Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь образа отца и «образа-я» у юношей и девушек, воспитанных матерями в неполных семьях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ОТЦА И «ОБРАЗА-Я» У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Возрастные особенности в юношеском возрасте 7
1.2. Характеристика неполных семей и их влияние на формирование личности 16
1.3. Сущность понятия «образа-я» 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ОТЦА И «ОБРАЗА-Я» У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 32
2.1. Организация и методика исследования 32
2.2. Особенности «образа Я» у юношей и девушек из полных и неполных семей 36
2.3. Особенности образа отца у юношей и девушек из полной и неполной семьи 47
2.4. Связь «образа Я» и образа отца у юношей и девушек из полных и неполных семей 48
2.5. Связь образа отца с временной перспективой у юношей и девушек из полных и неполных семей 55
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Введение:
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу. Семья – это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку. Наряду с этим семья, ее особенности, состав и пр., играют ключевую роль в формировании гендерной идентичности юношей, формирования у них образов родителей, в частности, образа отца.
Проблема изучения образа отца у юношей и девушек, которые воспитываются матерями в неполной семье всегда является одной из самых актуальных проблем общества, поскольку он является неотъемлемой составляющей личностного становления юношей и девушек для полноценного существования в обществе, в частности, при создании семьи.
Психологические исследования показывают, что в гендерной социализации личности самая главная роль отводится семье, в частности, родителям ребенка. Формирование личности ребенка определяют состав семьи, порядок рождения ребенка, личность родителей, характер детско-родительских взаимоотношений в семье. Именно семья является истоком норм, правил, ценностей, гендерных стереотипов, установок и пр., которые ребенок усваивает с самого своего рождения. Поэтому вполне закономерным считаем мнение о том, что «образ Я» ребенка формируется именно в семье. В семье также формируется и гендерная идентичность ребенка под влиянием гендерных особенностей отца и матери, их гендерной идентичности, выполняемых ими ролевых функций, а также пола самого ребенка и представлений родителей о том, как нужно воспитывать мальчиков и девочек.
Считаем, что тип семьи, в которой растет и воспитывается ребенок, является одним из важнейших факторов формирования у ребенка образа отца и его собственного «образа Я». Так, семья бывает полной либо неполной. Неполнота семьи обусловливается несколькими причинами: разводом родителей, смертью одного из родителей и пр. Нет сомнения в том, что особенности воспитания ребенка матерью в полной и неполной семьях существенно отличается, что непосредственно влияет на формирование у ребенка «образа Я» и образа отца. Поэтому закономерным является то, что мать в таких семьях оказывает разное влияние на психическое развитие ребенка. Следствием неточно сформированного «образа Я» и образа отца в юношеском возрасте может послужить причиной увеличения количества неполных семей по причине разводов. При этом, считаем, что между ними существует тесная связь, состоящая в том, что сформировавшийся образ отца оказывает влияние на формирование «образа Я» у ребенка.
Степень научной разработанности темы
Проблему детско-родительских отношений изучали такие ученые как М.И. Лисина, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова, Г.Г. Филиппова, А.Я. Варга и др. Теоретические и практические аспекты воспитания детей в неполных семьях освещены в работах М. Алексеевой, М.И. Буянова, М.Н. Ворнык, И.С. Кона, З. Матейчик, А.Р. Михеева, С.Д. Оконешниковой, О.В. Суворовой, П.М. Щербань и др. Вопрос взаимосвязи образа отца и «образа-Я» у юношей и девушек, воспитанных матерями в неполных семьях, остается не исследованным.
Актуальность работы обусловливается недостаточной изученностью темы отцовства в целом, а также тем, что статистика разводов в нашей стране еще довольно высока и продолжает расти: на 14,2% в 2021г. в сравнение с 2020г. Считаем, что точно сформированный образ отца будет благоприятно влиять на формирование «образа Я» у ребенка и, соответственно, к формированию более гармоничной и целостной личности, способной создать крепкую семью.
Объектом исследования в данной работе является образ отца и «образ Я» у юношей и девушек из полных и неполных семей.
Предметом исследования выступает взаимосвязь образа отца и «образа Я» у юношей и девушек, воспитанных матерями в неполных семьях.
Цель исследования – изучение взаимосвязи «образа Я» и образа отца, а также перспективы будущего юношей и девушек из неполных семей, воспитанных матерями.
В задачи проведенного в рамках данной работы исследования входит:
1. Описать возрастные особенности в юношеском возрасте.
2. Дать характеристику неполных семей и их влияния на формирование личности.
3. Раскрыть сущность понятия «образа-я».
4. Изучить взаимосвязь образа отца и «образа-я» у юношей и девушек из неполных и полных семей.
5. Сравнить особенности образа отца и «образа-я» у юношей и девушек из неполных и полных семей.
Гипотезы исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Существуют различия в образах «образа Я» у юношей и девушек из полных и неполных семей. В образе отца присутствуют личностные качества, как стимулирующие стремление ребенка к самоактуализации, так и подавляющие это стремление.
2. Особенности образа отца у юношей и девушек из полной и неполной семьи: у юношей и девушек из полных семей сформирован адекватный образ отца и положительное отношение к нему.
3. Существует связь «образа Я» и образа отца у юношей и девушек из полных и неполных семей: стимулирующая функция образа отца обусловлена гармоничностью или дисгармоничностью образа отца, поэтому юношам и девушкам из полных семей в значительной степени свойственна адекватная самооценка и адекватная оценка образа отца, по сравнению с юношами и девушками из неполных семей, воспитанными матерями.
4. Существует связь образа отца с временной перспективой у юношей и девушек из полных и неполных семей: юноши и девушки из полных семей имеют более точное видение себя и своего будущего.
Эмпирическая база исследования: _____________________________.
В качестве методик исследования, способствующих решению задач данной работы, были выбраны:
1. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Маркпартлэнд).
3. Модификация методики «Кто Я?» (М.Кун, Т. Маркапртленд) для изучения образа отца.
4. Сокращенный вариант методики «незаконченные предложения» (Дж. Сакс – С. Леви).
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении образа отца как такового и его связи с временной перспективой у юношей и девушек из неполных семей.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данной проблемы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного анализа литературы было установлено, что юношеский возраст – это период интенсивного развития самосознания личности, которое детерминировано внутренними закономерностями и объективными обстоятельствами. Важным сегодня становится вопрос изучения психологических особенностей лиц в юношеском возрасте, поскольку формирование образа «Я» в данный период составляет основу для дальнейших процессов их самоопределения, личностного, профессионального и пр.
Проведенное эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи образа отца и «образа-я» у юношей и девушек, воспитанных матерями в неполных семьях, позволило выявить следующую связь: 1) у юношей и девушек из полных семей уровень самоотношения выше, чем у юношей и девушек из неполных семей, воспитанных матерями; 2) на уровне статистической значимости предположение о том, что уровень самоотношения выше, чем у юношей и девушек из неполных семей, воспитанных матерями, не было подтверждено; 3) юношам и девушкам из неполных семей, воспитанных матерями, свойственна заниженная оценка образа отца и безразличное к нему отношение; юношам и девушкам из полных семей свойственна адекватная оценка образа отца и положительная его оценка; 4) юношам и девушкам из полных семей в значительной степени свойственна адекватная самооценка и адекватная оценка образа отца, по сравнению с юношами и девушками из неполных семей, воспитанными матерями; 5) более уверенными в своем будущем являются юноши и девушки из полных семей, в отличии от юношей и девушек из неполных семей, которым в большей степени свойственен пессимистический настрой.
Считаем, что полученные результаты исследования могут быть полезными для психологов, работающих с юношами и девушками из неполных семей, воспитанных матерями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ОТЦА И «ОБРАЗА-Я» У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Возрастные особенности в юношеском возрасте
Формирование в юношеском возрасте «образа Я» и образа родителей, в частности, образа отца, во многом обусловливается спецификой лиц данной возрастной группы. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть основные характерные черты юношей и девушек.
Социальной ситуацией развития в юности – есть выбор жизненного пути (И.Ю. Кулагина), а сама юность знаменует переход к взрослости, и особенности этого течения накладывают отпечаток на всю последующую жизнь личности (Л.Ф. Обухова) [37, с. 113]. Обучение в вузе открывает новую страницу в жизни молодого человека и является важным шагом в развитии личности. Можно предположить, что жизнь в этом периоде определенным образом идет по общим планом, что обусловлено перечнем конкретных целей, видами деятельности, временным интервалом определяет пятилетний срок обучения в вузе, и последовательностью этапов, юноша вынужден пройти в конкретные сроки во время своего обучения. В это время юноша мыслит в известной степени стереотипно: «Сначала нужно закончить учебу, а потом будет видно, что делать дальше». Относительно этого периода А.Н. Леонтьев замечал, что задачей на этом этапе является научиться жить и работать самостоятельно, стать личностью, для чего нужно «Оценить себя, меру своих способностей, найти место в жизни, которое принесет вам прекрасное чувство – чувство оправданности своей жизни» [27, с. 381].
А.Н. Леонтьев также отмечал, что именно в юношеском периоде проблема личности приобретает новое измерение, потому что человек должен осуществить новые для него поиски – поиск своего места, позиции в системе общественных связей, общений, поиск того, ради чего и как использует человек свое все врожденное и приобретенное [27, с. 381]. Перед юношей встает проблема поиска жизненных целей, как новый психологическое измерение его сознания. Личность человека рождается в деятельности, которая представляет ее связи с миром, потому первые сознательные, независимые и активные поступки – вот начало личности, становление которой проходит в постоянной напряженной внутренней работе, решая вопрос «Каким я буду?», «Что во мне будет главное?». Интересен взгляд Ш. Бюлер на период юношества в рамках теории жизненного пути. Согласно мнению ученого, жизненный путь человека является процессом, прохождение которого предполагает пять фаз. При этом ранний юношеский возраст (16-20 лет) она не включает в жизненный путь человека, так как для него характерно отсутствие семьи, еще нет профессиональной деятельности, кроме этого, еще не сложилась система жизненных целей [7, с. 170].
Существует ряд определяющих характеристик юношеского возраста, имеющих непосредственное отношение к процессам целеформирования и целеполагания. Общей психологической особенностью в этом периоде является развитие теоретического мышления [9, с. 75; 38, с. 13]. Совершенствуется склонность к абстрагированию, формулировки и перебора альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия. Рефлексия и самоанализ в значительной степени характерны для этого возраста и обеспечивают сознательное и критическое отношение к себе, причем юношам чрезвычайно трудно совместить близкую и далекую перспективу жизни – их захватывают далекие перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы, а ежедневная жизнь кажется только началом, «увертюрой» к настоящей жизни. Именно в юношеском возрасте человек впервые учится влиять на перспективу своей жизни, формировать ее [19; 35; 49]. Логическим и исчерпывающим есть соображения отечественных ученых – пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может понять смысл своей жизни, не способен адекватно выявить потенциальные возможности и жизненные силы. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения как системы взглядов на мир, жизненную философию бытия человека, является основой для формирование ценностных ориентаций и активной жизненной позиции в юношеском возрасте [3; 16; 45]. Для мировоззрения юношей характерно осознание социальной перспективы, которая выражается в диалектике прошлого – настоящего – будущего «Я». Это создает все предпосылки для формирования будущего образа «Я-потенциальное» − нарастает внутренняя потребность видеть себя в будущем. Ища ответы на волнующие вопросы (Что делать дальше? Куда двигаться? Каким я буду? Что я могу изменить?), юноши часто проявляют категоричность в своих взглядах, удостоверяющий небольшой жизненный опыт и маловариативность осмысленности особенностей человеческого бытия в мире, а планируя свою жизнь, достаточно часто обнаруживают максимализм – ставят перед собой мало осуществлении цели.
Также этот возрастной период тесно связан с решением смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни как цельного, направленного процесса, имеющего преемственность и смысл [11; 18; 46]. Потребность в смысле жизни проявляется в том, что без появления у юноши ценностей, которые определяют смысл существования, его жизнедеятельность не соответствует собственным возможностям, не направлена в будущее и негативно ним оценивается. В этих смысложизненных поисках для юношей характерной чертой является формулировка глобальной универсальной концепции смысла жизни, а поэтому и цели ‒ «служить людям», «приносить пользу», что отражает общественную направленность личного жизни юношей и стремление к идеалу служения людям. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста, по мнению Е.Е. Сапоговой, является становление устойчивого самосознания и цельного образа «Я». В юношеском возрасте происходит активное формирование собственной модели личности, посредством которой юноши и девушки могут определить собственное отношение к самим себе и к другим людям. Также в данный возрастной период отмечается первое обнаружение себя молодыми людьми, обозначенное основным кризисом идентичности. Но юношеское «Я» сейчас еще характеризуется нестабильностью, частичной диффузностью, а также чувствительность к воздействиям различного характера. Результатом течении этого кризиса является получение «взрослой идентичности», или задержка в развитии ‒ «диффузия идентичности».
В ходе достижения идентичности, по мнению Дж. Марсия, этот процесс будет просто невозможным, если не сформированы единицы идентичности – лично значимые цели, ценности, убеждения [54]. В своих трудах о динамике идентичности А. Минделл и Е. Минделл отмечают, что идентичность должна следовать за потоком жизни, которая является цепью трансформаций и изменений, а затем человек должен постоянно переориентироваться, находить новые цели, строить новые проекты, чтобы сохранить собственную идентичность [32]. Характерной чертой юношеского самосознания является наличие философской рефлексии, возникает в результате осознания конечности бытия, необратимости времени, открытие своего внутреннего мира. Фактор времени предстает как конкретная реальность в самосознания юношей. Они понимают его быстротечность и необходимость организовывать свою жизнь. Для юношей заметно увеличивается скорость протекания времени, продолжается и во взрослом и старческом возрасте. И, если дети живут настоящим, не задумываясь, что будет на следующий день, то юноши – будущим, сочетая с ним свои надежды, мечты, стремления. В юности временной горизонт расширяется в глубину, увлекая отдаленное прошлое и будущее, а также и в ширину, включая личные и социальные перспективы. Согласно исследованиям других авторов (Л.И. Божович, Л.С. Славиной) – центральным новообразованием юношеского возраста возникает жизненное самоопределение (как личностное, так и профессиональное [5]. Мечты, стремление, поиски идеалу – все это постепенно способствует созданию более реальных жизненных планов, заземляются на профессиональном выборе, начинается профессионализация как процесс профессионального становления и одна из сторон социализации (А.К. Маркова, А.П. Ермолаева) [15].
Также стоит отметить, что для юношеского возраста характерно довольно стремительное развитие самосознания, что обусловливается внутренними закономерностями развития личности в данный возрастной период, а также объективными обстоятельствами, реалиями действительности личности.
Е.В. Киселева [23] выделяет ряд объективны обстоятельств, которые представлены на Рисунке 1:
Рисунок 1. Объективные обстоятельства развития самосознания в юношеском возрасте
Именно эти обстоятельства вызывают в юношеском возрасте потребность личности в жизненном самоопределении [5].
При этом, по мнению М.П. Челомбицкой и Н.Г. Лавинского, несмотря на то, что общественные отношения в жизни каждого человека представляют собой важнейшие условия при формировании личности в качестве социального субъекта, все же они не могут быть, по мнению ученых, главным определяющим фактором формирования духовной сущности человека [51].
Е.Е. Пашахонова предлагает разграничивать понятия «потребность личности в жизненном самоопределении» и «объективная необходимость выбора сферы деятельности» [39]. Мы согласны с данным мнением, поскольку первое понятие предполагает внутреннюю потребность личности в самоопределении, а второе понятие предполагает необходимость, вызванную требованием социума.
Дальнейшее самоопределение личности происходи на основе сформировавшегося образа «Я» личности. Согласно мнению И.С. Кона, в юношеском возрасте открытие человеком собственного внутреннего мира, осознание им собственной уникальности ‒ это основные психологические достижения. Кроме этого, ученый отмечает, что в данный возрастной период, как правило, самопознание является происходит в значительной степени осознанно и целенаправленно [25, с. 56].
А.В. Мудрик считает, что в юношеском возрасте главным психологическим достижением является активное становление субъективной картины мира. Также формируется социальная позиция и основы мировоззрения личности. Основу для процесса самоопределения, как считает ученый, составляют сложившиеся представления. При этом самоопределение понимается ученым в качестве процесса «определения себя в мире» [34, с. 47].
Наряду с самоопределением у личности в юношеском возрасте возникает ряд следующих потребностей: формирование мировоззрения, выявление своей социальной позиции, выбор будущего социального положения и способов его достижения. Данные потребности являются главными в данном возрастном периоде [50, с. 4].