Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитание навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение процесса воспитания навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения 5
1.1. Педагогические условия воспитания навыков сотрудничества младших школьников 5
1.2. Потенциал уроков литературного чтения при развитии навыков сотрудничества у младших школьников 14
1.3. Понятие сотрудничества младших школьников в современной педагогике 22
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Проведение работы на уроках литературного чтения по воспитанию навыков сотрудничества 40
2.3. Анализ и интерпретация проведенной работы 51
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 62
Введение:
Актуальность исследования. Ориентация современного образовательного процесса, его содержания, принципов, методов, форм на развитие потенциальных возможностей человека, его интеллектуальную, чувственную, волевую сферу является одним из стратегических приоритетов современного обучения. Обеспечение качественных образовательных услуг через учебное сотрудничество является одной из основных задач педагога, реализуемого путем организации учебной деятельности учащегося, направленной на развитие его умственных способностей, познавательной активности, умение самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в реальную жизнь.
Современные сферы науки, производства, технологий, государственные и общественные организации, крупные компании, фирмы требуют от работников умений сотрудничать, взаимодействовать в командах или группах людей. Умение сотрудничать с другими определено одним из ключевых навыков человека XXI века и важным умением обучающегося начальной школы. Современный образовательный процесс ориентирован на формирование умений младших школьников сотрудничать с другими, взаимодействовать между собой, работать в команде, самостоятельно овладевать знаниями, умениями, навыками, применять их при изучении материала, повседневной жизни.
Опыт показывает, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. В то же время современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Этот способ обучения давно и подробно проработан в разных научных исследованиях, но еще недостаточно распространен на практике.
Проблемами учебного сотрудничества занимались такие ученые как И.М. Витковская [9], Е.В. Ганина [10], Т.В. Демидова [13], Е.Г. Иванова [20], Е.Г. Котова [25], Т.А. Рунова [39], Г.А. Цукерман [44] и др. Однако общественные изменения обусловливают необходимость рассматривать проблему учебного сотрудничества каждый раз в новом контексте.
Объектом исследования выступают навыки сотрудничества учащихся начальной школы.
Предметом исследования является воспитание навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей воспитания навыков сотрудничества учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Определить педагогические условия воспитания навыков сотрудничества младших школьников.
2. Изучить потенциал уроков литературного чтения при развитии навыков сотрудничества у младших школьников.
3. Организовать исследование и проанализировать исходный уровень навыков сотрудничества младших школьников.
4. Провести работу на уроках литературного чтения по воспитанию навыков сотрудничества.
5. Проанализировать результаты работы.
Гипотеза исследования. Процесс воспитания навыков сотрудничества у учащихся начальных классов будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
1) целенаправленный подбор литературных произведений;
2) систематическое применение групповых методов и приемов при формировании навыков сотрудничества на уроках литературного чтения – работа в парах и в малых группах, круговое чтение, игровые технологии;
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование); эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Практическое значение исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс методики, направленной на формирование навыков сотрудничества учащихся на уроках литературного чтения. Сформулированные положения могут быть использованы учителями начальных классов на уроках чтения для развития навыков сотрудничества, а также в будущей профессиональной деятельности автора.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день перед школой стоит важная задача, которая заключается в воспитании грамотной личности, способной успешно взаимодействовать с другими людьми. При этом, эффективное взаимодействие может развиваться и формироваться в процессе обучения, начиная с раннего детства, поэтому особая роль отводиться периоду обучения детей в начальной школе, когда в процессе учебной деятельности под руководством педагога формируется учебное сотрудничество.
Следует заметить, что младший школьный возраст представляет важный этап в развитии ребенка. В этот возрастной период происходит формирование системы организационных отношений, ценностных ориентаций, целей и мотивов. Как замечал Л.С. Выготский, в этот период совместная деятельность, которая сопровождается общением, является фактом перехода психических функций из природного характера в сознательный.
Формирование успешных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста представляет собой одну из актуальных проблем, поскольку современная начальная школа является тем местом, которое позволяют ребенку получать возможность обширного социально-практического самостоятельного контакта с разными сферами жизни.
