Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического благополучия узбекских студентов.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического благополучия студентов. 7
1.1. Понятие
эмоционального интеллекта и его модели. 7
1.2. Изучение
эмоционального интеллекта у студентов. 14
1.3. Проблема
психологического благополучия в психологии. 21
1.4. Связь
психологического благополучия и эмоционального интеллекта студентов. 27
Выводы по 1 главе. 30
Глава 2.
Эмпирическое исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического благополучия узбекских студентов. 32
2.1. Организация
эмпирического исследования. 32
2.2. Методы и
методики, используемые в исследовании. 33
2.3. Описание и
обсуждение результатов исследования. 35
Выводы по 2 главе. 44
Заключение. 46
Список литературы.. 49
Введение:
Актуальность темы
исследования. Юность – особый возраст в жизни
человека, перед которым встают проблемы, связанные с профессиональным
определением и становлением, дальнейшим развитием самосознания, а также
межличностных отношений. Данный возраст выступает как своеобразная метаморфоза
в психике человека, что проявляется в осознании противоречий, связанных с
ценностями, нормами и нравственностью, справедливостью, способностью и
возможностями, идеалами и реальностью, отношением к другим и самоотношением.
Эмоциональный компонент в структуре указанных преобразований является одним из
основополагающих элементов для психического развития личности юношеского
возраста. Подавление собственных эмоций приводит к их вытеснению из сознания личности,
что не позволяет психологически пережить эти эмоции и вызывает негативные
последствия, такие как психосоматические расстройства, девиантное и
делинквентное поведение. Решению вышеперечисленных проблем может способствовать
высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект
хотя и есть относительно новое понятие в психологии, однако проблема «аффекта»
и «интеллекта» прослеживается еще в философской мысли (Платон и Аристотель, Б.
Спиноза и Р. Декарт и др.). Взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов
оказались в центре внимания исследователей только в середине XX в. Значительное
количество зарубежных исследователей занималось решением проблемы
эмоционального интеллекта (Дж. Майер, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д.
Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок).
Изучению эмоционального
интеллекта как совокупности факторов, позволяющих личности ощущать, воздерживаться
от фрустрации, регулировать настроение и мотивировать себя, контролировать
импульсивные проявления, добиваться успеха, посвященные труду Д. Гоулмана,
обнаружившего связь между эмоциональным интеллектом и социальным успехом. Р.
Бар-Он изучал эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных,
эмоциональных способностей, личностных и социальных, влияющих на способность
человека продуктивно преодолевать давление и требования окружающего мира. Также
в зарубежной психологии эмоциональный интеллект изучается в аспекте успешности
жизнедеятельности человека (D. Goieman, R. Cooper, А. Sawaf, T. Weisinger, S.
Wolf и др.), изучается со стороны эффективной коммуникации и социальной
интеракции (U. Schulte), а также в контексте взаимосвязи с показателями психического
и физического здоровья (М. Bracken, J. Cianochi, G. Trinidad).
Заключение:
По результатам
теоретического анализа литературы проанализированы основные подходы к
определению эмоционального интеллекта как интегративную способность личности,
заключается в способности чувствовать, различать, называть эмоции и управлять
ими с помощью осознания и саморегуляции. Проведенный анализ отечественной и
зарубежной литературы по проблеме исследования эмоционального интеллекта
показывает, что основными элементами эмоционального интеллекта являются:
самосознание — знание своих эмоций, умение их выражать; саморегуляция —
управление эмоциями, сдерживание импульсов; мотивация — привидение эмоций в
порядок для достижения определенной цели; эмпатия — распознавание эмоций в
других людях; социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми.
Именно эмоциональный
интеллект выступает в роли важной профессионального качества специалиста как
специальная способность, которая заключается в понимании самого себя, других
людей, их взаимоотношений, а также в прогнозировании течения межличностных
событий на основе индивидуальных мыслительных процессов, аффективного
реагирования на личностный и социально-психологический контекст ситуации
взаимодействия и социального опыта, и как следствие, является существенной
детерминантой успешности социального взаимодействия и профессиональной
реализации личности. Но следует отметить, что существуют факторы, которые
приводят к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к
трудностям в общении и взаимодействии. Одним таких факторов является
психологическое благополучие личности.
Психологическое
благополучие – это комплекс факторов, обеспечивающих удовлетворенность своей
жизнью, в основе которого, лежит физическое здоровье, позитивная жизненная
энергия, целеустремленность, реализация жизненных планов, благоприятная
окружающая среда.
В исследованиях
психологов, социологов, философов рассматриваются различные аспекты
психологического благополучия студентов. При этом в центре внимания
исследователей оказываются потребности и ценности, осознание их, своего
поведения и результата деятельности по их удовлетворению, вызывающее
определенное состояние (удовлетворенность, счастье, позитивные эмоции).
Эмпирическое исследование
проходило на базе университета дружба народов. В исследовании принимали участие
студенты в возрасте 18-22 лет. Всего в исследовании приняли участие 50 человек
из них 19 девушек и 31 юноша. Диагностический этап включает в себя проведение
диагностик: Тест «Эмоциональный Интеллект» Д. Люсина и «Шкала психологического
благополучия» К. Рифф (в адаптации и модификации П.П. Фесенко и Т.Д.
Шевеленковой).
Фрагмент текста работы:
Понятие эмоционального интеллекта и его модели
В последнее время как в
зарубежной, так и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению
эмоционального интеллекта, что обеспечивает возможность строить межличностные
отношения на основе понимания как собственных эмоций и чувств, так и окружающих
людей.
Открытие эмоционального
интеллекта связано с исследованием Р. Торндайком, который впервые выделил такую
часть общего интеллекта, как социальный интеллект, то есть способность понимать
других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим [Throndike,
1986: 16]. Предпосылки концепции «эмоционального интеллекта» также были
заложены в трудах Д. Векслера, в которых выделены интеллектуальные и
неинтеллектуальные компоненты психики (аффективные, личностные и социальные).
Д. Векслером под эмоциональным интеллектом понималось умение индивида
приспособиться к особенностям человеческого бытия.
Очень близко к
современному понятию эмоционального интеллекта подошел Г. Гарднер. Он выдвинул
мысль о мультифакторнисть интеллекта, который включает два варианта личностного
интеллекта: интерперсональный и интраперсональный. Эмоциональные способности, в
свою очередь, выступают как эмоциональная составляющая обеих этих сфер [Гарднер,
2007: 373]. Г. Гарднер поддерживал идею множественного интеллекта, предложенную
Л. Терстоуном, и в 1983 выдвинул предположение о существовании, кроме
традиционных вербального и логико-математического интеллекта, еще семи
различных форм интеллекта. Эти интеллектуальные свойства человека, по мнению Г.
Гарднера, охватывают как внутриличностные, так и межличностные способности.
Ученый выделил такие формы интеллекта: пространственный, музыкальный,
лингвистический, логико-математический, телесно-кинестетический, межличностный
и внутриличностный.
Интерперсональный
интеллект трактуется ученым как «доступ к собственному эмоциональной жизни, к
своим аффектов и эмоций: способность мгновенно различать чувства, называть их,
переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания
и управления собственным поведением». Во интраперсональных эмоциональным
интеллектом Г. Гарднер понимает способность наблюдать и дифференцировать
чувства других людей и использовать эти знания для прогнозирования поведения [Гарднер,
2007: 373].
Сейчас эмоциональный
интеллект обосновывается как особый конструкт и способность личности. Под ним
понимают
— способность к
распознаванию, понимание эмоций и управления ими; это касается как собственных
эмоций, так и эмоций других людей (Г. Гарскова, Д. Люсин, Дж. Майер, П.
Салоуме);
— аспект успешности
жизнедеятельности человека (Д. Гоулман, Р. Купер, А. Саваф, Т. Вейсингер, С.
Вольф);
— инструмент эффективной
коммуникации и социальной интеракции (В. Шаттл);
— важную характеристику
психического и физического здоровья (Дж. Чианочи, Г. Тринидед).