Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитание скоростных способностей хоккеистов подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В ХОККЕЕ. 6
1.1 Общая характеристика методики
воспитания скоростных способностей 6
1.2 Возрастные особенности развития
скоростных способностей. 10
1.3 Состав и структура скоростных
качеств юных хоккеистов, средства и методы их воспитания в рамках внеурочной
деятельности. 19
Выводы по разделу 1. 27
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 29
2.1 Организация исследования. 29
2.2 Материалы и методы исследования. 31
2.3 Разработка программы внеурочных тренировок на развитие
скоростных способностей у хоккеистов подросткового возраста. 35
ГЛАВА 3.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. 41
3.1 Результаты формирующего этапа
педагогического эксперимента. 41
3.2 Анализ динамики прироста уровня
развития скоростных способностей у хоккеистов подросткового возраста. 42
Выводы по педагогическому эксперименту. 55
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Введение:
Актуальность темы. Хоккей,
как вид спорта пользуется большой популярностью среди детей, особенно среднего
и старшего школьного возраста. Данный игровой вид спорта является отличным
способом привлечения молодёжи к здоровому образу жизни, регулярной и
систематической спортивно-соревновательной деятельности. Огромным преимуществом
хоккея, многие педагоги считают его командный характер, развивающий не только
коллективизм у детей, но и творческий потенциал.
Хоккей предъявляет много
требований относительно уровня физической подготовленности занимающихся. Игроки
должны уметь быстро стартовать и преодолевать различные расстояния, изменять
направление и темп движения, выполнять технико-тактические приемы игры,
мгновенно реагировать на действия противников и партнеров, оценив игровую ситуацию,
принять рациональное решение и выполнить соответствующее действие. Скоростные
качества, по мнению заслуженного мастера спорта и многократного чемпиона мира,
С. Макарова, являются ведущими для успешной спортивной деятельности в хоккее.
По итогам анализа научной
и методической базы исследования, показано, что самыми благоприятными
возрастными рамками для совершенствования различных форм скоростных качеств
является период 7-14 лет. На сегодняшний день, юношеский хоккей, в роли
ведущего фактора роста спортивного мастерства расценивает именно скоростную
подготовку занимающихся. Несмотря на то, что вопросы связанные с
совершенствованием методологии и арсенала средств, используемых в рамках
скоростной подготовки хоккеистов, постоянно рассматриваются и изучаются в
научных кругах [10, 21, 34], все же подавляющий процент имеющихся современных
программ тренировок, методических разработок [9, 20, 28], рассчитаны на
спортсменов высокой спортивной квалификации. Большинство из них построено без
учета, как морфологических, так и функциональных особенностей детского и
подросткового организма. Учитывая данный факт, эти программы являются не
пригодными для внедрения в тренировочную практику спортивных школ, юношеских
клубов, секций по хоккею и т.д. Их использование станет возможным только после
ряда переработок и корректировок. Это и есть основной проблемой, которая
препятствует росту качества организации и соревновательной, и
учебно-тренировочной деятельности в юношеском российском хоккее.
Помимо этого,
актуальность темы данного исследования, подкрепляется проблемным аспектом
акселерации детей современного поколения, что в свою очередь, стало причиной
снижения возрастного порога в сборных командах по хоккею. На этом фоне, особую
значимость приобретает полноценная и качественная спортивная подготовка
хоккеистов возрастной категории 10-14 лет. Именно в этом периоде происходит
закладка фундамента будущих стабильных и высоких достижений в спортивной
карьере. Также на данный подготовительный период в юношеском хоккее припадает
фаза наиболее активного развития и совершенствования двигательных качеств.
Таким образом,
основываясь на всех вышеизложенных доводах, считаем актуальность темы данной
ВКР, обоснованной в полной мере.
Объект исследования. Физическая подготовка юных хоккеистов.
Предмет исследования. Программа воспитания скоростных качеств хоккеистов
10-14 лет.
Цель исследования: разработать,
внедрить и апробировать программу тренировок, направленную на развитие
скоростных способностей детей, занимающихся хоккеем 10-14 лет на этапе
начальной спортивной подготовки, в рамках пришкольных секционных занятий.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические
основы воспитания скоростных способностей в юношеском хоккее;
2) Разработать и внедрить
программу тренировок, направленную на развитие скоростных способностей детей,
занимающихся хоккеем 10-14 лет на этапе начальной спортивной подготовки;
3) Апробировать в рамках
педагогического эксперимента программу тренировок, направленную на развитие
скоростных способностей детей, занимающихся хоккеем 10-14 лет, в рамках
пришкольных секционных занятий.
Гипотеза исследования: предполагается, что разрабатываемая программа
тренировок юных хоккеистов 10-14 лет, будет способствовать качественному
приросту уровня развития скоростных качеств, в рамках пришкольных секционных
занятий.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации уже имеющихся
в литературе данных, посвященных особенностям методик обучения двигательным
действиям хоккеистов в рамках пришкольной спортивной секции, которые раннее
проводились не в достаточном объеме, а также без учета новейших
исследовательских и научных данных, посвященных процессу развития одного из
ведущего физического качества в подростковом возрасте – скорости.
Разработана и
апробирована программа тренировок, направленная на качественное развитие
скоростных качеств хоккеистов в самом подходящем для данных целей возраста
занимающихся – 10-14 лет.
Заключение:
Начиная занятия спортом,
ребенок должен иметь желание тренироваться, а педагог, в свою очередь,
направляет юных спортсменов на достижение высоких результатов. Оптимальная,
планомерная и многолетняя тренировочная программа хоккеистов-юниоров, должна
строится на учебных, воспитательных, возрастно-физиологических принципах.
Закономерности роста и становления их функциональных систем организма должны
браться за основу методологии обучения спортивной деятельности, чтобы не
допустить форсирование тренировочных нагрузок и ускоренного развития самих
занимающихся.
Результаты формирующего
этапа педагогического эксперимента позволили установить, что в не зависимости
от пола, у всех хоккеистов-юниоров, включенных в исследовательскую выборку,
скоростные способности были развиты на слабом, недостаточном для успешной
спортивной деятельности, уровне. Данное обстоятельство указало на необходимость
разработки, внедрения и апробации новой тренировочной программы, направленной
на совершенствование данного общефизического качества организма занимающихся.
При этом, программа тренировок строилась с учетом проведения занятий в
пришкольной секции по хоккею.
В основу разработанной
программы тренировок были заложены такие методы, как: круговой,
соревновательный, повторный и конечно же переменный. В рамках педагогического
наблюдения осуществлялся контроль за ЧСС хоккеистов-юниоров, соблюдались
рациональные скоростные режимы выполнения специализированных упражнений, велся
дневник выполнения обязательной утренней гимнастики в домашних условиях.
Внедрение и апробация
разработанной программы тренировок позволило качественно повысить уровень
развития скоростных способностей хоккеистов-юниоров, вне зависимости от половой
принадлежности занимающихся, что подтверждено результатами педагогического тестирования.
Так, в тестовых упражнениях бегового характера, результаты улучшились:
· на дистанции 30 м,
вариация низкий старт на 6,63%;
· в аналогичном
тесте в вариации с ходу – на 7,09%;
· на дистанции в 300
м – на 1,27%;
· в тесте на
взрывную силу ног был получен положительный прирост 4,21%;
· в силовом
упражнении по метанию ядра – на 41,4%.
Тренировочный процесс,
который был реализован по стандартной программе ДЮСШ с хоккеистами-юниорами
группы контроля, также оказал положительный эффект на прирост уровня развития
скоростных качеств, но он оказался не значительным и математически не достоверным.
Практические рекомендации
В среднем школьном
возрасте мальчики и девочки, занимающиеся хоккеем, могут совершенствовать
скоростные качества по единым методикам и в совместных тренировках, при условии
соблюдения следующих рекомендаций:
1) Метод – повторный,
непрерывный;
2) Форма – поток сериями;
3) Отдых между сериями –
до полного восстановления;
4) Объем в серии – к
снижению скорости;
5) Объем в тренировке – в
зависимости от опорно-связочного аппарата;
6) Характер усилий –
взрывной, уступающе-преодолевающий.
В целях развития у
хоккеистов-юниоров скоростных способностей, в первую очередь необходимо уделять
внимание скорости скольжения и движений. В данном аспекте ключевыми являются
скоростно-силовое, динамическое и скоростное направление тренировочного процесса.
В рамках последнего
необходимо решать такие задачи, как: прирост скоростных характеристик и
отдельных упражнений, беговых, прыжковых и т.д., и их структурных элементов в
отдельности. Также должны совершенствоваться комбинации различных движений, стартовое
ускорение во всех его проявлениях (разбегах, разворотах, отталкиваниях).
Необходимо применять
упрощенные вариации таких упражнений как разбеги и ускорения под уклоном, бег
со старта, использовать укороченные расстояния между барьерами (тренировки на
ледовой арене), совершенствовать различные коньковые ходы, на два-четыре беговых
шага делать длину разбега больше.
Весь комплекс упражнений
надлежит выполнять с максимальными пределами быстроты, и чередовать этот режим
с режимом заданной скорости в диапазоне 90-95,0% от максимума. При этом,
максимальные проявления скоростных способностей будут достигаться за счет улучшения
двигательной скоординированности и деятельности мускулатуры.
Блоки упражнений,
направленных на совершенствование скорости необходимо внедрять в начало каждого
тренировочного занятия, но только после проведения качественной разминки, а
также после выполнения выбранного конкретного скоростного упражнения, но с
небольшими скоростными темпами. Последнее призвано обеспечивать оптимальную
степень разогрева определенных групп мышц, задействованных в скоростной работе.
Упражнения лучше всего
выполнять непрерывно, так как данный темп располагает к постепенному повышению
скоростных проявлений, вплоть до максимальных пределов, не сковывая при этом
свободу движений и их амплитуду.
В процессе тренировки
скорости необходимо полностью исключать закрепощение, натуживание, пусть даже
самое минимальное, так как они препятствуют проявлению скоростного потенциала
занимающихся.
Задачи, средства и методы
скоростной подготовки следует выбирать с учетом возраста, спортивного стажа и
особенностей избранного вида спорта. Под скоростными качествами понимается
способность человека к проявлению максимальной скорости передвижения в
пространстве за кратчайший промежуток времени.
Знание закономерностей
развития скоростных качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение,
так как уже в детском возрасте закладывается фундамент будущих спортивных
достижений.
По данным
экспериментальных исследований теории и методики юношеского спорта, а также
других наблюдений педагогического характера, скоростная подготовка, в рамках тренировочного
процесса юных спортсменов должна осуществляться с учетом необходимости
совершенствования в технике избранного вида спорта, в данном случае – хоккея.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХОККЕЕ 1.1 Общая характеристика методики воспитания
скоростных способностей Эффективность выполнения
любого двигательного действия определяется уровнем развития физических качеств.
В настоящее время все
больше внимания уделяется развитию именно скоростных качеств [13].
Скорость – это комплекс
функциональных особенностей, обусловливающих скоростные характеристики движений
и время двигательной реакции. К этим характеристикам движений относятся
скорость простой и сложной двигательных реакций, отдельных двигательных
действий и темп (частота) движений.
Скоростные способности –
это комплекс функциональных возможностей человека, который обеспечивает
выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток
времени.
Скорость характеризуется
способностью человека осуществлять движение в максимально короткий период
времени. Сама скорость движения определяется рядом компонентов: время скрытой
двигательной реакции, время выполнения отдельного движения, частотой смены
одиночных движений (темпом движений) и др. Необходимо отметить, что первый и
третий компоненты во многом детерминированы генетически. Именно поэтому при
тренировке скорости обращают внимание на развитие силы, за счет которой удается
серьезно повлиять на результат выполнения упражнения [7, 15].
Генетическая
обусловленность скорости отображается еще, по крайней мере, в трех
особенностях.