Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов 8
1.1 Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав 8
1.2 Изучение лидерских способностей в психологической науке 15
1.3 Психологические особенности личности программистов 21
Выводы по первой главе 26
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов 28
2.1 Программа и ход эмпирического исследования 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение……………………………………………………………………..65
Введение:
Актуальность исследования. Высокие темпы информатизации и автоматизации систем, которые характерны для развития современного общества, обусловили востребованность профессиональных навыков программистов. Везде, где используется компьютерная техника (т.е. практически повсеместно), регулярно возникает потребность в создании программ оптимизации деятельности, повышении качества и удобства функционирования систем, а потому растет необходимость в специалистах-программистах.
По оценке рекрутинговых агентств, программист как специальность устойчиво входит в список самых востребованных на текущий момент и одновременно перспективных специальностей для будущего. Пандемия также стимулировала дополнительную потребность государства и бизнеса в программистах, поскольку потребовалось выводить значительные объемы услуг из офлайн режима в онлайн режим, налаживать совершенно новые процессы передачи данных, поддерживать повышенный спрос населения на использование телекоммуникационных систем.
Несмотря на то, что профессия программиста относительно недавно стала высоко востребованной и стала предполагать привлечение новых кадров в значительном объеме, уже сейчас ощущается острая нехватка в специалистах-руководителях в IT-отрасли. Высокий уровень заработной платы и психологические особенности «среднестатистического» программиста приводят к тому, что среди специалистов этого типа незначительный процент кадров хочет и может занимать руководящие должности. Нередко программисты не готовы обучаться принципиально новым для себя навыкам управления людьми. Кроме того, лидерский и коммуникативный потенциал среди специалистов IT-отрасли, как правило, невысок. Очевидным решением данной проблемы был бы поиск руководителей для IT-отрасли в других отраслях, но специфичность работы отдельных IT-отделов, потребность досконально понимать работу создаваемого или совершенствуемого продукта делает такой подход мало эффективным. Поэтому HR-специалисты в IT-индустрии остро нуждаются в механизмах поиска программистов, имеющих перспективы к занятию руководящих должностей.
Существует такая распространенная точка зрения, что для специалиста IT-отрасли значение имеют только т.н. «твердые» навыки («hard skills»), которые заключаются в глубоких знаниях технологий и инструментов, используемых в работе. Однако «мягкие» навыки («soft skills»), включающие в себя, в том числе коммуникативные и лидерские способности, важны нисколько не меньше. Несмотря на то, что программисты большую часть своего рабочего дня проводят наедине с компьютерными программами, создание чего-то нового в высокотехнологичной сфере или совершенствование уже работающих систем предполагает постоянное взаимодействие с коллегами, потому что IT-отрасль – это, прежде всего, работа в команде. Умение организовать эффективное взаимодействие и комфортное межличностное общение дает возможность быстро, оперативно и безошибочно передавать нужную информацию от клиентов к разработчикам, от разработчиков к тестировщикам и пр., т.е. обеспечивает непрерывность информационного обмена. Способность ясно и четко излагать свою позицию, объяснять свое мнение, идти на компромиссы и работать в команде для программиста, таким образом, это навыки не менее важные, чем знание языков программирования или навыки работы с базами данных.
Потребность поиска среди программистов тех сотрудников, кто готов и способен заниматься организацией других, обладает необходимыми навыками межличностного общения и лидерства актуализирует потребность в выявлении тех личностных качеств и способностей, которые предрасполагали бы специалиста к занятию управленческой вакансии; в выяснении возможных взаимосвязей между характеристиками индивида, которые могли бы сделать его эффективным управленцем и лидером.
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования:
— представления о сущности коммуникативной компетентности и ее сущностном содержании, представленные в исследованиях В.В. Воронина [9], Е.В. Гончаровой [10], О.В. Дивненко [13], Ю.М. Жукова [17], И.А. Зимней [20], Н.С. Колмогоровой [22], С.Н. Лютовой [33], Л.А. Петровской [38], В.В. Сафоновой [43], В.И. Тесленко [44];
— теории лидерства, лидерских способностей, предложенные И. Адизесом [1], В.В. Беловым [2], Э. Берном [3], Р. Блейком [4], О.Н. Гладковой [10], О.В. Евтиховым [14-15], С.В. Ермаковой [16], А.Н. Занковским [19], Л.Б. Зубановой [21], В.В. Корытовым [24], В.В. Косяковой [25], Б.И. Кретовым [27-28], Р.Л. Кричевским [29], А.П. Кузякиным [30], Т.И. Лепейко [32], Г.С. Никифоровым [39], В.И. Румянцевой [42], О.П. Топышевым [46];
— исследования, раскрывающие психологические особенности программистов, своеобразие их личности, А.Г. Бутько [6], Т.И. Васильевой [7], И.В. Забары [18], А.Н. Корчугановой [23], В.О. Красова [26], А.С. Назимова [35], Е.А. Орел [36], А.М. Орлова [37], Д. Румянцевой [41], А.А. Тонхоноевой [45], Н.А. Цопа [49].
Сказанное обусловило выбор темы для выполнения выпускной квалификационной работы: «Взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов»
Цель исследования: определить взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
Объект исследования: коммуникативная компетентность и лидерские способности как личностные характеристики.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов.
Гипотеза исследования: предполагается, что между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов существует взаимосвязь, а именно:
— положительные связи между уровнем лидерского потенциала и такими коммуникативными характеристиками как общительность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность;
— положительные связи между коммуникативными характеристиками личности (общительностью, эмоциональной устойчивостью, жизнерадостностью) и рядом лидерских способностей (влиянием на окружающих, организаторскими способностями, умением управлять группой).
Исследование взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов было проведено в три основных этапа. Программа исследования включала подготовительный, диагностический, итоговый этапы.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Представить сущность и компонентный состав коммуникативной компетентности.
2. Реализовать изучение лидерских способностей в психологической науке.
3. Охарактеризовать психологические особенности личности программистов.
4. Разработать программу эмпирического исследования коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
5. Определить характерные особенности коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
6. Выполнять корреляционный анализ данных, по результатам которого описать взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
Методы исследования:
— анализ литературы по проблеме исследования;
— анкетирование;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных (корреляционный анализ при помощи r-критерия Спирмена);
Методики исследования:
— тест коммуникативной социальной компетентности (КСК);
— методика «Я – лидер» (автор – А.Н. Лутошкин);
— методика «Оценка лидерского потенциала» (авторы: Е.С. Жариков и Е.С. Крушельницкий).
Характеристика выборки исследования: в качестве выборки в эмпирическом исследовании приняли участие 60 программистов 23-35 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими способами:
— как теоретико-методологической основы для разработки программы развития коммуникативной компетентности и лидерских способностей для специалистов IT-индустрии;
— как совокупности эмпирических сведений для сопоставления с аналогичными данными, полученными на других выборках, в научных целях;
— как сведений, используемых в рамках самоподготовки студентов-психологов к тематическим практическим и семинарским занятиям.
Заключение:
Выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями IT-индустрии в переходе перспективных специалистов-программистов на руководящие должности на фоне отсутствия механизмов для поиска таких соискателей. Поэтому в рамках исследования была предпринята попытка установления возможных связей между коммуникативными и лидерскими характеристиками программистов.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить взаимосвязь коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов.
Достижению указанной цели способствовало решение следующего перечня задач:
— была представлена сущность и компонентный состав коммуникативной компетентности; в результате реализации задачи было сформулировано рабочее определение коммуникативной компетентности, под которой в работе понималась совокупность внутренних ресурсов, необходимых для обеспечения эффективной коммуникации в определенной ситуации, которая возникает в процессе межличностного взаимодействия;
— было реализовано изучение лидерских способностей в психологической науке; под лидерством в работе понимался процесс внутренней социально-психологической организации и управления деятельностью членов малой группы, реализуемый лидером как субъектом взаимодействия, а под лидерскими качествами – совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций;
— были охарактеризованы психологические особенности личности программистов; к наиболее выраженными психологическими особенностями личности программистов были отнесены способность к сверхконцентрации; глубокое погружение во внутренние образы; минимальное социальное взаимодействие; постоянный поиск причинно-следственных связей; обостренное чувство конкретизации; склонность к профессиональной недосказанности;
— была реализована программа эмпирического исследования коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; программа исследования включала подготовительный, диагностический, итоговый этапы;
— были определены характерные особенности коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; установлено, что программисты в выборке склонны к независимости, контролю над окружающим, характеризуются развитым логическим мышлением и сообразительностью, они обладают определенным потенциалом для реализации функции лидеров, однако высокий уровень лидерского потенциала смогли показать лишь пятая часть из выборки;
— был выполнен корреляционный анализ данных, по результатам которого описаны взаимосвязи коммуникативной компетентности и лидерских способностей программистов; реализованный корреляционный анализ данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что между коммуникативной компетентностью и лидерскими способностями программистов существует взаимосвязь, а именно:
— положительные связи между уровнем лидерского потенциала и такими коммуникативными характеристиками как общительность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность;
— положительные связи между коммуникативными характеристиками личности (общительностью, эмоциональной устойчивостью, жизнерадостностью) и рядом лидерских способностей (влиянием на окружающих, организаторскими способностями, умением управлять группой).
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, будет целесообразно обратиться к составлению более полного психологического портрета специалиста, занимающегося программированием. Подобные сведения позволят уточнить и индивидуализировать программы психологического сопровождения специалистов в IT-отрасли, ориентированные на предупреждение профессионального выгорания, психического истощения и перенапряжения. В конечном счете, разработка и реализация таких программы позволит повысить результативность труда и снизить текучесть кадров.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОГРАММИСТОВ
1.1 Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав
Коммуникативную компетентность как предмет научного исследования рассматривали в своих трудах В.В. Воронин, Е.В. Гончаров, О.В. Дивненко, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Н.С. Колмогорова, С.Н. Лютова, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, В.В. Сафронов, В.И. Тесленко.
Коммуникативная компетентность позволяет индивиду проявить себя в условиях межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация, в свою очередь, никогда не бывает статичной; скорее, это динамичный, развивающийся процесс. Одной из функций межличностной коммуникации является процесс обмена информацией между партнерами по общению. Информация (сообщения) может быть вербальной и невербальной.
Согласно точке зрения В.В. Воронина [9], вербальная коммуникация предполагает использование слов для передачи сообщения. К наиболее важным аспектам вербальной коммуникации относятся словарный запас, интонация, ясность (разборчивость) и краткость. Невербальная коммуникация использует для передачи сообщения язык тела (мимика, жесты, позы и т. д.), звуковое оформление речи (высота, громкость, скорость и т.д.), организацию пространства (оформление помещения, дистанция общения и т.д.), материальные предметы-символы (букет цветов). Эффективное невербальное сообщение уточняет и усиливает вербальное, что снижает вероятность того, что получатель неправильно интерпретирует сообщение [9].
Психологическая наука, не имеет в отличие от терминологической ясности с понятиями коммуникации (невербальной и вербальной), конкретного определения термина «коммуникативная компетентность». По-прежнему данное определение вызывает споры, однако, несмотря на разнообразие интерпретаций, согласно точке зрения В.В. Сафронова [43], в них во всех отражается практическая направленность, а также ориентация на разнообразные компоненты общения.
Наряду с этим, коммуникативная компетентность содержит в себе сумму внутренних ресурсов, требующихся для организации результативной коммуникации в конкретных обстоятельствах, которые формируются в ходе взаимодействия между личностями. Неопровержимо, что коммуникативная компетентность содержит в себе неизменные свойства, общие для всех индивидуумов, которые соседствуют с детерминированными историческими и культурными параметрами.
Прежде всего, под коммуникативной компетентностью понимается, готовность и способность организовать контакт, находясь при этом с партнером как на отстраненной, так и на близкой дистанции. Трудности в общении могут быть обусловлены инертностью позиции индивида, т.е. когда в его в его арсенале общения присутствует только одна позиция, которую он применяет повсеместно вне зависимости от особенностей партнеров по коммуникации, либо специфики ее протекания.
В основном, в своем обобщенном виде, коммуникативная компетентность предполагает не максимальное овладение какой-либо одной исключительной позицией в общении, а адекватное использования всего их диапазона.
К исследованию коммуникативной компетентности в своих работах обращались Ю.М. Жуков [17] и Л.А. Петровская [38]. Согласно их точке зрения, под ней следует понимать совокупность внутренних ресурсов, которые нужны для организации результативного коммуникативного действия в конкретной ситуации взаимодействия между личностями.
Согласно точке зрения И.А. Зимней [20], базой для коммуникативного действия является система ресурсов, которая имеет форму общности следующих параметров:
— когнитивных ресурсов;
— ресурсов коммуникативного акта;
— ресурсов, компенсирующий и нейтрализующих негативные эффекты действия в общении;
— культурно-нормативных ресурсов;
— перцептивно-коммуникативных ресурсов и пр. [20].
По мнению В.И. Тесленко [44], коммуникативная компетентность обуславливает уровень овладения общением, под которым понимается разноуровневый процесс, который обеспечен и осуществляется целой группой различных механизмов, базовыми из которых являются нижеследующие:
— отражающий механизм;
— механизм коммуникативного действия;
— механизм эмоциональной регуляции [44].
Характеристикой обладания компетентностью во всех видах общения является достижение следующих уровней адекватности партнеров:
— коммуникативного;
— интерактивного;
— перцептивного.
Основываясь на этих уровнях, мы можем говорить о различных видах коммуникативной компетентности. Необходимо, чтобы индивид, был нацелен на овладение многообразным спектром средств и позиций, оказывающих содействие самовыражению партнеров, раскрывающих всю палитру их адекватности.
По мнению Е.В. Гончарова [11] развитие коммуникативной компетентности происходит на основе таких способностей как:
— способность к прогнозированию содержания коммуникационного акта;
— способность к программированию хода коммуникационного акта;
— способность к регуляции процесса коммуникационного акта [11].
В процессе анализа коммуникационной ситуации на уровне коммуникативных установок вырабатывается сценарий протекания коммуникативного процесса.
Вместе с тем, как уточняет Е.В. Гончаров [11], под коммуникативной установкой партнера следует понимать типовую программу действия индивида в ходе межличностного взаимодействия. Предсказать уровень данной установки можно в процессе определения:
— интересов партнера;
— эмоциональной реакции партнера;
— включенности партнера в систему взаимодействия [11].
Данный процесс происходит в ходе изучения периодичности коммуникативных контактов, специфики партнера, его конкретно-фактических предпочтений, оценок форм общения с точки зрения эмоций.
Как утверждает Е.В. Руденский [40], данный подход к определению понятия «коммуникативная компетентность» дает возможность анализировать общение как процесс системной интеграции, которая является совокупностью таких компонентов как:
— компонент коммуникативно-диагностический;
— компонент коммуникативно-программирующий;
— компонент коммуникативно-организационный;
— компонент коммуникативно-исполнительский [40].