Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимоотношения федеральной власти и региональных элит в Российской Федерации 21 века в рамках Тамбовской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические проблемы изучения региональных элит в контексте
современных федеративных отношений. 9
1.1. Основные подходы к
изучению региональной элиты.. 9
1.2. Понимание региональных
элит и федеральной власти в современном обществе 16
1.3. Динамика
и позиционирование региональных элит Тамбовской области как условие развития
современного политического процесса. 20
Глава 2.
Механизм отношений федеральной власти и региональных элит в XXI веке в рамках Тамбовской области. 29
2.1. Особенности трансформации
отношений Центр-регионы в начале XXI века в Тамбовской области. 29
2.2. Качество взаимоотношений
федеральной власти и региональных элит Тамбовской области на современном этапе
политической истории. 42
2.3. Возможные пути развития
отношений Центр-Регионы в Тамбовской области 45
Заключение. 52
Список
использованной литературы.. 54
Введение:
Проблемы развития
элит всегда вызывали повышенный интерес у пользователя. Во многом вопрос объясняется тем
особым положением, которое занимают
политические элиты в нашем обществе. Выступая одним
из основных субъектов политического процесса, элиты трансформируются под реалии
политического пространства, приобретают новые черты и характеристики,
инновационные формы политического позиционирования. Изучение особенностей
формирования политических элит, позиционирования в политическом процессе,
динамики реализации своих властных функций — все это представляется актуальной
проблемой.
Актуальность заданной темы определяется
тем, что проблема элит оценивается как чрезвычайно дискуссионной. Российская
Федерация сегодня представляет собой результат сложного компромисса,
достигнутого федеральной властью с региональными элитами, хотя на протяжении
исторического пути политический вес каждой из этих групп менялся, а их
взаимоотношения приобретали новую конфигурацию. Однако с начала в бывшем СССР,
а позже в постсоветской России одной из тенденций выступал рост влияния
региональных элит, которые сегодня превратились в серьезную политическую силу и
оказывают все большее влияние на формирование отношений внутри Российской
Федерации[1].
Экономический потенциал региональной власти
определяется масштабами ресурсов, которыми располагает регион, а также степенью
контроля, установленного региональной властью над этими ресурсами. Региональные
элиты располагают различными ресурсами влияния. Сильная региональная власть не
только контролирует имеющиеся экономические ресурсы, но пытается развивать
собственную экономическую базу, разрабатывает оригинальные проекты
регионального развития. По мнению Н. Лапиной и А. Чириковой, в настоящее время
можно выделить пять групп региональных элит с достаточно выраженными
интересами, претендующими на разный уровень независимости от федерального
Центра.
Поэтому очень
важно проследить комплекс тех проблем, которые определяют расстановку
политических элит, раскрыть динамику и специфику функционирования элитных групп, так как
полученные результаты могут послужить основой для моделирования общих тенденций
политического развития страны в долгосрочной перспективе.
Истоки
исследования элитизма известны очень давно, но основательно изучение началось в
XIX веке, когда стала
развиваться социология. В современной политической науке можно выделить
следующие основные направления элитизма: макиавеллистская школа; ценностные
теории элит; теории демократического элитизма; концепции плюрализма элит;
леволиберальные концепции; критические теории элит (марксистские и
неомарксистские). В рамках данной работы представляется необходимым подойти
комплексно к освещению материала[2].
Специфика политических трансформаций России привела к
тому, что в современных реалиях региональные элиты реализованы как расколотое
образование, которое мало связаны друг с другом и не координируются в решении
проблем. Более того, ряд действий элит сегодня реализуются как контркультуры,
которые не только не решают проблемы, но порождают их.
Термин «элита» берет свое
начало от латинского «eligerc» или французского «elite» — лучшее, отборное,
избранное[3].
Первые
современные классические концепции элит были созданы в XIX веке в работах В.
Парето, Г. Моска и Р. Михельса[4]
[5].
