Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Организационная психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов 8

1.1 Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав 8

1.2 Изучение лидерских способностей в психологической науке 15

1.3 Психологические особенности личности программистов 21

Выводы по первой главе 26

Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов 28

2.1 Программа и ход эмпирического исследования 28

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 35

Выводы по второй главе 54

Заключение 56

Список литературы 59

Приложение……………………………………………………………………..65

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Высокие темпы информатизации и автоматизации систем, которые характерны для развития современного общества, обусловили востребованность профессиональных навыков программистов. Везде, где используется компьютерная техника (т.е. практически повсеместно), регулярно возникает потребность в создании программ оптимизации деятельности, повышении качества и удобства функционирования систем, а потому растет необходимость в специалистах-программистах.

По оценке рекрутинговых агентств, программист как специальность устойчиво входит в список самых востребованных на текущий момент и одновременно перспективных специальностей для будущего. Пандемия также стимулировала дополнительную потребность государства и бизнеса в программистах, поскольку потребовалось выводить значительные объемы услуг из офлайн режима в онлайн режим, налаживать совершенно новые процессы передачи данных, поддерживать повышенный спрос населения на использование телекоммуникационных систем.

Несмотря на то, что профессия программиста относительно недавно стала высоко востребованной и стала предполагать привлечение новых кадров в значительном объеме, уже сейчас ощущается острая нехватка в специалистах-руководителях в IT-отрасли. Высокий уровень заработной платы и психологические особенности «среднестатистического» программиста приводят к тому, что среди специалистов этого типа незначительный процент кадров хочет и может занимать руководящие должности. Нередко программисты не готовы обучаться принципиально новым для себя навыкам управления людьми. Кроме того, лидерский и коммуникативный потенциал среди специалистов IT-отрасли, как правило, невысок. Очевидным решением данной проблемы был бы поиск руководителей для IT-отрасли в других отраслях, но специфичность работы отдельных IT-отделов, потребность досконально понимать работу создаваемого или совершенствуемого продукта делает такой подход мало эффективным. Поэтому HR-специалисты в IT-индустрии остро нуждаются в механизмах поиска программистов, имеющих перспективы к занятию руководящих должностей.

Существует такая распространенная точка зрения, что для специалиста IT-отрасли значение имеют только т.н. «твердые» навыки («hard skills»), которые заключаются в глубоких знаниях технологий и инструментов, используемых в работе. Однако «мягкие» навыки («soft skills»), включающие в себя, в том числе коммуникативные и лидерские способности, важны нисколько не меньше. Несмотря на то, что программисты большую часть своего рабочего дня проводят наедине с компьютерными программами, создание чего-то нового в высокотехнологичной сфере или совершенствование уже работающих систем предполагает постоянное взаимодействие с коллегами, потому что IT-отрасль – это, прежде всего, работа в команде. Умение организовать эффективное взаимодействие и комфортное межличностное общение дает возможность быстро, оперативно и безошибочно передавать нужную информацию от клиентов к разработчикам, от разработчиков к тестировщикам и пр., т.е. обеспечивает непрерывность информационного обмена. Способность ясно и четко излагать свою позицию, объяснять свое мнение, идти на компромиссы и работать в команде для программиста, таким образом, это навыки не менее важные, чем знание языков программирования или навыки работы с базами данных.

Потребность поиска среди программистов тех сотрудников, кто готов и способен заниматься организацией других, обладает необходимыми навыками межличностного общения и лидерства актуализирует потребность в выявлении тех личностных качеств и способностей, которые предрасполагали бы специалиста к занятию управленческой вакансии; в выяснении возможных взаимосвязей между характеристиками индивида, которые могли бы сделать его эффективным управленцем и лидером.

Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования:

— представления о сущности коммуникативной компетентности и ее сущностном содержании, представленные в исследованиях В.В. Воронина [9], Е.В. Гончаровой [10], О.В. Дивненко [13], Ю.М. Жукова [17], И.А. Зимней [20], Н.С. Колмогоровой [22], С.Н. Лютовой [33], Л.А. Петровской [38], В.В. Сафоновой [43], В.И. Тесленко [44];

— теории лидерства, лидерских способностей, предложенные И. Адизесом [1], В.В. Беловым [2], Э. Берном [3], Р. Блейком [4], О.Н. Гладковой [10], О.В. Евтиховым [14-15], С.В. Ермаковой [16], А.Н. Занковским [19], Л.Б. Зубановой [21], В.В. Корытовым [24], В.В. Косяковой [25], Б.И. Кретовым [27-28], Р.Л. Кричевским [29], А.П. Кузякиным [30], Т.И. Лепейко [32], Г.С. Никифоровым [39], В.И. Румянцевой [42], О.П. Топышевым [46];

— исследования, раскрывающие психологические особенности программистов, своеобразие их личности, А.Г. Бутько [6], Т.И. Васильевой [7], И.В. Забары [18], А.Н. Корчугановой [23], В.О. Красова [26], А.С. Назимова [35], Е.А. Орел [36], А.М. Орлова [37], Д. Румянцевой [41], А.А. Тонхоноевой [45], Н.А. Цопа [49].

Сказанное обусловило выбор темы для выполнения выпускной квалификационной работы: «Взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов»

Цель исследования: определить взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

Объект исследования: коммуникативная компетентность и лидерские способности как личностные характеристики.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов.

Гипотеза исследования: предполагается, что между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов существует взаимосвязь, а именно:

— положительные связи между уровнем лидерского потенциала и такими коммуникативными характеристиками как общительность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность;

— положительные связи между коммуникативными характеристиками личности (общительностью, эмоциональной устойчивостью, жизнерадостностью) и рядом лидерских способностей (влиянием на окружающих, организаторскими способностями, умением управлять группой).

Исследование взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов было проведено в три основных этапа. Программа исследования включала подготовительный, диагностический, итоговый этапы.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1. Представить сущность и компонентный состав коммуникативной компетентности.

2. Реализовать изучение лидерских способностей в психологической науке.

3. Охарактеризовать психологические особенности личности программистов.

4. Разработать программу эмпирического исследования коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

5. Определить характерные особенности коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

6. Выполнять корреляционный анализ данных, по результатам которого описать взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

Методы исследования:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— анкетирование;

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка эмпирических данных (корреляционный анализ при помощи r-критерия Спирмена);

Методики исследования:

— тест коммуникативной социальной компетентности (КСК);

— методика «Я – лидер» (автор – А.Н. Лутошкин);

— методика «Оценка лидерского потенциала» (авторы: Е.С. Жариков и Е.С. Крушельницкий).

Характеристика выборки исследования: в качестве выборки в эмпирическом исследовании приняли участие 60 программистов 23-35 лет.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими способами:

— как теоретико-методологической основы для разработки программы развития коммуникативной компетентности и лидерских способностей для специалистов IT-индустрии;

— как совокупности эмпирических сведений для сопоставления с аналогичными данными, полученными на других выборках, в научных целях;

— как сведений, используемых в рамках самоподготовки студентов-психологов к тематическим практическим и семинарским занятиям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями IT-индустрии в переходе перспективных специалистов-программистов на руководящие должности на фоне отсутствия механизмов для поиска таких соискателей. Поэтому в рамках исследования была предпринята попытка установления возможных связей между коммуникативными и лидерскими характеристиками программистов.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.

Достижению указанной цели способствовало решение следующего перечня задач:

— была представлена сущность и компонентный состав коммуникативной компетентности; в результате реализации задачи было сформулировано рабочее определение коммуникативной компетентности, под которой в работе понималась совокупность внутренних ресурсов, необходимых для обеспечения эффективной коммуникации в определенной ситуации, которая возникает в процессе межличностного взаимодействия;

— было реализовано изучение лидерских способностей в психологической науке; под лидерством в работе понимался процесс внутренней социально-психологической организации и управления деятельностью членов малой группы, реализуемый лидером как субъектом взаимодействия, а под лидерскими качествами – совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций;

— были охарактеризованы психологические особенности личности программистов; к наиболее выраженными психологическими особенностями личности программистов были отнесены способность к сверхконцентрации; глубокое погружение во внутренние образы; минимальное социальное взаимодействие; постоянный поиск причинно-следственных связей; обостренное чувство конкретизации; склонность к профессиональной недосказанности;

— была реализована программа эмпирического исследования коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; программа исследования включала подготовительный, диагностический, итоговый этапы;

— были определены характерные особенности коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; установлено, что программисты в выборке склонны к независимости, контролю над окружающим, характеризуются развитым логическим мышлением и сообразительностью, они обладают определенным потенциалом для реализации функции лидеров, однако высокий уровень лидерского потенциала смогли показать лишь пятая часть из выборки;

— был выполнен корреляционный анализ данных, по результатам которого описаны взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; реализованный корреляционный анализ данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов существует взаимосвязь, а именно:

— положительные связи между уровнем лидерского потенциала и такими коммуникативными характеристиками как общительность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность;

— положительные связи между коммуникативными характеристиками личности (общительностью, эмоциональной устойчивостью, жизнерадостностью) и рядом лидерских способностей (влиянием на окружающих, организаторскими способностями, умением управлять группой).

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, будет целесообразно обратиться к составлению более полного психологического портрета специалиста, занимающегося программированием. Подобные сведения позволят уточнить и индивидуализировать программы психологического сопровождения специалистов в IT-отрасли, ориентированные на предупреждение профессионального выгорания, психического истощения и перенапряжения. В конечном счете, разработка и реализация таких программы позволит повысить результативность труда и снизить текучесть кадров.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОГРАММИСТОВ

1.1 Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав

Коммуникативную компетентность как предмет научного исследования рассматривали в своих трудах В.В. Воронин, Е.В. Гончаров, О.В. Дивненко, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Н.С. Колмогорова, С.Н. Лютова, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, В.В. Сафронов, В.И. Тесленко.

Коммуникативная компетентность позволяет индивиду проявить себя в условиях межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация, в свою очередь, никогда не бывает статичной; скорее, это динамичный, развивающийся процесс. Одной из функций межличностной коммуникации является процесс обмена информацией между партнерами по общению. Информация (сообщения) может быть вербальной и невербальной.

Согласно точке зрения В.В. Воронина [9], вербальная коммуникация предполагает использование слов для передачи сообщения. К наиболее важным аспектам вербальной коммуникации относятся словарный запас, интонация, ясность (разборчивость) и краткость. Невербальная коммуникация использует для передачи сообщения язык тела (мимика, жесты, позы и т. д.), звуковое оформление речи (высота, громкость, скорость и т.д.), организацию пространства (оформление помещения, дистанция общения и т.д.), материальные предметы-символы (букет цветов). Эффективное невербальное сообщение уточняет и усиливает вербальное, что снижает вероятность того, что получатель неправильно интерпретирует сообщение [9].

Психологическая наука, не имеет в отличие от терминологической ясности с понятиями коммуникации (невербальной и вербальной), конкретного определения термина «коммуникативная компетентность». По-прежнему данное определение вызывает споры, однако, несмотря на разнообразие интерпретаций, согласно точке зрения В.В. Сафронова [43], в них во всех отражается практическая направленность, а также ориентация на разнообразные компоненты общения.

Наряду с этим, коммуникативная компетентность содержит в себе сумму внутренних ресурсов, требующихся для организации результативной коммуникации в конкретных обстоятельствах, которые формируются в ходе взаимодействия между личностями. Неопровержимо, что коммуникативная компетентность содержит в себе неизменные свойства, общие для всех индивидуумов, которые соседствуют с детерминированными историческими и культурными параметрами.

Прежде всего, под коммуникативной компетентностью понимается, готовность и способность организовать контакт, находясь при этом с партнером как на отстраненной, так и на близкой дистанции. Трудности в общении могут быть обусловлены инертностью позиции индивида, т.е. когда в его в его арсенале общения присутствует только одна позиция, которую он применяет повсеместно вне зависимости от особенностей партнеров по коммуникации, либо специфики ее протекания.

В основном, в своем обобщенном виде, коммуникативная компетентность предполагает не максимальное овладение какой-либо одной исключительной позицией в общении, а адекватное использования всего их диапазона.

К исследованию коммуникативной компетентности в своих работах обращались Ю.М. Жуков [17] и Л.А. Петровская [38]. Согласно их точке зрения, под ней следует понимать совокупность внутренних ресурсов, которые нужны для организации результативного коммуникативного действия в конкретной ситуации взаимодействия между личностями.

Согласно точке зрения И.А. Зимней [20], базой для коммуникативного действия является система ресурсов, которая имеет форму общности следующих параметров:

— когнитивных ресурсов;

— ресурсов коммуникативного акта;

— ресурсов, компенсирующий и нейтрализующих негативные эффекты действия в общении;

— культурно-нормативных ресурсов;

— перцептивно-коммуникативных ресурсов и пр. [20].

По мнению В.И. Тесленко [44], коммуникативная компетентность обуславливает уровень овладения общением, под которым понимается разноуровневый процесс, который обеспечен и осуществляется целой группой различных механизмов, базовыми из которых являются нижеследующие:

— отражающий механизм;

— механизм коммуникативного действия;

— механизм эмоциональной регуляции [44].

Характеристикой обладания компетентностью во всех видах общения является достижение следующих уровней адекватности партнеров:

— коммуникативного;

— интерактивного;

— перцептивного.

Основываясь на этих уровнях, мы можем говорить о различных видах коммуникативной компетентности. Необходимо, чтобы индивид, был нацелен на овладение многообразным спектром средств и позиций, оказывающих содействие самовыражению партнеров, раскрывающих всю палитру их адекватности.

По мнению Е.В. Гончарова [11] развитие коммуникативной компетентности происходит на основе таких способностей как:

— способность к прогнозированию содержания коммуникационного акта;

— способность к программированию хода коммуникационного акта;

— способность к регуляции процесса коммуникационного акта [11].

В процессе анализа коммуникационной ситуации на уровне коммуникативных установок вырабатывается сценарий протекания коммуникативного процесса.

Вместе с тем, как уточняет Е.В. Гончаров [11], под коммуникативной установкой партнера следует понимать типовую программу действия индивида в ходе межличностного взаимодействия. Предсказать уровень данной установки можно в процессе определения:

— интересов партнера;

— эмоциональной реакции партнера;

— включенности партнера в систему взаимодействия [11].

Данный процесс происходит в ходе изучения периодичности коммуникативных контактов, специфики партнера, его конкретно-фактических предпочтений, оценок форм общения с точки зрения эмоций.

Как утверждает Е.В. Руденский [40], данный подход к определению понятия «коммуникативная компетентность» дает возможность анализировать общение как процесс системной интеграции, которая является совокупностью таких компонентов как:

— компонент коммуникативно-диагностический;

— компонент коммуникативно-программирующий;

— компонент коммуникативно-организационный;

— компонент коммуникативно-исполнительский [40].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы