Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика дошкольная

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитательные возможности коллективного труда детей как формирование их позитивного взаимодействия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 9

1.1. Сущность понятия взаимодействия дошкольников в процессе коллективной деятельности 9

1.2. Воспитательные возможности коллективной деятельности дошкольников 18

1.3. Современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 29

Выводы по 1 главе 37

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА НА УСПЕШНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 39

2.1. Диагностика формирования позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 39

2.2. Построение экспериментального исследования по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 44

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 52

Выводы по 2 главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63


  

Введение:

 


Актуальность темы исследования. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов (семьи, со-циума), а также живого, непосредственного общения и взаимодействия ре-бенка с окружающими. В процессе развития личности ребенка от рожде-ния до 3 лет весомую роль играет семья, именно с ней связывается приоб-ретение ребенком основных личностных качеств. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой инфор-мации.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формиро-вания личностей, способных устанавливать контакт с окружающими, об-ладающими умениями и навыками доброжелательного общения и пози-тивного взаимодействия в условиях развивающегося социума. Считаем, что решить данную задачу позволяет организация коллективного труда детей. Коллективный труд– важное средство формирования у детей кол-лективистских отношений путем их привлечения к совместной работе. Уча-стие в коллективном труде дает детям возможность понять необходимость соблюдения общепринятых норм и правил взаимодействия, формирует нацеленность на успех общего дела, готовность подчинять личные желания и намерения коллективным целям, помогать другим и при необходимости обращаться за помощью, удовлетворять стремление ребенка к самовыра-жению, самореализации, самоутверждению.

Степень разработанности проблемы. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной пе-дагогики: труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2]. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым. В до-школьной педагогике выделены три способа вовлечения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и ор-ганизация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и дру-гие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может вы-ступить как образец для подражания не только своими умениями, но и от-ношением к работе.

Важный вклад в разработку проблемы формирования позитивного взаимодействия детей сделали такие ведущие психологи, как Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Е.И. Радина, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие. Од-нако, несмотря на значительное количество работ в данной области, во-прос использования коллективного труда детей в формировании их пози-тивного взаимодействия недостаточно разработан. Противоречие иссле-дования состоит в том, что несмотря на значительную теоретическую раз-работанность вопроса трудовой деятельности дошкольников, вопрос ис-пользования коллективного труда детей в формировании их позитивного взаимодействия остается не до конца изученным и разработанным с мето-дической точки зрения. Проблема исследования: каковы воспитательные возможности коллективного труда детей как средства формирования их позитивного взаимодействия? Данная работа посвящена изучению воспи-тательных возможностей коллективного труда детей как средства форми-рования их позитивного взаимодействия.

Цель исследования – разработать, научно обосновать условия и со-держание воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Объект исследования – процесс формирования позитивного взаи-модействия детей в процессе коллективного труда.

Предмет исследования – педагогические условия формирования по-зитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда.

Гипотеза исследования: организация коллективного труда будет способствует формированию позитивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, если:

 обеспечена регулярная включенность дошкольников в трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье;

 учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;

 отобрано содержание труда, учитывая интересы детей, проявление их инициативы и самостоятельности;

 применяются разные виды организации коллективного труда.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия позитивное взаимодействие и возмож-ности его формирования.

2. Проанализировать и описать современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллектив-ного труда.

3. Разработать условия и содержание воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаи-модействия.

4. Разработать критерии и уровни сформированности позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена положениями различных ученых о:

 о трудовом воспитании дошкольников (Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, Д.В. Сергеева и др.);

 о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста (В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);

 о взаимодействии дошкольной образовательной организации и се-мьи в аспекте формирования положительного взаимоотношения у до-школьников (М.Г. Агавелян, Н.А. Азизова, Г.А. Антипина и др.).

Методы исследования:

1) теоретические методы: изучение литературных источников, мето-ды логических обобщений и моделирования;

2) эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, который предполагал три этапа: констатирующий, формирующий, кон-трольный.

Основной метод исследования – педагогический эксперимент, про-ходил в три этапа:

Констатирующий этап (октябрь – ноябрь 2020 г.) – теоретическое осмысление темы исследования, определялись исходные позиции исследо-вателя, понятийный аппарат, проведение констатирующего этапа с помо-щью специально разработанных заданий, определение критериев позитив-ного взаимодействия детей.

Формирующий этап (декабрь 2020г. – апрель 2021г.) – уточнялась рабочая гипотеза, велась разработка и апробация условий и содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей по-зитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Контрольный этап (май – июнь 2021 г.) – систематизация опытной работы, внедрение результатов в практику.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №4 города Фрязино Московской области.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

 обобщена информация о понятии позитивного взаимодействия и возможностях его формирования;

 проанализировано и описано современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллектив-ного труда.

Практическая значимость исследования состоит в том, что со-бранный нами теоретический и фактический материала можно использо-вать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной мето-дике организации коллективного труда дошкольников для формирования у них позитивного взаимодействия и возможности ее использования в ра-боте воспитателя.

На защиту выносятся следующие положения: организация коллек-тивного труда детей старшего дошкольного возраста способствовала формированию их позитивного взаимодействия при соблюдении следую-щих педагогических условий:

 обеспечении регулярной включенности дошкольников в трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье;

 учете возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

 отборе содержания труда, учитывая интересы детей, проявление их инициативы и самостоятельности;

 применении разных видов организации коллективного труда.

Достоверность исследования подтверждалась путем проведения пе-дагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МДОУ детский сад компенсирующего вида № 4 г. Фрязино.

Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной лите-ратуры, приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель, которая состояла в разработке, научном обосновании условий и содержа-ния воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Формированию умений коллективного взаимодействия старших до-школьников способствует их привлечение к коллективным формам дея-тельности, в которых каждый ребенок получает возможность осознать се-бя как личность, стать субъектом коллективной деятельности, свободно выражать свою позицию, осуществить собственный выбор.

Было установлено, что коллективный труд представляет собой фор-му организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нрав-ственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, переживают за качество общей совместной рабо-ты.

В качестве формы организации коллективного труда нами был ис-пользован метод проектов, позволяющий осуществить всестороннее разви-тие дошкольников в целом, и формировать позитивное взаимодействие.

Обеспечивались следующие условиями формирования позитивного взаимодействия детей: регулярная включенность дошкольников в трудо-вую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье; учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; отбор содержания труда, учет интересов детей, проявления их инициативы и са-мостоятельности; применение разных видов организации коллективного труда.

Проведенное экспериментальное исследование показало эффектив-ность коллективного труда в процессе формирования у дошкольников по-зитивного взаимодействия. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало положительную динамику в уровнях сформированности позитивного взаимодействия детей.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1.1. Сущность понятия взаимодействия дошкольников в процессе кол-лективной деятельности

Смысл процесса взаимодействия раскрывается через несколько поня-тий, среди которых И.В. Бокова отмечает «взаимоотношения», которые могут быть конструктивными или деструктивными; «взаимопомощь», как содействие людей друг другу; «взаимопонимание», что свидетельствует о согласованности и согласии между людьми, которые взаимодействуют.

Каждое из этих понятий указывает на аффективную (эмоциональ-ную), гностическую (когнитивную, информационную), поведенческую (практическую, регулятивную) составляющие реального взаимодействия людей. Первая (эмоциональная) отражает их эмоциональные состояния, возникающие в процессе взаимодействия. Вторая – когнитивная – включа-ет все психические процессы, связанные с познанием окружающей действи-тельности и самого себя: ощущение, восприятие, память, мышление, вооб-ражение. Поведенческая составляющая характеризует внешние проявления взаимодействия: результаты деятельности, поступки, мимику, жесты, речь. Таким образом, Н.Н. Обозов обосновывает взаимоотношения как состав-ляющую взаимодействия, благодаря взаимопониманию и через взаимопо-мощь обеспечивает ее результат. Конструктивность или деструктивность последнего зависит от степени достижения между партнерами согласия и согласованности в процессе взаимодействия. Такое выделение составляю-щих межличностного взаимодействия позволяет глубже проникнуть в природу и механизмы многих социально-психологических феноменов: общение, восприятие и понимание человека человеком, совместимости и износа, эмпатии, характерно межличностным отношениям [13, с. 61].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы