Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитание основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы воспитания основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры 8

1.1 Анализ научных понятий «нравственность» и «нравственное поведение» в психолого-педагогических исследованиях 8

1.2 Формы и методы работы по воспитанию основ нравственного поведения у детей дошкольного возраста 15

1.3 Возможности театрализованной игры как средства воспитания основ нравственного поведения в старшем дошкольном возрасте 22

Выводы по 1 главе 32

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения театрализованных игр как средства воспитания основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 34

2.1 Диагностический комплекс анализа уровня сформированности нравственного поведения дошкольников 34

2.2 Система работы по воспитанию основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры в условиях дошкольной образовательной организации 40

2.3 Оценка эффективности работы и интерпретация результатов исследования 53

Выводы по 2 главе 60

Заключение 61

Список использованной литературы 64

Приложение 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования опыта нравственного поведения детей является предметом осмысления педагогической науки и практики. Под воздействием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в результате перехода системы образования на качественно новый уровень появляется необходимость переосмысления нравственного развития детей дошкольного возраста.

Социальные нормы и ценности служат в качестве регуляторов поведения и отношений дошкольников, являются базой для морально-нравственного развития, а также способствуют упорядоченности нравственных взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Воспитание у детей социальных норм и ценностей в контексте нравственного воспитания можно охарактеризовать как комплексный процесс становления нравственного облика, нравственной позиции; нравственных чувств; нравственного поведения. Для осознания ребенком значимости нравственного поведения необходимо помогать ему в усвоении и присвоении нравственных ценностей и формировании на их основе собственного опыта нравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в контексте ФГОС ДО в соответствии с задачами социально-коммуникативного развития дошкольников: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, и т.д.

Нравственные отношения, являясь видом общественных отношений, возникают в ходе социального взаимодействия субъектов и в своей основе содержат моральные требования. В условиях обесценивания нравственности в современном обществе дошкольные образовательные учреждения должны ориентироваться на формирование у детей нравственных отношений, привитие им нравственных норм поведения. Поэтому нравственное воспитание должно рассматриваться как процесс развития нравственной личности, основу которого составляют такие компоненты, как нравственное просвещение, формирование нравственных представлений, чувств, навыков нравственного поведения. В качестве показателя нравственной воспитанности выступает характер отношения ребенка к окружающим, что выражается в проявлении сочувствия, отзывчивости, сопереживания, эмпатии.

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для становления отношений с окружающими: в этом возрасте пробуждаются сочувствие, сопереживание, забота о другом. В период дошкольного детства происходит формирование взаимоотношений ребенка с окружающими, возникает совместная деятельность, благодаря чему дети постигают мир взаимоотношений и осознают нормы взаимодействия между людьми. Дети приобретают навыки поведения, учатся гуманному отношению, осознают моральный смысл явлений окружающего мира, начинают подчиняться социально принятым нормам и правилам. Дети дошкольного возраста еще недостаточно знают, как правильно вести себя в обществе, не всегда согласовывают свое поведение с известными нормами морали и нравственности, у них еще накоплен недостаточный опыт собственного нравственного поведения, а нравственные нормы, ценности и ориентации, хотя и усвоены, еще не вполне присвоены и не стали личностно значимыми, которыми дети могли бы руководствоваться в своем поведении.

Игра, являясь ведущим видом деятельности, способствует формированию нравственных отношений, создавая благоприятный фон для проявления нравственных чувств. В играх создаются возможности для формирования этических норм, гуманных проявлений, формируются способности к сопереживанию и содействию. Дети, воссоздавая поступки и отношения взрослых, проникаются их чувствами, сопереживают им, начинают лучше ориентироваться в отношениях между людьми, осваивают нравственные нормы поведения. Игровая деятельность создает условия для воспитания нравственных отношений через совместную игровую деятельность, а нормы морали в игре становятся регуляторами сначала игровых, а затем и реальных взаимоотношений детей.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между готовностью детей дошкольного возраста к осознанию своего отношения к явлениям социальной действительности, в том числе к освоению нравственных отношений и недостаточным использованием потенциала театрализованной деятельности как средства моделирования нравственных отношений и воспитания нравственных ориентиров у ребенка в условиях дошкольной организации.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения театрализованных игр как средства формирования основ нравственного поведения у дошкольников.

Объект исследования: нравственное поведение.

Предмет исследования: театрализованная игра как средство воспитания основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что театрализованная игра является эффективным средством моделирования опыта нравственного поведения дошкольников при соблюдении определенных педагогических условий.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научных понятий «нравственность» и «нравственное поведение» в психолого-педагогических исследованиях.

2. Рассмотреть формы и методы работы по воспитанию основ нравственного поведения у детей дошкольного возраста.

3. Выявить возможности театрализованной игры как средства воспитания основ нравственного поведения в старшем дошкольном возрасте

4. Реализовать на практике опыт использования театрализованных игр как средства воспитания основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и дать оценку его эффективности.

Методологическая основа исследования. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях. Изучением проблем содержания, методов и форм нравственного воспитания занимались Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский, С.Г. Якобсон и др.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как социальная по своей природе деятельность (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), исследуется мировым психологическим сообществом. Значение игры для морально-нравственного развития дошкольников описывается в исследованиях Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, Н.А. Коротковой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселевой, А.П. Усовой и др.

Игра как средство формирования и моделирования нравственных отношений дошкольников рассматривается в отечественной педагогике в контексте актуализации знаний детей об отношениях между людьми (Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая); формирования у детей социально желательных качеств (А.П. Усова); регулирование взаимоотношений детей в совместных играх посредством внесения правил для формирования позитивного отношения к сверстнику (О.Н. Кузнецова, Т.Б. Теплицкая); раскрытия нравственной сущности деятельности взрослых и демонстрация образцов ролевого поведения (Р.А. Иванкова); средство формирования нравственных ценностей (Л.В. Артемова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова) и т.д.

Анализ современных комплексных вариативных программ показывает, что игры-драматизации являются важным средством формирования нравственных ценностей и выделяются отдельным разделом в программах «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) и «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович). В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления.

Методы исследования: метод анализа литературы, метод опроса, наблюдение, метод количественного и качественного анализа. В качестве методик использовали методику «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина); методику «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); методику диагностики уровня нравственной мотивации (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии семьи и воспитания РАО).

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические материалы по использованию театрализованных игр в формировании опыта нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в планировании и организации воспитательно-образовательного процесса.

Экспериментальная база. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста возрастной категории 5-6 лет общим количественным составом 40 человек, распределенные в две группы — контрольную и экспериментальную, по 20 человек в каждой.

Структура исследования. ВКР содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенные исследования психолого-педагогической и методической литературы позволил подтвердить актуальность выбранной темы, так как проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых для нашего современного общества. Кроме этого в ходе исследования были решены поставленные задачи.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание таких понятий, как понятия, как нравственность, нравственное воспитание, нравственное поведение, социальные и нравственные нормы и ценности, нравственный опыт, привычки нравственного поведения.

В ходе исследования мы выяснили, что формирование опыта нравственного поведения применительно к старшему дошкольному возрасту – это целенаправленный процесс, который характеризуются переводом моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения ребенка и их неуклонное соблюдение.

Опираясь на труды ученых (Н.Я. Большуновой, О.Н. Князевой, А.Д. Кошелевой, В.И. Логиновой, Б.Т. Лихачева, С.А. Улитко и др.), мы выявили методы, средства и формы, необходимые для приобретения детьми опыта нравственного поведения, это: беседы, упражнения, моделирование, социальные образцы поведения, проекты, чтения и инсценировки сказок, примеры взрослых, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, этические беседы и т.д.

Мы раскрыли возможности театрализованной игры в формировании опыта нравственного поведения у старших дошкольников. Театрализованная игра обеспечивает освоение дошкольниками мира человеческих отношений и создает условия для нравственного развития. В ходе участия в театрализованных играх дети осваивают новые модели нравственного поведения, учатся находить выходы из различных ситуаций, оказывать сопереживание и содействие товарищам, согласовывать свое поведение в соответствии с потребностями другого, а следование правилам способствует развитию произвольности поведения. Игровые отношения являются своеобразным этапом моделирования реальных взаимоотношений дошкольников, благодаря играм дети учатся познавать стороны отношений, регулируемые нравственными нормами.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта нравственного поведения были разработаны методические материалы, а также реализована комплексная программа занятий. По итогам контрольного среза доминирующее количество дошкольников распределились между высоким и средним уровнем сформированности и осознания нравственных качеств, ориентиров и социальных норм и ценностей. Большинство детей достаточно осознают социальные нормы и ценности, способны правильно оценивать поведение других людей и мотивировать свои оценки.

В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, учились пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, щедрости, доброжелательности, вежливости, воспитанности, культуре поведения, взаимопомощи и дружелюбии. Проведенные занятия способствовали воспитанию чувства дружбы, формированию представлений о хороших и плохих поступках, отработке социально приемлемых способов поведения, нравственно-волевых качеств личности, учили взаимодействию со сверстниками как субъектами взаимоотношений. Игры содействовали обучению детей оказанию содействия и помощи людям, воспитанию чуткости, взаимовыручки, чувства взаимопомощи и сотрудничества, коммуникативных навыков, умений взаимодействовать с окружающими, получению представлений о нравственных качествах, социальных нормах, правилах, о гуманном поведении.

Формирование у детей основ нравственного поведения должно обеспечиваться посредством реализации педагогических условий:

1. Наличие динамичной рациональной предметно-развивающей среды в ДОУ, соответствующей субкультуре современных детей.

2. Учет индивидуально-возрастных особенностей детей при проведении занятий, подборе тематики театрализованных игр.

3. Комплексное использование различных игровых средств для формирования социальных норм поведения, нравственных качеств детей.

4. Формирование у детей сочувствия, сопереживания, эмпатии, позитивного отношения к сверстникам, усвоение дошкольниками нравственных качеств поведения путем принятия социальных ролей.

5. Создание атмосферы для формирования у детей способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, щедрости, доброжелательности, вежливости, воспитанности, культуры поведения, взаимопомощи и дружелюбии.

6. Формирование у детей чувства принадлежности к группе, обучение дошкольников выдержке, терпению, дисциплинированности.

7. Планомерное осуществление педагогического сопровождения театрализованных игр дошкольников.

8. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в играх для формирования оценочных суждений о нравственных нормах, поступках.

9. Воспитание у детей привычки подчиняться социально выработанным правилам и нормам.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния театрализованной деятельности на формирование основ нравственного поведения детей в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться методам педагогического руководства театрализованной игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт социально-нравственного поведения

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы воспитания основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры

1.1 Анализ научных понятий «нравственность» и «нравственное поведение» в психолого-педагогических исследованиях

Понятие «Нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности человека. Процесс нравственного воспитания представляет собой двустороннее взаимодействие педагога с детьми и усвоением ими определенных нравственных, этических норм, с последующим формированием морального сознания личности, развитием нравственных чувств и приобретение привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Т.И. Пониманская в качестве нравственного воспитания определяет взаимодействие ребенка и взрослого, имеющего целью воспитание нравственных чувств и качеств, моральных норм и правил, нравственных мотивов и навыков поведения [46]. С.А. Козлова итогом нравственного воспитания рассматривает закрепление в личности определенного набора нравственных качеств [24].

Р.С. Буре в качестве нравственного воспитания рассматривает целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [9]. С позиции С.А. Козловой нравственное воспитание предстает в качестве целенаправленного процесса приобщения детей к ценностям определенного общества [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы