Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Выпускники творческих вузов на московском рынке труда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ 7
1.1. Социологические подходы к изучению рынка труда для представителей творческих профессий 7
1.2. Анализ востребованности выпускников творческих вузов г. Москвы (на примере выпускников музыкальных учебных заведений) 16
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ В Г. МОСКВА 26
2.2. Определение основных каналов трудоустройства будущих выпускников творческих вузов 26
2.2. Представления выпускников о профессии и их требования к будущей работе 36
2.3. Выявление типичных профессиональных траекторий будущих выпускников творческих вузов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Введение:
Актуальность темы исследования. Сегодня рынок труда претерпевает крупные изменения, которые связны с трансформацией экономических отношений в стране. Подходы, которые ранее характеризовали трудоустройство молодежи, также видоизменяются, однако, еще не выделены в отдельное научное направление. Еще большую проблему представляет трудоустройство выпускников творческих вузов, поскольку это тот сегмент студентов, который романтически настроен и достаточно самоуверен в своей непохожести на других, которая выливается в уверенность того, что двери всех престижных театров, консерваторий, иных творческих площадок всегда для них открыты. Но, кроме общепринятой тенденции к романтизации и несоответствующей ей реальности, существует и актуальная рыночная сложность трудоустройства, связанная с экономическими потрясениями (периоды пандемии коронавируса, специальной военной операции России, в частности – осенней частичной мобилизации 2022 года). Все это, безусловно, вносит коррективы в трудоустройство выпускников творческих московских вузов, что, в конечном счете, приводит к разочарованию не только своей профессией, но и разочарованием к «взрослой» жизни как таковой.
В настоящем исследовании фокус нашего внимания опосредован проблемами выпускников музыкальных вузов, консерваторий, институтов культуры и искусств в плане их профессиональной самореализации и трудоустройства. Обоснование социальной проблематики современными рыночными и политическими потрясениями только усиливает эффект негативного столкновения с жесткими жизненными реалиями, которые, безусловно, разрушают иллюзии и мечты многих молодых артистов, которые совсем иначе представляли себе возможное построение собственной творческой карьеры.
Главная проблема молодого артиста, музыканта, состоит уже не только в поиске места на этом рынке, а также в умении совместить свои творческие и эстетические потребности с достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда, но и в актуальной сложности трудоустройства, связанной с потрясениями российской экономики и политики, перестроением внутреннего рынка трудоустройства. Особенно это касается художественной и музыкальной среды таких мегаполисов как Москва, где молодые творческие силы наиболее всего сконцентрированы и ориентированы на то, чтобы профессионально развиваться в творчестве, у молодежи изначально имеется соответствующий потенциал и стремление. Многие специально для этого приезжают учиться и жить в большие города, столицу, представляют себе, что станут высокооплачиваемыми, авторитетными и популярными творческими специалистами.
Степень разработанности проблемы исследования. Ранее проблема трудоустройства выпускников как социологическая категория рассматривалась в трудах из области социологии культуры, социологии молодежи, социологии труда. Изучением социологии молодежи занимался российский социолог Ж.Т. Тощенко, по мнению которого любые виды деятельности молодежи представляются как способ самопознания.
Изучением социологии культуры занимался Л.Г. Ионин, который исследовал аспекты культурной трансформации и то, как это влияет на жизнь молодежи.
Исследователи В. Курина и Э. Куруленко изучали формы организации трудоустройства выпускников творческих вузов.
А. Крылова и А. Орехова изучали проблематику трудоустройства выпускников российских музыкальных вузов.
Л. А. Северова представила особенности концепции социальной адаптации выпускников вузов культуры и искусств.
Объект исследования: выпускники и старшекурсники музыкальных вузов, консерваторий и институтов культуры и искусств.
Предмет исследования: перспективы и возможности трудоустройства и профессиональные траектории будущих выпускников.
Цель исследования: рассмотреть основные характеристики рынка труда для представителей творческих профессий и выявить перспективы и возможности трудоустройства и профессиональные траектории будущих выпускников.
Исходя из поставленной цели, мы определили перечень задач:
1. Рассмотреть социологические подходы к изучению рынка труда для представителей творческих профессий.
2. Провести анализ востребованности выпускников творческих вузов г. Москвы (на примере выпускников музыкальных учебных заведений).
3. Определить основные каналы трудоустройства будущих выпускников творческих вузов.
4. Выявить представления выпускников о профессии и их требования к будущей работе.
5. Сформулировать типичные профессиональные траектории будущих выпускников творческих вузов.
Эмпирическая база исследования: РГУ им. А.Н. Косыгина, МГК им. П.И. Чайковского, МГИМ им. А.Г. Шнитке, МГИК, АХИ им. В.С. Попова.
Данные других исследований:
….
….
Интерпретация основных понятий, используемых в работе:
Выпускники творческих вузов – это молодые люди: выпускники и старшекурсники музыкальных вузов, консерваторий и институтов культуры и искусств на современном московском рынке труда.
Молодые артисты – это профессиональная группа молодых людей, которые на момент проведения исследования закончили художественное или музыкальное учреждения не более четырех лет назад или находятся в статусе учащихся выпускных курсов.
Заключение:
В процессе проведенного теоретического исследования были намечены тенденции и сделаны определенные выводы. Прежде всего отмечено, что у специалистов творческих профессий происходит слияние творческой успешности и материальных благ (ориентация на достижение высоких успехов в профессиональной творческой карьере и высокие гонорары).
Важно обратить внимание и на то, что рынок творческих профессий достаточно широк и многогранен. Его трудно измерять стандартными маркерами и индикаторами, поскольку компиляция творческой деятельности, исходящей из субъективного развития с ранней профессионализацией, творческого продукта, который уже является потенциально объектом рынка, и непосредственно коммерческой составляющей, в соответствии с которой для многих представителей творческих профессий высокий доход рассматривается как самоцель, характеризует данный рынок непосредственно как склонный к изменениям, не имеющий определенной формы.
В теоретическом и практическом исследованиях мы придерживались компилятивного социологического подхода к изучению рынка труда для представителей творческих профессий, поскольку на данном рынке одновременно важно и творчество как профессиональная деятельность, и финансовая выгода от творческой самореализации артистов.
Также было теоретически обосновано то, что в настоящее время рынок творческого труда находится в состоянии неустойчивого равновесия. Артистам приходится очень стараться, чтобы занять желаемую должность иметь достойную заработную плату (однако, это не является уникальной характеристикой данного рынка, поскольку стараться необходимо в любой профессиональной отрасли).
Примечательным же для творческого рынка труда является то, что выпускники вузов после получения дипломов об окончании обучения не всегда планируют реализовываться творчески в привычном формате трудоустройства, поскольку преимущественно их устраивает успешная реализация онлайн-проектов, различные форматы и варианты гибкой занятости (например, фриланс, самозанятость, работа по договору).
Был сделан вывод о том, что востребованность выпускников творческих вузов в настоящее время нестабильная, неустойчивая, однако такое утверждение потребовало дополнительного исследования в актуальных современных условиях и с учетом актуальных социальных условий и характера рынка труда вообще.
В теоретической части также был сделан важный вывод о том, что творческой молодежи общество не склонно доверять и относиться к ней серьезно, скорее, этот сегмент будущих профессионалов несколько маргинализируется. Преимущественно общество не склонно доверять молодежи, которая, с определенной долей вероятности, может оказаться творчески-маргинальной, куда надежнее взаимодействовать с уже проверенными, известными людьми.
При проведении социологического исследования первостепенно были выявлены основные каналы трудоустройства будущих выпускников московских творческих вузов. Всего в опросе приняло участие 100 будущих выпускников творческих вузов (3-4 курсы бакалавриата и курс магистратуры).
Опрос по выявлению каналов трудоустройства будущих выпускников творческих вузов показал, что преимущественно используются неформальные каналы потенциального трудоустройства, а именно, социальные сети, личные знакомства и посещение различных мероприятий (60% будущих выпускников используют именно неформальные каналы поиска работы – речь идет о социальных сетях, мессенджерах, о личных неформальных контактах, встречах, мероприятиях).
Поэтому был сделан вывод о том, что наиболее развитыми каналами трудоустройства будущих выпускников творческих профессий (преимущественно музыкальных специальностей, исходя их состава опрошенных) являются неформальные каналы, в частности, социально-сетевые и семейно-клановые. Причина тому: современная молодежь много времени проводит в социальных сетях, ведет там постоянное общение, размещение вакансий для работодателя таким способом достаточно целесообразно и продуктивно, при этом коммуникация ведется без посредников.
Далее методом беседы были определены представления выпускников о своей профессии и их требования к будущему месту работы. Беседа проводилась в декабре 2022 года, в ней приняли участие 7 выпускников курса магистратуры на кафедре музыковедения. Среди тех, кто принимал участие в беседе, были концертмейстеры, артисты эстрады, вокалисты, дирижеры. Безусловно, это творческие люди со своим видением мира и своего будущего, в котором каждый из опрошенных себя ценит по достоинству.
В процессе беседы было выявлено, что все опрошенные действительно считают, что музыкальное направление – это их призвание. Никто не указал на то, что жалеет о своем выборе, или его путь был инерционным, что вполне понятно исходя из творческой специфики, которая требует непосредственного эмоционального вовлечения в процесс обучения.
В общем же беседа показала, что представления выпускников о будущей профессии являются несколько неточными, пространственными, что сложилось из-за отсутствия реального опыта работы (по той причине, что выпускники, которые на момент прохождения исследования уже имели дополнительный заработок, были вовлечены в творческие проекты, имеют более реалистичные представления о профессии музыканта).
Требования выпускников к будущему месту работы являются несколько завышенными, что также обосновано отсутствием действительного опыта. Можно заключить о том, что творческие люди больше погружены именно в творческие процессы, нежели в рациональное и будничное, отсюда и отрицание системного трудоустройства по трудовому договору.
Определенное влияние на настроения опрошенных имеют социально-гражданские обстоятельства – это ситуация с коронавирусной инфекцией и ее распространением, а именно, опасение, что что-то подобное может повториться, а также текущая СВО на Украине, из-за которой молодые люди гипотетически могут быть после получения диплома мобилизованы (реальных предпосылок к такому развитию событий в настоящее время не имеется).
Таким образом, был сделан вывод о том, что выпускники творческих профессий, а именно, музыкальной специальности имеют завышенное чувство своей профессиональной значимости, путая работу (профессию) с личной творческой самореализацией.
В ходе исследования были определены следующие траектории развития выпускников творческих вузов:
— первичная диагностика уровня выпускника;
— создание образовательно-творческих ситуаций;
— формирование в вузе интегрированных форматов обучения;
— конструирование единого профессионально-образовательного пространства;
— планирование индивидуальной профессионально-творческой траектории.
Таким образом, задачи исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
1.1. Социологические подходы к изучению рынка труда для представителей творческих профессий
По большому счету, рынок труда представляет собой определенную систему экономических отношений.
Рынок труда представляет собой часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и прочего. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) – работодателями – предпринимателями или их представителями. Рынок труда реализуется через государственную, коммерческую службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.
Основным механизмом рынка труда является рыночный, состоящий из инфраструктуры рынка труда (государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации), конъюнктуры рынка труда (соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда).
Для того, чтобы изучить социологические подходы к определению рынка труда для выпускников творческих вузов, целесообразно вначале рассмотреть общепринятые концептуальные походы к рынку труда как таковому, переложив их на непосредственно представителей творческих профессий. Мы полагаем, что такой взгляд на изучение рынка творческих профессий не выходит за рамки общепринятых научных воззрений.
На рынке труда выделяются несколько моделей:
— модель равновесия и спроса предложения;
— модель равновесия работодателя;
— модели человеческого капитала.
Модель равновесия и спроса предложения подразумевает существование товара (труда) независимо от создавшего его работника, то есть продукт труда – ликвиден. Модель равновесия работодателя предполагает, что его единственной целью является максимизация показателя (прибыли, полезности и прочее) – монопсония. Речь идет о рациональном максимизирующем поведении работодателя. Модели человеческого капитала предполагает отсутствие прямой зависимости между объемом инвестиций в человеческий капитал работника и его продуктивностью. При таком подходе не учитываются межличностные различия работников.
Рассмотрим следующие социологические подходы к изучению рынка труда (с опорой на теоретическое исследование А.А. Рацлафа):
— монетаризм (теория о значимости денег в обеспечении качества жизни и потребностей человека, их основополагающем значении в экономическом развитии страны);
— неоклассический синтез (государство может оказывать непосредственное влияние на рынок, а «потребитель» и «производитель» достаточно свободны в заданных государством рамках; полная занятость не всегда определяется действием свободных сил внутри рынка);
— институционализм (синтез формальных институтов – правил, прав, законов, и неформальных – социальные нормы, ценности, привычки, обычаи и традиции);
— кластерная концепция (систематизация взаимосвязей, смысловая организация теоретического или практического материала);
— концепции двойственного рынка (первичный и вторичный рынки труда, где первичный – это рынок со стабильной занятостью, высокооплачиваемостью работы, прогрессивными системами управления, а вторичный – рынок с высокой кадровой текучестью, нестабильной занятостью, низкой оплатой труда, отсутствием возможностей профессионального роста и развития);
— теория гибкой занятости (форма трудоустройства с нестандартными условиями труда, при этом есть отличия в социальном статусе, организации рабочего времени: фриланс, самозанятость, надомная работа, дополнительная работа, совместительство и прочее).
Монетаристы опираются на то, что труд предполагает установление жестких цен на него, имеющих, к тому же, тенденцию к повышению. предпосылки жесткости цен на труд и их повышательного движения. Поскольку представители данного подхода опираются на гибкость рынка труда, мы можем обратить внимание на исследование О.А. Симоновой, в котором делается акцент на потребность в независимости и самореализации творцов-профессионалов, на их мобильность и то, что свобода и гибкость данного рынка труда настолько велики, что только недавно стали восприниматься как полноценный трудовой сегмент.
Представители школы неоклассического синтеза для повышения эффективности функционирования рынка труда полагают важным взаимообусловленное использование рыночного и государственного регулирования. К данному подходу мы считаем важным выделить Е.В. Зеленцовой и А.В. Стукаловой.
Так, Е.В. Зеленцова писала о том, как государство должно поддерживать креативный кластер на рынке труда, вместе с тем, выражала обеспокоенность практическим отсутствием такой поддержки в России.