Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Взаимодействие бизнес-структур и органов государственной власти в современной России: проблемы (на примере Администрации городского округа Ступино Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы развития взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти 6
1.1. Сущность и роль взаимодействия бизнеса и власти в обществе 6
1.2. Тенденции взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России 14
2. Практические особенности развития взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России (на примере Администрации городского округа Ступино Московской области) 23
2.1. Общая характеристика деятельности Администрации городского округа Ступино Московской области 23
2.2. Анализ взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области 30
3. Проблемы и перспективы развития взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области 40
3.1. Проблемы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти 40
3.2. Пути совершенствования взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что не трудно заметить, что с каждым годом предпринимательская деятельность играет все большую роль. Однако механизм государственного регулирование данного сегмента оставляет желать лучшего. Если говорить конкретнее, то государство не озабочено проблемами частного бизнеса и не волнуется об общественных интересах. Действия органов государственной власти не направлены на установление взаимоотношений партнерского характера между негосударственными коммерческими предприятиями.
Таким образом, можно говорить о том, что регулированию государства необходимо совершенствование. Во многом положительной динамике для бизнеса мешают барьеры, которые нужно убирать. Так считают большинство участников рынка на данном этапе развития.
Формирование системы партнерства, которая будет приносить хороший результат, достаточно сложный процесс, так как препятствия между государством и бизнесменами возникают потому, что особенности взаимодействия этих сторон изучены недостаточно. Механизм партнерства, который приносит результат, подразумевает под собой удовлетворительные условия для бизнеса, и возможность поступательного развития в социально-экономической сфере.
В случае если установлению партнерских отношений уделяется должное внимание и в процессе создается стратегия, то есть шанс на позитивное развитие дальнейших событий. Важно понимать тот факт, что разделение прав и обязанностей в равных частях — это то, на чем основывается партнерство. Однако, если говорить конкретно о ГЧП, то здесь невозможно элементарно суммировать ресурсы, так как каждая из сторон придерживается своей миссии.
Вышесказанным подтверждается актуальность анализа совершенствования выстраивания партнерских отношений между государственными органами власти и бизнесом. Частное партнерство имеет все шансы на то, чтобы определять ведущие направления развития в современной отечественной реальности, то есть оказывать влияние на инвестиционный рост или же развитие социальной и экономической инфраструктуры.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации городского округа Ступино Московской области.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются механизмы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России (на примере Администрации городского округа Ступино Московской области).
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России (на примере Администрации городского округа Ступино Московской области).
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть сущность и роль взаимодействия бизнеса и власти в обществе;
— изучить тенденции взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России;
— рассмотреть общую характеристику деятельности Администрации городского округа Ступино Московской области;
— провести анализ взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области;
— выявить проблемы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти;
— определить пути совершенствования взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти.
При исследовании взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, аналогия, сравнение) и частно-научных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы в научно-исследовательской работе при дальнейшем изучении взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы развития взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти.
Во второй главе выпускной квалификационной работы изучены практические особенности развития взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в современной России (на примере Администрации городского округа Ступино Московской области).
В третьей главе выпускной квалификационной работы определены проблемы и перспективы развития взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. В современных реалиях взаимодействие бизнеса и власти в обществе — один из самых эффективных способов сотрудничества, позволяющий бизнесу достигать целевые показатели устойчивости его деятельности, а властям разного уровня реализовывать целевые программы и проекты развития территорий. Для организации эффективной коммуникации бизнеса и власти в обществе при разработке и реализации совместных проектов требуется создавать для нее благоприятные условия: совершенствовать систему государственного управления, способствовать развитию диалога с отечественным бизнесом, создавать институциональную основу для сотрудничества, информационно-коммуникационные площадки. Эти условия обеспечат достижение общих целей и кооперацию усилий сторон.
2. Перед государством в сфере установления диалога с бизнес-структурами (выявлены на основе механизмов) стоят задачи:
— повышение конкурентоспособности путем стимулирования деловой и общественной активности;
— обеспечение осуществления деятельности в рамках правового поля;
— повышение правовой компетенции предпринимателей;
— улучшение делового климата путем установления рациональной налоговой политики, специальных режимов и льготного кредитования, предоставления гарантий и иных видов поддержки (т.е. установление на том уровне, чтобы предприниматели могли вести деятельность, не пытаясь уходить от налогов, а государству это не было в ущерб — поиск компромисса);
— цифровизация услуг и взаимодействия (направленность на быстроту и удобность);
— снижение административных барьеров;
— борьба с коррупцией;
— информационное обеспечение.
3. Администрация городского округа Ступино Московской области является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района.
Администрация городского округа Ступино Московской области обладает правами юридического лица и действует на основании Устава.
В Администрации городского округа Ступино Московской области используется линейно-функциональная структура управления с элементами дивизиональной. Руководитель городского округа Ступино Московской области осуществляет общее руководство.
4. Целью взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области является стимулирование привлечения частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, а также сокращение участия муниципалитета в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом
Анализ инвестиционных затрат концендента и концессионера в реализуемые концессии городского округа Ступино Московской области, позволил определить соотношение средств частного и публичного партнеров. Можно сделать вывод, что большую часть затрат несет частная сторона, в то время как бюджетные средства выделаются не на все представленные проекты КС.
5. Сформулируем основные проблемы взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области.
— недостаточный уровень специальных знаний и опыта в сфере взаимодействия бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области у муниципальных заказчиков;
— непропорциональное распределение финансовых рисков;
— множество административных барьеров для частного партнера;
— низкая заинтересованность инвесторов в социально-ориентированных проектах.
6. Взаимодействие бизнес-структур и Администрации городского округа Ступино Московской области необходимо, но лишь такое взаимодействие, которое решает конкретные социально-экономические проблемы, дает осязаемый результат. Оптимизация механизма такого взаимодействия может быть достигнута только при взаимном интересе каждой из сторон.
Вне зависимости от присутствия положительных результатов при переходе от моделей взаимодействия доминирующего и конкурентного характера между органами власти и субъектами предпринимательства к модели сотрудничества на взаимовыгодных условиях, глубокий вдумчивый анализ фактических достижений позволяет сделать выводы о том, что указанный процесс еще нельзя считать завершенным как на уровне отдельных региональных образований, так и на уровне федерации в целом.
Таким образом, при рассмотрении взаимодействия государства и предпринимательства в разных странах можно сказать, что острота конфликта интересов между бизнесом и властью имеет объективные корни. Возникающие противоречия можно нейтрализовать в случае, если госорганы решаться на первый шаг, подкрепляя действия формированием современных систем общественного контроля за деятельностью предпринимателей: развитие обществ защиты прав потребителей, в том числе общественных, и совершенствование деятельности судебных органов. Предпринимательство должно откликнуться на это повышением цивилизованности своей деятельности: формированием этических отношений в предпринимательской среде, развитием корпоративных форм деятельности, сокращением теневого оборота, искоренением ненормативных отношений с властью и в своей среде.
Внедрение комплекса предложенных в работе мероприятий имеет своим результатом совершенствование механизма взаимодействия бизнеса и власти на основе развития отношений партнерства.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы развития взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти
1.1. Сущность и роль взаимодействия бизнеса и власти в обществе
Под механизмом взаимодействия следует понимать некий процесс влияния сторон друг на друга в целях достижения определенной цели или передачи определенных материальных и нематериальных благ, знаний и возможностей от одной из сторон процесса взаимодействия к другой. Формально взаимодействием между участниками процесса может быть как обычная беседа, так и конкретные действия. В первом случае взаимодействие может ограничиваться лишь обменом информацией в рамках коммуникативного процесса, во втором же случае происходит обмен определенным набором действий, который может быть как в виде мирного обмена, называемого сотрудничеством, так и в виде конфликта, если взаимодействие произошло в результате каких-либо сторонних процессов негативного характера. В любом процессе взаимодействия можно выделить набор важных составляющих, таких как участники процесса взаимодействия, количество и тип процессов взаимодействия (обмен информацией, обмен действиями), перечень ожиданий от взаимодействия (планируемые результаты взаимодействия у каждой стороны процесса) .
Развитие механизмов взаимодействия публичной власти и бизнес-структур при решении ключевых проблем социально-экономического развития регионов представляет собой актуальную тему исследования. Социально-экономическая сфера, как никакая другая, крайне остро реагирует на несоблюдение баланса интересов: бизнеса и власти, труда и капитала, мелкого и крупного предпринимательства, наемных работников и работодателей, нуждающихся в социальной помощи и трудоспособного населения .
О.Н. Момотова и др. отмечают, что одним из ключевых моментов в российской экономике является взаимодействие органов власти и бизнес-структур, которое, выполняет роль двигателя экономического развития. При этом содержание такого взаимодействия имеет ряд серьезных недостатков. На практике власть зачастую оказывает на бизнес давление, нацеленное на сбор ресурсов. Существует конфликт между старыми и новыми институтами, особенно выраженный на региональном и муниципальном уровнях .
С.М. Москалев считает, что основой взаимодействия бизнес-структур, органов государственной и муниципальной власти в рамках негласного договора является их непосредственная заинтересованность друг в друге. Сформировать средний класс как политическую опору государства и основу платежеспособного спроса, создать благоприятный деловой климат, обеспечить единое экономическое пространство, повысить авторитет страны на международной арене можно исключительно совместными усилиями .
Е.П. Кузнецова рассматривает еще одного участника взаимодействия — науку, полагая, что взаимодействие науки, бизнеса и государства играет важную роль в развитии экономики регионов, потому что именно оно формирует инновационный базис . Однако с учетом того, что наука находится либо в ведении государства, либо бизнеса, такое дополнение участников взаимодействия является излишним.
Заметим также, что взаимодействие публичной власти и бизнеса происходит всегда. Принципиальным вопросом является результативность этого взаимодействия. Она зависит от качества управления, а системность в управлении взаимодействием обеспечивает соответствующий механизм.
Ю.И. Валова полагает, что в настоящее время отсутствует единый конструктивный механизм взаимоотношений власти и субъектов малого и среднего бизнеса . Поскольку это далеко не единичное мнение о несовершенстве механизма взаимодействия публичной власти и бизнеса, важно выяснить состояние действующего механизма и оценить возможности его совершенствования. Прежде всего, необходимо выполнить анализ этимологии термина, а затем выяснить, что же требуется иметь в качестве механизма взаимодействия публичной власти и бизнеса.
В Большом энциклопедическом словаре термин «механизм» определяется как «система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. твердых тел. Если в преобразовании движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется гидравлическим или пневматическим. Обычно в механизме имеется одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное звено, соединенное с рабочим органом машины или указателем прибора» .
Экстраполируя процитированное энциклопедическое определение на предмет нашего исследования, приходим к заключению, что механизм взаимодействия публичной власти и бизнеса представляет собой совокупность управленческих инструментов, используемых для координации деятельности публичной власти и бизнес-структур при решении ключевых проблем социально-экономического развития регионов.
Исходя из того, что авторами рассматривается взаимодействие между органами власти и бизнес-структурами, следует отметить, что история взаимодействия между бизнесом и властью достаточно коротка, так как период реального существования бизнеса в нашей стране насчитывает всего три десятка лет, в то время как Европе, да и в других странах мира, он составляет уже многие десятилетия. Следует отметить, что взаимоотношения между бизнесом и властью в нашей стране никогда не были легкими, всегда был набор определенных проблем. Многие реформаторы и деятели пытались изменить существующие отношения бизнеса и власти, но, как мы наблюдаем на сегодняшний день, глобальных достижений в этом вопросе пока нет.
Текущее положение дел очень сильно зависит от истории, привычных форматов взаимодействия между властью и гражданским обществом, что, в свою очередь, не давало и не дает активно развиваться бизнес-структурам как важнейшей части экономики страны. Взять для примера формат работы в Советской России, где основной посыл заключался в том, что все формируется вокруг коллективной составляющей, что на первом плане стоят интересы общества, равенство людей и все отсюда вытекающее.
Предпринимательство существует уже сотни лет. Ремесленники, купцы и кузнецы, фермеры и портные, сапожники, аптекари и многие другие занимались своим ремеслом, зачастую работая на себя и платя определенные налоги государству или городской власти. Многие проблемы современной экономики в России вызваны тем, что исторически она строится в значительной мере на власти, а не на частной собственности как таковой. Это можно считать российской экономической ментальностью, которая сложилась веками в нашем обществе, сознании людей и самой власти. Она достаточно четко описывает специфику сознания населения страны, сложившуюся исторически и проявляющуюся в общем наборе ценностей и установок, в поведении общества по отношению и к бизнесу, и к формам собственности. Общеизвестный факт, что российскую экономическую ментальность можно назвать общинной, коммунальной, в которой личность человека — это лишь часть общества, но не автономная единица измерения.
Еще во времена Русского царства и Российской империи хозяйственная культура народности развивалась в условиях ограниченного производственного цикла, слабой технологической составляющей, большой доли ручного труда, малой производительности земледелия, что, в свою очередь, породило сохранившийся до настоящего времени образ жизни на грани выживания. Заметный вклад в такое формирование экономической ментальности привнесла церковь, так как она продвигала моральные ценности в противовес материальным благам, что, несомненно, повлияло на смирение и покорность населения страны по отношению к государству и тому формату экономической системы, который развивался веками.
Важную роль в этой проблеме играют психология личности и общественное мнение. Не секрет, что в русской культуре успехом принято считать в первую очередь удачу, влияние счастливого случая, в то время как к успеху, скорее, приводит не разовое везение, а кропотливый и упорный труд, длительная работа для достижения результата. В то же время накопление и собственность зачастую оцениваются в национальной культуре как негативные ценности. Тем самым появляется очевидная череда барьеров для активного развития частных форм труда, форм собственности, предпринимательства и кооперации .
Ряд исследователей считает, что Папа Римский в конце XIX в. оказал сильное влияние на католический мир, призвав капиталистов и рабочих к рассмотрению практики переговоров, прекратив использовать локауты и забастовки как форму достижения цели в общении с властью. Модернизируя данный опыт, чуть позже стали появляться ассоциации, которые стали выступать посредником между бизнесом и властью, по сути, являясь структурой гражданского общества, участвующей в трехсторонних переговорах .