Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь обучаемости и социометрического статуса младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи
обучаемости и социометрического статуса младших школьников. 7
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников. 7
1.2. Понятие «обучаемость» и его оценка в
психолого-педагогической литературе 15
1.3. Особенности структуры и содержания коллектива младших
школьников. Социометрический статус школьника в коллективе. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи обучаемости и
социометрического статуса младших школьников. 36
2.1.Организация и методы исследования. 36
2.2. Анализ полученных результатов. 42
Заключение. 54
Выводы.. 56
Библиографический список. 57
Приложение………………………………………………………………………64
Введение:
Актуальность
исследования. Вся жизнь человека протекает в
социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и,
следовательно, всю жизнь испытывает влияние неформальных и формальных лидеров
тех коллективов, в которых находится.
В младшем школьном возрасте социальная
ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения,
усложнения и структуризации социальных связей за счет начала школьного
обучения. Социальная ситуация развития личности, согласно Л.С. Выготскому, –
это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в
социальной действительности (в обществе), отраженная в его переживаниях и
реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Изменение социальной ситуации развития
в младшем школьном возрасте актуализирует для ребенка значимость общения со
сверстниками. Мнение сверстников играет важную роль, а потому та социальная
ниша, которую младший школьник занимает в кругу ровесников, надолго определяет
его самооценку, специфику развития личности, способность к обучению. Ту роль,
которая отводится школьнику в кругу его сверстников (в классе, в спортивной
команде, либо в дворовой компании), называют социометрическим статусом.
Цель
исследования: определить взаимосвязь между
обучаемостью и социометрическим статусом младших школьников.
Задачи
исследования:
1. Представить
психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Рассмотреть
понятие «обучаемость» и его оценку в психолого-педагогической литературе.
3. Определить
особенности структуры и содержания коллектива младших школьников, специфику
социометрического статуса школьника в коллективе.
4. Выполнить
диагностику обучаемости младших школьников по отдельным критериям.
5. Выявить
социометрический статус младших школьников.
6. Установить
взаимосвязь обучаемости и социометрического статуса младших школьников.
Объект
исследования: обучаемость младших школьников.
Предмет
исследования: взаимосвязь обучаемости и
социометрического статуса младших школьников.
Гипотеза
исследования: предполагается, что между
обучаемостью и социометрическим статусом младших школьников существует
взаимосвязь, а именно:
— учащиеся с благоприятной статусной
категорией (предпочитаемые и принятые) характеризуются более развитой общей
осведомленностью, способностью выделять существенные признаки предметов и
явлений, устанавливать логические связи, обобщать;
— для учащихся с неблагоприятной
статусной категорией (непринятые и изолированные) свойственен более низкий
уровень успешности, т.е. сниженная общая осведомленность, недостаточно развитые
способности выделять существенные признаки предметов и явлений,
устанавливать логические связи, обобщать.
Методологические
и теоретические основы исследования. Проблема
обучаемости рассматривалась как зарубежными, так и отечественными учеными. В
зарубежной науке в 1920-х гг. Э. Торндайком было введено понятие «способность к
обучению». Способность к обучению в качестве предмета исследования
рассматривали А. Бандура, Дж. Брунер, Н. Миллер,
Дж. Доллард и др.
Разнообразные аспекты проблемы
рассматривались в трудах таких отечественных авторов как Б.Г. Ананьев, В.Н.
Дружинин, Б.В. Зейгарник, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, Е.Н. Кабанова-Мелер, А.К.
Маркова, О.М. Морозов и др.
Непосредственно термин «обучаемость» в
отечественный научный оборот ввела Н.А. Менчинская. Впоследствии ее подход к
обучаемости был дополнен позицией З.И. Калмыковой.
Проблему социометрического статуса
младшего школьника разрабатывали такие ученые как Дж. Морено, Т. Шибутани; Л.И.
Божович, И.П. Волков, А.В. Киригун, Е.С. Кузьмин, Л.П. Панасенко, В.А.
Синицина, И.Ю. Кулагина, А.В. Петровский, А.Б. Широков и мн. др.
Основные
методы исследования:
— теоретический анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование (социометрия и методика
определения умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене);
— экспертная оценка;
— качественный и количественный анализ
данных.
Эмпирическая
база исследования: муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа № 72» г. Ярославля.
Этапы
исследования:
— этап теоретического анализа и
обобщения литературы, на котором были уточнены такие понятия как «обучаемость»,
«коллектив», «социометрический статус»;
— эмпирический этап исследования, на
котором была произведена диагностика обучаемости младших школьников по
отдельным критериям и выявлен социометрический статус;
— итоговый этап исследования: на
котором была определена взаимосвязь обучаемости и социометрического статуса
младших школьников, сделаны основные выводы по итогам работы.
Достоверность
результатов исследования в работе достигается
за счет соответствия структуры работы поставленным задачам, использования
валидных диагностических методик, соответствующих возрастным возможностям
участников исследования, непротиворечивости исходных теоретико-методологических
позиций, содержательной целостности и логической последовательностью изложения.
Структура
исследования. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения,
выводов, библиографического списка и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило определить взаимосвязь между обучаемостью
и социометрическим статусом младших школьников.
Для достижения указанной цели были решены следующие
задачи:
— были представлены психолого-педагогические
особенности младших школьников;
— было рассмотрено понятие
«обучаемость» и его оценка в психолого-педагогической литературе;
— были определены особенности структуры
и содержания коллектива младших школьников, специфика социометрического статуса
школьника в коллективе;
— была выполнена диагностика
обучаемости младших школьников по отдельным критериям;
— был выявлен социометрический статус
младших школьников;
— была установлена взаимосвязь
обучаемости и социометрического статуса младших школьников.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что между
обучаемостью и социометрическим статусом младших школьников существует
взаимосвязь, а именно:
— учащиеся с благоприятной статусной
категорией (предпочитаемые и принятые) характеризуются более развитой общей
осведомленностью, способностью выделять существенные признаки предметов и
явлений, устанавливать логические связи, обобщать;
— для учащихся с неблагоприятной
статусной категорией (непринятые и изолированные) свойственен более низкий
уровень успешности, т.е. сниженная общая осведомленность, недостаточно развитые
способности выделять существенные признаки предметов и явлений,
устанавливать логические связи, обобщать.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи
реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим теоретическую и практическую
значимость исследования, а также обозначим научные перспективы исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в
систематизации и обобщении научных позиций относительно
психолого-педагогических особенностей младших школьников; в выявлении и
уточнении понятия «обучаемость» и его оценки в психолого-педагогической литературе;
в определении особенностей структуры и содержания коллектива младших школьников,
рассмотрении социометрического статуса школьника в коллективе как параметра
развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами и психологами, работающими в начальном звене
образовательных организаций с целью оптимизации своей профессиональной
деятельности с учетом связи обучаемости и социометрического статуса младших
школьников;
— студентами, обучающимися по направлению «Начальное
образование», с целью подготовки к тематическим практическим и семинарским
занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей
научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и
методических сведений.
Выбранная тема выпускной квалификационной работы имеет,
на наш взгляд, также и научные перспективы. Было бы востребовано наукой и
практикой обращение к изучению динамики взаимосвязи обучаемости и
социометрического статуса у учащихся в среднем и старшем звене школы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
взаимосвязи обучаемости и социометрического статуса младших школьников 1.1.
Психолого-педагогические особенности младших школьников Возраст
выступает относительно автономным периодом развития человека, характеризующимся
качественным своеобразием. Жизненный цикл человека делится на возрастные
категории в соответствии с различными подходами – учетом жизненного цикла
(онтогенеза), учетом характерных социальных процессов и учетом культурных
представлений. Выделение младшего школьного возраста определяется в большей
степени социокультурным аспектом и связано с введением обязательного общего,
среднего образования, ступени младшей школы.
Отечественные
теории исходят из положения Л.С. Выготского [18] о том, что возрастная периодизация
должна основываться на сущности самого процесса развития, имея в виду, что
развитие ребенка – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе
организованной взрослыми деятельности и общения.
Д.Б.
Элькониным [69] отмечается, что основными критериями возрастной периодизации
следует считать:
—
социальную ситуацию развития, выражающуюся через соотношение внешних и
внутренних условий развития психики, определяющую отношение ребенка к другим
людям, предметам, вещам, к самому себе;
—
ведущий вид деятельности, понимаемый в качестве такой деятельности, развитие
которой обуславливает изменения психических процессов и психологических
особенностей ребенка;
—
новообразования возраста, трактуемые в качестве нового типа строения личности и
ее деятельности, которые возникают в этот период и определяют собой
преобразования в сознании ребенка, его внутренней и внешней жизни;
новообразования – это положительные особенности, которые позволяют ребенку
перейти на новую стадию развития [69].
Так, в
младшем школьном возрасте новообразованиями выступают:
—
внутренний план действий;
—
рефлексия;
—
развитие познавательных процессов;
—
развитие произвольного поведения [53].
Уровень
развития новообразований составляет приоритетную задачу.
—
возрастной кризис, т.е. переломная точка на кривой развития, отделяющая один
возраст от другого. Возрастные психические новообразования актуализируют
критический период. Происходит коренная смена всей «социальной ситуации
развития» ребенка, возникновение нового типа отношений с взрослым, смена одного
вида деятельности другим [53].
В
соответствии с подходами Л.С. Выготского [18], А.Н. Леонтьева [40], Д.Б. Эльконина [69] переходный этап между возрастами может
проходить кризисно. Так, переход от дошкольного детства к младшему школьному
возрасту сопровождается кризисом 7 лет. К 6 годам начинается формирование
психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок
связано с кризисом 6-7 лет.
Кризис
7 лет характеризуется следующими ведущими признаками:
— у
ребенка утрачивается непосредственность дошкольного возраста, что выражается в
переживаниях по поводу осуществляемых действий;
—
ребенку начинает быть свойственно манерное поведение, которое выражается в
утрированном поведении – излишней строгости или, напротив, дурашливости,
коверкании слов или, напротив, использования слов из «взрослого» лексикона без
понимания их смысла;
—
развитие феномена «горькой конфеты», который выражается в том, что ребенок
скрывает, что ему плохо или он в чем-то нуждается от взрослых [56].
По
мнению Л.И. Божович [7], кризис 6-7 лет обусловлен развитием у ребенка такого
системного новообразования как внутренняя позиция, которая отражает выход
ребенком на новый уровень самосознания и рефлексии [7].
Кризис
7 лет, по мнению Л.С. Выготского [18], проходит две основных фазы:
— в
рамках докритической фазы ребенок в своей ведущей деятельности еще ограничен
игрой и позицией ребенка в общественных отношениях; игровая деятельность еще
позволяет ребенку развиваться, т.е. не исчерпала своего потенциала до конца;
вместе с тем, приступая к школьному обучению, младший школьник не испытывает в
себе фактической готовности к школьному обучению (при этом он может хотеть идти
в школу, его привлекает школьная атрибутика и элемент новой игры – покупка
школьных принадлежностей, манипулирование ими); при этом начал школьного
обучения, привносящее с собой первые трудности – школьные неуспехи, адаптацию к
новым людям и условиям, школьным правилам, приводит к снижению интереса к
школе, желанию вернуться назад в детский сад; т.е. на лицо переживание
несоответствия занимаемой позиции школьника своим реальным желаниям и
возможностям;
— в
рамках посткритической фазы кризиса ребенком постепенно осваиваются элементы
учебной деятельности, формируется осознание того, что его расширяющиеся
возможности начинают соответствовать школьным требованиям, возникает интерес к
учебе и познавательная мотивация; вышеуказанные изменения приводят к
постепенному снижению вплоть до исчезновения негативных симптомов в поведении [18].
Социальную
ситуацию развития в младшем школьном возрасте можно охарактеризовать через
следующие признаки:
—
ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на
взрослого снизу вверх. Но он утрачивает детскую непосредственность в поведении,
появляется другая логика мышления;
—
ребенок выходит за рамки семьи, расширяется круг значимых лиц, становится
«общественным» субъектом и имеет социально значимые обязанности, за выполнение
которых получает общественную оценку;
—
меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни;
—
происходит смена образа жизни: возникают новые требования, развивается новая
социальная роль ученика, формируется принципиально новый вид обязательной,
общественно значимой, общественно контролируемой деятельности – учебная;
—
приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус;
—
меняется восприятие своего места в системе отношений;
—
особое значение приобретает тип отношений со взрослым;
—
социальная система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель»
и «ребенок – родители»;
—
отношение «ребенок – учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок –
общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и другим детям;
—
учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением всем
детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой
качества учебной работы. Он носитель социальных образцов [52].