Полученные знания и навыки социального опыта в начальной школе способствуют раскрытию возрастного потенциала младшего школьника и успешно вступить в среднее звено школьного обучения. В рамках социализации приоритетным направлением выступает изучение психолого-педагогических особенностей детей для создания условий успешного вхождения ребенка в социум. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствующих переходу на новые педагогические направления при работе с детьми.
Межличностные отношения являются многогранным понятием, представляя собой определенный уровень адаптации, социализации и социальной зрелости индивида, который дает ему возможность успешно выполнять заданную социальную роль. Ребенок младшего школьного возраста показывает определенный уровень адаптации к социальным требованиям общества и жизни в нем для его возрастного развития.
Культура межличностных отношений состоит в первую очередь из совокупности определенных знаний, умений и навыков, которые применяются в основных сферах деятельности человека. Среди важных условий формирования межличностных отношений, на первый план выходит формирование у детей младшего школьного возраста тех знаний о способах поведения и взаимодействия, которые необходимы для его окружений. Поэтому младших школьников нужно знакомить с традициями, которые выработаны в школе и месте его жительства, помогать осваивать поведение и нормы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Формированию навыков сотрудничества способствует специально организованная групповая или парная работа на уроках в начальной школе. Использование различных технологий групповой работы позволяет не только сформировать такие навыки, но и повысить уровень межличностных отношений младших школьников.
Воспитание навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения имеет свои особенности, которые помогают детям развивать коллективные навыки и успешно взаимодействовать друг с другом. В ходе исследования были выявлены следующие:
1. Уроки литературного чтения в начальной школе могут быть организованы в формате кооперативного обучения. Учащиеся работают в малых группах или парами, где каждый ученик активно вносит свой вклад и сотрудничает с другими членами группы. Это способствует развитию навыков коммуникации, взаимодействия, обмену мнениями и сотрудничеству.
2. Учителя начальных классов могут использовать совместное чтение на уроках литературного чтения. Учащиеся могут читать тексты вместе вслух, делиться чтением соседями или совместно читать отрывки из книги. Это способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимного понимания.
3. После чтения литературных произведений учащиеся могут принимать участие в групповых обсуждениях. Они могут делиться своими мыслями, впечатлениями, высказывать свои мнения и аргументировать свои точки зрения. Учитель может поощрять учащихся выслушивать друг друга, задавать вопросы и привлекать всех к обсуждению. Это способствует развитию навыков сотрудничества, слушания и уважительного отношения к мнению других.
4. На уроках литературного чтения учащиеся могут вместе создавать различные проекты и работы. Например, они могут совместно писать рассказы, составлять коллективные анализы текстов, рисовать иллюстрации к книгам или разыгрывать сцены из произведений. Коллективное создание способствует развитию навыков сотрудничества, взаимодействия и распределению ролей в группе. Учащиеся учатся согласовывать свои идеи, принимать общие решения и действовать сообща для достижения общей цели.
5. Учителя могут организовывать ролевые игры, где учащиеся принимают на себя роли персонажей из литературных произведений. Это позволяет детям вжиться в роль, развивает их эмпатию и понимание других персонажей, а также требует сотрудничества и взаимодействия между участниками игры.
6. Парная работа является эффективным способом развития сотрудничества на уроках литературного чтения. Учащиеся могут выполнять задания в парах, обмениваться мнениями, помогать друг другу и принимать совместные решения. Это способствует развитию навыков общения, сотрудничества и взаимной поддержки.
Все эти методы и приемы, основанные на принципах сотрудничества и партнерства, позволяют учащимся начальной школы развивать навыки коммуникации, сотрудничества, слушания и уважения других, а также формировать позитивное отношение к общей работе и достижению общих целей.
В итоге, уроки литературного чтения в начальной школе могут быть организованы с учетом ряда принципов и методов, способствующих развитию навыков сотрудничества у учащихся. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулировать их активность, создавать атмосферу сотрудничества и партнерства.
Принципы, такие как сотрудничество, активность, технологичность, производительность, связь исследования с реальной жизнью, опора на субъектный опыт младших школьников, оказывают значительное влияние на развитие навыков сотрудничества у учащихся. Использование методов, таких как кооперативное обучение, совместное чтение, групповое обсуждение, коллективное создание, ролевые игры, работа в парах и проектная работа, позволяет разносторонне развивать коммуникативные, сотруднические и организационные навыки.
Вместе эти принципы и методы помогают учащимся начальной школы учиться работать в коллективе, слушать друг друга, выражать свои мысли и мнения, принимать решения совместно, развивать взаимопомощь и взаимопонимание. Это не только способствует успешному освоению литературного материала, но и формирует важные социальные и коммуникативные навыки, необходимые для сотрудничества и взаимодействия в повседневной жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение процесса воспитания навыков сотрудничества учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
1.1. Педагогические условия воспитания навыков сотрудничества младших школьников
В психолого-педагогических научных источниках сотрудничество исследуется рядом с такими понятиями как взаимодействие, партнерство, кооперация, каждое из которых имеет свои особенности. В толковых словарях сотрудничество понимается как общая деятельность, совместный труд для достижения цели. Ученые рассматривают сотрудничество как: совместную работу по достижению цели, совместный труд, действия, участие в совместном деле, специфическую форму взаимодействия человека с другими, где осуществляется обмен мнениями, интересами, установками [2].
В исследованиях ученых также рассматривается дефиниция «учебное сотрудничество», которая касается взаимодействия в образовательном процессе. Учебное сотрудничество понимают как:
— взаимодействие, в процессе которого педагоги и учащиеся пытаются понять и поддержать друг друга для достижения результата деятельности (В.Г. Казанская);
— сложную динамично развивающую систему, которая включает распределение учебных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникацию, планирование и рефлексию; (В.В. Рубцов);
— помощь учащемуся в преодолении трудностей (Ш.А. Амонашвили) [9].
Соглашаемся с мнением Т.А. Руновой относительно понимания учебного сотрудничества как «особой формы учебного взаимодействия детей между собой, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, возникает положительная реакция на «несхожесть» участников взаимодействия» [38].
Исследователи определяют два основных аспекта учебного сотрудничества:
а) учебное взаимодействие учащихся между собой;
б) учебное взаимодействие с учителем.
На начальной стадии характер детских учебных контактов с ровесниками и учителем рассматривается как взаимодействие [36].
Разделяя взгляды ученых, можем определить такие признаки сотрудничества, как ощущение принадлежности к группе, взаимоответственность, взаимоподдержка и взаимодоверие; способность брать на себя ответственность за конечные результаты и выполнять любые внутригрупповые роли ради достижения общей цели; как открытое обсуждение проблем и обмен информацией; объединение ресурсов и потенциалов всех членов группы ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи; объединение в команду людей с взаимодополняющими навыками для эффективного решения проблем, наличие признанного всеми членами команды лидера [39].
Педагоги и психологи отмечают влияние умений сотрудничать с другими на:
— создание оптимальных условий для успешного овладения знаниями, умениями, компетентностями всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями;
— успешное продвижение как слабых, так и сильных учащихся, раскрытие потенциальных возможностей;
— увеличение объема изучаемого материала, глубины его понимания, уменьшения учебного времени на формирование понятий;
— положительную мотивацию к обучению, воспитанию устойчивых познавательных интересов;
— активизацию познавательной деятельности, стремление к более высоким достижениям, укрепление веры в свои силы;
— улучшение психологического климата, оптимизацию взаимоотношений учителя и ученика, учащихся друг с другом [33].
Умение младших школьников сотрудничать с другими рассматривается как способность взаимодействовать вместе для достижения цели, результата совместной деятельности, обмениваясь информацией, проявляя активность, инициативу, творчество, взаимоответственность, взаимоподдержку и взаимодоверие.
Такое взаимодействие требует от младших школьников умений активно слушать, выражать собственное мнение, аргументированно его объяснять, доказывать, выслушивать, уважать мнение других, оценивать его, обсуждать разные взгляды, варианты решения проблемы, выбирать оптимальный вариант, договариваться с одноклассниками, помогать, поддерживать, вдохновлять их, выполнять разные роли, обязанности, задачи, ответственно их выполнять, вести себя толерантно, управлять собственными эмоциями, ставить общую цель, достигать результата, презентовать работу [30].
Для формирования умений учащихся начальной школы сотрудничать с другими, по нашему мнению, важно обратить внимание на:
– создание у младших школьников мотивации, которая будет побуждать их к сотрудничеству. С этой целью целесообразно обеспечить такие условия, которые убеждают школьников в том, что сотрудничать с другими интересно, увлекательно, приятно, весело; общий труд более эффективен, чем индивидуальный, поскольку позволяет быстрее, продуктивнее, более творчески выполнить задачи, сделать то, что невозможно или очень трудно наедине; в ходе сотрудничества возникают дружеские отношения с другими, которые сохраняются и после проделанной работы;
– ознакомление и усвоение правил успешной совместной работы. Для этого целесообразно продемонстрировать пользу обсуждения, согласования планов работы, своих действий с другими, правил эффективного общения, распределения обязанностей, ролей, ответственности, соблюдения справедливости, объективности, помощи, поддержки, способствовать овладению указанными правилами на практике;
– овладение умениями сотрудничества. С этой целью целесообразно предлагать для выполнения учебные, практические, творческие, игровые задачи для совместного выполнения, которые будут интересными, творческими, доступными, удовлетворять образовательные потребности учащихся, убеждать школьников в том, что совместная работа дала возможность получить значительно лучший результат;
– развитие эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта младших школьников. С этой целью важно учить учащихся распознавать, понимать, адекватно проявлять собственные эмоции, распознавать, испытывать эмоции ровесников, управлять собственным эмоциональным состоянием, определять, понимать, адекватно реагировать, воздействовать на эмоции членов группы, команды (вдохновлять, поддерживать, вселять уверенность) [25].
Не менее важным выступает организация групповой работы младших школьников, которая максимально позволяет сформировать навыки сотрудничества обучающихся.
Групповая работа – это организованная учителем совместная учебная деятельность учащихся одного класса, во время которой группа (а не отдельный ученик) получает задачи, выполнение которых требует совместных усилий учащихся (общее планирование работы, обсуждение и выбор способов решения учебных задач, взаимопомощь и сотрудничество, самооценка). Конечный продукт групповой работы – это не механическое объединение отдельных усилий (сумма результатов членов группы), а качественно новый результат за счет проявления группового эффекта (обогащенный коллективными усилиями мысли и чувствами) [21].
Однако следует иметь в виду, что групповая работа учащихся начальной школы может быть построена с использованием коллективной и индивидуальной форм учебной деятельности.
Так, в зависимости от содержания указанных выше форм учебной деятельности, групповую работу делят на кооперативно-групповую (лишь совместное выполнение задач учащимися) и индивидуально-групповую (частично или преимущественно содержащую индивидуальную учебную деятельность), сопровождающуюся различной методикой организации групповой учебной деятельности учащихся, которая разнится в зависимости от того, какие дидактические, развивающие и воспитательные задачи должны быть решены в процессе работы. Это – взаимоконтроль, взаимопомощь и обучение [18].
Вместе с тем следует учитывать, что младшие школьники испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности и взаимодействия. Некоторые из этих трудностей могут включать:
1. Недостаток навыков коммуникации. Младшие школьники могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и идей, особенно в групповых обсуждениях. Они могут испытывать затруднения в слушании и понимании точек зрения других людей, а также в аргументации своих собственных мыслей. Это может создавать проблемы в сотрудничестве и взаимодействии на уроке литературного чтения.
2. Недостаток навыков сотрудничества. Для успешной групповой работы необходимо умение работать в команде, распределять задачи и сотрудничать с другими учениками. Однако у младших школьников могут быть сложности с установлением равновесия между собственными потребностями и потребностями группы. Они могут проявлять эгоцентризм и трудности в учете мнения других детей, что затрудняет эффективное сотрудничество.