Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимоотношения Молдавии и ЕС в 21 веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Становление и основные аспекты взаимоотношений
РМ и ЕС.. 8
1.1
Становление государственности Республики Молдова. 8
1.2
Европейский ориентир внешней политики Республики Молдова. 17
Глава 2. Политическое взаимодействие Молдавии и ЕС.. 31
2.1
Основные этапы развития отношений Молдавии и ЕС.. 31
2.2
Программы политических партий Молдавии и их отношение к европейской интеграции. 40
Глава 3. Социально-экономическое и гуманитарное
взаимодействие РМ и ЕС на современном этапе. 52
3.1
Европейская интеграция Республики Молдова: реальность и перспективы 52
Заключение. 68
Список использованных источников и литературы.. 70
Введение:
Актуальность. Интеграционные
процессы на всех континентах нашей планеты привели к эволюционному этапу, на
котором развитие и безопасность государств не могут быть интерпретированы в
одностороннем порядке. С этой точки зрения все государства должны прилагать
совместные усилия для достижения высших интересов международного сообщества:
обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение терроризма и
борьба с ним, защита прав и свобод человека и искоренение бедности.
Последний век в истории Молдовы был связан с попытками
создания независимого государства. В 1991 году он покинул СССР, но слабость
демократических традиций из-за отсталости и авторитаризма уже в независимой
Молдове привела к власти Коммунистическую партию, которая смогла принять
традиционную иерархическую социальную структуру и закрепиться в более глубокой
политической системе, чем в других странах. В результате авторитарные системы
сформировались на основе существующей разветвленной структуры. Это наследие
позволило политической элите предпринять превентивную атаку в защиту своих
позиций, что привело к несоответствию политического баланса сил в
посткоммунистических странах, когда силы старого режима сохраняли свои позиции,
где власть должна быть персонализирована и полагаться на существующие системы,
коммуникации и власть, а ее противники были относительно слабыми.
Как республика в составе СССР, Молдова пережила ту форму
коммунистического правления, которую Китшелт назвал «патримониальным коммунизмом»[1].
Наследие «патримониального коммунизма» помогло успешно создать преемников
неокоммунистических партий, поскольку правящей партии удалось сохранить
значительные материальные ресурсы и свое правительство. Демократия и
политические соперники сменяющих друг друга партий настолько слабы, что без
альтернативы власть остается практически в руках неизлечимой партийной элиты,
даже если они никогда не овладели искусством политической борьбы.
«Поворотные моменты» переходного периода с 1989 по 1991 год,
такие как централизация организации, появление единого профессионального
руководства и идеологический разрыв с прошлым, будут определять долгосрочную
организационную и идеологическую стратегию партии. и в значительной степени
успех партии. Долгосрочная траектория развития партий-преемников должна в
значительной степени определяться институциональными стимулами, возможностями
использовать существующие проблемы в обществе и политической конкуренцией.
Такие факторы, как парламентская система, пропорциональная избирательная
система, экономические трудности и отсутствие серьезной конкуренции, вероятно,
приведут к выбору партии-преемника. Умелое руководство ведет к созданию единой
партии-преемника, идеологически и организационно, а эффективные стратегии и
тактика помогают максимально использовать возможности окружающей политической
среды[2].
Сегодня, в начале XX века, когда мировой порядок формируется в интеграционной
системе, Республика Молдова не может оставаться вне мирового сообщества. В этом
отношении, актуальным становится проблема рассмотрения путей развития РМ в
процессе становления государственности, определения ее интеграции – во восток
или на запад. Как молодое государство, Молдова находится на перекрестке
исторического выбора пути развития. Сложные отношения с Россией, предопределили
нацеленность Молдавии на взаимоотношения с Евросоюзом. В тоже время, вся
совокупность внешнеполитических отношений Молдовы с другими странами подлежит
дополнительной оценке, поскольку они не вполне однозначны.
Актуальным также становится анализ спектра взаимоотношений
Молдавии и Евросоюза. Эти отношения только развиваются, и определение насколько
эти отношения перспективны, как влияют на внутреннее состояние развития Молдовы
представляется основной целью данного исследования.
Характеристика
источников. При исследовании использовались источники публицистического
характера, расположенные на официальных сайтах Республики Молдова и Евросоюза,
в которых отражены особенности становления государственности Республики Молдова[3],
основные положение по интеграции РМ в ЕС[4],
мнение ведущих специалистов о деятельности Евросоюза в РМ[5].
Также в исследовании использовались аналитические источники
Евросоюза о состоянии внутреннего развития Республики Молдова[6],
освещение основных сфер помощи ЕС РМ[7],
анализ основных проблем внутреннего развития РМ[8].
Анализ литературы. В
исследовании использовались монографии по истории развития и становлении
Республики Молдова В.Е. Андрущак[9],
В. Стати[10],
по развитию основных направлений деятельности Евросоюза[11].
В работе использовались публикации по истории европейской
интеграции Республики Молдова Барбэ А.[12],
А.В. Девяткова[13],
Р. Варзари[14],
С. Гинея[15],
основным положениям взаимоотношений РМ и ЕС[16]
Целью исследования
является изучения исторических и геополитический условий интеграции Республики
Молдовы в Европейский союз.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
— определить исторические условия становления суверенитета
Республики Молдова;
— выявить сущность внешней политики Республики Молдова в
отношении Европейского союза;
— изучить основные
этапы интеграции РМ и ЕС;
— определить политические ориентиры молдавских партий по
отношению к интеграции в ЕС;
— изучить сущность современного процесса интеграции,
реальные факты взаимодействия, будущие перспективы.
Объект исследования
– внешняя политика Республики Молдовы.
Предметом
исследования являются взаимоотношения Республики Молдовы и ЕС.
Научная новизна. В
исследовании впервые предпринята попытка комплексного исследования
взаимоотношений Евросоюза и Республики Молдовы, от становления молдовской
государственности, до современной интеграции на уровне внутренней помощи ЕС
развитию политики, экономики и культуры. В исследовании были проанализированы
аналитические источники (доклады, дорожные карты) Евросоюза, в которых
содержится экспертная оценка по общему состоянию внутреннего развития Молдовы, тенденции
к дальнейшему сотрудничеству, основные проблемы внутреннего развития
государства, которые мешают более интенсивной интеграции Евросоюза и Молдовы. Структура. Работа представлена введением,
тремя главами, поделенными на параграфы, заключением и списком использованной
литературы. [1] Китшелт Г.
Посткоммунистические партийные системы, конкуренция, представительство и
межпартийное сотрудничество. — Cambridge University Press, 1999 [2] Молдавия научные тетради
института восточной Европы… – С. 166. [3] Выборы в Республике
Молдова. – URL: http://www.e-democracy.md/ru/elections/ [4] Moldova. – URL:
https://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/moldova/ [5] President of the European Commission Barroso
praised Moldova’s reforms // Moldpres. – March, 24. – 2010. – Mode of access:
https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/panorama/pdf/mag48/mag48_en.pdf [6] Eu roadmap for engagement with civil society in the
republic of moldova 2018-2020. – URL:
https://eeas.europa.eu/sites/default/files/md_cso_roadmap_2018_2020_approved.pdf [7] European Union and Moldova: Assistance and
Cooperation. EU – funded projects in Moldova. – 93 с. [8] European Joint Development Cooperation
Strategy (Joint Programming Document) For the Republic of Moldova, February
2018. – URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/joint_response_moldova_february_2018_0_0.pdf [9] Андрущак В.Е., Бойко П.А.
и др. История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. —
Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. – Изд. 2-е, перераб. и доп. –
Кишинёв: Elan-Poligraf, 2002. – 360 с. [10] Стати В. История Молдовы.
2-е изд., доп. и отред. — Кишинев: Arva Color, 2014. — 482 с. [11] Внешняя политика и
международные связи Европейского Союза: осмысливая роль ЕС в мире / Л. О.
Игумнова, О. Г. Лекаренко, Ю. Г. Агафонов и др.; отв. ред. Л. О. Игумнова.
Коллективная монография. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018. – 340 с. [12] Барбэ А. Евроинтеграция
как национальная идея Республики Молдова // Revista de istorie a Moldovei. –
2008. № 3 (75). [13] Девятков А. В. Молдова на
перекрестке отношений России и ЕС // Актуальные проблемы Европы. – 2011. — № 2.
– С. 187-202. [14] Varzari P., Tăbârță I. Evoluția statului
Republica Moldova prin prisma funcționalității elitei politice și a societății
civile. // Revista de filozofie, sociologie si științe politice. – 2011. – № 1.
— С. 72-81. [15] Ghinea C., Chirila V. EU-Moldova negotiations.
What is to be discussed, what could be achieved? May 2010. – Mode of access: https://soros.md/files/publications/documents/EUMoldova%20Negotiations.pdf [16] Relations between Moldova and the European Union. –
URL:
https://www.researchgate.net/publication/324223071_Relations_between_Moldova_and_the_European_Union
Заключение:
Анализ исторической и политической литературы и источников,
позволяет сделать следующие выводы:
— Об исторических условиях становления суверенитета
Республики Молдова. Начиная с 1990 г. и до сегодняшнего дня Республика Молдова
проходит сложный путь становления собственной государственности. За это время в
стране была принята новая Конституция (1994 г.), совершён переход к
парламентской форме правления. В то же время, на современном этапе Республика
Молдова переживает политический кризис, начавшийся в 2009 г. и связанный с
неготовностью политических сил страны направить свою деятельность в
конструктивное для страны русло.
— О сущности внешней политики Республики Молдова в отношении
Европейского союза. Выбор Республики Молдова была сопряжен сложными отношениями
с Россией и Румынией. Европейская интеграция предоставила Молдове возможность
формирования независимой демократической политики и организации всесторонней
помощи. — Об основных этапах
интеграции РМ и ЕС. Начало отношения между Молдовой и Евросоюзом можно отнести
к 2005 году. Тогда были подписаны основные соглашения: индивидуальный план
действий, должность спецпредставителя ЕС по Молдавии и произведен обмен
дипломатическими миссиями, о пограничной миссии EUBAM, согласовано
предоставление ЕС роли наблюдателя в рамках нового переговорного формата по
урегулированию приднестровского конфликта. В последующие годы формат отношений
расширялся, и сегодня взаимодействие Ес и РМ осуществляется по всем проблемным
сферам в экономике и культуре Молдовы.
— О политических ориентирах молдавских партий по отношению к
интеграции в ЕС. Становление Республики Молдова как независимого государства и
реализация чаяний молдавского народа по построению процветающего общества со
стабильной демократией и высоким уровнем экономического развития во многом
определяются возможностями государства, институтов, политической элиты и
гражданского общества, чтобы осознать необходимость ряда реформ на национальном
уровне, а также интегрировать страну в региональную и международную
институциональную систему, что обеспечит дополнительные гарантии и перспективы
для достижения эти цели. Посткоммунистические государства, которые проявили
политическую волю и последовательность в проведении реформ и имели ответственные
политические элиты и активное гражданское общество, способны глубоко понять,
как они могут обеспечить защиту национальных интересов этих стран, сделали
стратегический выбор — справедливый и полезный их страны в европейское
пространство безопасности и процветания.
— О сущности современного процесса интеграции,
реальные факты взаимодействия, будущие перспективы. Власти Молдовы должны
обладать достаточным потенциалом для координации, реализации и мониторинга
совместно согласованных программ и проектов. Решительно преследовать цель более
тесной ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом и продолжать
проводить политику в соответствии с этой целью и своевременно и эффективно
выполнять свои обязательства по соглашениям между ЕС и Молдовой. В свою
очередь, европейские партнеры по сотрудничеству в целях развития также
стремятся приходит к единым соглашениям там, где это возможно, на отраслевом и
национальном уровнях. При этом нужно понимать, что возможности правительства
ограничены, как и возможности международных партнеров по развитию: программы
тем эффективнее, чем более целенаправленными они становятся. Соответственно,
ресурсы должны быть сконцентрированы вокруг меньшего числа областей
вмешательства. Поддерживать собственные усилия властей Молдовы и использовать
инновационные формы финансирования развития, привлекая инвестиции частного
сектора
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и основные аспекты
взаимоотношений РМ и ЕС
1.1 Становление государственности Республики Молдова Современная Молдова – государство, переживающее свое
становление в качестве независимого государства. Прошлое столетие Молдова
проживала как Союзная республика в составе СССР. Часть, которая входила в
состав Румынии, была присоединена в 1940 году, а Приднестровье уже входило в
состав СССР. Таким образом, Республика Молдова — одно из тех государств,
которые впервые оказались на развалинах Советского Союза и не освободились от
его «опеки»[1].
Становление молдавского государства началось задолго до
распада СССР. Весной 1990 года тогдашний Советский Союз Молдовы провел первые
свободные выборы в законодательный орган (Верховный совет) республики. По
спискам Народного фронта избран 101 депутат. Всего в Верховном Совете
Молдавской ССР было 380 мест[2].
Фракция «Советская Молдова» была за сохранение социалистического
пути развития, тогда как Народный фронт (демократы) были за независимость
республики[3].
Часть депутатов, представлявшие левый берег Днепра – Приднестровье, покинули
Верховную Раду, поскольку другие ее депутаты пытались утвердить новый флаг
Молдовы, цвета в котором были схожи с цветами румынского флага.
Исторически левый берег никогда не входил в состав Румынии.
В межвоенный период она входила в состав Украинской ССР и называлась Молдавской
Автономной Социалистической Республикой. В 1989 г. этнический состав
Приднестровья был следующим: 33,5% молдаван, около 30% украинцев и около 30%
русских[4]. [1] Стати В. История Молдовы. 2-е
изд., доп. и отред. — Кишинев: Arva Color, 2014. — 482 с. [2] СССР после распада / Под
общей редакцией О.Л. Маргания. СПб: Экономическая школа, 2007. – с. 418. [3] [4] Нечаева-Юрийчук, Н. В.
Особенности формирования молдавской государственности после обретения
независимости // Русин. – 2010. — № 4. – С. 138.