Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Вопросы профессиональной этики журналиста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ЖУРНАЛИСТА.. 5
1.1. Понятие журналистской этики. 5
1.2. Профессионально-этические принципы поведения журналиста. 13
Глава 2. САМОЦЕНЗУРА ЖУРНАЛИСТА КАК КОМПОНЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.. 23
2.1. Внешние и внутренние факторы самоцензуры. 23
2.2.Личные убеждения и ответственность журналиста. 28
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ НА
ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ.. 41
3.1. Примеры нарушений профессионально-этических норм в
электронных изданиях 41
3.2. Анализ и сравнение профессионально-этических норм в
электронных изданиях 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. 73
Введение:
Актуальность
темы исследования. На сегодняшний день журналистская
профессия имеет репутацию профессии третьего сорта в связи с низкой репутацией
и потерей доверия: по данным опроса, проведенном в 2020 году консалтинговой
компании Edelman, уверенность аудитории в непредвзятости СМИ снижается,
качество информации падает. В частности, более половины респондентов – 57%,
полагают, что журналистские материалы, которые они регулярно читают и смотрят,
состоят из непроверенной и недостоверной информации. 51% аудитории считает, что
журналистика служит интересам правящей элиты.[1] Это обусловлено тем, что в
публикациях журналистских материалов содержится много недостоверной информации,
непроверенных сведений, скрываются факты.
Журналист и нравственность сегодня
являются понятиями практически полярными. Сегодня журналисты все чаще забывают
о том, что существует журналистская этика и ее принципы необходимо соблюдать
для того, чтобы являться профессионалом своего дела, быть ценным специалистом.
К сожалению, погоня за сенсациями и стремление повышать рейтинг издания не
коррелируют с принципами журналистской этики, тем самым снижая рейтинг, имидж
самого журналиста не только как профессионала, но и как личности. Поскольку в
современном обществе важными являются репутационные риски, говорить о том, что
журналист их имеет – вполне возможно.
При этом самоцензура в профессии
журналиста, то есть, самоконтроль, сегодня рассматривается скорее как
негативный фактор, поскольку, по мнению специалистов, ограничивает свободу
журналиста, в частности, в плане освещения некоторых «запретных» тем.
Корреляция самоцензуры и журналистской этики – это открытый вопрос для
обсуждения в современной практике журналистской деятельности.
Соответственно, проблема данного исследования заключается в том, что современная
журналистика минимизирует практику следования принципам профессиональной этики,
что снижает доверие к журналисту, как к профессионалу и личности, а также к
самой профессии журналиста в обществе, обесценивая ее.
Объект
исследования: профессиональная этика журналиста.
Предмет
исследования: нарушения профессиональной этики
журналиста в современных онлайн медиа: «Meduza» и «Новая газета».
Цель
исследования: определить характер и степень следования
профессионально-этическим нормам в электронных изданиях.
Исходя из поставленной цели необходимо
определить следующие задачи исследования:
— изучить понятие журналистской этики;
— рассмотреть профессионально-этические
принципы поведения журналиста;
— определить внешние и внутренние факторы
самоцензуры;
— выявить личные убеждения и
ответственность журналиста;
— привести примеры нарушений
профессионально-этических норм в электронных изданиях;
— проанализировать и сравнить
профессионально-этические нормы в электронных изданиях.
Методология
исследования. В работе были использованы следующие
методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (контент-анализ).
Источниковая
база исследования. Онлайн медиа «Meduza» и «Новая газета»
за период 2014-2021 гг.
Теоретическая
основа исследования. В работе были проанализированы труды
следующих ученых: Д.С. Авраамова,[2] Г.В. Лазутиной,[3] И.С. Кон,[4] В.В. Кашина,[5] А.А. Гусейнова,[6] А. Пионтковского[7] и других.
Степень
изученности темы и проблемы исследования. К проблеме
профессиональной этики журналиста обращались, прежде всего, Д.С. Авраамов и
Г.В. Лазутина. Они рассматривали вопросы и сущность профессиональной этики
журналиста с точки зрения философских категорий нравственности и морали.
Научная
новизна исследования заключается в определении грани, когда
нарушаются этические принципы журналистской деятельности на конкретных примерах
в СМИ.
Практическая
значимость работы. Данные, полученные в ходе исследования,
могут являться методическим пособием, дополнительным при изучении журналистской
этики.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, основной
части, составляющей три главы, заключения, списка литературы и источников,
приложения. [1] В России
зафиксирован самый низкий уровень доверия к СМИ. URL:
https://adindex.ru/news/researches/2020/01/20/278891.phtml (дата обращения
21.01.2021). [2] Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та,
2003. 264 с. [3] Лазутина Г.В.
Профессиональная этика журналиста. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Аспект
Пресс», 2011. 224 с. [4] Кон И.С. Словарь
по этике. 4-е издание. М.: Политиздат, 1981. 430 с. [5] Кашин В.В. Учение
Гегеля о нравственности // Вестник ОГУ. 2005. № 7. С. 29-33. [6] Гусейнов А.А.
Этика. Учебник. М.: «Гардарика», 1998. 208 с. [7] Пионтковский А.
Самая эффективная форма цензуры – самоцензура // Неволя. 2014. № 49. С. 43-47.
Заключение:
В ходе исследования мы пришли к следующим
выводам:
— при решении первой задачи было выявлено,
что журналистская этика базируется как явление непосредственно на понимании ее
с философской точки зрения, в соответствии с которой можно заключить, что этика
вообще – самостоятельная категория, которая сама по себе является регулятором
поведенческой траектории человека и как личности, и как профессионала. Сюда же
входят аспекты самоконтроля, само регуляции, самокритики.
Этика взывает к голосу совести человека,
обращается к нормам его личностного регулирования. А именно, конкретно в
журналистской профессии этика, как профессиональная категория, свидетельствует
о следующих характеристиках профессиональной личности: честь, достоинство,
совесть, мораль и нравственность. И именно эти константы определяют журналиста
как высокого профессионала, или же, наоборот.
Следование принципам профессиональной
этики обуславливает, как мы предполагаем, репутационные особенности журналиста
как специалиста в своей области.
Мораль и нравственность – это краеугольный
камень журналистики, о соблюдении и целесообразности которого до сих пор
ведутся дискуссии: где находится та грань, которая определяет нравственность и
безнравственность в журналистике. Это и было необходимо исследовать в процессе
эмпирического анализа;
— при решении второй задачи было выяснено,
что журналистская этика не регулируется законодательством, это лишь
общепринятые нормы, которые рекомендовано соблюдать во избежание последствий
для издательства в виде предписаний вышестоящий органов и потери репутации;
— в процессе решения третьей задачи было
выяснено, что важной этической профессиональной особенностью является
журналистская самоцензура. Моральная составляющая самоцензуры – это важный
объект журналистской этики.
В частности, освещение тех или иных тем
может быть совершенно невыгодным для государства и политической системы в
целом, на которой, собственно, и строится вся сущность самоцензуры журналиста;
— решая четвертую задачу, было определено,
что личные убеждения журналиста, его исключительное мнение – это тоже
показатель морально-этических норм деятельности журналиста. Существуют темы,
которые в настоящее время из этических и моральных соображений не принято
освещать. Среди таких тем можно назвать Чечню, информацию о чиновниках с «разоблачительной
точки зрения».
В соответствии с требованиями к личной
ответственности за свои работы журналист может нести вполне реальное наказание
за написание и публикацию тех или иных материалов, которые противоречат
принципам журналистской этики. В настоящее существует серьезный риск попасть
под экстремистские статьи, активизируя политическое внимание;
— при решении пятой задачи, в процессе
исследования конкретных примеров нарушения и соблюдения журналистской этики,
было выявлено, в первую очередь, то, что нарушения являются очень частым
явлением и основной их причиной можно считать личные эмоции журналиста,
пропускающего через себя и свои эмоции материал, мировоззрение издания или его
спонсоров, моральную ответственность журналиста за его мировоззрение и его
трансляцию на большую аудиторию.
Нарушения профессиональной этики обусловлены
некоторой «безответственностью» за публикуемый материал, даже тогда, когда это
происходит не специально, то есть, журналист не специально проявляет эмоции и
оценочно судит своих героев, давая позитивные или негативные оценки.
В процессе решения шестой задачи
определено, что соблюдение этических норм в профессии журналиста обозначает
правдивость и объективность, где журналист с холодной головой анализирует
материал, не включая собственные эмоции.
Поэтому, мы полагаем, что грань между
нарушением журналистской этики и ее соблюдением основывается на моральных
принципах журналиста, способности к его саморегулированию, в способности к
проведению глубокого анализа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТА 1.1. Понятие журналистской этики Этика входит в суть философской области,
ее предназначение заключается в рассмотрении ключевых норм морали в системе
общественных отношений.[1] Говоря конкретно о
профессии журналиста, необходимо конкретизировать, обратив внимание на то, что этика
обусловлена непосредственно стандартами профессионального поведения и
ориентирована на синтез нравственных принципов и ценностей со свободой
выбора в информационной подаче. Конфликты на почве нравственности
возлегают в области профессиональной морали, соответственно, можно говорить о
наличии двух понятий в одном: журналистская этика, выявляющая специфические
проблемы в процессе формирования материалов, а также этика
в журналистике, ориентированная на выполнение требований декларации
принципов профессионального поведения журналистов.[2]
Термин «этика» как научное понятие впервые
был упомянут Аристотелем, который в данное слово вложил качества характера
человека, отличающиеся от качеств ума и «проявлений телесной природы».[3] В процессе эволюционного
развития данное понятие дополнялось прочими значениями, тем самым более глубже
отображая содержимое. В частности, появились такие категории как «мораль» и
«нравственность».
Само по себе понятие «этика» позиционируется
в различных науках и словарях с разных точек зрения.
К примеру, Философский энциклопедический
словарь 1983 года рассматривает понятие как науку из области философского
знания, где изучается мораль и нравственность как двигатели человеческого
общества, обеспечивающие жизнедеятельность социума.[4]
При этом философский энциклопедический
словарь 2004 года рассматривает обусловленный термин несколько иначе, а именно,
как «науку о морали».[5] В словаре 2010 года этика
является уже учением о нравственности и морали.[6] Суть остается неизменной,
меняются формулировки значений.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова рассматривает
понятие этики с двух точек зрения, а именно:
— этика как философское учение о
нравственности, о правилах поведения человека;
— этика как свод поведенческих норм,
морали и нравственности в определенной социально группе.[7]
То есть, в данном словаре этика является
одновременно и учением, и принятой нормой.
В Словаре иностранных слов этика
представлена следующим образом:
— совокупность поведенческих норм, которое
приняты в социальной группе в определенный период времени;
— совокупность профессиональных норм.[8]
Так, здесь видно разделение понятие этики
на сугубо профессиональную и общепринятую.
Несмотря на некоторую разность подходов,
все определения этики объединяются тем, что составной их частью являются
категории морали и нравственности.[9]
Зачастую понятия морали и нравственности
трудно отделимы друг от друга, также сложно различить их как понятия. К
примеру, Гегель разводил их, представляя мораль как категорию, которая
показывает характер поступков человека с его точки зрения, в то время как
нравственность – это объективное состояние поступков.[10]
Соответственно, необходимо обратить
внимание на то, что философские словари, предлагая трактовать этику, рассматривают
ее именно как учение о морали. В толковых словарях этика имеет двойственное
значение, в частности, она позиционируется как учение о морали и совокупность
принятых норм. При любом рассмотрении очевидно, что этика завязана на
категориях нравственности и морали.
Можно сделать вывод о том, что этика –
это:
— наука о морали;
— наука о правильности поступков человека;
— нормы нравственности;
— способ контроля за поведенческими
проявлениями в социальной группе.
Ранее мы уже затронули такую категорию как
«профессиональная этика». Данное понятие понимается в Словаре по этике в
качестве поведенческого кодекса, который призван регулировать нравственный
характер межличностной и межпрофессиональной коммуникации.[11] [1] Дэннис Э., Мэррил
Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997. С. 237. [2] Долгина Е.С.
Профессиональная этика журналиста: каноны и // Современная филология :
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа : Лето, 2015. С.
91-93. [3] Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста. М.: «Изд-во Моск. ун-та», 1999. С. 148. [4] Философский
энциклопедический словарь (1983). Этика URL:
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm (дата обращения
21.01.2021). [5] Гусейнов А.А.
Этика. Учебник. М.: «Гардарика», 1998. С. 151. [6] Цит. по Авраамов
Д.С. С. 95. [7] Конституция
российской федерации URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения 25.01.2021). [8] Лазутина Г.В.
Профессиональная этика журналиста. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Аспект
Пресс», 2011. С. 55. [9] Цит. по Авраамов
Д.С. С. 95. [10] Кашин В.В. Учение
Гегеля о нравственности // Вестник ОГУ. 2005. № 7. С. 29-33. [11] Кон И.С. Словарь
по этике. 4-е издание. М.: Политиздат, 1981. С. 81.