Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Возможности использование гербария в школьном курсе ботаники
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕРБАРИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БОТАНИКИ 7
1.1. Значимость наглядных средств обучения в школьном курсе ботаники 7
1.2. История и роль гербария как наглядного средства обучения в школьном курсе ботаники 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГЕРБАРИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БОТАНИКИ 30
2.1. Использование гербария при разнообразных формах организации учебного процесса 30
2.2. Использование гербария для проверки и закрепления знаний в учебном процессе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 58
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время в образовательном процессе существует огромное количество методов обучения, которые, в свою очередь, представлены богатством используемых средств. Все это, безусловно, обогащает образовательный процесс, делает его более интересным для обучающихся.
На уроках биологии наглядные средства обучения используются в практике каждого учителя, поскольку таким образом учитель имеет возможность передать характер того или иного природного объекта, показать буквально на натуральном объекте необходимые детали и их взаимосвязи. Видя в реальности то, о чем говорилось в ходе урока теоретически, очень важно для лучшего запоминания, запечатления образов в сознании обучающихся.
В рамках школьного курса ботаники, который входит в биологическую дисциплину, использование наглядных средств обучения является обязательным, что продиктовано также необходимостью практически познавать флору и в дальнейшем, при столкновении школьника с тем или иным растением в жизни, применять свои знания и классифицировать его, буквально ориентируясь на полученные ранее визуальные образы.
Использование гербария как наиболее оптимального средства наглядности в рамках школьного курса ботаники опосредовано возможностью демонстрации таких засушенных растений, а также возможностью их самостоятельного сбора и коллекционирования со стороны самих обучающихся. Составление гербария требует усилий, которые воспитывают личность обучающихся, развивают у них наблюдательность, усидчивость и в целом расширяют кругозор.
То, что сегодня учителям гораздо проще показывать в качестве средств наглядности в ходе изучения ботаники иллюстрации и фотографии, очевидно.
Гербарные коллекции используются все реже, поскольку они подразумевают прикладывание гораздо больших методических усилий, нежели показ иллюстративного материала. Вне зависимости от того, насколько качественно и точно сделаны иллюстрации, они не могут заменить натуральное средство наглядности в виде гербария.
Поэтому мы полагаем, что сегодня назрела необходимость в методической систематизации знаний по использованию натуральных средств наглядности в виде гербарной коллекции в рамках изучения школьного курса ботаники, что будет, несомненно, являться хорошим пособием для школьных учителей.
Объектом работы являются наглядные средства обучения на уроках биологии.
Предмет – использование гербария в освоении школьного курса ботаники.
Целью исследования является систематизация методических знаний по вопросу использования гербария в освоении школьного курса ботаники.
Исходя из поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
— изучить значимость наглядных средств обучения в школьном курсе ботаники;
— рассмотреть историю и роль гербария как наглядного средства обучения в школьном курсе ботаники;
— обосновать использование гербария при разнообразных формах организации учебного процесса;
— предложить варианты использования гербария для проверки и закрепления знаний в учебном процессе.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования). В теоретическом анализе были исследованы источники и литература по теме исследования. Кроме того, проблема рассматривались комплексно – как научная (теоретическое обоснование значимости гербария), методологическая (методология проектирования учебного процесса с вовлечением гербарной коллекции);
— практические (определение методов использования гербария). Была предложена методика работы с гербарием как наглядным средством обучения как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности).
Теоретической базой исследования стали труды следующих групп ученых:
— наглядные средства работы и их значимость в образовательном процессе подтверждали В.А. Артемов, З.И. Калмыкова, Л.М. Предтечеснская, Г.М. Коджаспирова и К.В. Петров, В. Оконь, Л.З. Занков и другие исследователи;
— развитие и особенности гербариев в рамках изучения школьного курса ботаники рассматривали А. Юдина, О.Н. Пересторонина и С.В. Шабалкина, А.А. Лаптин, А. Скворцов и другие ученые;
— методические аспекты работы с гербарными коллекциями в рамках изучения школьного курса ботаники предлагали В.В. Петров, Т.В. Паюсова и А.В. Иванова, В.П. Горощенко и И.А. Степанов, Е.В. Полякова, В.Н. Остракова О.А. Попова и другие авторы.
Методологической основой работы являются следующие методы и подходы:
— исторический (необходим для ретроспективного обоснования значимости гербарной коллекции в современном ботаническом образовании);
— системный (гербарий представляется системной совокупностью элементов, изучение которых включено в систему образовательной действительности);
— сравнительный (на основе сравнения растений из гербариев, их видов обучающиеся смогут идентифицировать растения в жизни самостоятельно).
Теоретическая значимость работы состоит в научно-методической систематизации трудов по использованию гербария как средства наглядности в школьном курсе ботаники.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать предложенную методику по использованию гербария как средства наглядности в школьном курсе ботаники на разных этапах урока и в различных его формах.
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав. Заключение, список литературы и источников.
Заключение:
В ходе проведенной работы нами были сделаны теоретические и методологические выводы.
Так, теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы продемонстрировал, что классификация гербарных коллекций включена в различные теоретико-методологические системы, и их обширность позволяет педагогу в своей работе руководствоваться различными принципами построения методики работы с наглядными материалами.
Мы сделали вывод о том, что наглядные средства обучения являются не просто дополнением к урокам, где важно теоретические знания подтверждать практическим их пониманием, а являются по своей значимости такими же неотъемлемыми, как и теоретические способы передачи и усвоения информации.
Наиболее распространенными видами наглядных средств обучения, которые используются в школьном курсе ботаники, являются натуральные пособия и знаково-символические пособия, представленные гербариями и иллюстрациями.
Натуральные пособия, как отдельно замечено, заслуживают особого внимания ввиду своей уникальности, поэтому в следующем параграфе мы подробно изучим значимость гербаристики в процессе изучения ботаники в школе.
Было выяснено также и то, что гербарии, имея достаточную историю их собирательства, всегда имели прикладное значение, а не служили исключительно целям простого коллекционирования. Они были необходимы для классификации видов растений в научных целях, для понимания их состава в медицинских целях, соответственно. Развитие гербарного дела происходило наравне с эволюцией человечества, когда активно происходили различные открытия.
Гербарий, став значимым наглядным пособием в школе в курсе ботаники, приобрел сначала колоссальный практикоориентированный потенциал, а позднее стала наблюдаться негативная тенденция к замене натуральной гербарной коллекции иллюстративными коллекциями, гербарными таблицами и электронными вариантами гербариев. Поэтому, по нашему мнению, обращение к натуральным гербариям на уроках имеет огромный потенциал в том, чтобы обучающиеся могли не просто знакомиться с растениями, но и умели определять их в жизни.
В ходе проведения методической работы и закрытия методологических вопросов было выяснено, что гербарии как наглядное средство обучения используются на уроках, имеющих различную форму, а также внеурочных и внеклассных занятиях, при различных этапах образовательного процесса и с учетом применения различных методов.
В частности, определено, что применение гербариев сильно обогащает образовательный процесс, делает его увлекательным и интерактивным. Растения из гербария позволяют на практике уяснить необходимые детали по теме урока или занятия, причем, с достаточно высоко степенью эффективности.
Был сделан вывод о том, что представленное многообразие видов образовательного процесса для изучения растений посредством наблюдения за гербарной коллекцией обусловлено непосредственно адаптивностью такой работы под различную специфику урока. И при любой форме образовательного процесса средства наглядности в виде гербариев и натуральных гербарных таблиц развивают наблюдательность, любознательность, усидчивость и прочие качества личности обучающихся в рамках школьного курса ботаники.
Был сделан вывод еще и о том, что использование гербарных коллекций на этапах проверки и закрепления знаний в ходе урока вполне оптимально и имеет свою эффективность за счет того, что формируются нейронные связи, основанные на сравнении.
Соответственно, ознакамливая обучающихся в ходе этих этапов работы, с растениями из гербарной коллекции, они актуализируют те визуальные образы, которые были получены ранее, что позволяет буквально из глубин памяти доставать полученные знания. Этим и подтверждается необходимость опоры на гербарный материал на контрольных уроках в рамках изучения курса ботаники.
Задачи данной работы решены. Цель является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕРБАРИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БОТАНИКИ
1.1. Значимость наглядных средств обучения в школьном курсе ботаники
Наглядные средства обучения в общеобразовательном процессе представляются в настоящее время как фактически обязательные из-за своей одновременной простоты и доказанной действенности. Так, средства наглядности помогают обучающимся закреплять полученную на уроках теоретическую информацию с визуально подкрепленными образами. Получается, что формирование учебного знания происходит через чувственный компонент познания (на уровне зрительных органов).
Определение наглядности многогранно. В различных научных областях она может иметь свои особенности понятийного представления, и, проведя теоретический обзор, были выделены определения, наиболее отвечающие специфике, целям и задачам данного исследования.
Наглядность может быть рассмотрена как, например:
— свойство, обеспечивающее качественное образное восприятие процессов и явлений посредством органов восприятия (понятийная концепция Т.В. Бондюговой);
— важный принцип образовательного подхода, технологии образовательного процесса. Исходя из данного подхода к определению наглядности, очевидно, что автор обращает внимание не только на восприятие непосредственно, но и на то, что следует после процесса восприятия (запоминание, мышление). Эта концепция, которая была продиктована В.А. Артемовым, расширяет подход Т.В. Бондюговой, как бы представляя дальнейшее развитие наглядности, расширяя ее от образа до соотнесения этого образа с конкретным знанием, с эталоном. Так, наглядность – это свойство познавательного процесса (В.А. Артемов).
Наглядные средства обучения – это непосредственно физические объекты (или электронные), которые позволяют запечатлевать конкретные образы на основании целей и задач, которые ставятся на уровне методической работы с ними. То есть, в образовании наглядные средства обучения – это. Буквально, пособия, которые имеют свою дидактическую значимость, опосредованы конкретными методическими подходами. Наглядные средства обучения необходимы для того, чтобы формировать у обучающихся материалистические представления об изучаемых предметах и объектах, усваивать те или иные понятия, подкрепляя их сразу же конкретными образцами обсуждаемого. Поэтому наглядные пособия являются прикладным средством обучения.
Использование наглядных средств обучения является эффективным на всех этапах урока. В частности, можно показывать предметное поле на этапе объяснения нового материала, сразу же знакомя обучающихся с проблемой, а уже потом объясняя теоретически ее суть. Или же, наоборот: новый материал может подаваться теоретически, тогда как на этапе закрепления уже изученного могут быть выданы наглядные средства обучения, и обучающиеся смогут применить усвоенные понятия относительно предмета обсуждения.
На этапе проверки знаний использование наглядных средств обучения делает урок практикоориентированным, поскольку при таком подходе школьники вынуждены самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы, исследуя предметы обсуждения.
Во внеурочной деятельности использование наглядных средств обучения обусловлено желанием учителя обогатить творческий процесс усвоения знаний, сделать его интерактивным и интересным непосредственно для обучающихся.