Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь лидерских качеств младшего командира и стиля руководства подчинёнными.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
основы изучения лидерских качеств и стиля руководства  7

1.1 Лидерство и лидерские
качества как предмет научного анализа в отечественной и зарубежной психологии. 7

1.2 Содержание понятия
«стиль руководства», определение и подходы к его изучению.. 18

1.3 Теоретический анализ
исследований лидерства и руководства у военнослужащих. 36

Глава 2. Эмпирическое
исследование взаимосвязи лидерских качеств младшего командира и стиля
руководства подчиненными. 47

2.1 Организация и ход
эмпирического исследования взаимосвязи лидерских качеств младшего командира и
стиля руководства подчиненными. 47

2.2 Результаты
исследования взаимосвязи лидерских качеств младшего командира и стиля
руководства подчиненными. 51

2.3 Практические
рекомендации по работе с лидерскими качествами младших командиров. 63

Выводы.. 65

Список литературы.. 69

Приложения…………………………………………………………………..….78

  

Введение:

 

Актуальность. Современный этап развития Вооруженных Сил России
предполагает постоянный рост роли младших командиров, что, в свою очередь,
повышает требования, предъявляемые к сержантскому составу, обуславливает
потребность совершенствования подходов к их подготовке. Перед специалистами по
психологическому отбору стоит постоянная задача по выявлению лидерского
потенциала военнослужащих с целью выдвижения их на соответствующие руководящие
должности. Вместе с тем, чаще всего младшие командиры не имеют значительного
опыта руководства, поэтому выявление взаимосвязи между лидерскими качествами
младших командиров и их стилем руководства подчиненными выступает
востребованной темой для научного исследования.

Интенсивный жизненный
ритм и ответственность, налагаемая на младший начальствующий состав, предполагают
потребность в развитии навыков выбора, реализации и защиты своей жизненной
позиции. Развитые лидерские качества позволяют человеку уверенно себя
чувствовать в обществе, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед
собой цели и достигать их. Устойчивая сформированность лидерских качеств
положительно влияет на сплоченность в коллективе, характер взаимодействия и
эмоциональную окраску взаимоотношений между людьми, степень согласованности
формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и
предупреждения конфликтов в коллективе. Современное общество нуждается в
социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя
ответственность гражданах, т.е. в лидерах.

Лидерство – это
многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения
личности. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение
управлять собственной жизнью. От того, насколько легко индивид будет уметь
общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут
сформированы его лидерские качества, зависит его учебная и рабочая
деятельность, его судьба и место в жизни. Также закладывается умение
дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность.
Помимо этого, формируется понимание ценности сотрудничества, общения и
отношений в совместной деятельности.

С понятием лидерства
тесно связано понятие руководства. Под руководством понимается процесс
управления и контроля деятельности организации или группы лиц. Поэтому можно
сказать, что руководство является социальной характеристикой отношений в группе
и отражает распределение ролей управления и подчинения, от лидерства его
отличает регламентированный обществом характер. Целесообразно, чтобы
руководитель обладал развитыми лидерскими качествами, а потому актуально
изучить, какие именно лидерские качества связаны со стилем руководства и есть
ли вообще эта взаимосвязь.

Разработанность в науке. Феномен лидерства и
проблему развития лидерских качеств в отечественной психологии изучали такие
ученые как Т.В.
Бендас, И.Г. Дубов, Е.М. Дубовская, А.Л. Журавлев, А.Я. Гозман,
Р.Л. Кричевский, Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов,
М.С. Полянский, В.И. Румянцева, Н.В. Ходырева, Е.Б. Шестопал и др.

В зарубежной психологии к
этой проблеме обращались Р. Бейлс, У. Беннис, Р. Блейк, Е. Богардус, М. Вебер, Э.
Гизелли, Р. Лайкерт, К. Левин, Т. Ньюком, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, Дж.
Хоманс и др.

В
разработку проблем эффективного стиля руководства, методик профотбора на
руководящие должности внесли весомый вклад Б.Б. Коссов, Е.П. Клубов, Б.Г.
Бовин, Е.А. Киселева, А.Л. Журавлев, Т.Ю. Базаров, К.М. Гуревич, В.А.
Бодров, К.К. Платонов, В.Л. Марищук, В.Н. Машков, В.Е. Петров и мн. др.

Объект исследования:
лидерство и стиль руководства.

Предмет
исследования: взаимосвязь лидерских качеств младшего
командира и стиля руководства подчиненными.

Цель
исследования: изучить теоретические и практические
факторы взаимосвязи лидерских качеств младшего командира и стиля руководства
подчиненными.

Гипотеза
исследования:

1. Лидерские качества и стиль руководства
младших командиров взаимосвязаны. Авторитарно-демократический стиль руководства
преобладает у младших командиров со средним и высоким уровнем лидерского
потенциала.

2. Авторитарно-демократический стиль
руководства младших командиров связан с такими лидерскими характеристиками, как
осознание цели, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на
окружающих, знание правил организационной работы, организаторские способности и
умение работать с группой.

Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Провести теоретический анализ исследований
лидерских качеств и особенностей различных стилей руководства.

2. Провести эмпирическое исследование закономерностей
взаимосвязи лидерских качеств младших командиров и их стиля руководства
подчиненными.

3. Разработать практические рекомендации по
развитию лидерских качеств младших командиров и их применения в руководстве
подчиненными.

Методы
исследования:

— анализ научной
литературы по проблеме исследования;

— синтез и обобщение
научных теорий;

— тестирование;

— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;


математико-статистический анализ данных (корреляционный анализ).

Методики
исследования:

— методика «Я – лидер»
А.Н. Лутошкина;

— методика «Оценка
лидерского потенциала» Е.С. Жарикова и Е.С. Крушельницкого;

— методика «Склонность к
определенному стилю руководства» Е.П. Ильина.

Выборка
испытуемых: 60 человек, младшие командиры.

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, выводов, списка литературы
и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведения анализа научной литературы по проблеме исследования
были получены следующие основные выводы:

— Феномен лидерства изучается как в рамках отечественной психологической
школы, так и специалистами за рубежом. Наиболее разработанными теориями
лидерства в отечественной науке мы полагаем концепцию ценностного обмена Р.Л.
Кричевского, концепцию психологического обеспечения профессиональной
деятельности Г.С. Никифорова, структурно-функциональную концепцию
лидерства в спорте В.И. Румянцевой. В зарубежной психологии выделяются следующие
подходы к изучению личности лидера и лидерства как понятия: традиционный подход
(стили лидерства К. Левина, управленческая сетка Блейка и Моутона,
вознаграждение и наказание), подход, основанный на ситуационности лидерства
(Херсей и Бланшард), подход, делающий акцент на личности лидера
(харизматическое лидерство). В данной
работе будем придерживаться определения лидерства, предложенного Р.Л.
Кричевским, который понимал лидерство как «процесс внутренней
социально-психологической организации и управления деятельностью членов малой
группы, реализуемый лидером как субъектом взаимодействия»[1].

— Стиль руководства выступает совокупностью наиболее характерных
методов и приемов воздействия на отдельных работников и коллектив в целом.
Стиль руководства определяет манеру общения руководителя с сотрудниками,
индивидуальный подход к ним в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
Эта манера характеризуется определенной степенью тактичности, особыми способами
воздействия на чувства, мысли и поведение тех лиц, с которыми руководитель
общается. Одним словом, стиль – это своеобразный управленческий почерк. В
данной работе будем придерживаться определения стиля руководства, данного И.П.
Литвиновым: стиль руководства – это «совокупность
способов и приемов деятельности по решению задач, вытекающих в процессе
управления»[2].


В современных условиях военно-профессиональной деятельности формирование
лидерских качеств у младших командиров является не только возможным, но и
необходимым, обязательным условием его профессионального становления и
готовности к выполнению обязанностей руководителя воинских подразделений.

В
результате реализации эмпирического исследования взаимосвязи
лидерских качеств младшего командира и стиля руководства подчиненными можно
сформулировать следующие основные выводы:

— Проведение диагностики
младших командиров при помощи методики «Я – лидер» А.Н. Лутошкина позволило
прийти к выводу, что в наибольшей степени по выборке развиты такие
характеристики как умение работать с группой (17%), знание правил организаторской
работы (17%), организаторские способности (17%), умение решать проблемы (17%).
В меньшей мере представлены такие характеристики как наличие творческого
подхода (8,5%), осознание цели (11,9%), влияние на окружающих (13,6%);

— Проведение диагностики
младших командиров при помощи методики «Оценка лидерского потенциала» Е.С.
Жарикова и Е.С. Крушельницкого позволило прийти к следующим результатам. Слабый
лидерский потенциал был зафиксирован у 6 младших командиров (10,2%). Средний
лидерский потенциал смогли продемонстрировать 33 исследуемых младших командира
(56,1%). Сильным лидерским потенциалом обладают 13 исследуемых младших
командиров (22,1%). Склонность к диктату была выявлена у 8 исследуемых младших
командиров (13,6%).

— Проведение диагностики
младших командиров при помощи методики «Склонность к определенному стилю
руководства» Е.П. Ильина позволило установить следующее. В наименьшей мере в
выборке представлено преобладание либерального стиля руководства (его
продемонстрировали 4 младших командира, что составляет 6,8% выборки). Около
четверти испытуемых (16 испытуемых, 27,2% выборки) обладают демократическим
стилем руководства как преобладающим. Наиболее распространенным в выборке
оказался вариант смешения двух стилей – авторитарно-демократический стиль
руководства. Его демонстрируют 40 исследуемых младших командиров, что
составляет 68% выборки.

— Корреляционный анализ
данных, проведенный по методу Спирмена, позволил установить следующее.
Предпочтение авторитарно-демократического стиля руководства у исследуемых
младших командиров напрямую связано с их уровнем лидерского потенциала, а
именно младшие командиры с предпочтением такого управленческого стиля имеют
средний и высокий лидерский потенциал. Кроме того, выявлены положительные связи
предпочтения авторитарно-демократического стиля управления с отдельными
характеристиками лидерского потенциала: умение определять развитость лидерских
качеств; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние
на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские
способности; умение работать с группой.

— Полученные результаты позволили
доказать выдвинутые гипотезы исследования:

1. Лидерские качества и стиль руководства младших командиров
взаимосвязаны. Авторитарно-демократический стиль руководства преобладает у
младших командиров со средним и высоким уровнем лидерского потенциала.

2. Авторитарно-демократический стиль руководства младших
командиров связан с такими лидерскими характеристиками, как осознание цели,
умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на окружающих,
знание правил организационной работы, организаторские способности и умение
работать с группой. [1] Кричевский, Р.Л.
Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 125. [2] Литвинов И.П.
Стиль исполнения управленческой должности. М.: ЛИНЭЛ-Н, 2013. С. 52.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения лидерских качеств и
стиля руководства 1.1 Лидерство и лидерские качества
как предмет научного анализа в отечественной и зарубежной психологии Лидерство понимается в
качестве процесса социального влияния, благодаря которому лидер получает
поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели [23].

Также можно сказать, что
лидерство – это многоаспектное социальное явление, которое проявляется в любых
более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели.
Т.е. это неотъемлемый компонент работы команд и групп [84].

В отечественной
психологии среди концепций лидерства наиболее известны три: Р.Л. Кричевского,
Г.С. Никифорова и В.И. Румянцевой.

Р.Л. Кричевский разработал концепцию ценностного
обмена, в которой исходит из представления об идентификации как механизме
влияния лидера на других членов группы. Согласно данной концепции, лидер – это
тот, в ком в наиболее полном виде сочетаются такие качества, которые значимы
для групповой деятельности [46]. В качестве главного механизма межличностного
взаимодействия рассматривается процесс ценностного обмена, реализуемый в
условиях малой группы. Ценность понимается Р.Л. Кричевским как
«материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для
человека, т.е. способный удовлетворить его потребности и отвечать интересам»[1]. [1] Кричевский, Р.Л.
Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 121.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы