Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей 5 года жизни к сверстникам посредством игры-драматизации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ.. 7
1.1. Феномен эмоциональной
отзывчивости у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях. 7
1.2. Особенности эмоциональной
отзывчивости к сверстникам у детей дошкольного возраста. 15
1.3. Методика воспитания
эмоциональной отзывчивости к сверстникам у детей пятого года жизни. 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО
ГОДА ЖИЗНИ К СВЕРСТНИКАМ.. 32
2.1. Характеристика
эмоциональной отзывчивости у детей 5 года жизни к. 32
сверстникам в современном
дошкольном образовании. 32
2.2. Методические рекомендации
для педагогов по воспитанию эмоциональной отзывчивости к сверстникам у детей
пятого года жизни. 54
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ. 75
Введение:
Актуальность
исследования. В
современном интенсивно меняющемся динамичном мире новые формы социального
взаимодействия практически не оставляют места и времени для сопереживания,
сочувствия, содействия ближнему. Рост средств массовой информации, техники,
введение новых форматов общения и взаимодействия сужают пространство для
эмоционально-чувственного общения, и зачастую сочувствие и эмоциональный отклик
формируются не по отношению к конкретным людям, а в рамках активно
развивающихся телекоммуникаций, развивающихся социальных сетей, которые не
требуют проявления эмоциональной отзывчивости. Дети дошкольного возраста,
находясь в условиях кардинальных
экономических, политических, социальных преобразований, также включаются в
процесс опосредованного общения в современных условиях социального
взаимодействия.
Дошкольный
возраст служит наиболее сензитивным этапом для формирования эмоциональной
отзывчивости, важность которой подчеркивается в нормативно-правовых документах
современности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования сосредоточено внимание на охране и укреплении
эмоционального благополучия детей, развитии у них эстетических чувств,
эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и
сопереживания чувствам других людей в контексте социально-коммуникативного
развития.
Кроме
того, в «Концепции
дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский)
акцентируется внимание на идеи гуманизации дошкольного образования, и
построении такой модели воспитания, при которой педагогический процесс будет
основываться на сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. В
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России также подчеркивается важность воспитания у подрастающего поколения
эмоционально-нравственной отзывчивости, развития доброжелательности, этических
чувств, сопереживания чувствам других людей.
Решению
указанных задач должно способствовать повышение уровня эмоциональной
отзывчивости детей. Понятие «эмоциональная
отзывчивость», введенное в педагогическую науку и практику, еще не получило
общепринятого описания, а значит, не стало объектом постоянного внимания для
науки и в словарях не отражено данное определение. Вместе с тем данная
дефиниция отождествляется с:
—
эмпатией (способностью проникать в душевные состояния других людей,
сочувствовать им, разделять их переживания) [52, с. 436];
—
эмпатией как эмоциональной отзывчивостью человека на переживания другого,
разновидность социальных (нравственных) эмоций; эмоциональный отклик [11].
Эмоциональная отзывчивость — способность человека к
сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний;
—
сопереживанием (переживанием субъектом идентичных с Другим эмоциональных
состояний);
—
сочувствием (переживание индивидом своих собственных состояний относительно
чувств Другого);
—
социальной перцепцией (восприятие, понимание и оценка субъектом других, самого
себя, групп и социальных общностей) [52, с. 278];
—
идентификацией (эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления
субъектом себя с другим субъектом, группой) [61, с. 130];
В научной литературе отзывчивость рассматривается в
контексте нравственного воспитания. Так, А.В.Запорожец, Я.З. Я.З. Неверович
понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию на состояние другого человека,
как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим
людям, включающую сопереживание и сочувствие [30].
М.И. Лисина, Ольшанникова А.Е. рассматривают
отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в
отношениях и общении между людьми [43]. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является
составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии
другому человеку [22]. В.В Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве
показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений [2, 3].
На
современном этапе развития общества зачастую не придается особого значения
эмоционально-личностному развитию ребенка, вместе с тем известны эффективные
средства воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, такие, например, как
игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры, и т.д. В настоящее время педагогами рассмотрены особенности
организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте,
определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф.
Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова); предложена методика работы (Т.Н.
Доронова, Э.Г. Чурилова) и особенности проведения театрализованных занятий
(Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М.Д. Маханева). Анализ литературных источников констатирует об
отсутствии единого подхода в изучении различных средств развития эмоциональной
отзывчивости дошкольников.