Классические учения политической элитологии получили дальнейшее развитие и
были применены к анализу общественных систем в трудах М. Вебера, К. Манхейма,
Г. Ласуэлла, Р. Миллса, Р. Даля и других теоретиков политической науки[6].
Школа
демократического элитизма связана с именами К. Манхейма, Т. Дая, Х. Зиглера,
Дж. Сартори, Г. Лассуэла[7].
Представители технократической теории: Д. Белл, Дж. Бернхем, Дж. Гэлбрейт[8][9][10]. Специфика этого
подхода заключается в том, что исследователи выделяют особый тип управленцев,
которые в условиях особой ситуации в состоянии управлять государством. Дискуссии о
составе элит получили научное обоснование в трудах Т. Карлейля, П. Бурдье, С.
Келлер, Д. Рисмена[11][12][13] и др. исследователей,
которые считали, что в обществе функционирует одновременно несколько элитарных
групп.
Цель данной работы
заключена в рассмотрении специфики политической культуры современных элит. В
соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1.
Проанализировать идеи элитизма в политической науке,
2. Рассмотреть
концепции представителей знаменитой эпитемологии,
3. Выявить
особенности концепции элитизма в современной науке,
4. Рассмотреть систему
факторов образования элит и место в этой системе,
5. Проанализировать особенности
реализации политических элит в Тамбовской области,
Объект работы:
политические элиты. Предмет работы: специфика взаимоотношений федеральной
власти и региональных элит в Тамбове.
Гипотеза: сегодня в
Тамбовской области элита находится в прямой зависимости от Центра, что
объясняет как низкую протестную активность региона, так и особенности
реализации политики элитой.
Проблема исследования:
сегодня активно меняется положение региональных элит. Изменение их положения во
многом определяется спецификой развития
Хронологические рамки
исследования – 2000 – 2021 годы. Ранние границы обусловлены изменением в
устройстве элит. Вторая дата – современное положение дел.
Научная новизна работа
заключена в рассмотрении положения тамбовских элит на современном этапе.
Теоретическая значимость
работы – представленный в работе материал обобщает информацию, которая относится
к элите региона.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Положения, выносимые на
защиту ВКР.
1. Региональная этнополитическая элита
определяется как социальная группа, которая выполняет стабилизирующие функции в
этническом сообществе и обладает наибольшим влиянием и ресурсами
(экономическими, политическими, административными, идеологическими) при
подготовке и принятии важнейших политических решений.
2. Региональная элита выступает как связующее
звено между населением регионов и политической властью. Вместе с тем надо
учитывать, что отношения между региональными элитами в преимущественно русских
регионах и элитами в регионах, где доминируют иные национальности существенно
отличаются между собой.
3. Процесс институционализации элит можно
определить по следующим основным критериям: устойчивость группировок во власти
и возможность эффективно использовать свой статус.
4. Специфика региональных элит такова, что в
ситуации вертикали власти она вынуждена подстраиваться под условия
функционирования страны и соотносить свои действия с действиями власти.
5. Постепенно складываются семейно-родственные и
служебные кланы, в деятельности которых невозможно разделить экономические и
политические интересы.
6. Региональные этнополитические элиты
вытесняются с арены деятельности политических акторов на федеральном уровне, ее
интересы все больше замыкаются только на подконтрольной ей территории.
7. Процесс институционализации современных
региональных этнополитических элит характеризуется постепенным слиянием
правящей элиты с крупным бизнесом.
8. Структура институтов местных
этнополитических элит соответствует монархической (единовластной) модели
функционирования, где центром власти выступает либо административное, либо
экономическое ядро.
9. Специфика отношений регионов с центром
напрямую зависит не только от современных отношений, но и обусловлена
историческими особенностями — социально-экономическими, географическими
особенностями регионов.
10. Как правило, достаточно сложно говорить о
том, какой из факторов определяет взаимодействие Тамбовской элиты с властью. Так или иначе взаимодействие определяется различием
во взаимодействии в системе Центр – регионы.
11. Сегодня региональные элиты реализуют
большой спектр направлений деятельности.
12. Сегодня слаженная деятельность в условиях
одного региона представляется все же маловероятной. Идея эта не даст отклика среди в ситуации
вертикали власти и не отвечает современным условиям. 13. Региональные элиты на современном этапе
ведут работу по разнообразным направлениям: спорт, творчество, экология,
патриотизм, благотворительность, и т. д. Особенно велика их роль при
организации решения социальных вопросов. [1] Алексеев, М., Курляндская, Г..
Фискальный федерализм и стимулы в российском регионе. Журнал сравнительной
экономики, вып. 31, № 1., 2018 С. 20 [2] Беднар, Дж. Надежная федерация:
принципы дизайна. Нью-Йорк: Cambridge Univ., 2019.ю – 241 с. [3] Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М.,
2004С. 166 [4] Древнекитайская философия.- М.,
1972; Платон. Сочинения.- М., 1972; Аристотель. Политика.- М., 2006; Макиавелли
Н. Государь.- М., 2007. [5] Парето В. Компендиум по общей социологии
// Антология мировой политической мысли.- М., 1997.- Т. 2.- С.59-67; Моска Г.
Правящий класс // Социс.- 1994.- № 10.- С.187-197; Ми- хельс Р. Демократия и
железный закон олигархии: глава из книги «Социология политической партии в
условиях демократии» // Диалог.- 1991.- № 3.- С. 42-46. [6] Вебер М. Избранные произведения.-
М., 1990; Даль Р. Введение в теорию демократии.- М., 1992; Миллс Р. Властвующая
элита.- М., 1959. [7] Манхейм К. Проблемы интеллигенции.
Демократизация культуры.- Ч.1. — М., 1993; Dye T. Who’s Running America? The Clinton Years, 6-th ed., N.J.,Prentice Hall,1995; 7-th ed.,2000; Зиглер X. Демократия для элиты: введение в американскую
политику. — М., 1984; Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. — 1993. — №2. [8] Burnham James, The Managerial Revolution: What is Happening in the
World. New York: John Day Co., 1941; p. 29 [9] Белл Б. Грядущее постиндустриальное
общество. — М., 2004. [10] Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М., 2004. [11] Келлер С. Стратегические элиты в современном обществе. -Киев, 1994 [12] Карлейль Т. Герои, почитание героев и
героическое в истории. — М., 2001. [13] Рисмен Д. Лица в толпе — СПб,
1952.; Бурдье П. Социология политики.- М., 1993.
Заключение:
Региональная политическая элита определяется нами как
социальная группа, которая достигла наивысшего политического статуса и
оказывает определяющее воздействие на процессы принятия стратегических
политических решений в регионе. Элита обеспечивает согласование интересов
субъектов политического процесса на уровне региона, а также интересов
федеральной и региональной элит, высокостатусных групп различных регионов между
собой. Элита реализует стратегические решения и контролирует их исполнение,
влияет на ценностные ориентации регионального сообщества.
В современных российских условиях элита имеет наибольшее
воздействие на цели, формы и направленность регионального политического
процесса в сравнении с негосударственными субъектами политики: партиями,
общественными движениями, профсоюзами и т. д.
Важным аспектом реализации государственной политики
регионального развития остается подготовка и принятие стратегии
пространственного развития, которая предусматривает основные подходы к
совершенствованию системы расселения и приоритеты размещения производительных
сил.
Использование форм регионального развития, обеспечивающих
комплексный характер развития территории, включает такие механизмы, как особые
экономические зоны, территории опережающего развития, зоны регионального
развития, территориальные кластеры, городские агломерации.
На основе проведенного анализа информационно-политических
посылов представителей тамбовской властной элиты, их можно определить как
брендинг территории. Руководство региона, по всей видимости, стремится создать
образ благополучной жизни и динамичного развития субъекта и «продавать» его как
вовне, так и внутри. Основные цели здесь могут заключаться в следующем:
во-первых, создание инвестиционно привлекательного климата; во-вторых,
легитимация и повышение электоральной поддержки местной элиты; в-третьих,
учитывая дотационный характер нашего региона, для тамбовских властей важна
легитимация в глазах центральной власти через демонстрацию как высоких
электоральных показателей, так и эффективного регионального брендинга.
Активность в сфере взаимодействия элит и государства Тамбовской
области в последнее время резко увеличилась. Реализуется это, в том числе, и в
продвижении образа страны на международном уровне.
Современная политическая элита Тамбовской области очевидно
не стремится формировать региональную идентичность через противопоставление Центру
или подчеркивание отличий субъекта и его жителей, а использует «мягкую» тактику
регионального брендинга в качестве политики идентичности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что региональная
политическая элита занимает значимое место в современной политической системе
России. Современное общество не должно выглядеть как полное подчинение правящим
меньшинством подчиняющегося большинства. Несмотря на то, что первые зачатки
изучения политических элит были заложены еще в начале ХХ в., детально эта тема
еще не раскрыта. Ее изучение могло бы стать импульсом для проектирования и
воплощения в реальность оптимальной модели региональных политических элит, не
манипулируемых, а грамотно сотрудничающих с центром. Регионы страны выступают
важными «артериями» всего государства. От грамотного ведения внутренней и
внешней политики зависит развитие всей страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
проблемы изучения региональных элит в контексте современных федеративных
отношений 1.1. Основные подходы к
изучению региональной элиты Первыми исследователями,
кто обратил внимание на то, что политическая власть концентрирует в своих руках
огромное количество власти и обладает возможностями влиять на осуществление
политических решений в своих целях, были В. Парето и Г. Моска. Но они были
первыми, кто донес мысль. В целом же теория восходит еще к античности[1][2][3][4]. Как правило, она рождается
из низов, при помощи борьбы поднимается до верхов. Однако после того, как элита
переживает время цветения, она деградирует и исчезает.
На смену им приходят так
называемые контрэлиты, которые проходят те же пути развития и которые сменяются
новыми элитными образованиями. В. Парето
характеризовал элиту как своеобразную «меритократию», т. е. группу лучших
людей, обладающих особыми социальными качествами[5].
Г. Моска охарактеризовал
элиту как группу управляющих, которые выполняют определенные обязанности перед
обществом. На основании точки зрения этого итальянского философа можно
предположить, что элита, по сути, монополизирует власть, контролируя действия
остального населения. Что же касается избирательного права, то оно в данном
случае оказывается бесполезным, так как реальных выборов все равно не
происходит[6].
В. Парето в своих
исследованиях отметил очень важный факт – экономика абсолютно любой страны
определяется действием богатого меньшинства — элитой, которая проходит
различные циклы развития. Элита представляет собой кристаллизацию лучшего в
обществе. Она проходит следующие этапы (см рис. 1). [1] Беднар, Дж. Политическая наука федерализма. Ежегодный обзор
права и социальных наук, т. 7, № 1., 2011 – С. 269 [2] Беднар, Дж. Субсидиарность и
устойчивость: создание адаптивной эффективности федеральных систем. НОМОС:
Американское общество политической и правовой философии (ред. Дж. Флеминга и
Дж. Леви). Нью-Йорк: NYU Press., 2014 – 417 с. [3] Цай, Х., Трейсман, Д. Разъедающий
государство федерализм. Журнал общественной экономики, вып. 88, 2004 – с. 819 [4]Де Силва, М., Курляндская Г.
Развитие бюджетного федерализма: меж-дународный опыт и российская практика.
[Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика]. –
М., 2018. – 150 с. [5] Ашин Г.К., Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин
А.М. Основы политической элитологии. М., 2009 С. 22 [6] Ашин Г.К., Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин
А.М. Основы политической элитологии. М., 2009 С. 24