Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь коммуникативных способностей и направленности личности в общении в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ 1.1
Понятие «коммуникативные способности» в современной науке……………………………………………………………………… 7 1.2
Направленность личности в общении как психологическая проблема………………………………………………………………… 15 1.3
Коммуникативные способности подростков и их роль в общении…………………………………………………………………. 21 Выводы
к разделу 1…………………………………………………… 29 РАЗДЕЛ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1
Организация и ход эмпирического исследования……………….. 31 2.2
Результаты эмпирического исследования и их анализ (констатирующий этап)……………………………………………… 39 2.3
Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей и
готовности подростков к взаимодействию в процессе общения……………………………… 50 Выводы
к разделу 2…………………………………………………….. 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 64 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 67 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 74

  

Введение:

 

Общение
было и остается основным средством взаимодействия людей, но в подростковом
возрасте его важность значительно повышается. Это связано с переходом к новому
этапу развития, когда начинает формироваться чувство взрослости, происходит
формирование идеала личности и возникает интерес к противоположному полу.
Именно общение помогает подростку понять свою роль в коллективе, определить,
какие бы качества он хотел в себе развить, а также научиться взаимодействовать
с окружающими.

Общение,
как правило, понимается как процесс взаимодействия между двумя или несколькими
лицами, предусматривает обмен между ними информацией познавательного и
эмоционально-оценочного характера, во время которого субъективный мир одного
человека раскрывается для другого. В общении происходит процесс его
социализации и становления. В основе успешного общения находятся
коммуникативные способности, развитием которых можно обеспечить высокий уровень
реализации личности в общении.

Изучением
коммуникативных способностей подростков занимались Л. С. Выготский [14],
И. В. Дубровина [21], Е. В. Емельянова [22], А. А. Медникова [41],
Л. И. Очерова [46] и др., которые отмечают, что эти свойства
являются важнейшим фактором самореализации личности в подростковом возрасте.

Коммуникативные
способности образуют систему качеств личности, которые способствуют достижению
высоких результатов во взаимодействии с людьми, в общении с окружающими. У
каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими,
которые и определяют его направленность в общении, которая зависит от
индивидуальных качеств личности. Направленность в общении тесно связана с
психологическими особенностями личности. Она не является врожденным качеством,
а формируется и изменяется в процессе взаимодействия, обусловлена культурными
ценностями ближайшей среды, традициями, общепринятыми нормами поведения,
следовательно, ее можно корректировать и развивать.

Проблемами
направленности личности в общении занимались Г. В. Бороздина [7],
В. А. Горянина [17], Е. И. Рогов [52;53], Г. М. Шеламова [68]
и др., которые отмечали, что направленность личности в общении влияет на ее поведение,
которое определяется побуждениями и системой взаимоотношений. Направленность
личности в общении, по мнению исследователей, обусловлена определенными
личностными факторами.

Следует
отметить, что отдельные аспекты исследуемой проблемы уже были предметом
внимания ученых. Проблемой общения занимались отечественные ученые
Е. В. Емельянова [22], Н. В. Казаринова [31],
В. А. Кан-Калик [28], В. Н. Куницына [31],
Л. В. Матвеева [39], В. М. Погольша [31] и др.
Изучению коммуникативных способностей подростков посвящены исследования
Л. С. Выготского [13; 14], Т. П. Гаврилова [15],
И. В. Дубровина [21] и др., которые отмечают, что
коммуникативные навыки являются важнейшим фактором самореализации личности в
подростковом возрасте. Также исследованы различные подходы к трактовке сущности
коммуникативных способностей (Г. М. Андреева [1], Е. А. Булатова,
Н. А. Зимина, С. М. Зинина [9] и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.
Существует большое количество определений понятий «способности», которые
рассматриваются нами как свойства личности, которые формируются и проявляются
непосредственно в деятельности; развиваются и совершенствуются в коммуникации с
социумом; имеют сложную структуру, которая охватывает как природные, так и
социальные факторы. Коммуникативные способности имеют более широкое значение,
поскольку включает не только взаимодействие между людьми, но и другие аспекты
обмена информацией. Поэтому в работе мы это понятие будем рассматривать как
многогранное личностное образование, которое обеспечивает способность оптимальной
организации взаимодействия с другими людьми, адекватность восприятия себя в
общении и индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению,
скорость и легкость усвоения новых, более эффективных форм коммуникативного
взаимодействия.

