Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Детская психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь компонентов эмоциональной сферы и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 8
1.1. Понятие
психологической готовности дошкольников к обучению в школе в
психолого-педагогической литературе. 8
1.2.
Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 15
1.3.
Характеристика взаимосвязи эмоциональной сферы и готовности к школе детей
старшего дошкольного возраста. 23
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 29
2.1.
Диагностика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 29
2.2.
Содержание работы по развитию компонентов эмоциональной сферы и готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста. 35
2.3. Анализ
результатов работы.. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Старший дошкольный возраст является периодом, на протяжении которого в психике детей
возникают такие новообразования как произвольность психических процессов,
способность управлять собственным поведением, изменения в представлении о себе,
в самосознании и самооценке. Это период, в котором формируется социальное эмоционально
состояние и нравственные чувства.

Дети
старшего дошкольного возраста овладевают эмоциональным предвосхищением, за счет
которого у них возникает способность понимать эмоции и чувства других людей,
предвидеть их реакцию на действия и переживать по поводу вероятных итогов коммуникации
и деятельности. Данный возраст – это сензитивный возраст для организации подготовки
к школе: на шестом году жизни дети приобретают способность ставить цели, что обладает
решающим значением для успешного обучения, у детей зарождаются потребности в
уважении и признании взрослым, потребность стать лучшим, поступать на основе
этических норм. Вместе с тем, у детей дошкольного возраста развивается новый вид
мотивации – иерархия мотивов, который позволит в определенных ситуациях сдержать
собственные непосредственные желания и поступать не так, как захотелось в определенный
момент, а так, как «надо».

Школа
предъявляет требования к самым различным психологическим качествам детей.
Психологическая подготовка – это важная предпосылка успешного образовательного
процесса в школе, от ее сформированности зависит, каким образом сложится
отношение детей к обучению, как будут относиться к нему одноклассники и
педагоги, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Психологическая подготовка
дошкольников к школьному обучению является одним из главнейших результатов
психического развития в период дошкольного детства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психологическим
аспектом проблемы готовности к школьному образованию является изучение влияния
образования на психическое развитие ребенка и становление личности и
индивидуальности в различных условиях дошкольного воспитания: в условиях
организованного обучения и воспитания и в условиях свободного образования.

К
компонентам психологической готовности к обучению в школе относятся:

— психомоторный (функциональный);

— интеллектуальный;

— эмоционально-волевой;

— мотивационный;

— личный;

— социально-психологическая готовность.

Все
рассмотренные компоненты психологической готовности к обучению в школе
достигают определенного уровня сформированности у ребенка старшего дошкольного
возраста и продолжают развиваться, когда ребенок начинает учиться в школе. Это
создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств,
необходимых ребенку школьного возраста для успешного освоения программного
материала, развития положительных сторон его личности.

Эмоции
играют важную роль в жизни человека. Успешное эмоциональное развитие
гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Очень важно развивать
эмоциональную сферу дошкольников, так как это гарантия того, что к раннему
школьному возрасту ребенок сможет адекватно реагировать на те проблемы, с
которыми ему предстоит столкнуться. А воспитание у ребенка способности
сопереживать, сопереживать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других,
поможет ему стать успешным, достойным членом общества.

Эмоционально-волевая
готовность к школьному обучению является довольно высоким уровнем произвольной
регуляции эмоционального состояния, сопровождающего учебные ситуации,
способностью ребенка адекватно переживать процессы переключения эмоций;
усвоение такой деятельности, в которой понимаются мотивы и цели, мобилизуются
усилия, а психическая деятельность направляется и регулируется.

Развитие
эмоционально-волевого компонента готовности дошкольника к школе основано на
развитии его эмоционально-волевой сферы.

В
качестве параметров для определения уровня сформированности
эмоционально-волевой сферы могут выступать:

— осведомленность об эмоциях и умение их
отличать;

— присутствие произвола в действиях;

— навыки управления своей эмоцией;

— адекватная эмоциональная реакция на позитивные
и негативные оценки собственной деятельности.

К
концу дошкольного возраста эмоционально-волевое развитие должно быть на
довольно высоком уровне для успешного школьного обучения.

Сформированная волевая
регуляция у дошкольников в первую очередь развивает такие черты личности, как:
самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность,
способность принимать решения, сознательно контролировать свои действия и
поступки, то есть все те качества, которые необходимы для начальной готовности
дошкольника к школе, обеспечивающие успешность обучения в начальной школе. Мы
также обратили внимание на взаимосвязь воли и произвольности, на этапы
формирования последнего, заключающиеся в формировании произвольной двигательной
активности, произвольной регуляции самих высших психических функций и регуляции
собственных эмоций. Кроме того, на наш взгляд, одной из важнейших проблем при

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие
психологической готовности дошкольников к обучению в школе в
психолого-педагогической литературе

В
психологии на сегодняшний момент нет единого понимания психологической
готовности к обучению в школе. Такие авторы как: Л. И. Божович, И. В.
Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова и другие предлагают разные ее
структуры.

Психологическим
аспектом проблемы готовности к школьному образованию является изучение влияния образования
на психическое развитие ребенка и становление личности и индивидуальности в
различных условиях дошкольного воспитания: в условиях организованного обучения
и воспитания и в условиях свободного образования.

Энциклопедический
словарь психологии и педагогики формулирует такое определение психологической
готовности: «Психологическая готовность является одной из составляющих всей
готовности к действию, определяемой психологическими факторами». Подобное
определение изучаемого понятия дано в Национальной психологической
энциклопедии.

Отечественные
психологи, выявляя структуру психологической готовности к обучению в школе, опираются,
в первую очередь, на то, что она является многокомпонентным образованием. У начала
данного подхода стояла Л.И. Божович [3]. Именно она выделила несколько
параметров психического развития дошкольника, наиболее значимо влияющих на уровень
успешности обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития
ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы обучения, достаточное
развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Автор отмечала, что
психологическая готовность к обучению в школе собирается из некоторого уровня сформированности
умственной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной
регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции ребенка.

Данное
мнение также разделял А. В. Запорожец, который включал в психологическую
готовность к школе специфику мотивации личности дошкольника, уровень сформированности
познавательной и аналитико-синтетической деятельности, уровень сформированности
механизмов волевой регуляции действий [12].

Е.П
Ильин определяет произвольность в качестве одной из предпосылок образовательной
деятельности. Вместе с тем, автор обращает внимание на уровень развития
знаковой функции в качестве характеристики, включающей специфику коммуникации,
умение совместно решить поставленные задачи, сформированность эмоциональной
сферы [15].

Итак,
можно отметить, что психологическая готовность к обучению в школе – это
комплексное образование, предусматривающее довольно высокий уровень сформированности
мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер.

Существуют
и иные подходы к определению структуры психологической готовности детей к
школе. К примеру, Н.Л. Кряжева акцентирует внимание на роли коммуникации в
развитии ребенка и определяет несколько сфер: отношение к взрослым, к ровесникам
и к самому себе [19].

Суммируя
мнения разных авторов, к компонентам психологической готовности к обучению в
школе относятся:

— психомоторный (функциональный);

— интеллектуальный;

— эмоционально-волевой;

— мотивационный;

— личный;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы