Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитательные возможности коллективного труда детей как формирование их позитивного взаимодействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 9
1.1. Сущность понятия взаимодействия дошкольников в процессе коллективной деятельности 9
1.2. Воспитательные возможности коллективной деятельности дошкольников 18
1.3. Современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 29
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА НА УСПЕШНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 39
2.1. Диагностика формирования позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 39
2.2. Построение экспериментального исследования по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда 44
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 52
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов (семьи, со-циума), а также живого, непосредственного общения и взаимодействия ре-бенка с окружающими. В процессе развития личности ребенка от рожде-ния до 3 лет весомую роль играет семья, именно с ней связывается приоб-ретение ребенком основных личностных качеств. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой инфор-мации.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формиро-вания личностей, способных устанавливать контакт с окружающими, об-ладающими умениями и навыками доброжелательного общения и пози-тивного взаимодействия в условиях развивающегося социума. Считаем, что решить данную задачу позволяет организация коллективного труда детей. Коллективный труд– важное средство формирования у детей кол-лективистских отношений путем их привлечения к совместной работе. Уча-стие в коллективном труде дает детям возможность понять необходимость соблюдения общепринятых норм и правил взаимодействия, формирует нацеленность на успех общего дела, готовность подчинять личные желания и намерения коллективным целям, помогать другим и при необходимости обращаться за помощью, удовлетворять стремление ребенка к самовыра-жению, самореализации, самоутверждению.
Степень разработанности проблемы. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной пе-дагогики: труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2]. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым. В до-школьной педагогике выделены три способа вовлечения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и ор-ганизация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и дру-гие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может вы-ступить как образец для подражания не только своими умениями, но и от-ношением к работе.
Важный вклад в разработку проблемы формирования позитивного взаимодействия детей сделали такие ведущие психологи, как Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Е.И. Радина, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие. Од-нако, несмотря на значительное количество работ в данной области, во-прос использования коллективного труда детей в формировании их пози-тивного взаимодействия недостаточно разработан. Противоречие иссле-дования состоит в том, что несмотря на значительную теоретическую раз-работанность вопроса трудовой деятельности дошкольников, вопрос ис-пользования коллективного труда детей в формировании их позитивного взаимодействия остается не до конца изученным и разработанным с мето-дической точки зрения. Проблема исследования: каковы воспитательные возможности коллективного труда детей как средства формирования их позитивного взаимодействия? Данная работа посвящена изучению воспи-тательных возможностей коллективного труда детей как средства форми-рования их позитивного взаимодействия.
Цель исследования – разработать, научно обосновать условия и со-держание воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.
Объект исследования – процесс формирования позитивного взаи-модействия детей в процессе коллективного труда.
Предмет исследования – педагогические условия формирования по-зитивного взаимодействия детей в процессе коллективного труда.
Гипотеза исследования: организация коллективного труда будет способствует формированию позитивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, если:
обеспечена регулярная включенность дошкольников в трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье;
учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
отобрано содержание труда, учитывая интересы детей, проявление их инициативы и самостоятельности;
применяются разные виды организации коллективного труда.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия позитивное взаимодействие и возмож-ности его формирования.
2. Проанализировать и описать современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллектив-ного труда.
3. Разработать условия и содержание воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаи-модействия.
4. Разработать критерии и уровни сформированности позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена положениями различных ученых о:
о трудовом воспитании дошкольников (Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, Д.В. Сергеева и др.);
о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста (В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
о взаимодействии дошкольной образовательной организации и се-мьи в аспекте формирования положительного взаимоотношения у до-школьников (М.Г. Агавелян, Н.А. Азизова, Г.А. Антипина и др.).
Методы исследования:
1) теоретические методы: изучение литературных источников, мето-ды логических обобщений и моделирования;
2) эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, который предполагал три этапа: констатирующий, формирующий, кон-трольный.
Основной метод исследования – педагогический эксперимент, про-ходил в три этапа:
Констатирующий этап (октябрь – ноябрь 2020 г.) – теоретическое осмысление темы исследования, определялись исходные позиции исследо-вателя, понятийный аппарат, проведение констатирующего этапа с помо-щью специально разработанных заданий, определение критериев позитив-ного взаимодействия детей.
Формирующий этап (декабрь 2020г. – апрель 2021г.) – уточнялась рабочая гипотеза, велась разработка и апробация условий и содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей по-зитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.
Контрольный этап (май – июнь 2021 г.) – систематизация опытной работы, внедрение результатов в практику.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №4 города Фрязино Московской области.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
обобщена информация о понятии позитивного взаимодействия и возможностях его формирования;
проанализировано и описано современное состояние практики по формированию позитивного взаимодействия детей в процессе коллектив-ного труда.
Практическая значимость исследования состоит в том, что со-бранный нами теоретический и фактический материала можно использо-вать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной мето-дике организации коллективного труда дошкольников для формирования у них позитивного взаимодействия и возможности ее использования в ра-боте воспитателя.
На защиту выносятся следующие положения: организация коллек-тивного труда детей старшего дошкольного возраста способствовала формированию их позитивного взаимодействия при соблюдении следую-щих педагогических условий:
обеспечении регулярной включенности дошкольников в трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье;
учете возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
отборе содержания труда, учитывая интересы детей, проявление их инициативы и самостоятельности;
применении разных видов организации коллективного труда.
Достоверность исследования подтверждалась путем проведения пе-дагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МДОУ детский сад компенсирующего вида № 4 г. Фрязино.
Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной лите-ратуры, приложений.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута его цель, которая состояла в разработке, научном обосновании условий и содержа-ния воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей позитивного взаимодействия в процессе коллективного труда.
Формированию умений коллективного взаимодействия старших до-школьников способствует их привлечение к коллективным формам дея-тельности, в которых каждый ребенок получает возможность осознать се-бя как личность, стать субъектом коллективной деятельности, свободно выражать свою позицию, осуществить собственный выбор.
Было установлено, что коллективный труд представляет собой фор-му организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нрав-ственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, переживают за качество общей совместной рабо-ты.
В качестве формы организации коллективного труда нами был ис-пользован метод проектов, позволяющий осуществить всестороннее разви-тие дошкольников в целом, и формировать позитивное взаимодействие.
Обеспечивались следующие условиями формирования позитивного взаимодействия детей: регулярная включенность дошкольников в трудо-вую деятельность в дошкольном образовательном учреждении и в семье; учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; отбор содержания труда, учет интересов детей, проявления их инициативы и са-мостоятельности; применение разных видов организации коллективного труда.
Проведенное экспериментальное исследование показало эффектив-ность коллективного труда в процессе формирования у дошкольников по-зитивного взаимодействия. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало положительную динамику в уровнях сформированности позитивного взаимодействия детей.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1. Сущность понятия взаимодействия дошкольников в процессе кол-лективной деятельности
Смысл процесса взаимодействия раскрывается через несколько поня-тий, среди которых И.В. Бокова отмечает «взаимоотношения», которые могут быть конструктивными или деструктивными; «взаимопомощь», как содействие людей друг другу; «взаимопонимание», что свидетельствует о согласованности и согласии между людьми, которые взаимодействуют.
Каждое из этих понятий указывает на аффективную (эмоциональ-ную), гностическую (когнитивную, информационную), поведенческую (практическую, регулятивную) составляющие реального взаимодействия людей. Первая (эмоциональная) отражает их эмоциональные состояния, возникающие в процессе взаимодействия. Вторая – когнитивная – включа-ет все психические процессы, связанные с познанием окружающей действи-тельности и самого себя: ощущение, восприятие, память, мышление, вооб-ражение. Поведенческая составляющая характеризует внешние проявления взаимодействия: результаты деятельности, поступки, мимику, жесты, речь. Таким образом, Н.Н. Обозов обосновывает взаимоотношения как состав-ляющую взаимодействия, благодаря взаимопониманию и через взаимопо-мощь обеспечивает ее результат. Конструктивность или деструктивность последнего зависит от степени достижения между партнерами согласия и согласованности в процессе взаимодействия. Такое выделение составляю-щих межличностного взаимодействия позволяет глубже проникнуть в природу и механизмы многих социально-психологических феноменов: общение, восприятие и понимание человека человеком, совместимости и износа, эмпатии, характерно межличностным отношениям [13, с. 61].