2.
В психологических подходах направленность личности в общении рассматривается с
разных точек зрения. С точки зрения функциональности:
информационно-коммуникативная, перцептивная, регулятивно-коммуникативная и
эмоционально-коммуникативная. Как взаимодействие между людьми, во время
которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией,
взаимном влиянии на участников процесса, взаимопонимании, взаимопереживании.
Наиболее исчерпывающей классификацией направленности личности в общении
является видовая (по Е. П. Ильину): по содержанию, за целью, в
зависимости от средств и направления общения, по способу взаимодействия
участников коммуникации, в зависимости от субъектов, по продолжительности.
Также выделяется направленность личности в общении по уровням коммуникации:
сотрудничество, конкуренция и манипулирование.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ 1.1 Понятие «коммуникативные
способности» в современной науке

Умения
личности к коммуникации в значительной степени влияют на эффективность процесса
общения и поэтому очень важно глубокое понимание коммуникативных способностей,
как навыков индивида к установлению и развитию контактов с другими людьми. Коммуникативные
способности являются ключевыми факторами успеха любого человека в любой
деятельности, что тесно связывает их с общением и коммуникацией, и изучаются
различными научными сферами. Современные отечественные и зарубежные исследователи
(Г. М. Андреева [1], А. К. Болотова [6], Т. В. Вамбуи [73],
Э. Гатути [73],
Е. Л. Доценко [20], Ю. М. Жуков [6], А. В. Кибуи [73], Л. Тайер [71],
Л. Д. Тарвин [72] и др.) рассматривают коммуникативные
способности как одно из наиболее важных условий эффективного общения между
людьми и основными коммуникативными компетенциями личности с точки зрения
взаимоотношений в социуме.

В
психологии понятие «способность» выделяется как один из параметров целостного
ментального образа личности. Способности дают психологическое описание человека
с какой-то определенной стороны, которая является жизненно важной, и
дифференцирующей его от других людей. Понятие «способность» противоречиво,
содержит в себе комплекс человеческих, психологических, в том числе этических,
нравственных, культурных вопросов. Как отмечает М. М. Калашников,
данное понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и
явлениями, так как любое научное знание является понятийным, а определения и
термины, составляющие его, не изолированы, не управляются, а соединены в едином
замысле, концепции [27].

Как
утверждает Т. В. Терешонок, в психологии, существуют две ключевые классификации
способностей, которые касаются теоретических подходов к их происхождению и месту
в системе деятельности, психики и личности:


первый подход – это по основным видам деятельности (С. Л. Рубинштейн [56],
Б. М. Теплов [61], В. Д. Шадриков [65] и др.). К
таким способностям относятся такие, технические, математические,
пространственные, музыкальные, творческие, спортивные и т.д.;


второй подход (В. А. Крутецкий [30]) не менее сложен, достаточно
изучен и сочетается с первым – по видам психических функциональных систем – «сенсорномоторные,
перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные,
коммуникативные» [30, С. 158].

Согласно
концепции Б. М. Теплова, способность – это «такие психические
свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или
нескольких деятельностей» [61, С. 214]. Это могут быть такие свойства
личности, как наблюдательность, которая необходима, например, ученому, писателю;
зрительная память, как важное психическое свойство для художников;
эмоциональная память и эмоциональное воображение; техническое воображение – для
инженеров, дизайнеров; музыкальный слух – для вокалистов, музыкантов; интеллектуальные
качества, которые являются условием успешного выполнения многих видов
деятельности.

Созвучно
с мнением Б. М. Теплова, современный исследователь
В. Д. Шадриков акцентирует внимание на том, что способности, как
проявление личности, выражаются в уровне мастерства человека в определенном
виде деятельности, в его искусстве выполнять ту или иную работу, действия [65].
Ученым подчеркивается то понимание сущности способностей, когда они
раскрываются в свободной деятельности и в свободе выбора этой деятельности,
формах ее реализации, в возможностях творчески мыслить, самореализовываться и
постоянно развивать эти

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы