Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь детско — родительских отношений прократинации в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения взаимосвязи детско — родительских отношений и
прокрастинации в подростковом возрасте. 7

1.1.
Психологические особенности развития подростков. 7

1.2.
Типология и социокультурная обусловленность прокрастинации. 14

1.3. Роль
детско — родительских отношений в развитии прокрастинации подростков  20

Выводы по
главе 1. 27

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско —
родительских отношений и прокрастинации в подростковом возрасте в полных и
неполных семьях. 29

2.1. Организация и методы исследования. 29

2.2. Результаты эмпирического исследования. 36

2.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования. 47

Глава 3. Коррекция детско — родительских отношений в
семьях подростков.. 50

3.1. Методические основы программы.. 50

3.2. Программа коррекции. 52

Заключение. 63

Список
литературы.. 66

Приложение. 72

  

Введение:

 

Актуальность.
Межличностные отношения выступают одной из важнейших для обеспечения
психологического благополучия человека отраслью жизни. При этом детско — родительские
отношения во всех своих ипостасях: отношения ребенка со своими родителями,
отношения взрослеющего человека со своими стареющими родителями, отношения
взрослого родителя и маленького ребенка и пр. – самые главные отношения в жизни
каждого человека, потому что их длительность и эмоциональная близость
несопоставимы с отношениями дружеского и профессионального характера.

Взаимоотношения с родителями для
ребенка, выступая базовой потребностью, становятся основой для построения
последующих связей с окружающей средой и людьми в ней. Следует отметить, что
чем более благополучными и удовлетворяющими психологические потребности были
взаимоотношения с родителями, тем выше становится вероятность построения
конструктивных отношений у ребенка по мере взросления.

Именно семья оказывает определяющее
влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих
качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна выполнять все
необходимые функции, т.е. удовлетворять определенные потребности всех ее
членов.

Здоровые функциональные отношения
детей и родителей формируют у ребенка ощущение безопасности. Ребенку не
приходится беспокоиться, что основа, на которой держится его существование
(брак матери и отца), вдруг окажется зыбкой и рассыплется. Во взрослом возрасте
результатом обеспечения этой базовой потребности в безопасности станет
стремление к созданию конструктивных взаимоотношений с партнером, готовность к
компромиссам и преодолению сложностей, открытость и доверие. Родительское пренебрежение в раннем
возрасте, напротив, способно стать основой для формирования фундаментального
комплекса неполноценности. Сомнения в любви родителей, заложенные их
игнорирующим стилем воспитания, со временем будут порождать тревожность в
собственной привлекательности, значимости, востребованности.

Дети, выросшие с инфантильными или
безответственными родителями, привыкшие с ранних лет выполнять в отношениях
обязанности «взрослого» человека, по мере взросления могут стремиться к отказу
от серьезных романтических отношений, поскольку по аналогии с детским опытом,
полагают, что эти отношения потребуют от них чрезмерное количество усилий и не
принесут удовлетворения.

В рамках данной работы было решено рассмотреть, как влияют детско — родительские
отношения на прокрастинацию у подростков.

Современные социально-экономические условия жизни обуславливают рост
требований к ответственности и самостоятельности индивида, его способности
распоряжаться своим временем, оперативно обрабатывать поступающую информацию и
давать на нее адекватный и своевременный ответ. Как ответ на растущий темп
жизни и дефицит времени и ресурсов развивается психологический феномен, прямо
противоположный в своей сути вышеописанным характеристикам поведения –
прокрастинация.

Прокрастинация как откладывание намеченных и своевременных действий на
неопределенный срок или их замена менее срочными, но более приемлемыми действиями,
свойственна в той или иной мере каждому человеку, но для одного – это результат
накопившейся усталости, попытка организма сэкономить ресурс, а для другого –
личностная характеристика. И если в первом случае значительного вреда от
прокрастинации нет, напротив, она является энергосберегающим защитным
механизмом организма, призванным избежать переутомления, то во втором случае
(когда прокрастинация закрепилась как устойчивая личностная характеристика)
возникает опасность очевидного негативного последствия на развитие личности.

Прокрастинация как психологическое явление в отечественной психологии
изучается с недавних пор (Н.В. Боровская, Я.И. Варваричева, Е.П. Ильин, Е.Л.
Михайлова, С.Т. Посохова), для зарубежной науки это понятие более изучено
(В. Кнаус, С. Лэй, Н. Милграм, П. Рингенбах, П. Стил, Б. Тукман,
А. Эллис). Его рассматривают узко (т.е. через откладывание важных текущих
дел) и широко (т.е. через проблемы планирования будущего). Так, недостаточная
оперативность подготовки курсовой работы у студента и откладывание рождения
ребенка на неопределенный срок – это примеры прокрастинации.

Объект исследования: детско — родительские отношения и
прокрастинация.

Предмет исследования: взаимосвязь детско — родительских отношений и
прокрастинации в подростковом возрасте.

Цель исследования: определить особенности взаимосвязи детско — родительских
отношений и прокрастинации в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что особенности детско — родительских
отношений в подростковом возрасте находятся во взаимосвязи с уровнем
прокрастинации.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость
решения следующего перечня задач:

1. Представить
психологические особенности развития подростков.

2. Рассмотреть
типологию и социокультурную обусловленность прокрастинации.

3. Изучить
вопросы детско — родительских отношений в психологических исследованиях.

4. Эмпирически
выявить особенности детско — родительских отношений в подростковом возрасте.

5. Эмпирически
выявить особенности прокрастинации в подростковом возрасте.

6. Выполнить
корреляционный анализ взаимосвязи детско — родительских отношений и
прокрастинации в подростковом возрасте.

В работе мы применили нижеследующую
совокупность методов и методик:

1. Методы работы с теоретической
информацией: анализ, синтез, обобщение и систематизация данных по проблемам
детско — родительских отношений и прокрастинации в подростковом возрасте.

2. Методики: шкала общей
прокрастинации (С. Лэй); методика Б. Тукмана «Шкала прокрастинации
Тукмана»; методика «Подростки о родителях» (ПОР) (Л.И. Вассерман, И.А.
Горьковая, Е.Е. Ромицына); тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.
Варга, В.В. Столин.

3. Метод обработки результатов
исследования: количественный, в том числе статистический (статистический
критерий – r-критерий
Спирмена).

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Прокрастинация как психологический феномен, предполагающий откладывание выполнения
дел или принятий важных решений, их замену на реализацию второстепенных задач,
стала рассматриваться в отечественной психологии сравнительно недавно, однако,
как проблема существовала давно. В рамках выпускной квалификационной работы мы
рассмотрели как выраженность этого феномена связана с особенностями детско — родительских отношений в подростковом
возрасте.

Подростковый возраст
выступает исключительно важным периодом человеческого онтогенеза, потому что
именно в это время переживает окончательное становление самооценка ребенка,
формируется его Я-концепция, составляется целостное представление о себе. Все
вышеперечисленные новообразования становятся основой личности, и в дальнейшем
определяют способности личности к активности, саморегуляции, профессиональной и
личностной самореализации и пр. В том случае, если подросток по тем или иным
причинам испытывает недостаток внимания родителей, нехватку дружеского общения,
давление со стороны педагогов и пр., то в период пубертата может сформироваться
девиантное поведение как защитная реакция.

Несмотря на то, что в
подростковом возрасте ребенок переживает отчуждение от родителей, а мнение
сверстников нередко становится более значимым источником информации, роль
родителей и их отношения в жизни подростка не ослабевает, а, напротив,
приобретает новое значение. При этом подросток нуждается в построении отношений
с родителями на новых основаниях: если в младшем школьном возрасте авторитет
родителя был непререкаем, то в подростковом возрасте этот авторитет родителю
необходимо заслужить, выстраивая взаимодействие со своим взрослеющим ребенком,
как с равным, объясняя свои просьбы и четко обосновывая позицию. Отношение
родителей к подростку способно, как стимулировать формирование адекватной
самооценки и самоотношения, так и, напротив, привести к личностным нарушениям,
таким как повышенная тревожность, агрессивность, самообвинение и пр.
Неблагоприятная семейная обстановка, нарушения в стилях родительского
воспитания, асоциальный образ жизни родителей выступает одним из основных
факторов формирования девиаций в подростковом возрасте.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели, что позволило определить особенности взаимосвязи детско — родительских отношений и прокрастинации
в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— были представлены психологические особенности развития подростков;

— была рассмотрена типология и социокультурная обусловленность
прокрастинации;

— были изучены вопросы детско — родительских отношений в
психологических исследованиях;

— были эмпирически выявлены особенности детско — родительских отношений
в подростковом возрасте;

— были эмпирически выявлены особенности прокрастинации в подростковом
возрасте;

— был выполнен корреляционный анализ взаимосвязи детско — родительских
отношений и прокрастинации в подростковом возрасте.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил
доказать гипотезу исследования о том, что особенности детско — родительских
отношений в подростковом возрасте находятся во взаимосвязи с уровнем
прокрастинации.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а
гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую и
практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных
позиций относительно психологических особенностей развития подростков; в
изучении научных подходов к типологии и социокультурной обусловленности прокрастинации;
в выявлении роли детско — родительских отношений в развитии прокрастинации
подростков.

Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:

— психологами в процессе деятельности по гармонизации детско —
родительских отношений в семьях подростков и в ходе консультирования подростков
по преодолению склонности к прокрастинации;

— студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим
практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной
проблематики с целью систематизации и обобщения эмпирического материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи детско — родительских отношений и
прокрастинации в подростковом возрасте 1.1. Психологические особенности развития
подростков Возраст индивида является автономным периодом развития человека,
отличающимся определенным своеобразием. Возрастные периоды человеческого
развития выделяются на основании характеристик онтогенеза, специфических
особенностей культурных представлений или социальных процессов. Подростковый
возраст является примером скорее онтогенетического выделения возраста,
поскольку он связан с началом полового созревания (пубертатом). К подростковому
периоду в связи с этим можно отнести период с 10-12-летнего возраста до
15-17-летнего возраста. В этом возрасте, в связи с его важностью и
противоречивостью, ученые также определяют отдельные этапы. В частности,
младший подростковый возраст характеризуется периодом от 10-12 лет до 13 лет;
средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17 лет. Таким образом,
можно говорить о соответствии младшего подросткового возраста с докритической
стадией, среднего подросткового возраста – с критической стадией, старшего
подросткового возраста – с посткритической стадией развития [49].

Отечественная возрастная периодизация используется в качестве основной
теории в исследованиях Л.С. Выготского [11]. В соответствии с его теорией, процесс
развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта
вследствие взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми.

Д.Б. Эльконин [53]
считает, что ведущие критерии выделения определенного возраста могут
заключаться в следующих критериях: — социальной ситуации развития;

— ведущего типа деятельности;

— основных новообразований возраста [53].

В социальной ситуации подростковый возраст имеет определенные отличия,
заключающиеся в:

— смещении сферы воздействия с семьи на круг ровесников;

— общении в качестве ведущего типа деятельности для подростка;

— чувством взрослости, стремлением к самоопределению, формированием
концепции своего «Я» выступают в качестве основных новообразований возраста [53].

В соответствии с Д.Б. Элькониным [53], человек переживает возрастные кризисы
перехода между периодами между возрастными периодами.

Характеристики подросткового кризиса заключаются в следующих признаках:

— негативизме, то есть устойчивой негативной установке по отношению ко
всем окружающим;

— склонностью к самоанализу и анализу;

— подростковой депрессией, выражаемой в появлении безразличия к
окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества [53].

Течение кризиса подросткового возраста может осуществляться в
соответствии с двумя различными сценариями:

— «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого негативизма,
упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему желанию, противостояния
авторитетам, ревностного отношения к личному пространству; — «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное послушание, возврат
к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых, несамостоятельность,
инфантильность суждений, подчинение мнению большинства [53]. Существует три основных фазы подросткового возраста: — фаза 1 – предкритическая (негативная); характеристикой данного периода
является разрушение в сознании подростка стереотипов. Данный период
характеризуется наличием многих разногласий в семье, поскольку родители
зачастую не понимают, что происходит с их ребенком;

— фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее проходят дети
13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие
формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки
кризиса;

— фаза 3 – посткритическая; на данном этапе формируются новые отношения
с друзьями и одноклассниками, с семьей и обществом [53].

Познавательное развитие ребенка подросткового возраста продолжает
собственное динамичное формирование. В частности, происходит развитие
целенаправленности, избирательности, содержательности и планомерности
восприятия. Растет объем, концентрация, распределение и преднамеренности
внимания, избирательность, объем и абстрактность характера памяти. Мышление
характеризуется окончанием своего формирования и становлением в собственном
развитии идентичности с мышлением взрослого человека (Ж. Пиаже [30]). Происходит формирование навыка
абстрактного мышления, логических высказываний, дедуктивной мысли.

Отличительная особенность развития подростковой личности заключается
также в неком своеобразии. В частности, ребенок подросткового возраста дает
себе оценку не так как это делает младший школьник, основывающийся на своих
поступках и делах, а скорее на основании того, как к нему относятся его
сверстники. Следовательно, самооценка подростка определяется скорее его
популярностью среди друзей и одноклассником, чем определенными показателями
объективного характера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы