Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки у молодежи и людей пожилого возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМООЦЕНКИ У МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА.. 6

1.1. Феномен
агрессии и агрессивности в современной психологической науке. 6

1.2. Понятие
самооценки в современной психологической науке. 13

1.3.
Особенности экзистенциального развития в молодости. 20

1.4. Анализ теоретических взглядов на особенности
взаимосвязи агрессивного поведения и самооценки молодежи. 26

1.5.
Экзистенциально-психологические особенности людей пожилого возраста. 29

1.6. Анализ теоретических взглядов на особенности
взаимосвязи агрессивного поведения и самооценки людей пожилого возраста. 35

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 38

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМООЦЕНКИ У МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.. 39

2.1. Характеристика
базы исследования. Этапы, методы и методики исследования. 39

2.2.
Результаты эмпирического исследования и их анализ. 45

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 57

ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. 72

  

Введение:

 

Актуальность исследования:

Современные
психологи, социологи констатируют очень широкий спектр агрессивных реакций: от
оскорбительных выражений, особенно на «просторах интернета», драк, до терактов,
массовых убийств и военных действий. В сообщениях СМИ часто появляется
информация о том, что один человек расстрелял десятки других, даже незнакомых
ему. Массовое убийство в школе
«Колумбайн» 1999, расстрел в Норвегии 22 июля 2011, расстрел в школе «Сэнди
Хук» 14 декабря 2012, массовое убийство в политехническом колледже города Керчь
17 октября 2018 — это далеко не полный перечень подобных событий. Чем же
обусловлен рост агрессивных реакций? На наш взгляд, это явление вызвано целым
комплексом причин: не стабильной социально политической обстановка, воздействием
СМИ, компьютерных игр, приводящих снижению ценности жизни и т.п.

Огромное значение для
эффективной самостоятельной жизни имеют общая самооценка личности и ее
аффективный компонент – самопринятие. Самооценка – это то, как личность
оценивает свой образ-Я, сравнивая его с другими, насколько я лучше других в той
или иной деятельности. Самооценка – это сложное и многогранное понятие. Она
включена в огромное количество связей и отношений с другими психическими
образованиями. Например, с чертами личности, взаимодействие имеет
диалектический характер: самооценка обуславливается ими, но в тоже время
является основной детерминантой их постоянного развития.[1]

Налчаджян А.А.  отмечает: «Различные уровни и разновидности
агрессии неотделимы от жизни людей, и, если мы хотим знать природу человека,
его возможные действия в различных ситуациях жизни, истоки его поступков,
которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать
человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями».[2] Влияет ли самооценка
индивида на уровень агрессивности его поведения? А уровень агрессивности в свою
очередь способен формировать, изменять самооценку личности? Каковы особенности
взаимосвязи этих двух феноменов у молодёжи и пожилых людей? Какие изменения
происходят в течение жизни человека? Наше исследование посвящено поиску ответов на эти
вопросы.

Цель исследования: выявление
особенностей взаимосвязи агрессивного поведения и самооценки у молодежи и людей
пожилого возраста.

Объект исследования: личность как комплекс явлений.

Предмет
исследования: взаимосвязи агрессивного поведения и самооценки у
молодежи и людей пожилого возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить содержание понятий «агрессивное поведение»,
«самооценка» в современной психологической науке.

2. Определить экзистенциально-психологические особенности
молодежи и лиц пожилого возраста.

3. Выявить теоретические взгляды на взаимосвязь
агрессивного поведения и самооценки молодежи и людей пожилого возраста.

4. Провести практическое исследование взаимосвязи
агрессивного поведения и самооценки молодежи и людей пожилого возраста

5. Обобщить и систематизировать результаты теоретического
и практического исследования.

Гипотеза
исследования: высокий уровень агрессивного поведение положительно
коррелируется с неадекватной самооценкой, как завышенной, так и заниженной. Чем
более самооценка далека от реальной, тем уровень агрессии выше. Различные
возрастные группы «используют» разные формы агрессии.

Методологические основы исследования: в своей работе мы опирались на труды Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, В.Г.
Петрова, Н. Миллера, Дж. Долларда,
Дж. Каган, Прихожан A.M., Липкиной А. И., Э. Эриксона, К.
Роджерса, А. Маслоу.

Методы исследования: анализ
теоретической литературы, систематизация эмпирических результатов. Для
определения уровня агрессивности мы применяли: опросник агрессивности Басса —
Дарки (BDHI) и тест Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное поведение».
Для изучения самооценки были использованы методика Дембо Т.В.
– Рубинштейн С.Я.  и методика
исследования самооценки по С.А. Будасси, а также был использован тест
смысложизненных ориентаций (СЖО).

Экспериментальная база исследования: РГГУ, в эксперименте приняли участие 40 студентов
3-4 курсов. Клуб «Активное долголетие» г. Балашиха Московской области, в
эксперименте приняли участие 25 членов клуба, а также 15 пожилых людей, не
посещающие клуб.

Структура
работы. Дипломная работа включает введение, две
главы, первая из которых имеет теоретических характер и содержит 6 параграфов,
а вторая – эмпирический и состоит из 2 параграфов, выводы по каждой главе, заключение
и список использованной литературы. Общий объем работы составляет 63 страницы. Список
использованной литературы содержит 88 источников. [1]
Захарова А.В. Психология формирования самооценки,
2008. – с. 100. [2] Налчаджян А.А. Агрессивность человека,
2007. – с. 736.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наша
курсовая работа посвящена анализу проблемы взаимосвязи агрессивного поведения и
самооценки у молодежи и людей пожилого возраста.

В
результате выполнения работы было установлено, что данная проблема в настоящее
время чрезвычайно актуальна в связи с увеличением случаев проявления агрессии.

В первой
главе мы установили, что проявление агрессии весьма многообразны, будучи
схожими по внешним признакам, могут иметь различные причины, мотивы
возникновения и быть вызваны различными внешними обстоятельствами. В своей
работе мы использовали, как рабочее следующее определение: агрессия — это форма
поведения, направленная на причинение вреда (ущерба) другому индивиду, не
желающему подобного обращения.

Стоит разделять
понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это модель поведения, а
агрессивность —  свойство личности,
готовность, предрасположенность к агрессивному реагированию. Агрессивное
поведение может быть обусловлено семейными, личностными, биологическими,
ситуативными и социальными причинами. Проявления агрессии
зависят от гендерного признака и выражаются в виде: физической, косвенной,
вербальной агрессии, негативизма, обиды и подозрительности, киберагрессии.

Самооценка представляет собой сочетание знаний о себе, о нормах и
ценностях, о мировоззрении человека, выполняет регулятивную функцию поведения и
деятельности, позволяет соотносить притязания и возможности индивида. Выделяют правильную (адекватную)
самооценку, когда она совпадает с тем, что в действительности может человек, и
неадекватную (заниженную или завышенную), когда этого совпадения нет.
Неадекватная самооценка затрудняет регуляцию поведения.

В ходе анализа
теоретической литературы были сделаны выводы о том, что:

1. В период молодости уровень
прямой агрессии снижается, а косвенной напротив повышается;

2. В этот период повышенная агрессивность более выражена у индивидов с
крайними вариантами самооценки;

3. В период ранней взрослости преобладают активные
формы проявления агрессии.

Относительно
лиц пожилого возраста стоит отметить, что возникновение агрессивных реакций у
них, таких как подозрительность, обида, раздражительность, чувство вины скорее
обусловлены переживанием предпенсионного кризиса, связанных с ним изменений в
образе жизни, материальном достатке, круга общения, социального статуса.

Во второй главе описана программа экспериментального исследования с помощью
следующих методик:

1. Опросник агрессивности Басса —
Дарки (BDHI), стандартизированный А.А. Хваном, Ю.А. Кузнецовой, Ю.А. Зайцевым.

2. Тест Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное
поведение»;

3. Методика Т.В. Дембо —
С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

4. Методика «Исследование
самооценки личности» С.А. Будасси;

5. Тест смысложизненных
ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев.

По результатам
исследования выявлено, что для людей молодого возраста характерен высокий и
средний уровень агрессивности и несдержанности, адекватная и завышенная
самооценка. Люди пожилого возраста, имеющие активные, разнообразные и
продуктивные социальные контакты, чаще демонстрируют средний и низкий уровень
агрессивности и несдержанности. Их самооценка в большинстве случаев адекватная.
Люди пожилого возраста с узким социальным кругом демонстрируют высокий уровень
агрессивности и несдержанности. Их самооценка низкая или напротив завышенная.
Формы проявления агрессии зависят от возраста и пола. Если молодые люди чаще
прибегают к прямой, физической агрессии, то люди пожилого возраста чаще
используют косвенные формы, брюзжание, навязчивость, замечания и т.п.

Таким образом, выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась: высокий уровень агрессивного поведение положительно
коррелируется с неадекватной самооценкой, как завышенной, так и заниженной. Чем
более самооценка далека от реальной, тем уровень агрессии выше. Различные
возрастные группы «используют» разные формы агрессии. С возрастом уровень
агрессивности снижается, но только при сохранении активной социальной жизни.

В результате
выполнения данной дипломной работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМООЦЕНКИ У МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1. Феномен агрессии и агрессивности в современной
психологической науке

Понятия
«агрессия» и «агрессивность» достаточно часто употребляются и в обыденной речи
и научной литературе, при этом у разных авторов их содержание, причины
возникновения могут трактоваться по-разному. Фурманов И.А. объясняет это тем,
что: «Агрессивные действия людей могут быть схожими по внешним признакам, но
при этом иметь неодинаковые генетические и нервные механизмы, разнообразные
феноменологические проявления, различные функции и антецеденты, и могут быть
спровоцированы разными обстоятельствами»[1].
Считаем необходимым начать с рассмотрения данных понятий у разных авторов.

А. Басс определяет агрессию, как «реакцию, в результате которой другой
организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление,
реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо
нанесение ущерба другим». [2]

Налчаджян
А.А.  предлагает следующее определение:
«Агрессия – специальная форма поведения человека и животных, направленная на
другие объекты и имеющая цель причинить им вред». При этом автор подчеркивает,
если «не было внутренней мотивации, попросту говоря, желания совершить
агрессивные действия, то его поведение в психологическом смысле нельзя считать
агрессивным.» [3] Он полагает, что следует
различать «внутренний, мотивационный аспект», который,
кроме мотива и цели агрессивных действий, включает чувства и эмоции, приводящие
к агрессивным действиям, а также «внешний или поведенческий аспект», то есть различные
действия, в том числе речевые. Внешне выглядящие агрессивными действия далеко
не всегда бывают таковыми по сути. Например, работа хирурга, тренера и т.п. Агрессия,
как действие или ряд взаимосвязанных действий, всегда направлена на
определенный объект.

В зарубежной социальной психологии (Р. Бэрон, Д. Бирн
и др.)
существует мнение о том, что действия, не направленные на живые объекты, а в некоторых
случаях речь идет даже только о человеке, а также если объект агрессии сам
желает подобных действий по отношению к себе (например, мазохист), не могут
считаться агрессивными.  Налчаджян А.А.
считает данное мнение ошибочным: «С этим, конечно же, нельзя
согласиться, так как человек, совершающий подобные действия, имеет мотив,
намерение нанесения вреда реципиенту своих агрессивных действий. Мы считаем,
что принятие весьма распространенной точки зрения упомянутых авторов
необоснованно упростило бы проблему мотивации и разновидностей агрессии». [4] [1] Фурманов А.И. Социальная психология
агрессии и насилия: учебное пособие, 2016 – с. 392. [2] Басс А.Г. Психология
агрессии. Вопросы психологии. М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. – с. 204. [3] Налчаджян А.А. Агрессивность человека, 2007. – с. 736. [4] Налчаджян
А.А. Агрессивность
человека, 2007. – с. 736.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы