Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Взаимосвязь психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Теоретический анализ подходов к изучению проблемы межличностных отношений 7
1.2 Анализ существующих подходов к проблеме психологического благополучия личности 13
1.3 Теоретические подходы к изучению проблемы психологического благополучия и типов межличностных отношений 24
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 30
Глава II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
2.3 Практические рекомендации по повышению уровня психологического благополучия и коррекции межличностных отношений у людей среднего возраста 47
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
Введение:
На современном этапе развития общества происходят изменения во всех сферах социальной и духовной жизни, что не может не отражаться на личностном развитии человека, его психологическом благополучии. Формируется качественно новая ситуация, когда востребованы психологически благополучные специалисты, способные понимать психику других людей, уметь чувствовать настроение их, внутренний мир, уважать достоинство личности, способны планировать свое карьерное и профессиональное развитие.
Такая ситуация требует от человека умения преодолевать жизненные неурядицы, конструктивно решать проблемные ситуации, во время практик. Поэтому для каждого очень важно быть психологически благополучными, что связано с чувством счастья, удовлетворением собой, успеваемостью в учебе и жизни.
В этой связи актуальной проблемой является изучение личностных особенностей, которые влияют на стремление человека достигать и поддерживать психологическое благополучие как условие успешного обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.
Сегодня проблема психологического благополучия личности активно исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами. Психологическое благополучие рассматривается как интегративное образование, одно из уровней общего благополучия личности.
По мнению О.О. Фоминой [63], можно выделить следующие основные направления в исследовании благополучия: возрастная и культурная детерминация психологического и субъективного благополучия, а также соотношение благополучия и других психологических феноменов (переработка и переживание негативного опыта, социальное поведение, восстановление и построение положительного функционирования).
Анализ исследования детерминанта психологического благополучия, осуществленный Л.Б. Козьминой [36], позволяет констатировать, что его уровень может зависеть от: баланса положительных и отрицательных эмоций; возраста; пола; родительского отношения и предписаний; культурной принадлежности; семейного статуса; особенностей среды жизнедеятельности.
Также обнаружена связь психологического благополучия с рядом личностных черт: экстраверсией; альтруизмом; оптимизмом; толерантностью; жизнестойкостью.
К детерминантам психологического благополучия также относят способность к любви, дружбе, наличие веры во что-либо, осознание жизни и положительный характер межличностных отношений.
В исследовании мы опираемся на понимание психологического благополучия, согласно К. Рифф [76; 77], как базового субъективного конструкта, отражающего восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека. К. Рифф [76; 77] предложила модель психологического благополучия, содержащую следующие параметры: положительные отношения с окружающими (доверие и заботу о них, эмпатию); автономность (независимость от социального давления и саморегуляции); компетентность управления средой (наличие контроля, умение выбирать и создавать ситуации, отвечающие собственным потребностям и ценностям); наличие жизненных целей; личностный рост (вера в собственную способность воплотить личностный потенциал) [76; 77].
Объект исследования ‒ психологическое благополучие и тип межличностных отношений у людей среднего возраста.
Предмет исследования ‒ взаимосвязь психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы межличностных отношений.
2. Рассмотреть существующие подходы к проблеме психологического благополучия личности.
3 Описать теоретические подходы к изучению проблемы психологического благополучия и типы межличностных отношений.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня психологического благополучия и коррекции межличностных отношений у людей среднего возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста.
Методы исследования:
‒ анализ литературы по теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ тестирование;
‒ количественный и качественный анализ данных;
‒ метод конструирования при разработке рекомендаций.
Методики исследования:
‒ опросник «Шкала психо-логического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко);
‒ методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Теоретико-методологические основания представлены трудами таких ученых, как Ю.М. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Бондарь, А.В. Воронина, Н.В. Гришина, Е.Д. Данилова, Л.В. Жуковская, Л.Б. Козьмина и др.
Выборку исследования составили 30 людей среднего возраста, среди которых 15 женщин и 15 мужчин.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал может быть использован в дальнейших разработках данной темы; а также в разработанных рекомендациях и возможности их применения при работе по повышению уровня психологического благополучия.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Человеческие отношения предполагают связь между двумя и более индивидами, а их характер зависит от характеров и психологических особенностей участников. Наряду с этим отношения, в которых реализуется субъективный психологический фактор, накладывают своеобразный отпечаток на определенную социальную ситуацию.
Проведенный анализ литературы позволил установить, что межличностные отношения ‒ это: непосредственные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни между живыми индивидами, которые мыслят и чувствуют; специфический вид отношения человека к человеку, который предоставляет возможность непосредственного одновременно не отложенного личностного отношения в ответ; психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, которые сопровождаются чувством симпатии-антипатии и могут быть оценочными и действенными, то есть реализовать взаимодействия.
Психологическое благополучие ‒ это динамическая совокупность психических свойств личности, обеспечивающих слаженность между требованиями человека и общества. Согласованность мотивов, целей, ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями личности в психологии и трактуется как условие проявления психологического благополучия.
В структуре межличностных отношений общение выполняет в обществе функции объединения индивидов и их развития, позволяет трактовать его одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений.
Для проверки гипотезы исследования было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста.
Изучение уровня психологического благополучия показало, что: низким уровнем психологического благополучия обладают 2 испытуемых (7%); средним уровнем – 21 испытуемый (70%); высоким уровнем – 7 испытуемых (23%).
Изучение типа межличностных отношений показало, что среди испытуемых выделены следующие группы сотрудников с преобладающими тенденциями: I тенденция – 1 человек (3%); II тенденция – 2 человека (7%); III тенденция – 2 человека (7%); V тенденция – 1 человек (3%); VI тенденция – 3 человека (10%); VII тенденция – 8 человек (27%); VIII тенденция – 13 человек (43%).
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в межличностных отношениях участников исследования преобладающей является VIII тенденция (готовность прийти на помощь – бескорыстие – жертвенность), что свидетельствует о положительном социально-психологическом климате.
Использование расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена показало, что взаимосвязь психологического благополучия и типа межличностных отношений у людей среднего возраста не достигает уровня статистической значимости, поскольку, возможно, психологическое благополучие определяется не только типом межличностных отношений.
На основе полученных результатов были разработаны практические рекомендации по повышению уровня психологического благополучия и коррекции межличностных отношений у людей среднего возраста, которые состоят в проведении тренинга.
Фрагмент текста работы:
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический анализ подходов к изучению проблемы межличностных отношений
В современной психологии фигурирует множество мнений относительно места межличностных отношений в жизнедеятельности людей. Определяющим для личности является отношение к людям, то есть взаимоотношения [38, с. 1765].
А.В. Карушева под межличностными отношениями понимает такие непосредственные связи и отношения, которые складываются между людьми в реальной жизни. Иначе говоря, межличностные отношения являются эмпирическими отношениями реальных людей в ходе их реального общения [33, с. 1005]. Я.Л. Коломинский под межличностными отношениями понимает такой специфический вид отношений между людьми, который позволяет осуществлять непосредственное (либо опосредованное техническими средствами) одновременное не отложенное личностное отношение в ответ [37, с. 37].
А.Д. Сергеева описывает понятия «психологические отношения», отмечая, что в их основе лежит взаимная готовность индивидов к осуществлению определенного типа неформального взаимодействия и общения, сопровождаемые чувством симпатии или антипатии и могущие быть оценочными и действенными, что предполагает реализацию взаимодействия [57].
По мнению В.В. Завражного, отношения людей предполагают наличие связи минимум между двумя людьми. На характер этой связи непосредственно оказывают влияние характеры и психологические особенности участников процессе взаимодействия. Наряду с этим отношения, через которые реализуется субъективный психологический фактор, влияют и на определенную социальную ситуацию [29, с. 400].
Психологическим словарем [47, с. 198] межличностные отношения определяются в качестве связей между людьми. Эти связи люди субъективно переживают и объективно проявляются в способах и характере межличностного взаимодействия, проявляющегося во взаимных влияниях людей друг на друга в общения и совместной деятельности. С.П. Акутина под межличностными отношениями понимает систему установок, ориентации и ожиданий, стереотипов и других диспозиций, позволяющие людям воспринимать и оценивать друг друга [1]. Содержание, цели, ценности и организация совместной деятельности, составляющие основу формирования социально-психологического климата в коллективе, опосредуют данные диспозиции.
Г.М. Андреева, отмечает, что правильно понять природу и характер межличностных отношений можно, если они не будут стоять в одном ряду с общественными отношениями. Необходимо в межличностных отношениях видеть специфические отношения, возникающие внутри каждого вида общественных отношений [4, с. 72].
Таким образом, сущность межличностных отношений в значительной степени отличается от сущности общественных отношений, так как они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу. Межличностным отношениям свойственны эмоциональная и социальная стороны. К эмоциональной стороне относятся чувства, эмоции и аффекты. К социальной стороне относятся ощущения, набор которых не имеет границ.
Г. Олпорт рассматривал онтогенез человека в неразрывности его общественных связей и на этом основании экспериментально изучал иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Согласно концепции логотерапии В. Франкла, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать смысл жизни. Роль смысла выполняют ценности – смысловые универсалии, которые обобщают опыт человечества. К. Роджерс считал фундаментальным компонентом структуры личности «Я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия субъекта с социальным окружением и является интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Теория К. Роджерса акцентирует внимание на важности человеческой потребности позитивного внимания со стороны себя и других для самоактуализации личности. А развитие личности во многом детерминируется отношением значимых для нее людей [Цит. по: 42, с. 690].
Н.А. Самойлик отмечает, что межличностные отношения могут быть опосредованы не только общей деятельностью, но и общими потребностями и мотивами, а также общим психическим способом достижения цели. Эти положения позволяют реально оценивать межличностные отношения. Ведь практика показывает, что объединение одних членов группы опосредуется преимущественно совместной деятельностью, другие – общими мотивами, а отношения третьего составляются на основе общего представления о цели и способе ее достижения [55].
За теорией целенаправленных систем Р. Акоффа и Ф. Эмери [64] способность человека выполнять функции взаимодействия при совместной деятельности определяется двумя обстоятельствами: 1) степенью его влияния на среду (эффективность воздействия на среду); 2) степени воздействия среды на человека (чувствительность к среде).
Итак, межличностными отношениями является совокупность объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к конкретной группе. Эмоциональная окраска – это характерный признак межличностных отношений. Иначе говоря, мы можем определить их как отношения лиц, формирующиеся в процессе непосредственного их взаимодействия в группе, коллективе, обладающие неформальным характером и содержащие оценку партнеров по общению, которая является эмоционально окрашенной и обоюдно значимой.