Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимодействие логопеда и воспитателя при формировании творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя
при формировании творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи. 8
1.1.Характеристика связной речи и ее особенности. 8
1.2.Особенности формирования творческого рассказывания у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14
1.3.Особенности взаимодействия воспитателя и логопеда по вопросам
формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. 27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия логопеда
и воспитателя при формировании творческого рассказывания у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 38
2.1 Описание диагностических методов и проведение констатирующего
эксперимента. 38
2.2 Содержание работы по взаимодействию логопеда и воспитателя
при формировании творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием
речи 49
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 59
Заключение. 66
Список использованной литературы.. 67
Введение:
Введение
Актуальность исследования.
Как это не печально, но в
настоящее время часто встречаются у детей дошкольного возраста различные проблемы
с речевой функцией. Это связано со многими факторами начиная с неблагоприятным экологическим
фоном заканчивая плохой наследственностью.
Неполноценная речевая деятельность
может быть незначительной или очень серьёзной, любая форма речевых нарушений оказывает
негативное влияние на все сферы жизни ребенка, затрудняет адаптацию в детском коллективе,
усложняет дальнейшее обучение, способствует появлению замкнутости и психологических
проблем. Процесс исправления речевых дефектов у детей дошкольного
возраста один из наиболее сложных и важных этапов работы педагогического коллектива
в дошкольном образовательном учреждении. Сложность заключается, прежде всего, в
том, что нарушение речи, каково бы оно не было по степени выраженности, никогда
не существует само по себе, оно носит многосторонний характер и требует комплексного
подхода. Это подтверждается специалистами в психологии и педагогике (В.А. Ковшиков,
Р.И. Лалаева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, А.В. Текучева, Ф.А. Сохин
и др) и в медицине (В.К., О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.). Часто у дошкольников
с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных
особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические
нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.).
Наличие проблемы дает толчок к поиску и необходимости
новых подходов и методов развития речи у
детей дошкольного возраста. Потому что дошкольный возраст самый благоприятный период
для этого.
В этом возрасте дети восприимчивы к обучению,
некоторые не отягощенные формы речевых нарушений возможно с легкостью скорректировать
специалисту, если просто обратить внимание на своих занятиях на развитие связной
речи, мелкой моторики рук и уделить время поиску новых методов и логопедических
технологий.
Более
серьёзные причины нарушений речи, без всякого сомнения, требуют более тщательного
подхода и много времени, но успех возможен, если в этом процесс работы будет комплексным.
Одним из таких подходов на наш взгляд является изобразительная деятельность. Все
чаще в современной педагогике и психологии она используется как способ всестороннего
развития личности ребенка.
По мнению языковеда, доктора педагогических наук А. В. Текучева,
под связной речью в широком смысле слова следует понимать любое речевое высказывание,
составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания)
представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного
языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение
можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [16].
В свою очередь российский психолог и лингвист Ф.А. Сохин дал следующее
определение: «Связная речь не просто последовательность связанных друг с другом
мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная
речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении
его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» [19]. По его мнению,
по тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
В этих дополняющих друг друга определениях подчеркивается важнейшее
качество связной речи – тематическое, смысловое и структурное единство составляющих
ее элементов. Связная речь включает в себя (диалогическая форма речи) и монолог
(монологическая форма речи).
Степень изученности проблемы заключается в следующем.
Вопросами развития связной речи занимались многие учёные: Д. К. Ушинский, Е. А.
Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов,
Т. А. Ткаченко и многие другие. Также изучением влияния
изобразительной деятельности на речь занимались такие ученые как: C. Выготский,
О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова Т.С. Комарова, B.C. Мухина,
Ю.А. Полуянов.
Большое значение в разработке проблемы формирования
речи у детей дошкольного возраста, имеют труды знаменитых российских и советских
педагогов и психологов, которые стали важной теоретической основой для воспитательных
методик по логопедии, к их числу следует отнести, Ш. Бюлер и Л.C. Выготскому.
Анализ литературы показал, что данная проблема
достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных
приемов, методов и поиск более эффективных научно — обоснованных путей формирования
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Проблема исследования, заключается в том,
что необходимо определить, как происходит формирования творческого рассказывания
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью изобразительной
деятельности.
Выявленные противоречия и проблема исследования
определили тему исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного
возраста с ообщим недоразвитием речи с помощью изобразительной деятельности».
Цель
нашей работы изучить и экспериментальным путём проверить
взаимодействие логопеда и воспитателя при формировании творческого рассказывания
у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи (ОНР).
Предмет исследования — взаимодействие
логопеда и воспитателя при формировании творческого рассказывания у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза
исследования развитие творческого высказывания у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) будет проходить эффективней,
если будет происходить при взаимодействии логопеда и воспитателя.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты взаимодействия
логопеда и воспитателя при формировании творческого рассказывания у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2. Провести экспериментальное исследование
взаимодействия логопеда и воспитателя при формировании творческого рассказывания
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую
основу исследования составляют: культурно-историческая теория
(JI.C. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
теория и метод планомерно- поэтапного формирования умственных действия (П.Я. Гальперин),
концепция знаково-символической деятельности (Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова), концепция
рисования как знаковой системы (B.C. Мухина); периодизации изобразительной деятельности
(B.C. Мухина, Н.П. Сакулина), концепции общего недоразвития речи (Т.В. Ахутина,
Ж.М. Глозман, P.E. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова).
Изобразительная деятельность используется в
диагностических (А.Л. Венгер, 2003; Г.В. Бурменская, 2003; Е.В. Опевалова, 1997;
Ю.А.Полуянов, 2000; Н.Семаго, 2003; Г.М. Ферс, 2003; М. Сох, 1992;) и коррекционно-терапевтических
целях при работе с детьми, имеющими нарушения слуха (A.A. Венгер, Ф.Ф. Pay), нарушения
зрения (Л.И. Плаксина); нарушения интеллекта (О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков,
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева и др.); нарушения эмоционально-волевой сферы и в
арт- терапии (А.И.Захаров, 1982; Л.Д.Лебедева, 2003; Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко,
Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская, 2001; Я.Л.Обухов, 1997 и др.).
Методы
исследования определились как теоретическими позициями
лингвистики и психолингвистики, психологией и педагогики, так и задачами работы.
В нашей работе применялись такие исследовательские методы как: теоретические, сюда
входит анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, разработка
содержания работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР;
методы обработки констатирующего и контрольного этапа исследования; изучение анамнестических
данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа;
наблюдение в процессе учебной, практической и игровой деятельности; обобщение работы
воспитателей, логопеда, психолога и эксперимент.
Методологическую
основу исследования составили: научные представления о становлении
речевой деятельности и факторах, облегчающих процесс развития связной речи Л.С.
Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; положение Л.С. Выготского о первичных
и вторичных дефектах; учение об общих и специфических закономерностях психического
развития детей с общим недоразвитием речи Л.С. Выготского; особенности психического
развития, отраженные в работах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Т.А. Власовой, Ж.И.
Шиф, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер; научные теории
о личностном аспекте детского творчества Б.Г. Ананьева, Л.Т. Асатрян, Т.В. Кудрявцева,
Н.Д. Левитова.
.
Заключение:
Общее недоразвитие речи у детей специалисты не диагностируют раньше
трех лет. Такое правило не означает, что у ребенка не достигшего трех лет нет логопедических
проблем, просто говорить об общем недоразвитии речи нельзя, так как речь должна
быть более менее сформирована для постановки такого диагноза. Согласно нормам определенными
специалистами в логопедии это как раз и происходит к трем годам.
Связь между речевыми нарушениями
и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.
Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения,
классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
с трудом овладевают мыслительными операциями.
На логопедических занятиях важно не только корректировать
речевые недостатки ребенка произношении звуков, но стараться как можно больше времени
и внимание уделять на развитие творческого рассказывания детей.
Для детей с нарушениями речи характерно
недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).
Особые трудности этих процессов на уровне
произвола и осознанности. Интеллектуальная отсталость у детей носит вторичный характер,
поскольку она формируется в результате недоразвития речи во всех ее компонентах.
Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися
нестабильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории
детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно
словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности
событий, сюжетной линии текста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя
при формировании творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
1.1.Характеристика связной
речи и ее особенности Общее недоразвитие речи у детей специалисты не диагностируют раньше
трех лет. Такое правило не означает, что у ребенка не достигшего трех лет нет логопедических
проблем, просто говорить об общем недоразвитии речи нельзя, так как речь должна
быть более менее сформирована для постановки такого диагноза. Согласно нормам определенными
специалистами в логопедии это как раз и происходит к трем годам.
Чтобы помочь дошкольнику максимально убрать и скорректировать
речевые проблемы, необходимо разобраться в сути и механизмах нарушений. Причины
общего недоразвития речи очень разнообразны, это может быть просто педагогическая
запущенность, или неблагополучная беременность у мамы, частая причина это осложненные
роды, травмы и инфекции ребенка в первые годы жизни и во внутриутробном развитии,
соотнесем сюда резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия, падения в раннем детстве,
где итог черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Большое
влияние оказывает и неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще
больше тормозят течение речевого развития.
Как итог всех перечисленных причин появляется проблема в общении
ребенка со сверстниками потому что страдает связная речь, ребенка просто не понимают
окружающие люди. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически
правильно и образно.
По мнению лингвиста и психолога Ф. А. Сохина связная речь определяется
как не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложения. Связная речь как бы вбирает
в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой
стороны, словарного запаса и грамматического строя» [16]. Другими словами по тому,
как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой
деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого
изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в
двух основных формах – диалоге и монологе. [17] Понятие «связная речь» относится
как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои
особенности.
Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению
форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям
непосредственного живого общения (В.П. Глухов) [18]. Диалог как форма речи состоит
из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он
осуществляется