Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психолого-педагогическое сопровождение образования

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь личностных особенностей подростков и стиля поведения в конфликтной ситуации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ТИПОЛОГИЯ 7

1.1 История возникновения термина и путей его изучения в психологии 7

1.2 Виды конфликтов 12

1.3 Стратегии разрешения конфликтов 19

Выводы к главе 1 22

ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ КАК ЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 24

2.1 Основные источники возникновения конфликтов 24

2.2 Способы поведения в конфликтной ситуации 29

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение при разрешении столкновений 36

Выводы к главе 2 41

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА И ПУТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 43

3.1 Личностные особенности и пути их определения 43

3.2 Постановка целей и задач эксперимента 47

3.3 Проведение диагностики 51

3.4 Результаты эксперимента 55

Выводы к главе 3 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Сегодня педагоги и психологи широко сталкиваются с проблемой подростковых конфликтов. Пока существует мир, существует и конфликт, и мир постоянно развивается. Без данного фактора личность не может развиваться, потому что именно благодаря специфике столкновений интересов человек учится быть реалистом и через конфликт меняет свои отношения с другими и с самим собой. Более того, в ситуациях расхождения интересов, мнений и убеждений подросток учится учитывать взгляды других в процессе отстаивания своих собственных.

Более десяти лет многие ученые (В.В. Дружинин, Н.В. Гришина, А.Я. Анцупов, Э. Шир и др.) изучают проблему конфликта. Однако сам феномен, его причины и участники не стоят на месте со временем, и, несмотря на большое внимание, уделяемое периоду 12-18 лет в психологии ХХ века, современные подростки отличаются от своих сверстников предыдущих поколений по целому ряду социально-психологических характеристик, поэтому решение данной проблемы может потребовать определенного психологического сопровождения, которое может отличаться от подходов, актуальных до сих пор.

Одним из наиболее важных направлений исследования проблемы подростковых конфликтов является изучение внутренних причин и особенностей этого явления в первую очередь. Ведь именно в контексте понимания проблемных факторов, связанных с особенностями личности, можно решить проблему, а не просто бороться с «симптомами». Большую роль в этом отношении играет изучение психологических факторов, влияющих на стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Стоит отметить, что изучение различных аспектов явления конфликта и его возникновения также относится к значительному числу отраслей психологии: общей, возрастной, социальной, педагогической и др.

Так, общая психология предоставляет информацию об особенностях подростков, которые могут повлиять на проявление конфликта; возрастная психология — изучает детали проблемы в определенном возрасте; социальная психология позволяет изучить конфликт с точки зрения всех вовлеченных в него людей и проследить, как конфликт подростка влияет на его отношения с обществом. Дифференциальная психология изучает различия в работе в конфликте в современном обществе.

Педагогическая психология, например, психологическая коррекция, предлагает способы решения этой проблемы и снижения распространенности конфликтов среди подростков. В то же время, конфликтология, как наука о конфликтах, предлагает современным исследователям возможность изучить структуру конфликта, его причины и последствия.

Понятием конфликта интересовались многие ученые, в том числе З. Фрейд, А. Адлер, К. Левин, С.П. Бочарова, Э. Гидденс, К. Хорни, Л.И. Божович, Д. Смелзер, К. Томас и др. Важно отметить, что все исследователи подходили к вопросу противоречивых исследований с разных ориентаций и методологических точек зрения, что подчеркивает отсутствие окончательного и единого мнения по этому вопросу.

Анализ литературы показывает, что существующие исследования по данной проблеме не дают окончательного ответа на вопрос о влиянии внутреннеличностных психологических факторов на возникновение конфликтов среди подростков, что и определяет наш выбор темы.

Объект работы: конфликтность в подростковом возрасте. Предмет исследования: внутреннеличностные психологические факторы и их влияние на стиль поведения в подростковом конфликте.

Цель: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние внутреннеличностных психологических факторов на стиль поведения в подростковом конфликте. Соответственно, были разработана следующие задачи исследования:

1. Совершить анализ научной литературы в рамках исследования истории возникновения термина «конфликт» и путей его изучения в психологии;

2. Классифицировать основные виды конфликтов;

3. Выявить описанные в теоретических исследованиях стратегии разрешения конфликтов;

4. Охарактеризовать основные источники возникновения конфликтов в подростковой среде;

5. Выявить ряд способов поведения подростка в конфликтной ситуации;

6. Описать особенности психолого-педагогического сопровождения при разрешении столкновений в рамках учебной среды;

7. Охарактеризовать термин «личностные особенности» подростка и выявить основные пути их определения;

8. Эмпирически выявить взаимосвязь внутреннеличностных особенностей подростка и стиля его поведения в конфликтной ситуации.

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

А) теоретические: анализ, классификация, систематизация, сравнение и обобщение теоретических и экспериментальных данных по проблеме исследования;

Б) эмпирические: тестирование; констатирующий эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования могут быть применены в деятельности педагогов в образовательном процессе, а также в деятельности практических психологов в консультационной и образовательной деятельности и при разработке программ обучения.

Практическое применение данных рекомендаций поможет развить у молодых людей способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, поможет снизить конфликтность среди молодежи в целом, а также поможет молодым людям, учителям и родителям обрести понимание причин и условий возникновения конфликтов.

Материалы эмпирического исследования могут использоваться при преподавании таких учебных курсов как: «Дифференциальная психология», «Конфликтология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и «Возрастная психология», а также спецкурсов и спецсеминаров.

Структура данной работы включает в себя введение, три главы – две теоретических и одна практическая, общие выводы по результатам проведённого исследования, поданные в заключении, а также список использованной литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Решение проблемы роста количества конфликтов между современными подростками является неотъемлемой частью создания условий для гармоничного развития растущей личности. В подростковом возрасте, в силу сложной и противоречивой природы личностных черт учащихся, психологические особенности их развития могут оказаться нарушающими нормальный ход развития личности, создавая предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций.

Посредством анализа литературы и эмпирического исследования в данной работе было зафиксировано влияние внутреннеличностных психологических факторов на способы разрешения конфликта в подростковой среде, на основании чего были сделаны следующие выводы.

1. Подростковый возраст характеризуется быстрыми физическими и психологическими изменениями, проявлением бунтарства, сепарации, сильных эмоций и желания самоутвердиться. Подросток стремится к вниманию и пониманию окружающих, однако — по разным причинам — часто может не достичь своих целей, конечной мотивацией которых является получение одобрения от важных ему людей. Это, в свою очередь, может создавать конфликтные ситуации, которые только усиливаются из-за эгоцентризма подростка и малого жизненного опыта.

2. В центре внимания исследований конфликтов в подростковой среде находятся обнаруженные психологические факторы, что позволяет рассматривать столкновение с точки зрения внутренних переживаний и личностных особенностей подростков. Таким образом, с точки зрения представительного участия в конфликтных ситуациях, важными для изучения конфликтных проблем являются индивидуально-личностные психологические факторы и качества каждого темперамента, которые делают проблемы подростков многофакторными.

3. Выбор методического инструментария для эмпирического исследования влияния психологических факторов на выбор стратегии поведения подростком в конфликтной ситуации основывался на выбранных психологических факторах личности, что дало возможность исследовать специфику совершения выбора.

4. Тот факт, что почти половина современных подростков испытывает высокий уровень конфликтности, а низкий уровень конфликтности у подростков совсем не актуален в наше время, говорит о необходимости и стойком желании учащихся отстаивать свои интересы и доносить свою позицию по отношению к агрессии и созданию конфликтных ситуаций. В то же время более половины современных подростков имеют высокий или очень высокий уровень активности, среди молодого поколения преобладают достаточно высокий уровень силы личности, они имеют высокий уровень низкой эмоциональной экспрессии. В то же время сангвинический темперамент наиболее распространен в условиях современной жизни.

5. Согласно результатам исследования, коррекцию конфликтных проблем у подростков следует начинать с психологических факторов конфликта, включая агрессию, враждебность, тревожность, низкое настроение и тип личности. Также необходимо рассмотреть необходимость решения проблемы не только с точки зрения работы с самими подростками, но и с точки зрения значимых для них взрослых, включая родителей и учителей.

Поэтому данное исследование имеет потенциал для дальнейшей разработки психологических и педагогических рекомендаций по снижению тревожности, улучшению настроения, снижению уровня агрессии и враждебности с целью конструктивного разрешения конфликтных ситуаций у подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ТИПОЛОГИЯ

1.1 История возникновения термина и путей его изучения в психологии

Человеческая история демонстрирует неизбежность конфликтов с незапамятных времен. Он существует везде, пока люди взаимодействуют друг с другом. Изучению конфликта и его причин посвящено большое количество работ ученых различных направлений: философов, психологов, менеджеров, социологов и т.д. Как отдельная отрасль знаний, конфликтология сформировалась только в середине ХХ века и является одной из самых современных и молодых наук в сегодняшнем цикле социальных наук [22]. Деятельность национальных и международных научных организаций демонстрирует спрос на знания и навыки в области исследования, управления, диагностики, предотвращения и прогнозирования конфликтов.

Эти вопросы становятся все более важными по мере развития человекоцентрированного общества и конкурентных отношений, поскольку соперничество является разновидностью конфликтных ситуаций и при определенных условиях может стать конфликтом. Поэтому вопрос внедрения теории конфликта в систему подготовки кадров в различных отраслях труда имеет практическое значение на этапе реформирования отечественного образования.

Говоря о конфликтах в школьной среде, в частности среди подростков, важно в первую очередь сосредоточиться на природе данного явления, его обстоятельствах и методах разрешения. Любой реальный конфликт развивается со временем, то есть это процесс. В более широком смысле динамика конфликта — это последовательность стадий и состояний, характеризующих процесс от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения. Другими словами, в настоящее время существует ключевой аргумент в вопросах конфликтов — это непрерывная переменная.

Необходимо найти постоянные причины, вероятности, конфликтные ситуации. Количество корпоративных конфликтов в обществе и в образовательной среде очень велико. Такие явления разрушительны для коллективов [34]. Последствия деструктивно разрешённых конфликтов напрямую отражаются на процессе социализации учеников. Однако конфликт в подростковой среде все же является контролируемым явлением, и важно сосредоточиться на основных факторах возникновения определенных конфликтов в первую очередь.

Столкновения могут возникать из-за различных ситуаций, как социальных, так и внутренних, и могут быть причиной определенных конфликтов в отношениях между сотрудниками, как описано выше. Поэтому необходимо уделять внимание общению между сотрудниками. Основными факторами в понимании конфликта в межличностных и групповых отношениях могут быть его предпосылки и содержательные компоненты [17].

Осмысленный компонент конфликта в организации чрезвычайно важен в рамках дальнейшего разрешения конфликтов и улучшения отношений в школьном коллективе. Определив значимый компонент в рабочей команде, вы можете направить деятельность команды в позитивное или нейтральное русло для решения определенных проблем. Однако важно помнить, что определенные внутригрупповые конфликты, будь то трудовые вопросы или неформальное взаимодействие между одноклассниками, являются исторически измеряемыми компонентами процесса обмена информацией.

Современная конфликтология как область знаний является функцией наук философии, психологии (общей и социальной), социологии и менеджмента, которые являются ее теоретической основой. Так философия изучает фундаментальные законы природы, общества и развития человека, психология формирует общие и частные законы межличностных и групповых отношений, социология помогает исследовать проблемы, связанные с предоставлением информации, а менеджмент формирует систему управления конфликтными ситуациями.

Исходя из вышесказанного, конфликтология — это сложное социальное явление и область знаний, целями которой являются развитие совокупности знаний о природе конфликта, приобретение практических навыков разрешения конфликтов, развитие навыков управления конфликтными ситуациями, позитивный взгляд на конфликт и прагматичное его использование [3]. Основными задачами конфликтологии являются:

 определение природы конфликтов;

 характеристика их типов и динамики;

 ознакомление с психологическими аспектами межличностных контактов;

 изучение методов прогнозирования, диагностики и предотвращения конфликтов;

 разработка системы управления конфликтными ситуациями в организациях.

Конфликтология как наука имеет несколько направлений [24]:

 философия и общество (охватывает общие тенденции развития конфликтов на макроуровне);

 организация и социология (изучение причин и динамики конфликтов в организациях, группах и коллективах);

 индивидуальная психология (изучение психофизиологических характеристик и особенностей индивидов и их поведения в конфликте).

Конфликтология уникальна тем, что она фокусируется на причинах формирования и развития конфликтов в системах индивидуальных и групповых отношений, а также на причинах, по которым они перерастают в конфликты; и на способах предотвращения и управления уже возникшими конфликтами. Поскольку конфликтология является междисциплинарной наукой, методы ее исследования разнообразны и зависят от характера конфликта, количества вовлеченных в него людей и других условий и факторов, определяющих необходимость контекстуального подхода.

Конфликтология — одна из самых молодых областей научного знания [16]. Она возникла как отдельная наука в конце 1950-х годов и первоначально называлась «социология конфликта». Это событие было связано с работами Р. Дарендорфа и Л. Козера. Проблема конфликта и конфликтных ситуаций всегда интересовала ученых, философов и общественных деятелей. В этом контексте важно проанализировать эволюцию научных взглядов на конфликт и выделить ряд исторических периодов.

1) Древние времена. Этот период примечателен рассуждениями китайских мыслителей. Особое место занимает Конфуций. Он высказал различные соображения о противоречии многих моральных заповедей. Вот один из них: «Не делай другим того, чего не желал бы себе, и тогда они не будут враждовать с тобой ни в государстве, ни в семье». Этот философ считал, что корнем конфликта является невежество и отсутствие воспитанности, что приводит к нарушению норм межличностных отношений и справедливости.

2) Средние века. Важнейшей особенностью идеи конфликта, развивавшейся во взглядах средневековых мыслителей, была их религиозная направленность. Фома Аквинский комментировал область философского знания и теологии, духовные силы, человеческое существование и Бога. По его мнению, «история — это вечная битва между двумя царствами — божественным и земным».

3) Ренессанс. Фундаментальной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта было то, что они развивали философию о величии человеческого разума и его роли в понимании окружающего мира. Ученые верили в силу человека, его разум и гармонию, а также в его способность преодолевать социальные конфликты.

4) Новое время и век Просвещения. В этот период были созданы предпосылки для систематического понимания явлений окружающего нас мира, в том числе для изучения конфликта. Наиболее характерные взгляды на конфликт содержатся в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Жан-Жака Руссо и А. Смита. Таким образом, Ф. Бэкон одним из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов в стране. Он подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных волнений и возможные пути их преодоления Коноваленко, 2016].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы