Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь характеристик межличностных отношений студентов с особенностями их мотивации достижения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
изучения межличностных отношений студентов и особенности их мотивации
достижения. 7
1.1. Проблема мотивации достижения и
ее место в структуре личности. 7
1.2. Межличностные отношения
студентов в процессе
учебной деятельности. 16
1.3. Влияние межличностных отношения
студентов на их мотивацию достижений 26
Глава 2. Эмпирическое исследования
взаимосвязи характеристик межличностных отношений студентов с особенностями их
мотивации достижения. 35
2.1. Организация и методы
исследования. 35
2.2. Результаты исследования
характеристик межличностных отношений студентов и особенностей их мотивации
достижения. 41
2.3. Корреляционный анализ
взаимосвязи характеристик межличностных отношений студентов с особенностями их
мотивации достижения. 48
2.4. Рекомендации по формированию
мотивации достижения у студентов. 49
Заключение. 63
Список литературы. 66
Введение:
Актуальность исследования.
Одной из важнейших проблем в современной психологии является проблема мотивации
достижения успеха. Ее актуальность обуславливается совершенствованием системы образования,
необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания,
имеющих активную жизненную позиция.
Задача ВУЗа выпустить специалиста, проявляющего
умение способно быстро и легко достигать цели любого уровня сложности, решать нестандартные
творческие задачи. То есть в настоящее время рынок профессии сформировал запрос
у образовательных учреждений на выпускников с высоким уровнем мотивации достижений.
С точки зрения социального аспекта — значение
мотивации в жизни студентов обусловлено постановкой цели и успешностью ее достижения.
Мотивация оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на потребности
в реализации своих навыков, на заинтересованность человека в своей деятельности
и его стремление к достижению каких-либо успехов.
Сущность понятия мотивации рассматривалась
в работах Б.Г. Ананьева, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева и других; особенности проявления
мотивации изучали Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Н. Мясищев и др. С.А. Шапкин изучил
возрастные различия в структуре мотивации достижения. В.И. Степанский, И.А. Батурин,
С.С. Юрковская описали условия эффективного формирования мотивации достижения успеха.
Мотивация играет главную роль в структуре личности
и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения.
Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения.
При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на
качества личности, способствующие или препятствующие эффективной деятельности (уровень
притязаний и самооценка, нейротизм и тревожность, оптимизм-пессимизм, склонность
к умеренному или к неоправданному риску, потребность в обратной связи, целеустремленность,
самоконтроль, боязнь неудачи и др.).
Актуальный вопрос на сегодняшний день состоит
в том, существует ли взаимосвязь между межличностными отношениями студентов и мотивацией
в достижении. Внутренние причины низкой мотивации включают личное отношение студентов
к учебе, их опыт неудач и отсутствие успеха, а также неприятные инциденты, связанные
с принижением самооценки. Внешние причины включают негативные межличностные отношения
студентов, диктуют друг другу негласные правила, которые неблагоприятно воздействуют
на них и это приводит к необдуманным, нерациональным, безответственным поступкам.
Родители, друзья, кумиры — все они являются прямыми наставниками молодежи. В силу
этих негативных воздействий учащиеся не стремятся к чему-то лучшему, а придерживаются
предмета преклонения, восхищения. Практика показывает, что низкая мотивация не является
редким явлением в высших учебных заведениях и количество немотивированных студентов
постоянно растет. Поэтому наша тема является актуальной на данный момент.
Проблема исследования:
недостаточная изученность взаимосвязи характеристик межличностных отношений студентов
с особенностями их мотивации достижения.
Цель исследования состоит
в том, чтобы доказать наличие взаимосвязи межличностных отношений студентов с особенностями
их мотивации достижения.
Объект исследования: личностные
характеристики студентов.
Предмет исследования:
взаимосвязь характеристик межличностных отношений студентов с особенностями мотивации
достижения.
Гипотезой исследования выступило
предположение о том, что высокая мотивация достижений связана в большей степени
с авторитарностью, а низкая мотивация достижений связана с зависимостью, агрессией.
Для достижения поставленной цели и подтверждения
гипотезы, нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ межличностных
отношений и мотивации достижения.
2. Рассмотреть психологические особенности
студентов.
3. Сформировать выборку исследования, подобрать
диагностический инструментарий и организовать исследование.
4. Провести сравнительный анализ межличностных
отношений и мотивации достижения студентов.
5. Провести анализ взаимосвязей психологических
особенностей студентов.
