понимать, как целостное, относительно устойчивое состояние трудового
коллектива, которое отражает как реальную ситуацию трудовой деятельности, ее
условия, организацию труда, так и  
характер межличностных отношений [1]. Он выступает как интегральная и
динамическая характеристика психических состояний сотрудников трудового
коллектива.

Благоприятный психологический климат
способствует развитию и реализации потенциала, мотивации, ценностной ориентации
сотрудников, оказывает влияние на межличностные отношения, работоспособность,
удовлетворенность трудом в целом. Неблагоприятный климат, наоборот,
препятствует продуктивной деятельности, тормозит развитие как личности, так и
всего трудового коллектива. На него влияют такие факторы как удовлетворенность
члена коллектива группой и своим местом в ней, стиль руководства руководителя,
качество взаимоотношений с коллегами, уровень конфликта,
социально-психологические установки.

Социально-психологический климат определяется
системой сложившихся межличностных отношений, с определенным психологическим
настроем членов коллектива – это результат совместной деятельности людей, их
межличностного взаимодействия [4, с.196].

Как отмечают В. В. Бойко, А. Г. Ковалёв, В.
Н. Панфёров «сущность каждого человека открывается только в связях с другими
людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах
общения, а самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм
проявления социально-психологического климата» [4, с 11].

В тоже время межличностные отношения могут
влиять как позитивно на продуктивность профессиональной деятельности в трудовом
коллективе, так и создавать ситуации дисгармоничных межличностных отношений. В
трудовом процессе неизбежны стрессовые, конфликтные ситуации, которые могут
привести к конструктивному разрешению противоречий либо нарушить взаимодействие
и в свою очередь повлиять на социально-психологический климат трудового
коллектива.

Большое количество исследований в различных
подходах посвящено данной теме, однако на современном этапе развития
Российского общества, характеризующегося быстрыми изменениями, возникающими
кризисами, долей неопределенности в экономической, производственной, социальной
сферах, изучение взаимосвязи социально-психологического климата и
межличностного взаимодействия остаются востребованным и открытым.

Актуальность темы.
Данная проблема практически не исследована в трудовых коллективах авиационного
персонала гражданской авиации и является, безусловно, актуальной.

Постоянно
изменяющиеся экономические условия, возросшие требованиями к профессиональному
уровню, рост личностных притязаний сотрудника, трудовая деятельность в условиях
дефицита времени, большой объем поступающей информации, наличие
нервно-психической напряженности, значительное повышение ситуационной
тревожности, утомление, работа в нештатных ситуациях оказывает влияние на
межличностные отношения и создает необходимость создания благоприятного
социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Научно-методологическая база — в своей работе мы опирались на
концепции таких авторов, исследовавших проблему СПК, как: Н.С. Мансуров,
Кузьмин, А.Н. Лутошкин, А.А. Русалинова, К.К. Платонов, Н.Н. Обозов, Б.Д.
Парыгин, Л. Г. Почебут и В.А. Чикер, В.М. Шепель и др., а также ученых,
разрабатывавших проблему межличностных отношений, таких как Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Н.В
Гришина А.И Донцов, В.Н Мясищев, Р.С. Немов и др.

Цель исследования — исходя из вышеизложенного, была
поставлена цель — выявить взаимосвязь социально-психологического климата и
особенностей межличностных отношений сотрудников трудового коллектива.

Объект исследования — социально-психологический климат в
коллективе.

Предмет исследования – особенности взаимосвязи межличностных
отношений сотрудников трудового коллектива и социально- психологический климата.

Гипотеза исследования — нами выдвинуто предположение –
между социально-психологическим климатом и межличностными отношениями в
коллективе существует тесная взаимосвязь.

Задачи исследования – в
соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. На
основе анализа литературных источников изучить теоретические аспекты
исследования взаимосвязи социально-психологического климата и особенностей
межличностных отношений сотрудников трудового коллектива.

2. Провести эмпирическое исследование
социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений
сотрудников трудового коллектива в Сургутском центре Организации воздушного
движения.

3. Исследовать взаимосвязь показателей
социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений.

4. Сделать выводы по проблеме исследования.

Методы и методики исследования:

1.Теоретические
методы анализа данных: — изучение и анализ научно-психологической
литературы, монографий и периодики.

 2.Эмпирические методы анализа данных:


экспресс методика по изучению социально психологического климата в трудовом
коллективе. (О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто)


тест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в
модифицированном варианте Л.Н. Собчик;


социометрия (Дж. Морено).

3.
Статистические методы анализа данных:


методы математической статистики: непараметрический метод «Ранговой корреляции»
Спирмена.

Эмпирическая база исследования — Филиала «Аэронавигация Севера Сибири»
Сургутский центр ОВД. Характеристика
выборки исследования — общая выборка испытуемых составила 30
человек из них – 25 мужчин и – 5 женщин. Испытуемыми являлись сотрудники службы
УВД, занимающиеся организацией, планированием и обеспечением движения воздушных
судов на воздушных трассах в районе аэродрома, в районах авиационных работ с
обеспечением безопасности и регулярности полетов, в возрасте от 24 до 57 лет,
имеющие высшее и средне-специальное образование.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования
материалов нашего исследования для разработки программы коррекции межличностных
отношений и улучшения социально-психологического климата в процессе управления
деятельностью предприятия и повышения его эффективности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретический
анализ состояния исследования социально — психологического климата в
коллективе 1.1. Научные представления и психологические подходы к изучению социально-психологического
климата Н. С. Мансуров впервые использовал
термин «психологический климат», когда занимался изучением коллективов на
производстве. Российский научный сотрудник В. М. Шепель позже уточнил это
понятие, в его понимании социально-психологический климат является эмоциональной
окраской и психологическими связями членов коллектива, возникающими на основе
близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, наклонностей членов
данного коллектива. В данном исследовании важно, что при характеристики
психологического климата исследователи повторяют одни и те же составляющие, на
их основе можно построить системный набор признаков, определяющих
психологический климат [23, c. 13].

В. М. Шепель также заключил, что
социально-психологический климат состоит из трёх компонентов: социального климата, морального
климата, психологического климата [33, c.33-51]. Социально-психологический климат, будучи важной составляющей
производственных процессов, и не только, подвергся достаточно тщательному
изучению. В процессе изучения сформировалось более четырех подходов, но мы
рассмотрим только основные четыре. К представителям первого подхода следует
отнести Л. П. Буеву, Е. Е. Кузьмину, Н. Н. Обозова, А. Уледова. Данные учёные
смотрят на социально-психологический климат как на общественно политический
феномен, они пишут о коллективном сознании. По сути, данные ученые говорят о
том, что есть некое общественное настроение, что социально-психологический
климат проявляется как нечто коллективное [12 c.76-89, 8 c. 12-56, 32 c. 114, 44 с. 52, 28 с. 54].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы