Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь детско-родительских отношений и жизнестойкости в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ.. 3

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГИИ.. 9

1.1.   Исследование
проблемы отношений в трудах зарубежных и отечественных психологов. 9

1.2.   Исследование
проблемы детско-родительских отношений в трудах зарубежных и отечественных
психологов. 15

1.3.   Особенности
детско-родительских отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………………………20

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В
ПСИХОЛОГИИ.. 23

2.1. Исследование проблемы жизнестойкости в трудах
отечественных и зарубежных психологов. 23

2.2.   Особенности
жизнестойкости в подростковом возрасте. 29

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ИЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 36

3.1. Характеристика эмпирической выборки и методов
исследования. 36

3.2. Анализ результатов исследования. 44

3.3. Разработка детско-родительских отношений по развитию
жизнестойкости в подростковом возрасте «Путь доверия». 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 81

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. 89

ПРИЛОЖЕНИЕ Ё. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.. 92

  

Введение:

 

В настоящее время уже не приходится доказывать, что
межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без
него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической
функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств,
личности в целом.

Общение — это взаимодействие людей, в котором всегда
развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные
взаимоотношения, имеет место, определенное взаимообращение участвующих в
общении людей по отношению друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом,
который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как
система «человек — человек» во всей многоаспектной динамике ее
функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

В подростковом и старшем школьном возрасте быстро
развиваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка, которая
зависит от статуса подростка в классе.

Подростковый возраст многие ученые определяют, как «второе
рождение». Рождение социальной личности, готовой вступить во взрослую жизнь.
Подростковый период — период кризисов. В этом возрасте решается глобальное
количество вопросов: кризис идентичности, кризис авторитетов, страх одиночества,
принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс. Одной из самых важных
потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от
контроля и опеки родителей, а также от установленных ими правил и порядков.

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте
обусловлены психологическими особенностями самих подростков: стремлением к
освобождению от опеки и контроля со стороны взрослых, стремлением к
самоутверждению в коллективе сверстников, потребностью в самостоятельности.

Теоретический анализ литературы показал, что в большинстве
семей, при переходе ребенка в подростковый возраст, возникают проблемы, имеющие
характер нарушения детско-родительских отношений. Данная проблема является
актуальной и на практике: решение проблемы коррекции детско-родительских
отношений в подростковом возрасте является одной из сторон деятельности
педагога-психолога.

Несмотря на то, что в науке накоплен большой потенциал
исследований, раскрывающих важные аспекты отношений подростков с родителями,
активно ведется поиск эффективных средств гармонизации данного процесса, что и
определило актуальность исследования.

Цель исследования:
изучить особенности детско-родительские отношения и жизнестойкости в
подростковом возрасте

Объект исследования:
подростки в возрасте 14 – 18 лет.

Предмет исследования:
особенности детско-родительские отношения и жизнестойкости в подростковом
возрасте

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические подходы к
вопросу детско-родительских отношений в подростковом возрасте и подростковой жизнеустойчивости.

2.Провести эмпирическое исследование
особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте и
подростковой жизнеустойчивости.

3.Проанализировать результаты
исследования.

В качестве теоретико-методологическая
основы исследования использовались фундаментальные и прикладные исследования
отечественных и зарубежных авторов:

Психологов, как отечественных, так и
зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой
проблемы наступил в первой трети XX в. Достаточно перечислить авторов,
опубликовавших в этот период свои работы. Это Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре
(1910) — за рубежом, Д. Н. Овсянико—Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907,
1927), П. К. Энгельмейер (1910), А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А.
Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин
(1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О.
Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон—Лессинг (1923),
В. М. Бехтерев (1924), Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности,
одаренности», П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. К. Энгельмейер,
П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934) — в нашей
стране.

Гипотеза: особенности жизнестойкости у
подростков зависят от отношений в семье между родителями и детьми.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ,
систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: анкетирование
и тестирование.

3. Методы интерпретации данных:
описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ
Спирмена в программе SPSS.).

Методики исследования:

1. Методика «Детско-родительские отношения
подростков» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская);

2. «Взаимодействие родитель-ребенок
(вариант для подростков)» (И.М. Марковская);

3.«Тест жизнестойкости» (С. Мадди, в
адаптации Леонтьева, Рассказовой);

База исследования: МБОУ СОШ № 82г.

Выборка исследования.

Исследование проходило в течение
весны 2021 года на базе МБОУ СОШ № 82. Испытуемыми стали 20 старшеклассников в
возрасте от 14 до 18 лет (10 юношей и 10 девушек) и их родители ( 20 мам и 17
отцов).

Программа эмпирического исследования:

1. Формирование выборки исследования
(формирование контрольной и рабочей группы).

2. Подбор методик исследования.

3. Проведение пилотажного
исследования для формирования комплекта методик.

4. Проведение основного исследования.

5. Проанализировать полученные в ходе
исследования результаты.

6. Описание и интерпретация
результатов исследования.

7. Доказательство гипотезы.

8. Подготовка рекомендаций для
педагогов и родителей.

Теоретическая значимость заключается
в том, что были охарактеризованы особенности подросткового возраста.

Практическая значимость заключается в
выявлении особенностей детско-родительских отношений и жизнестойкости в
подростковом возрасте у обучающихся старших классов, что важно при составлении
рекомендаций для педагогов и родителей с целью повышения уровня воспитательного
и образовательного процесса.

Структура курсовой работы включает в
себя введение, три главы, Заключение, список литературы и Приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой части ВКР нами были изучены
теоретические подходы к вопросу детско-родительских отношений в подростковом
возрасте.

Система
установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через что люди
воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием,
целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой
формирования климата социально-психологического в коллективе. Так определяется
понятие «межличностные отношения" в "Словаре практического психолога».

Адекватность родительской позиции
определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего
ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Гибкость рассматривается
как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи.
Прогностичность родительской позиции определяет следование ребенка за
родителем: стиль общения родителя должен опережать появление новых психических
и личностных качеств детей, но не наоборот. Неоптимальная родительская позиция,
в свою очередь, выражается в деструктивности общения родителей с детьми, что
проявляется в присвоении детям некорректных социальных ролей.

Во второй главе нами был проведен
теоретический анализ понятия жизнестойкость и ее особенности в подростковом
возрасте.

Жизнестойкость
в своих проявлениях опирается на самоотношение: самоценность, отраженное
самоотношение, внутреннюю неконфликтность и отсутствие самообвинений. Связи
жизнестойкости с самоотношением наблюдаются на протяжении всего подросткового
возраста, на различных уровнях значимости.

Поскольку проблема формирования
жизнестойкости у подростков все больше рассматривается в связи с увеличением
большого количества стрессовых ситуаций, которые они испытывают под влиянием
многочисленных факторов, то вопрос по развитию компонентов жизнестойкости
приобретает особую значимость. Однако среди множества развивающих форм работы
следует обращать внимание лишь на те, которые действительно являются
эффективными в решении обозначенной проблемы. Иначе говоря, необходимо
создавать специальные условия с учетом деятельности человека, которые будут
способствовать развитию компонентов жизнестойкости.

В третьей части ВКР нами было
проведено эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений
и жизнеустойчивости в подростковом возрасте.

Нами была выдвинута гипотеза: особенности жизнестойкости у
подростков зависят от отношений в семье между родителями и детьми.

Мы использовали следующие методы
исследования:

1. Теоретические методы: анализ,
систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: анкетирование
и тестирование.

3. Методы интерпретации данных:
описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ
Спирмена в программе SPSS.).

Методики исследования:

1. Методика «Детско-родительские отношения
подростков» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская);

2. «Взаимодействие родитель-ребенок
(вариант для подростков)» (И.М. Марковская);

3.«Тест жизнестойкости» (С. Мадди, в
адаптации Леонтьева, Рассказовой);

Базой исследования послужило: МБОУ
СОШ № 82г.

Выборка исследования.

Исследование проходило в течение
весны 2021 года на базе МБОУ СОШ № 82. Испытуемыми стали 20 старшеклассников в
возрасте от 14 до 18 лет (10 юношей и 10 девушек) и их родители (20 матерей и
17 отцов).

Таким образом, в третьей главе нами
было проведено эмпирическое исследование по определению показателя
взаимоотношений между подростками и их родителями, а также определения
жизнеустойчивости подростков. Найденные взаимосвязи между шкалами показателя
взаимоотношений между подростками и их родителями, а также показателями
жизнеустойчивости: вовлеченность, контроль и принятие риска подтвердили нашу
гипотезу о том, что жизнеустойчивость подростков зависит от отношений в семье
между детьми и их родителями.

Таким образом, компоненты
жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их
можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений
родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально
важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для
развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления
справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей.
Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и
неоднородность среды.

Следовательно, по результатам
исследования мы пришли к выводу, что отношения между родителями и детьми нужно
развивать.

С этой целью нами был разработан
тренинг детско-родительских отношений для подростков и родителей (профилактическое мероприятие).

Цель
тренинга: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и
сотрудничества родителя с ребенком.

Следовательно,
можно утверждать, что были выполнены все поставленные в ВКР задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В
ПСИХОЛОГИИ 1.1. Исследование проблемы отношений
в трудах зарубежных и отечественных психологов Многообразные
отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение
человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной
системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним
индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а
этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения
просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ
цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих
индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как
реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
[14, c.544]
"Межличностные
отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно
проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе
деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий,
стереотипов и пр. диспозиций, через что люди воспринимают и оценивают друг
друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и
организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата
социально-психологического в коллективе" [2, с.316]. Так определяется
понятие "межличностные отношения" в "Словаре практического
психолога".
Как
отечественные, так и зарубежные психологи с особым интересом относятся к
изучению проблеме межличностных отношений и их формирования, включает
изучение многих аспектов: содержание межличностных отношений (Б.Г. Ананьев,
Л.П. Буева, Л.С. Выготский, и др.); механизмы межличностных отношений (Л.И.
Божович, Е.С. Кузьмин, и др.); структурно-динамические (В.И. Зацепин, А.В.
Киричук, и др.), факторы, влияющие на статус (М.И. Боришевский, Л.А.
Зеленькова, и др.); эмоциональные аспекты (Г.М. Андреева, и др.). [6, c.23]
Одно из
важнейших направлений в отечественной литературе при изучении межличностных
отношений связано с анализом внутригрупповых отношений с точки зрения степени
их значимости для каждого из участников (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.С.
Кон. А.А. Кроник, Е.А. Кроник. Н.Н. Обозов, Дж. Мид, Г. Салливан, Г. Хаймен и
другие). В рамках этого направления А.В. Петровским была разработана
«трехфакторная модель значимого другого», согласно которой каждый фактор —
это форма метаиндивидной репрезентации личности «значимого другого». [8, c.38] Сочетание трех оснований межличностной
значимости — авторитетности (признания окружающими за «значимым другим» права
принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах),
аттракции (способности значимой личности привлекать или отталкивать окружающих,
быть социометрически избираемой или отвергаемой, вызывать симпатию или
антипатию) и власти (институциализированной роли) — отражает особенности
детерминации внутригрупповых статусно-ролевых отношений в группе. [11, c.61-66]
Особенно
остро эти процессы протекают в группах, членами которых являются субъекты,
находящиеся на этапе восхождения к взрослости (эпоха отрочества и юности).
Наиболее ярким примером подобных сообществ являются группы ученические,
которые чаще всего и выступают той референтной средой, где старший подросток,
занимая определенную позицию в системе межличностных отношений, как бы
«тренируется» перед выходом во взрослую жизнь. [18, c.191]
Раскрывая
сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что
психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм
отражения человеком окружающей его действительности [28, c.368]. Так как он в неразрывной связи с отношениями, его глубоко
интересовала проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно
раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга,
отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом,
когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать, вместе жить. И он
показал, что характер – это устойчивая в каждой личности система отношений к
разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности
способах выражения этих отношений в её повседневном поведении. [27]. И до
настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется
более глубокого и ёмкого освещения данной проблемы.
Б.Г.Ананьев
в своем исследовании уделяет этому также много внимания, прослеживая историю
вопроса еще от А.Ф.Лазурского, который, в свою очередь, считал одной из
закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для
него "…отношения личности и генезис характерообразования оказались
категориями одного порядка." [8, с.318]. Таким образом, характер
представляется как "система свойств личности, ее субъективных отношений
к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в
общественном поведении, закрепленных в образе жизни." [1, с.94]. То
есть, относящиеся к таким свойствам статус и социальные функции-роли,
мотивация поведения и ценностные ориентации – все это характеристики
личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное
поведение, основные тенденции развития. При этом "структурной
интеграцией отношений является именно характер личности" [1, с.94].
По мнению
Г. М. Андреевой межперсональные отношения тесно связаны с различными видами
общественных отношений. Она подчеркивает, что существование межличностных
отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией
обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в
актах их общения и взаимодействия Общественные отношения — это официальные,
формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются
ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
«Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени
осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные
эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых
(инструментальных) отношений, которые могут быть как официально
закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют
экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность» [6, c. 23].
С точки
зрения ленинградского исследователя В. Н. Панферов, «любая человеческая
деятельность невозможна вне общения». Он выделяет в содержательной структуре
общения четыре момента: 1) связь, 2) взаимодействие, 3) познание, 4)
взаимоотношение [9, c. 316].
В
особенно внимательном рассмотрении нуждается монография Б. Д. Парыгина
«Основы социально-психологической теории», где он стремится дать
специфическую характеристику общения. Для этой цели он вводит категорию
взаимопонимания. «О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить, имея в
виду совпадение, сходство или просто созвучие у различных людей взглядов на
мир и ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг
друга, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и
способностей и т. д.» [3, c.206].
В. Н.
Мясищев говорит о «психологических отношениях», Л. П. Буева – о «личностных
отношениях» (отождествляя их с общением), Б. Г. Ананьев – о «субъективных
отношениях». Наиболее четко разграничил оба вида отношений К. К. Платонов,
писавший: «Производственные и другие виды объективных отношений… отражаются в
сознании каждой из этих личностей как… межличностные отношения» [14, c.544].
Также
рассмотрим труды зарубежных психологов, как К. Маркса и Ф. Энгельса, поход Д.
Тибо и Г. Келли, Т. Ньюком и др.
В
работах К. Маркса и Ф. Энгельса, начав с «Немецкой идеологии» можно сделать
вывод, что отношение индивидов и процесс их общения находятся в отношениях
виртуального и актуального: общение – это процесс актуализации общественного
отношения, превращение его из виртуального в реальную форму, в форму
«действительного отношения», осуществляемое при определенных «обстоятельствах»
или «условиях» [21, c.606].
Также
на Западе широко известны работы Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология
групп». Чаще всего позиция Тибо и Келли фигурирует под наименованием «теория
взаимодействия исходов» или «frame of reference». Основное внимание уделяется
фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте
интеракции (взаимодействия). Суть подхода состоит в следующем. Всякое
межличностное отношение – это взаимодействие [18, с. 191].
Л.
Тайер выдвигает в зарубежной науке наиболее интересную модель коммуникации.
Он вводит три основных «координаты» общения: «коммуникационные способности»,
«базисные процессы» и «уровень анализа». Эта система дает возможность более
четко определить предмет психологии общения: это будет анализ на
«внутриличностном» и «межличностном» уровнях. [7, c. 328]
Популярный
автор за рубежом Т. Ньюком, говоря об «отношении, в котором находится
информация, которой располагают лица, участвующие во взаимодействии»,
определяют коммуникацию как «процесс, в ходе которого это отношение
изменяется», т. е. происходит передача информации одного лица к другому [7,
с. 328].
Энгельс выражал свою мысль так: «…die werdenden Menshen kamen dahin, dab sie einander etwas zu sagen
hatten» [7, c. 328]. Это буквально означает: они «… пришли к тому, что
у них появилось что сказать друг другу». Иными словами, Энгельс имеет в виду
содержание общения, а не сам факт общения: общение оказывается
детерминированным социально со стороны своего содержания.
Фельдштейн
Д.И. выделяет три формы межличностного взаимодействия подростков: [8, c. 318].
1.
Интимно-личностное общение — взаимодействие, основанное на личных симпатиях,
— «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в
проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии
общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей,
чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного
общения являются дружба и любовь.
2.
Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных
контактах — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков
доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность,
подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых
компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группового общения
устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная
тревожность, замкнутость и т.д.
3. Социально-ориентированное
общение — взаимодействие, основанное на совместном выполнении
общественно-важных дел — «я» и «общество». Социально-ориентированное общение
обслуживает общественные потребности людей и является фактором,
способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, и т.д. 1.2. Исследование проблемы
детско-родительских отношений в трудах зарубежных и отечественных психологов Проблема эмоционального самочувствия детей в
семье является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное
состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Множество
факторов, таких как состав семьи, психологический климат, стиль воспитания,
особенности детско-родительских отношений оказывают непосредственное влияние
на развитие и становление личности ребенка. В семье человек приобретает
первый опыт общения, способность понимать переживания близких и сочувствовать
им, поэтому семейным факторам принадлежит значительная роль в развитии
каждого индивида. [15, c.16-25]
Под детско-родительскими отношениями в данном
исследовании мы, вслед за А.Я. Варга, будем понимать систему разнообразных
чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении в системе «родитель-ребенок», особенностей восприятия
и понимания характера и личности ребенка, его поступков со стороны родителей
[4, c.65-68]. Анализу взаимоотношений детей и родителей
посвящено большое количество зарубежных и отечественных психологических
исследований в рамках разнообразных методологических подходов. Сначала
рассмотрим подходы к изучению детско-родительских отношений, предложенные
зарубежными специалистам Теория привязанности Д. Боулби полагает, что на
детско-родительские отношения наибольшее влияние оказывает качество
привязанности, возникающее между матерью и ребенком. [10, c.182]
Рое А. и Сигельман М. выделили 6 типов
детско-родительских отношений: [20, c.704-707]
– отвержение (при таком типе родительского
отношения ребенок чувствует себя отвергаемым); – безразличие (при таком типе родительского
отношения ребенок чувствует себя ненужным родителям); – гиперопека (при таком типе родительского
отношения ребенок ощущает постоянное, болезненное внимание родителей); – сверхтребовательность (при таком типе
родительского отношения ребенок испытывает постоянное давление от требований
родителей); – устойчивость (при таком типе родительского отношения ребенок
ощущает стабильную поддержку от родителей); – активная любовь (при таком типе родительского
отношения ребенок ощущает любовь родителей). Из указанных типов только два последних типа
обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка, а первый является
наиболее травмирующим, т.к. вызывает повышенный уровень тревоги и
агрессивности. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда [29],
отношения между ребенком и матерью определяют личность ребенка и влияют на
весь его жизненный путь. Главенствующим фактором в детско-родительских отношениях,
по мнению З. Фрейда [29], выступает степень принятия или отвержения матерью
ребенка, уровень ее стремления реализовывать его желания и удовлетворять
потребности в должной мере. Шафер Е. и Бел Р. предложили динамическую
двухфакторную модель родительских отношений, основными факторами которой
являются эмоциональный фактор (любовь-ненависть) и поведенческий фактор
(автономия-контроль). [27] Эпигенетическая теория Э. Эриксона [27] определяет
детско-родительские отношения через сочетание чувственной заботы и ощущения
доверия, а основным кризисом детско-родительских отношений считает неизбежный
конфликт сепарации и индивидуализации. Далее рассмотрим подходы к изучению
детско-родительских отношений, предложенные отечественными специалистами.
Так, Н.Н. Авдеевой выделяется пять типов социально-психологического климата
семьи и соответственно тактик родительского отношения: [27]
– диктат (данная тактика предполагает тотальный
контроль родителей по отношению к ребенку); – опека (данная тактика предполагает, что дети
воспринимаются как неспособные к самостоятельным действиям, а потому
требующие постоянной навязчивой помощи); – конфронтация (данная тактика предполагает
постоянное противостояние между родителями и ребенком); – мирное сосуществование на основе невмешательства
(данная тактика предполагает попустительское отношение родителей и полное
игнорирование проблем ребенка); – сотрудничество (данная тактика основана на
совместной деятельности родителей и ребенка). Варга А.Я., обобщив эмпирические данные, пришла к
выводу о существовании четырех основных видов родительского отношения: [22, c.108]
– родительское отношение принимающе-авторитарного
характера (заключается в теплом отношении и принятии ребенка с требованиями
социальных успехов и достижений при контроле в этих областях); – отвергающее родительское отношение (проявляется
в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка,
нечувствительности родителя к потребностям ребенка); – симбиотическое родительское отношение
(заключается в слиянии родителя с ребенком, в стремлении удовлетворить все
его потребности, оградить его от всех трудностей жизни); – родительское отношение
симбиотически-авторитарной направленности (выражается в гиперпротекции и
тотальном контроле поведения ребенка, блокировании осуществления детской
потребности в психосоциальной идентификации). Варга А.Я. структурирует родительские отношения
на четыре основных составляющих, в которых выделяет такие компоненты как: [2,
c.672]
– интегральное принятие – межличностная дистанция
(близость или отдаленность эмоционального контакта в системе
«родитель-ребенок»); – отвержение (отказ в эмоциональном контакте,
игнорирование переживаний ребенка); – формы и направления контроля (характер
контролирующей деятельности, осуществляемой родителем); –
социальная желательность поведения (стремление представить себя в лучшем свете
и желание постоянного общественного одобрения). Основными причинами нарушений семейного
воспитания, по мнению О.Г. Прохоровой, являются: [5, c.104]
– инверсия (подмена) семейных ролей; – неконструктивный стиль воспитания; – неправильное поведение родителей, других
взрослых, окружающих ребенка;
– ошибки, систематически допускаемые родителями в
воспитании детей; – занятость родителей. В отечественной психологии
изучение особенностей детско-родительского взаимодействия наиболее широко
проводилось в рамках клинического подхода. При этом в центре внимания исследователей были
проблемные формы отношений родителей к детям. Так, Э.Г. Эйдемиллер и В.
Юстицкис в ходе изучения причин формирования у подростков акцентуаций
характера рассматривали такие стили родительского отношения: [30] – потворствующую гиперпротекцию (ребенок в центре
внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его
потребностей); – доминирующую гиперпротекцию (ребенок в центре
внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время
лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты); – повышенную моральную ответственность (сочетание
высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей); – эмоциональное отвержение (сочетание пониженной
протекции и игнорирования потребностей ребенка; в крайнем варианте это
воспитание по типу «золушки»); – жестокое обращение (складывается из большого
количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и
жестких санкций за невыполнение требований); – гипопротекцию (ребенок предоставлен сам себе,
родители не интересуются им и не контролируют его). Итак, обобщая выводы перечисленных исследований
можно утверждать, что в целом детско-родительские отношения рассматриваются
как стабильные, не зависящие от возраста ребенка и общей социальной ситуации
возрастного периода. Большинство авторов подчеркивают ключевую роль
родительского отношения в формировании личности ребенка

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы