Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимодействие семьи и школы в воспитании младших школьников в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов в
современных условиях. 7

1.1.   Воспитательный
потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования
личности ребенка младшего школьного возраста  7

1.2.   Новые
виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных
классов. 14

1.3.   Педагогические
условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в
воспитании младших школьников. 20

Глава 2. Экспериментальная работа по организации
взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов в
современных условиях на примере МБОУ – средняя школа № 12  ………………………………… 31

2.1. Анализ организации взаимодействия
семьи и школы в вопросах воспитания в современных условиях (констатирующий этап
исследования)
…………………………………………………………………………………..31

2.2. Разработка и апробация экспериментальной программы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных
классов (формирующий этап исследования) 50

2.3. Оценка эффективности экспериментальной программы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
(контрольный этап исследования) 58

Заключение. 64

Список литературы. 67

Приложения. 78

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. В
современных общественных реалиях государственная политика в сфере начального образования
определяется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [60],
федеральным государственным образовательным стандартом [45] и пр. Главная
задача образования – гармоничное развитие личности человека, приобретение им
навыков и умений, которые он сможет использовать на благо общества. Современное
начальное образование претерпевает значительные изменения, направленные на
повышение его качества. Тенденция внедрения новых воспитательных стандартов – Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996‑р) [47], Национальный проект «Образование» 1 января 2019
г. – 31 декабря 2024 г. (утвержден на заседании президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам 24 декабря 2018 г.) [44], выдвигающих основные требования и
предлагающих направления развития вопроса воспитания детей в Российской Федерации,
говорит о том, что воспитание и социализация граждан – вопрос государственной
важности.

Воспитание школьника требует от педагогов,
родителей обучающихся, учитывающих современные потребности общества, развивать
те качества, которые позволят будущему гражданину общества проявить себя, стать
той всесторонне развитой гармоничной личностью, которая является идеалом
современного воспитания. Социальный заказ государства может быть реализован
только при условии координации действий школы и семьи. Многолетняя практика
показывает, что в современном обществе взаимодействие семьи и школы становится
все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы стараются
определить точки взаимодействия, формы работы с родителями. Процесс
взаимодействия основных институтов социализации детей и подростков – семьи и
школы, приобретает особую значимость в связи с постановкой вопроса воспитания
подрастающего поколения как государственно важного.

Важное значение взаимодействия школы и
семьи подтверждено исследованиями ученых, педагогов, разрабатывающих вопросы воспитания
школьников, таких как Л.А. Андриевская, М.А. Андрущенко, Т.В. Андрущенко, О.В.
Ануфриева, М.А. Бордакова, Ш.И. Булуева, К.Ю. Брешковская, И.С. Верник, В.В.
Воробьева, О.А. Воскрекасенко, Л.А. Дубровина, О.В. Дунаева, И.Г. Галушко, Н.С.
Ежкова, С.С. Игнатович, М.А. Кувырталова, Т.Д. Ларина, Ю.А. Тарасова и др.

Методы эффективного взаимодействия начальной
школы и семьи представлены в работах Г.А. Баудер, М.В. Брянцевой, И.П.
Волковой, Л.Ю. Гребень, З.Н. Ибрагимовой, А.В. Карпенко, Д.М. Мальцевой, Л.И.
Полуниной, О.А. Симонова и др.

Однако в теории и практике организации взаимодействия
школы с семьей младших школьников вопрос взаимодействия школы и семьи все же
изучен недостаточно, появляются новые формы, в том числе – обусловленные сложной
эпидемиологической обстановкой, развитием дистанционного образования, в связи с
чем, была выбрана проблема исследования.

Практикующими педагогами отмечается, с
одной стороны, приоритетная роль семьи в воспитании младшего школьника, а с
другой – педагоги ориентируются на автономность воспитательной деятельности
семьи и школы, объясняя это некомпетентностью родителей. Таким образом, выявлено
противоречие между признанием в качестве основной жизненной ценности
собственной семьи и нивелированием ценности семьи младшего школьника.
Выявленное противоречие определило проблему исследования.

Проблема исследования – определить педагогические
условия, необходимые для конструктивного взаимодействия школы и семьи младшего
школьника.

Объект исследования: процесс организации взаимодействия
школы и семьи.

Предмет исследования: педагогические
условия взаимодействия школы и семьи младшего школьника в современных условиях.

Цель исследования – теоретически
обосновать, разработать педагогическую программу взаимодействия с родителями.

Задачи исследования:

1) раскрыть воспитательный потенциал семьи и
школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка
младшего школьного возраста;

2) изучить новые виды и формы взаимодействия
семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов;

3) выявить педагогические условия организации
взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших
школьников;

4) провести анализ организации взаимодействия
семьи и школы в вопросах воспитания в современных условиях;

5) разработать и апробировать
экспериментальную программу взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся
начальных классов;

6) оценить эффективность экспериментальной
программы взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: предполагается, что
взаимодействие школы и семьи младшего школьника будет эффективным при
выполнении следующих условий: понимание насущных потребностей современной
семьи; мотивированность родителей; ориентация на формирование социальной
позиции младшего школьника с учетом потребностей конкретных учащихся;
взаимодействие семьи и школы осуществляется в рамках комплекса мероприятий,
направленных на социализацию младших школьников.

Методы исследования: работа над данной
проблемой предполагает анализ литературы по теме исследования, обобщение
позитивного практического опыта педагогов по организации взаимодействия школы и
семьи, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование.

База исследования: исследование проводилось на
базе муниципальное бюджетного общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа №12, г. Хабаровск, ул. Владивостокская 57.

Новизна исследования заключается
в разработке педагогической программы
взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Проведенное исследование имеет
теоретическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью
исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления о взаимодействии
школы и семьи, обоснована необходимость разработки и внедрения инновационных моделей взаимодействия школы и семьи в
образовательный процесс начальной школы.

 Практическая
значимость исследования: разработана и апробирована программа взаимодействия
семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов,
ее эффективность доказана опытно-экспериментальным путем. Результаты
исследования возможно применять в практической деятельности педагогов начальной
школы.

Структура выпускной квалификационной работы выстроена в соответствии
с целями, задачами и гипотезой исследования. Работа представлена введением,
основной частью, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы (69 источников)
и трех приложений, содержащих пояснительный материал.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья и школа выступают в условиях
современности в качестве важных социальных институтов социализации ребенка.

Семья в социализации школьника помогает
детям воспринять и усвоить знания, помогающие ему жить и действовать в обществе
в качестве его полноправного члена, проявляя его самостоятельность,
инициативность, исполнительность, ответственность.

В современных формах взаимодействия семьи
и школы заложены большие воспитательные возможности. Это оказывает сильное
воздействие на родителей, существенным образом меняет их отношение к педагогу,
ребенку, к заботам и делам класса. Правильно организованное взаимодействие
педагогов и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее
целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и
школе. Опыт показывает, что взаимодействие педагогов и родителей необходимо
строить на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения
и терпимости по отношению друг к другу.

Организация взаимодействия семьи и школы
представляет собой четкий и целенаправленный процесс по развитию совместной
деятельности родителей и педагога для создания благоприятных условий для
воспитания и развития детей младшего школьного возраста. На этапе начальной
школы важно организовать полноценное взаимодействие семьи и школы. Важно, чтобы
это сотрудничество строилось на принципах добровольности, компетентности, соблюдения
единых педагогических требований и педагогической этики.

Педагогические условия эффективного
взаимодействия семьи и школы будем рассматривать в качестве совокупности
объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение целей и задач
социализации и формирования личности младшего школьника.

Отмечены принципы, которыми необходимо
руководствоваться при организации взаимодействия с семьей младшего школьника:
принцип целенаправленности, единства, комплексности и системности. Реализация
перечисленных принципов осуществляется посредством: сотрудничества взрослых и
детей в разнообразных мобильных и стационарных группах, коллективных и индивидуальных
формах взаимодействия; умения субъектов взаимодействовать, вести диалог, развития
коммуникативных компетенций; мотивирования участников на самопознание, саморазвитие,
самосовершенствование в образовательном и личностном направлении; развития
общекультурного потенциала семьи и школы, гармонизации детско-родительских
взаимоотношений; свободного выбора содержания и способов сотрудничества,
принятия субъектами самостоятельных решений; оказания помощи участникам
взаимодействия в развитии специальных компетенций, необходимых для осуществления
воспитательной и образовательной деятельности в соответствии с возрастными
особенностями детей.

На основе
результатов констатирующего этапа нами сделан вывод о необходимости разработки
программы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся
начальных классов.

Экспериментальная
программа взаимодействия семья и школы в
воспитании учащихся начальных классов включает в себя следующие
разделы: целевой (цель, задачи и принципы взаимодействия),
содержательно-деятельностный (этапы, направления и формы организации и
осуществления взаимодействия) и оценочно-результативный (критерии и уровни
эффективности взаимодействия, а также планируемый результат).

В качестве основных направлений
взаимодействия семьи и школы определены следующие:

1. Информирование родителей об организации
и содержании деятельности образовательной организации по воспитанию
обучающихся.

2. Психолого-педагогическое просвещение
родителей.

3. Содействие семье и оказание ей
психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных
категорий обучающихся, а также индивидуальная работа с неблагополучными
семьями.

4. Привлечение семьи к организации
спортивно-массовой, туристско-краеведческой, научно-исследовательской,
художественно-эстетической, досугово-оздоровительной работы со школьниками.

5.
Участие родителей в управлении образовательным процессом.

Современная социальная ситуация развития
обуславливает необходимость модернизации процесса воспитания путем создания
инновационных форм взаимодействия школы и семьи с целью успешной социализации
детей и подростков.

Цифровизация требует направления усилий школы
на создание условий успешного взаимодействия с семьями обучающихся по вопросам социализации
личности ребенка; просвещение родителей и обучающихся в вопросах социального и
эмоционального развития, ориентирования в современных условиях; формирование
устойчивой системы ценностей.

Формы взаимодействия могут быть выбраны с
учетом технических возможностей школы и семей, социальных и возрастных
особенностей участников взаимодействия, непременным условием такого
взаимодействия должны стать системность общения, способствующая установлению
контакта и позитивных взаимоотношений.

Создание атмосферы доверия посредством
максимальной информационной открытости школы, доброжелательности по отношению к
семье, понимания ее насущных потребностей, профессионализма, выдержки и
стрессоустойчивости педагогов – это важные педагогические условия эффективного
взаимодействия семьи и школы при решении задач воспитания младших школьников.
В
результате повышается воспитательный потенциал семьи, формируются доброжелательные
отношения партнёрства, событийность становится способом жизни взрослых и детей,
внимание к внутреннему миру другого (иного), складывается опыт налаживания, развития
взаимопонимания и взаимоподдержки, единое сообщество «педагог – родители».

Выстроив доверие между семьей обучающихся и школой,
обеспечим продуктивное взаимодействие в вопросах воспитания. Родители смогут в
полной мере нести законодательно закрепленную приоритетную ответственность за
воспитание ребенка в семье и реально реализовывать свое преимущественное право
на воспитание детей, школа – выполнять социальный заказ, реализуя
воспитательный компонент ФГОС.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в
воспитании учащихся начальных классов в современных условиях 1.1. Воспитательный потенциал
семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности
ребенка младшего школьного возраста Во всем мире признается факт того, что
важно уделять внимание детству, а также тому, как пройдет социализация ребенка
при поступлении в школу, так как от этого будет зависеть не только будущее
ребенка, но и общества, страны. Обращение к проблеме формирования социальной
позиции младших школьников сегодня продиктовано необходимостью рассмотрения
процесса социализации не как внешнего соответствия социальным требованиям, а
как процесса взаимодействия и развития социально и индивидуально значимых качеств
личности ребенка, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное
функционирование в обществе; возросшей в настоящее время значимостью социальных
и личностных предпосылок развития младшего школьного возраста [6, с. 6].

В определении понятия «социализация»
имеется и содержание этого процесса: с одной стороны, передача обществом
социально-исторического опыта, социокультурной информации в виде знаний, правил
и норм поведения, ценностных ориентаций и опредмеченной культуры, а с другой –
их усвоение индивидом. Передача опыта может осуществляться как целенаправленное
воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее
формирование. Основным средством социализации личности является культура,
включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы,
представляющие духовный мир отдельных индивидов, социальных групп, общностей и
всего общества [32, с. 81].

Социализация – это процесс усвоения
индивидом ценностей, норм общества, социальных ролей, которые обеспечивают
продуктивное взаимодействие с другими, позволяя выступать как субъект
деятельности, социального самосознания и общения [69, с. 491-492].

Перед современной школой стоит задача
формирования личности человека, готового жить в стремительно меняющемся мире, в
условиях высокой неопределённости будущего. В связи с изменениями в социальном устройстве
общества сегодня нужно воспитывать, обучать ребенка с учетом перспективы его
развития. Процесс социализации и форсирования личности младших школьников
является одной из актуальных проблем современной педагогики. Младший школьный
возраст является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка.
В начальной школе у ребенка появляются социально значимые обязанности, начинает
формироваться новый тип отношений. Он становится «общественным» субъектом. Дети
усваивают моральные ценности, пытаются следовать определенным правилам. Именно
в младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности, а также
возрастает значимость референтной группы. Именно в группе сверстников или
значимых взрослых младший школьник начинает осознавать себя, усваивать нормы,
ценности, то есть социализироваться. Приоритетом начального образования
является воплощение идеи самостоятельного, ответственного и творческого человека.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предъявляет ряд
требований к качественному осуществлению воспитания и социализации младших школьников,
к организации работы с родителями [45].

Введение и ориентация на ФГОС значительно
изменило жизнь современного школьника, поскольку при поступлении в школу теперь
решающим фактором является овладение учебной деятельностью, а также выработка
определенных навыков и умений, на основе формирующих межличностных отношений.
И, наконец, приобщение ребенка к социальному опыту – это значимый процесс для
общества. В нормативно-правовых документах обозначены цели и задачи начального
общего образования, где особая роль отведена социально-личностному развитию детей.
Главные показатели эффективной социализации личности видятся в соблюдении
социальных норм и моральном сознании личности. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина РФ определяет: базовые национальные
ценности, национальный воспитательный идеал, основные социально-педагогические
условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.
Перечень
ценностей включает в себя здоровье, семью, любовь, дом, родных, возможности
самореализации, духовные ценности, духовный рост и др. Сегодня школа учит ориентироваться
в окружающем мире, формирует устойчивые нравственные качества ребенка.
Национальный воспитательный идеал сегодня – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны [42, с. 61].

Решая задачи воспитания и социализации
детей младшего школьного возраста необходимо опираться на то, что:

– воспитание в школе должно осуществляться
через совместную деятельность всех субъектов данного процесса, в которой дети
осваивают базовые ценности;

– оно должно охватывать учебную, трудовую,
художественную, спортивную, досуговую и др. виды образовательной деятельности;

– любая деятельность, в силу
полисубъектности воспитания и социализации, должна быть согласована. Ведущая
роль в этом согласовании принадлежит школе.

Но педагогическое сопровождение младших
школьников происходит не только в школе. Внешкольные учреждения, семья тоже
несут ответственность за воспитание детей и вносят свою лепту в их
социализации. Поэтому решать проблемы их социализации и воспитания необходимо,
объединив усилия этих социальных институтов [42, с. 62].

Современная наука располагает
многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития
личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно
дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того,
его сила и действенность несравнимы ни с какими, даже очень квалифицированным,
воспитанием в детском саду или школе. Семья является источником и опосредующим
звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта
эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с
полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом
воспитания, социализации ребенка [46, с. 8].

В настоящее время функционирование школы
осуществляется в новых условиях, к которым следует, прежде всего, отнести
возрастающую роль семьи в воспитании своего ребенка. Во всей нормативно-правовой
базе, регламентирующей школьно-семейные отношения, провозглашается приоритет
семейного воспитания над общественным. В Законе об образовании на семью возлагается
обязанность заложить в ребенке интеллектуальные, творческие, нравственные
начала, привить ему этические и эстетические ценности, создать основу для его
нормального физического развития (ст. 44) [60].

Семья является важным институтом, в
котором развивается личность человека. В семье формируется отношение ребенка к
самому себе и окружающим его людям, происходит первичная социализация личности,
осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.
Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты
поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми,
детьми в значительной степени определяют характер его дальнейшей жизни. Именно
семья выступает фактором развития личности младшего школьника. От отношений в
семье, принятия ребенка, оценки его поведения зависит успех личностного
развития [62, с. 5].

Семья выступает одним из главных институтов
социализации ребенка, реализуя при этом различные функции, основными среди
которых выступают формирование ценностных ориентаций, готовности к самостоятельной
жизни в обществе, способности к ответственному социальному поведению. Семья
является открытой социально-педагогической системой, осуществляющей
взаимодействие с другими социальными институтами в процессе воспитания
собственных детей, главным из которых выступает общеобразовательная школа [29,
с. 21].

В структуре школы как сложной социальной
системы выделяют следующие компоненты:

— системно-структурный (вся жизнь школы
определяется её структурой, характером взаимосвязей элементов, всей
совокупностью внутренней организации);

— системно-функциональный (назначение
организации определяет её основные функции и способ существования);

— системно-исторический (связь с историей и
ментальностью общества);

— системно-коммуникативный (типичные,
устойчивые способы взаимодействия со средой, вхождения в большую систему, чьи
потребности эта система выполняет);

— системно-целевой (основу деятельности
определяют цели системы);

— системно-компонентный (компоненты,
составляющие основу системы, определяют качество её деятельности);

— система мер развития (определяет и
обеспечивает целенаправленную деятельность школьного коллектива) [24, с. 123].

Школа является открытой социальной системой.
Это добавляет ей следующие характеристики:

— интеграцию усилий с широким кругом
общественников;

— проведение не только внеурочных форм
занятий, но и основных уроков за пределами школы;

— сотрудничество педагогического и детского
коллективов с различными творческими коллективами;

— взаимодействие с учреждениями
дополнительного образования, социальными институтами и самую главную
характеристику – расширение социальных контактов школы с семьей 24, с. 123-124].

Взаимодействие школы и семьи имеет
всеобъемлющую и объективную направленность и интерпретируется в педагогике как
социально педагогическое явление, педагогическая категория, дидактический
принцип. В общем виде взаимодействие школы и семьи можно понимать как создание
условий, ведущих к дальнейшему развитию, самосовершенствованию личности
школьника, сопутствию продвижению и достижению успехов, выстраиванию
взаимодействия с педагогом, друзьями, соратниками, родителями; содействию
школьнику в его дальнейших продвижениях [37, с. 1722].

Формирование взаимного доверия
родительского сообщества и образовательной организации во многом опирается на
личностные и профессиональные качества субъектов. Кроме того, на этот процесс оказывает
влияние психологическая атмосфера в семье, стиль воспитания, а также личностные
качества, педагогическая компетентность и психоэмоциональное состояние
педагогов. Доверие в рамках «семья-школа» предусматривает адекватную оценку и
равноценные ожидания родительского сообщества и образовательной организации
друг от друга, тем самым обеспечивая эффективное взаимодействие. Таким образом,
гармоничное развитие подрастающего поколения невозможно без достаточного уровня
доверия между семьей и школой [1, с. 80-81].

Продуктивный диалог школы и семьи
проявляется во взаимодействии, которое требует крепких партнерских связей между
педагогами и родителями, взаимной ответственности и совместной деятельности в
наивысших интересах каждого ребенка. Этот диалог в социуме воспринимается как
общественное благо, поддерживается различными общественными движениями и
ассоциациями, защищает ключевые позиции в отношении семьи и школы как
социальных институтов демократического сосуществования в обществе XXI века. Ключевыми
становятся позиции, которые характеризуют

– мотивированность родителей на диалог с
педагогами для эффективного со-воспитания в реальном образовательном
пространстве;

– восприятие родительской роли в
позитивном ключе для установления и поддержания компетентных и позитивных
отношений со всеми субъектами местного образовательного сообщества;

– интенсивность и качество использования
семьями существующих в образовательном пространстве ресурсов для развития и
приобретения родительских компетентностей, способствующих продуктивному
взаимодействию семьи и школы [22, с. 19].

В современных формах взаимодействия семьи
и школы заложены большие воспитательные возможности. Это оказывает сильное
воздействие на родителей, существенным образом меняет их отношение к педагогу,
ребенку, к заботам и делам класса. Правильно организованное взаимодействие
педагогов и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее
целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и
школе. Опыт показывает, что взаимодействие педагогов и родителей необходимо
строить на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения
и терпимости по отношению друг к другу. Такое взаимодействие формирует
коммуникативную, разносторонне развитую личность школьников, позволяет получать
высокие образовательные результаты. Оно выполняет различные функции:

1) информационную – педагог дает родителям
максимально достоверные и полные сведения об этапах развития детей;

2) воспитательно-развивающую – перед педагогом
встает задача развить верное отношение родителей к ребенку, повышая, тем самым,
его успеваемость и психологическое развитие;

3) формирующую – учитель с помощью педагогических
приемов формирует у родителей идею о ребенке как о субъекте учебной
деятельности;

4) контролирующую – с помощью
взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности
родителей по отношению к детям;

5) охранно-оздоровительную – с помощью
которой формируется правильное представление родителей о ребенке-школьнике и сохраняется
здоровье учащихся;

6) бытовую – с помощью которой происходит
верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику и улучшаются
отношения в семье, взаимопонимание между родителями и детьми [25, с. 127].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы