Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимодействие ДОО и семьи в ознакомлении с народными сказками детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в ознакомлении с народными сказками детей
среднего дошкольного возраста. 7
1.1 Взаимодействие дошкольной образовательной организации
и семьи как педагогическая проблема. 7
1.2 Потенциал народных сказок в воспитании дошкольников. 21
1.3 Педагогические технологии ознакомления с народными
сказками детей среднего дошкольного возраста. 27
Выводы по главе 1. 33
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации
взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в ознакомлении с
народными сказками детей среднего дошкольного возраста. 35
2.1 Уровень представлений о народных сказках у детей
среднего дошкольного возраста. 35
2.2 Педагогические условия организации взаимодействия
педагогов ДОО и родителей по ознакомлению с народной сказкой детей среднего
дошкольного возраста. 45
2.3 Эффективность педагогических условий организации
взаимодействия педагогов и родителей по
ознакомлению с народной сказкой детей среднего дошкольного возраста. 51
Выводы по главе 2. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….65
Введение:
Великий русский педагог К.Д. Ушинский
говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и
блестящие попытки создания народной педагогики. Русская народная сказка – одно
из наиболее эффективных средств развития личности ребенка, стимулирования его
познавательных функций, обогащения представлений об окружающем мире. В русской народной
сказке отражается культура, мировоззрение и моральные нормы нашего народа.
Воспринимая и осмысливая русскую народную сказку, ребенком «впитывается» модель
поведения на бессознательно-символическом уровне. Однако переживание им событий
сказки способствует косвенному приобретению значимого для него жизненного опыта.
Знание сказки является путем, позволяющим постичь и освоить культурные традиции
и духовные ценности русского народа.
Воспитательные
возможности русской народной сказки рассматривали в своих трудах такие ученые
как Н.А. Бецкова, Е.А. Ездакова, Е.В. Звонова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
М. Ковель,
Е.В. Кулакова, М.В. Мещерякова, А.Ю. Никитченков, Е.Ю. Петрова и пр.
Однако, несмотря на всю ценность
имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема взаимодействия ДОО и
семьи в ознакомлении с народными сказками детей среднего дошкольного возраста недостаточно
разработана, что приводит к возникновению противоречия:
— между признанием роли взаимодействия
семьи и детского сада в вопросе совместного приобщения дошкольников к народной
культуре посредством сказки как ее вершины, с одной стороны;
— и неразработанностью этой проблемы на
программно-методическом уровне, с другой стороны.
Актуальность
исследования. Современные
социально-экономические условия жизни приводят к тому, что значительная часть
семей обеспокоена решением проблем экономического, а порой и физического
выживания. Профессиональная занятость родителей приводит к увеличению тенденции
на самоустранение многих родителей от поиска ответов на вопросы личностного
развития и воспитания детей. Родители, не располагая достаточным количеством
знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, регулярно
занимаются процессом воспитания интуитивно и вслепую.
В соответствии с законом «Об
образовании Российской Федерации» родители – это первые педагоги, обязанные
сформировать первоначальные основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности детей.
Дошкольное образовательное учреждение и
семья являются двумя общественными институтами, стоящими у истоков нашего
будущего, однако не всегда им хватает терпения, такта, взаимопонимания, чтобы
друг друга понять и услышать. В основном, большинство родителей считает, что
детский сад должен в полной мере осуществлять процесс воспитания ребенка, а
функцией родителей является экономическое обеспечение ребенка. Подобная позиция
в свою очередь вызывает у педагогов дошкольных образовательных учреждений
значительные трудности в общении с родителями. В связи с этим встает вопрос
урегулирования сложившейся проблемы, организации совместной работы с
родителями, их участия в воспитательном процессе дошкольного образовательного
учреждения.
Проблема исследования — Каковы педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в ознакомлении с народными сказками старших дошкольников?
Цель
исследования — теоретически обосновать,
апробировать и экспериментально проверить эффективность системы взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи в ознакомлении детей с народными
сказками.
Объект
исследования — взаимодействие дошкольной
образовательной организации и семьи.
Предмет
исследования — взаимодействие дошкольной
образовательной организации и семьи в процессе ознакомления с народными
сказками детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: предполагается, что
взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в ознакомлении детей
с народными сказками будет эффективно при соблюдении следующих педагогических
условий:
— при учете специфики восприятия детьми
среднего дошкольного возраста народных сказок;
— при использовании разнообразных педагогических технологий ознакомления с народной сказкой
детей среднего дошкольного возраста.
Задачи
исследования:
1. Определить особенности
развития взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в теории
и практике в ХХ-ХХI вв.
2. Выявить потенциал
народных сказок в воспитании дошкольников.
3. Установить
педагогические технологии ознакомления с народной сказкой детей среднего
дошкольного возраста.
4. Выявить уровень
взаимодействия педагогов ДОО и родителей по ознакомлению с народной сказкой детей среднего дошкольного возраста.
5. Апробировать педагогические
условия организации взаимодействия педагогов ДОО и родителей по ознакомлению с
народной сказкой детей
среднего дошкольного возраста и установить их
эффективность. Методы
сбора и обработки результатов: анализ теоретической
литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; анкетирование;
беседа; качественный и количественный анализ данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается в
систематизации и обобщении позиций ученых по проблеме взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи как педагогической проблемы; в выявлении
потенциала народных сказок в воспитании дошкольников на основе анализа
научно-методических сведений; в уточнении содержательных характеристик
педагогических технологий ознакомления с народными сказками детей среднего
дошкольного возраста.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
— воспитателями дошкольных
образовательных организаций с целью оптимизации собственной профессиональной
деятельности по проблеме обеспечения взаимодействия ДОО и семьи в ознакомлении
с народными сказками детей среднего дошкольного возраста;
— студентами, обучающимися по
направлению «Педагогика», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и
практическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических и методических сведений по проблеме.
Структура
работы. Данная квалификационная работа состоит
из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
Народная сказка для ребенка-дошкольника
играет роль не только интересного и развлекательного материала, слушать который
готов каждый ребенок. Опыт народа в краткой и доступной форме доносит до
ребенка общие представлений об окружающем мире, нормах и правилах поведения в
нем, этике и морали, базовых принципах гуманизма и пр. С увлечением отслеживая
приключения сказочных героев, дошкольник представляет себя на их месте,
переживает вместе с ними все препятствия, которые встречаются в процессе
достижения цели, учится помогать слабым, вести себя честно и справедливо, никогда
не унывать и не отступать. Именно поэтому русская народная сказка обладает
значительным педагогическим потенциалом, а ее использование в воспитательном
процессе детского сада – обязательное условие для гармоничного развития
воспитанников.
Вместе с тем усилий только детского
сада никогда не будет достаточно, если дома, в условиях семьи, ребенок будет
получать иную информацию, либо не будет получать внимания вовсе. Поэтому
обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей
воспитанника – важнейшее направление работы воспитателей. Привлечение родителей
к изучению русских народных сказок, их чтению, иллюстрированию, драматизации
поможет поддерживать возникший в детском саду интерес дошкольников и дома, тем
самым, в полной мере используя возможности русской народной сказки в
педагогическом процессе.
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать, апробировать и экспериментально
проверить эффективность системы взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в ознакомлении детей с народными сказками. Для достижения указанной цели были
решены следующие задачи:
— были определены особенности развития
взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в теории и
практике в ХХ-ХХI вв.;
— был выявлен потенциал народных сказок
в воспитании дошкольников;
— были установлены педагогические технологии ознакомления с народной сказкой
детей среднего дошкольного возраста;
— был выявлен уровень
взаимодействия педагогов ДОО и родителей по ознакомлению с народной сказкой детей среднего дошкольного возраста;
— были
апробированы педагогические условия организации
взаимодействия педагогов ДОО и родителей по ознакомлению с народной сказкой детей среднего дошкольного возраста
и установлена их эффективность. Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что взаимодействие
дошкольной образовательной организации и семьи в ознакомлении детей с народными
сказками будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
— при учете специфики восприятия детьми
среднего дошкольного возраста народных сказок;
— при использовании разнообразных педагогических технологий ознакомления с народной сказкой
детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в ознакомлении с народными сказками детей
среднего дошкольного возраста 1.1 Взаимодействие дошкольной
образовательной организации и семьи как педагогическая проблема Сотрудничество между двумя основными воспитательными
институтами – семьей и дошкольным учреждением – выступает обязательным условием
для полноценного развития дошкольника, обеспечивает наиболее комфортные условия
для его социализации. Вместе с тем, в процессе сотрудничества нельзя не
выделить ряд существующих проблем: со стороны родителей – низкая инициатива, стремление
переложить ответственность за ребенка с себя на педагогических работников, со
стороны педагогов – формализм в работе с родителями, недостаточная
подготовленность к оказанию квалифицированной консультации, использование
только традиционных форм методической работы. В преодолении вышеперечисленных
недостатков и будет заключаться организация эффективного взаимодействия ДОО с
семьями [46].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
уточнить содержание понятий «взаимодействие дошкольной образовательной
организации и семьи» «сотрудничество».
По мнению О.Л. Зверевой [22], взаимодействие педагогов с родителями – это способ организации
совместной деятельности, которая осуществляется на основе социальной перцепции
и с помощью общения. Результатом взаимодействия выступают определенные
взаимоотношения. В процессе взаимодействия предполагается организация
продуктивного общения всех участников образовательного процесса. Следовательно,
в ходе взаимодействия ожидается партнерское отношение со стороны педагогов к
родителям и наоборот.
Под сотрудничеством
О.Л. Зверевой [22]
понимается согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов,
т.е. общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать,
контролировать, оценивать.
Ю. Гладкова [10]
отмечает, что сотрудничество определяется как система взаимоотношений педагога
и семьи, представленная целями, задачами, формами и методами работы. Партнерство, по ее мнению, выступает
формой организации деятельности сторон, созданной на основе взаимных
договоренностей, включающих права, обязанности, ответственность.
Соотношение общественного и семейного воспитания – одна из
дискуссионных проблем в истории педагогики. Приоритет семьи или общественных
институтов в воспитании исторически зависел от условий жизни общества и роли
семейных отношений. Сводом Российских законов 1887 г. родители официально
признавались первыми воспитателями своих детей, а государство старалось не
вмешиваться в воспитательный процесс. Но по мере становления капиталистического
устройства потребность в общественном дошкольном воспитании начала
формироваться.
Ф. Фребелем [49]
была предложена новая воспитательная система, получившая название «детский
сад». Представление о приоритете семейного воспитания, в целом, продолжало
сохраняться, но общественное воспитание имело два преимущества: выполняло
воспитательную роль в случае необходимости (при отсутствии возможности
семейного воспитания) и обеспечивало ребенка навыками «жизни в обществе».
На съезде по семейному воспитанию в 1908 г.
П.Ф. Каптерев [27]
обозначил проблему взаимодействия двух социальных институтов. Им отмечалось,
что общественное и семейное воспитание не должны исключать друг друга, но могут
действовать совместно, дополняя, а противопоставляясь. Так возникла позиция о
потребности единства общественного и семейного воспитания.
Однако после Октябрьской революции 1917 г. отношение к семье
как институту воспитания резко изменяется. В 1919 г. на I Всероссийском съезде по дошкольному
воспитанию принимается решение о том, что новый человек должен воспитываться в
государственных учреждениях. Потребность воспитания будущих строителей
коммунизма, заявленная на II
Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, не могла быть реализована в
условиях семьи. Начиная с 1917-1920-х гг. декларативно утверждался приоритет
общественного воспитания над семейным воспитанием. При этом педагогами
отмечалась необходимость взаимодействия с семьей воспитанников для обеспечения
преемственности. Однако полноценной проработки эта проблема не получила и
повторное обращение к ней с соответствующими поисками путей ее решения
произошло уже в 60-70-е годы ХХ столетия. Современные исследования посвящены
различным аспектам проблеме взаимодействия двух социальных институтам
воспитания [45].
Так, по мнению О.Л. Зверевой [22], исследовавшей проблему
организации взаимодействия семьи и ДОО, не все учреждения дошкольного
образования стараются в полной мере организовать взаимодействие. Тем не менее,
основная масса ДОО прибегает к разнообразным формам взаимодействия с семьями
воспитанников: групповые и общие родительские собрания; создание для родителей
стендов и папок-передвижек и др.
Члены педагогических коллективов указывают на
то, что родители, как правило, стремятся получить конкретные сведения о своих
детях, признавая при этом, что выступления перед членами семей воспитанников
вызывают у них определенные затруднения. Несмотря на прекрасное владение