Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь личностных особенностей клиентов и психологических механизмов защиты в процессе консультирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Особенности современного психологического
консультирования 6
1.2
Психологические механизмы защиты 9
1.3
Индивидуально психологические особенности личности 16
Выводы по 1
главе 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1
Организация, планы и этапы исследования 28
2.2 Анализ
результатов исследования личностных особенностей и психологических механизмов
защиты 31
2.3 Анализ
корреляций между психологическими параметрами 47
Выводы по 2
главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время происходит увеличение стрессогенности жизни
человека ввиду ускорения ее темпа, нестабильности многих ее сфер, большого количества
конфликтов, катастроф, террористических актов, и других трудных жизненных
ситуаций, которые переживает сам человек и свидетелем которых он становится.
Такие ситуации предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям
человека.
Усложнение информационной среды, недостаток времени, активное
общение с окружающими людьми, увеличение ответственности за принятые решения на
фоне финансовой нестабильности мира, завышенные запросы общества к личности в
целом приводят к увеличению в первую очередь психических нагрузок на человека,
понижению активного состояния, изменению личного статуса, профессиональному
выгоранию, развитию психосоматических болезней или же невротических
расстройств.
В некоторых случаев, человек, обращаясь за помощью к специалисту.
Это обуславливает внимание к изучению связи личностных особенностей клиента и
формирования у него определенных психологических механизмов защиты в процессе
консультирования.
В связи с этим считаем тему исследования «Взаимосвязь личностных
особенностей клиентов и психологических механизмов защиты в процессе
консультирования» актуальной для исследования, так как на сегодняшний день
остается малоизученной и дает возможность последующего практического применения
полученных результатов.
Объект исследования: 50 респондентов в
возрасте от 18 до 30 лет, респонденты будут разделены на 2 группы: группа – мужчины 25 человек, группа – женщины в количестве 25 человек.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных
особенностей и психологических механизмов защиты у людей, находящихся в
процессе психологического консультирования.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил сделать
следующие выводы:
1.
Рассмотрев особенности современного психологического консультирования было
выявлено, что психологическое консультирование – это один из видов
деятельности психолога, который направлен на оказания психологической помощи
клиенту. Процесс консультирования строится на модели поведения между клиентом и
психологом, в зависимости от из индивидуальных особенностей.
2.
Изучив психологические механизмы защиты, пришли к выводу, что
под
данным термином понимается совокупность таких бессознательных методов, благодаря
которым человек обеспечивает себя внутренним комфортом, защищая себя от
негативных переживаний и психологических травм. Механизмы психологической
защиты обычно включают отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию,
рационализацию, замещение, изоляцию и некоторые другие.
3.
Рассмотрев индивидуально-психологические особенности личности, было выявлено,
что индивидуально-психологические особенности личности рассматриваются в
контексте их воздействия на развитие личности, особенности ее взаимодействия и
отношения с окружающими и, как последствие, общую результативность
жизнедеятельности в условиях имеющейся общественной действительности.
4.
Проанализировав взаимосвязь личностных особенностей и психологических
механизмов защиты человека, установили, что основными факторами
определяющими становление
психологических механизмов защит являются: индивидуально своеобразные,
природно-обусловленные, динамические особенности психики субъекта;
универсальные проблемы адаптации; стадии развития «Я» как сензитивные периоды
образования механизмов защит; интеллектуальная зрелость индивида; эксквизитные
ситуации. Преобладание у человека какого-либо защитного механизма может быть
связано с развитием определенных черт характера и его акцентуаций. Люди с
определенными особенностями личности склонны доверять конкретным защитам.
5.
Для выявления взаимосвязи личностных особенностей и психологических механизмов
защиты, было организовано эмпирическое исследование. Методики данного
исследования включали в себя: 16 факторный личностный опросник Кеттелла; личностный опросник Плутчика-Келлермана-Конте.
На
основе полученных результатов в процессе диагностического обследования, были
выявлены следующие особенности: среди респондентов мужской группы преобладают
такие личностные качества как: замкнутость, высокий интеллект, эмоциональная
стабильность, доминантность,
экспрессивность, рациональность, дипломатичность. Преобладают механизмы
защиты: рационализм, вытеснение, замещение. Среди женщин респондентов
диагностировано, что у них доминируют следующие качества: общительность,
эмоциональная нестабильность, экспрессивность, чувственность, мечтательность,
прямолинейность, тревожность, напряженность. В женской группе преобладают
следующие виды механизмов защиты: отрицание, гиперкомпенсация, проекция,
компенсация.
Для выявления взаимосвязи между
выявленными признаками был проведен корреляционный анализ. Использовался
коэффициент корреляции Пирсона. Результаты показали, что существует взаимосвязь
между изучаемыми параметрами, а также существуют различия
в психологических механизмах защиты у мужчин и женщин, что подтверждают
выдвинутую гипотезу. Таким
образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования
достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область
исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет
специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению эффективности
консультации клиентов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Особенности современного психологического консультирования На сегодняшний день практическая психология все больше
входит в повседневную жизнь человека. Большинство людей на современном этапе
развития общества преодолела свои страхи перед консультантами по психологии и
психотерапевтами.
Психологическое консультирование обретает свой
индивидуальный путь развития в России. На сегодняшний день на современном этапе
развития общества появляются различные сообщества психологов, способствующие обмену опытом и теориям,
поиску клиентов, кабинета, официального оформления консультирования.
Все больше частные клиники привлекают для работы к себя
психологов консультантов, в предоставленной сфере наиболее актуален
психосоматический подход; в холдингах и крупных организациях с развитой
корпоративной культурой стало популярным иметь кабинет психической разгрузки
сотрудников; появление большого количества психических центров в городах дают
рабочие места выпускникам психических факультетов.
Личности клиента и консультанта, а также их взаимодействие
сейчас считаются ведущими задачами прикладной психологии. Консультант сам по
себя считается инструментом собственной деятельности. Его «Я»-концепция,
собственные неразрешенные трудности, установки влияют на клиента. В зависимости
от направленности консультант имеет возможность подстраиваться под клиента, или
же определять необходимый подход в отношении с ним. Личность успешного
консультанта описывается в работах В.Ю. Меновщикова [34], Елизарова А.Н. [20].
Существование противоположно
направленных позиций сравнительно презентации клиентом ценностной
ориентации психолога-консультанта абсолютно закономерно происходят из различных
отраслей психологии. По мнению С.В.
Савинова консультант должен отчетливо
осознавать собственные ценности, не скрывать их от клиента и не игнорировать
ценностных дискуссий…» – при этом –
«ценностная позиция консультанта не предполагает нравоучений и
морализаторства». [43, с. 175]. Остальные значимые качества личности
консультанта примерно схожи во всех источниках, но кто-то добавляет, кто-то
исключает некоторые позиции:
– развитый интеллект
и широкая область интересов;
– пластичность
психики;
– эмоциональная сдержанность и терпимость;
– безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
– отзывчивость, чуткость, эмпатия, интерес к людям;
– общая культура поведения;
– умение выстраивать и выдерживать до конца собственную
линию поведения;