6. Разработать рекомендации по формированию
мотивации достижения у студентов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
труды Л.И. Божович, О.С. Виндекер, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.К. Вилюнаса, Д.
Аткинсона, Д. Макклеланда, Х. Хекхаузена, А. Маслоу А. Адлера и др.
В рамках исследования были изучены: гуманистический
подход (А. Маслоу, Г. Олпорт), экзистенциальный подход (К.А. Абульханова-Славская,
А.Б. Орлов), социально-психологический подход (Б.Г. Ананьев) и др.
Детально рассмотрены базовые положения теории
потребностей Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, где мотивация понимается как направление
в поведении для достижения целей.
Методологическими принципами работы выступили
положения работ А.Б. Орлова о сочетании внутренних и внешних мотивах познавательных
потребностей студентов, теории Х. Хекхаузена, В. Вайнера, заключения диссертационных
исследований О.С. Виндекер о структуре мотивации достижения. Изучены исследовательские
концепции о профессионально-педагогической мотивации современных студентов, в работах
Н.Ф. Талызиной, В.А. Якунина, Н.И. Мешкова, М.И. Вовчик-Блакитной и др., работы
о детерминантах мотивации достижения в трудах Т.О. Гордеевой, О.С. Виндекер, Е.Н.
Осина.
Для решения поставленных задач и проверки исходной
гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ
литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ
данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики личности на мотивацию
к успеху Т. Элерса;
2. Методика диагностики личности на мотивацию
к избеганию неудач Т.Элерса;
3. Методика диагностики личности на мотивацию
к успеху А. Мехрабиана
4. Методика «Диагностика межличностных отношений»
(Т. Лири)
5. Методика В. М. Завьялова «Оценивания микроклимата
студенческой группы как коллектива».
6. Методика Дж. Морено «Социометрия».
Теоретическая значимость работы. Показана
взаимосвязь характеристик межличностных отношений студентов с особенностями их мотивации
в достижении, что расширяет представления об особенностях нового поколения.
Практическая значимость работы. Выделенные
психологические особенности студентов их межличностные отношения и мотивация достижения,
заключается в возможности применения результатов исследования в практической психологии.
Может использоваться при работе психолога с неуспевающими студентами. Могут стать
основой при разработке практических рекомендаций для студентов.
Структура работы состоит из введения, двух
глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы.
Заключение:
Мотивация как психологический феномен
неоднозначно трактуется. В одном случае – как набор моментов, поддерживающих и
направленных, т. е. определяющих поведение, в другом случае – как набор
мотиваций, в третьем – как импульс, ведущий к физической активности и
определяющий ее направление. Человек имеет две разные мотивации, которые
функционально связаны с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это
мотивация к успеху и мотивация к тому, чтобы избежать неудачи. Поведение людей,
которые мотивированы к успеху и избеганию неудачи отличается следующим образом.
Люди, которые мотивированы на успех, как правило, ставят перед собой ряд
положительных целей в деятельности, достижение которых можно однозначно считать
успехом. Они наглядно демонстрируют, как стремление к успеху в своей работе,
так и стремление к поиску такой деятельности, в том числе и позитивной, выбор
инструментов, и предпочитают действовать для достижения этой цели. Совершенно
другое проявление для человека, который был мотивирован, чтобы избежать
неудачи. Их четко выраженные цели деятельности не являются успешными, но, чтобы
избежать различных неудач, все их идеи и действия в основном подчиняются этой
цели.
Студенческий возраст характеризуется
достижением наивысших, результатов, проявляется на всех предшествующих
процессах психологического, биологического, социального развития. Именно в
данный период происходит выбор, как и в какой последовательности человек будет
реализовываться в профессиональной сфере жизни. Надо отметить, что студенческий
возраст имеет характерные признаки, которые обуславливаются и периодом юности,
и социумом, в котором студент развивается.
В заключении первой главы, можно подвести
итог, что оптимизация учебно-профессиональной мотивации студентов является
наиважнейшей целью образовательного учреждения. Так же, проблема мотивации
обучения студентов является не полностью изученной и существует потребность в
более глубоком понимании ее оснований. Структуру учебно-профессиональной
мотивации студентов, исследователи рассматривают как совокупность разнообразных
категорий мотивов, прямо или косвенно связанных с процессом подготовки в вузе
будущих специалистов. Чаще всего мотивация обучения рассматривается как
содержание учебных материалов, личностных особенностей обучаемого, влияния
педагога на студентов, а также на основе изучения других
психолого-педагогических факторов.
Предметом нашего исследования выступили
взаимосвязь характеристик межличностных отношений студентов с особенностями
мотивации достижения. Под мотивацией достижения понимается желание к улучшению
собственных результатов в разных типах деятельности, неудовлетворенность завоеванным,
упорство в достижении целей, желание достигать собственного, несмотря на
возникающие трудности.
В качестве гипотезы выступило
предположение что, высокая мотивация достижений связана в большей степени с
авторитарностью, а низкая мотивация достижений связана с зависимостью,
агрессивность. Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было организовано исследование,
диагностическую базу которого составили методики:
Полученные данные были подвергнуты
обработке, с использованием качественно- количественных методов, что позволило
получить следующие результаты: методика диагностики личности на мотивацию к
успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач
Т.Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху А. Мехрабиана;
методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири); методика В. М.
Завьялова «Оценивания микроклимата студенческой группы как коллектива»;
методика Дж. Морено «Социометрия».
В результате корреляционного анализа была
выявлена прямая взаимосвязь между уровнем мотивации достижения и уровнем
развития межличностного общения. Низкая мотивация свидетельствует тому, что
студенты агрессивны, зависимы от других, а так же подчиняемы. Они больше
нуждаются в помощи сверстников и преподавателей. Студенты не заинтересованы в
успехе своих учебных достижений, они чаще уступают другим студентам, мало
эмоциональны и безамбициозны. Их главная цель не достижение успехов, а
проживание жизни «по течению».
Высокая мотивация говорит о том, что у
студентов повышенная авторитарность, есть шанс стать лидерами в коллективе.
Такие студенты энергичны, успешны в учебной деятельности. Требуют к себе
уважения и чести. Если уровень
достижения выше, соответственно уровень риска ниже. Студенты, будучи
нацеленными на достижение высоких результатов, стремятся выполнять своевременно
учебные знания, познавать науки, заниматься дополнительными образованием и
самообразованием. В связи с чем, повышается уровень достижения успеха.
Следовательно, наша гипотеза о том, что,
высокая мотивация достижений связана в большей степени с авторитарностью, а
низкая мотивация достижений связана с зависимостью, агрессивностью
подтвердилась.
Таким образом, теоретический анализ и
полученные эксперементальные данные позволили сделать вывод о том, что студенты
с высокой мотивацией авторитарны и эгоистичны, а студенты с низкой мотивацией
зависимы, подчиняемы, агрессивны.
Результаты данной работы могут иметь свое
практическое значение при работе психолога с неуспевающими студентами. Могут
стать основой при разработке практических рекомендаций для студентов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения межличностных отношений студентов и особенности их мотивации достижения 1.1. Проблема мотивации достижения
и ее место в структуре личности
Проблеме потребностно-мотивационной сферы,
как в зарубежной, так и в отечественной психологии, авторы уделили большое внимание,
именно поэтому на понимание мотивации очень много точек зрения. Структура мотивационно-потребностной
сферы представляет собой соотношение между мотивами, потребностями и деятельностью.
Д.Б. Эльконин утверждает, что мотив – это «то,
что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле
к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки
и идеалы» [75, с. 12].
По мнению Л.Г. Семеновой, мотив – это «побуждения
к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность
(мотивация)» [64, с. 70].
С.Л. Рубинштейн считает, что мотив – это предмет,
материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности,
ради коего она и осуществляется [61, с. 55].
По мнению М.В. Матюхина, мотив – это осознаваемая
причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [48, с. 11].
Итак, можно определить, что мотив – это побудитель
к какой-либо деятельности.
Под мотивом американский психолог А. Маслоу
понимал желание человека, как средство достижения какой-либо цели. Например, у человека
есть желание заработать больше денег для покупки нового автомобиля. Но этот автомобиль
ему нужен, чтобы не чувствовать себя «хуже» другого человека, недавно купившего
новый автомобиль; точнее сказать для сохранения самоуважения, уважения и любви окружающих.
Анализируя осознанные человеческие желания, обнаруживается, что за любым желанием
стоит своя цель или ценность. Как раз эти цели и должны быть основным предметом
исследования мотивации человека. По причине того, что базовые цели не всегда представлены
в сознании, то нам придется иметь дело с бессознательным. Отрицание роли бессознательного
делает невозможным построение теории мотивации [47, с. 49].