Проблема
исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике
дошкольного воспитания противоречием
между: необходимостью воспитания эмоциональной отзывчивости к сверстникам у
дошкольников и недостаточной практической разработанностью содержания и методов
воспитания эмоциональной отзывчивости к сверстникам у детей 5 года жизни. Стремление найти пути
решения указанного противоречия и
обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: эмоциональная
отзывчивость детей пятого года жизни в ДОО.
Предмет исследования: процесс
воспитания эмоциональной отзывчивости к сверстникам у детей 5 года жизни в
современных условиях.
Цель исследования:
на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать методические
рекомендации по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни
к сверстникам в ДОО.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать понятие
"эмоциональная отзывчивость" дошкольников на основе анализа
психолого-педагогических исследований.
2. Определить состояние проблемы
воспитания эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни к сверстникам в
современном дошкольном образовании.
3. Разработать методические рекомендации
для педагогов по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей пятого года
жизни к сверстникам в ДОО.
Для решения
поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретические: теоретико-методологический анализ
психолого-педагогической и научно-методической
литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация
педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, тестирование, качественный и
количественный анализ результатов исследования.
Структура работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и
практики, следует отметить, что существуют
разнонаправленные трактовки понятия эмоциональной отзывчивости: «эмоциональная
реакция ребенка на состояние другого» (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович);
«ведущая
эмоциональная единица, проявляющаяся в общении» (М.И. Лисина, А.Е.
Ольшанникова); «форма эмоционального переживания,
компонент эмпатии, проявляется в сопереживании, сочувствии другому»
(Т.П. Гаврилова); «показатель развития гуманных
чувств»
(В.В. Абраменкова); «умение поставить себя на место
другого»
(И.М. Юсупов); «отклик на переживания другого»
(Н.Н. Обозов); «готовность к эмоциональному
реагированию на значимые для индивида раздражители»
(А.Ф. Лазурский); «чувствительность к эмоциогенным
ситуациям»
(П. Фресс); «действенное
эмоциональное отношение к окружающим» (Я.З. Неверович); «способность
эмоционально откликаться на факты и явления социальной жизни»
(П.М. Якобсон) и т.д.
В среднем дошкольном возрасте возникает
коммуникативная потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником.
Дети в этом возрасте при формировании дружеских привязанностей ориентируются не
на личные качества товарищей, а на внешние критерии. В основе избирательных
привязанностей детей могут быть самые различные качества: инициативность,
успешность в деятельности, потребность в общении и признании сверстников.
Необходимость формирования взаимоотношений между
дошкольниками обусловлена потребностью ребенка в доброжелательном отношении к
нему со стороны сверстников, выражение с их стороны сочувствия и сопереживания
(М.И. Лисина). Доброжелательность
проявляется в выражении детьми активного интереса друг к другу, в приветливом
обращении со сверстниками; в умении ребенка проявить эмоциональный отклик и
разделить радости и переживания сверстников, оказать им помощь (Т.И. Бабаева).
В
онтогенезе процесс формирования эмоциональной отзывчивости тесно взаимосвязан с
формированием и развитием самосознания, с выделением себя ребенком из
социального окружения. Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной
отзывчивости происходит постепенно – первоначально развивается способность к
сопереживанию, сочувствию, милосердию, которая развивается постадийно:
переживание – сочувствие; переживание
– утверждение себя, переживание – действие.
В
качестве критериев сформированности эмоциональной отзывчивости выступают:
осознание ребенком важности проявления сопереживания и содействия по отношению
друг к другу; умение ребенка замечать эмоциональное неблагополучие окружающих;
выраженное стремление ребенка проявлять реакцию на эмоциональное неблагополучие
окружающих.
Процесс
воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников направлен на осознание
важности проявления друг к другу доброжелательности, отзывчивости,
сопереживания, сорадования, сочувствия, при руководстве нормами гуманного
поведения при оценке различных ситуаций и поступков окружающих
В
ходе определения уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у детей
пятого года жизни проводилось исследование с 30 детьми 4-5 лет по следующим
методикам: опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у
детей» (А.М.Щетинина);
педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский); метод
проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
В качестве критериев проявления эмоциональной отзывчивости определены
эмоциональный и поведенческий. Показателями проявления эмоциональной
отзывчивости выступили следующие: наличие эмпатических реакций и поведения на
состояние и переживания другого; попытки оказать помощь, содействие, проявить
эмпатию; наличие умений замечать эмоциональное неблагополучие сверстника;
наличие форм устойчивого содействия сверстнику; наличие умений бескорыстно
оказывать помощь, выражать сочувствие и сопереживание, эмоциональный отклик;
проявление гуманности в совместных действиях; степень эмоциональной
вовлеченности в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника;
характер сопереживания сверстнику; характер просоциальных форм поведения.
Эмпирическое
исследование свидетельствует, что высоким уровнем проявления эмоциональной
отзывчивости отмечены 6 (20%) детей, 18 (60%) детей показали средний уровень
проявления эмоциональной отзывчивости и негативным моментом явилось наличие в
выборке 6 (20%) детей с низким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости.
53,3% детей
характеризуются гуманистическим типом эмпатии, что проявляется в том, что дети
проявляют интерес к состояниям окружающих, выражены эмоциональные реакции на
переживания других, сопереживание. У 26,7% детей высокий и у 53,3% — средний
уровень эмоциональной отзывчивости — эти дети оказывают устойчивое содействие
сверстникам, утешают сверстника в случае возникновения затруднений. У 25% детей
обнаружен высокий и у 40% — средний уровень взаимодействия в совместной со
сверстниками деятельности, что доказывает наличие у детей эмоциональной
вовлеченности в действия сверстника, присутствует выраженное сопереживание
сверстнику, вместе с тем у детей 4-5 лет поведение имеет преимущественно прагматическую
ориентацию.
Вместе с тем в
выборке 10% детей отмечены эгоцентрическим типом эмпатии, что свидетельствует о
недостаточно развитой способности проявлять сострадание к эмоционально
выраженным состояниям сверстника, оказывать содействие и помощь. 20% детей
имеют низкие показатели эмоциональной отзывчивости, у них отсутствует
выраженное сопереживание и сочувствие, они не проявляют отклик на предложение
оказать помощь сверстнику, дети оказывают помощь в основном прагматического
характера.
В рамках воспитания
эмоциональной отзывчивости к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста возможно
организовывать эмоционально насыщенное общение ребенка со сверстниками в разных
видах деятельности: в непосредственно образовательной — трудовой, игровой
(дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые и т.д.); применять игровые
ситуации, просмотр сюжетных картин и иллюстраций; проблемные ситуации;
словесные упражнения; поисково-творческие задания; художественно-творческая
деятельность; мультфильмов; художественной литературы и сказок;
морально-этические беседы; поощрения и т.д.
Данное исследование не претендует на
исчерпывающее, и, в последующем необходимо проведение с детьми дальнейшей
работы по изучению влияния разных методик на воспитание эмоциональной
отзывчивости в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание может уделяться комплексному
использованию методов и средств развития эмоциональной отзывчивости и опыт
коллективного сотрудничества детей в условиях совместной деятельности и
общения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ К
СВЕРСТНИКАМ 1.1. Феномен
эмоциональной отзывчивости у дошкольников в психолого-педагогических
исследованиях Анализ
научных исследований, посвященных изучению проблемы эмпатийности,
свидетельствует об отсутствии единого общепринятого определения эмоциональной
отзывчивости, и среди ученых наблюдаются существенные расхождения при
интерпретации данного понятия, а также при определении сущности и структуры
данного феномена. Обратимся к раскрытию ключевых понятий «эмоциональная
отзывчивость».
Понятие
«эмоциональная отзывчивость» отождествляется с эмпатией (способностью проникать
в душевные состояния других людей, сочувствовать им, разделять их переживания)
[52, с. 436]; сопереживанием (переживанием субъектом идентичных с Другим
эмоциональных состояний); сочувствием (переживание индивидом своих собственных
состояний относительно чувств Другого); социальной перцепцией (восприятие,
понимание и оценка субъектом других, самого себя, групп и социальных общностей)
[52, с. 278]; идентификацией (эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого
отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой) [61, с. 130].
Проблема
развития эмоциональной отзывчивости является одной из актуальных в педагогике и
психологии и рассматривается во взаимосвязи с социальной, интеллектуальной,
эстетической активностью дошкольников.
Существуют разнонаправленные трактовки понятия
эмоциональной отзывчивости. Терминологически данная дефиниция применяется в
качестве обобщающего определения различных форм небезразличного отношения
индивида к переживаниям, которые выражаются в чувствах окружающих,
произведениях искусства, всем живом и т.д. Несмотря на активное применение