Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Учитель русского языка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Воплощение поэтики символизма в лирике А.А.Блока (теоретический и дидактический аспекты)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты изучения воплощения поэтики символизма в лирике А.А.
Блока. 5

1.1.
Особенности поэзии серебряного века и ее влияние на творчество А.А. Блока  5

1.2. Лирика
Блока как явление символизма. 19

Выводы по
главе. 26

2.
Дидактический аспект изучения воплощения поэтики символизма в лирике А.А. Блока. 27

2.1. Поэзия
А. Блока в аспекте интермедиальности. 27

2.2.
Особенности изучения символизма в поэзии блока в школьном курсе литературы.. 33

Выводы по
главе. 45

Заключение. 48

Список
использованных источников. 51

Приложение. 56

  

Введение:

 

Двадцать
первый век – это век профессионалов, при оценке которых важнейшим критерием
является компетентность. Изучение такого, казалось бы, далекого от житейской
практики предмета, как лирика серебряного века вообще и творчество Блока в
частности, развивает творческие способности учащихся, учит их мыслить
нестандартно, избегать поверхностности в суждениях, искать суть любого понятия
и явления. Кроме того, стихи Блока – это источник бесконечного эстетического
наслаждения; обращаясь к чисто духовным ценностям, они исправляют крен в
сторону прагматизма, наметившийся в сознании современных молодых людей. Имя
Блока занимает особое место в ряду русских поэтов серебряного века. Блок –
чистый лирик, избежавший эпичности в любом проявлении, однако он сумел отразить
в своем творчестве весь трагизм переломной эпохи. Изучение творчества Блока –
это во многом усвоение самого понятия «лирика» как сферы духовной жизни
человека.

Актуальность
нашей работы определяется назревшей необходимостью более детального
исследования путей изучения творчества А.А. Блока в школе в свете современных
тенденций в школьной методике литературы.

Теоретической
базой нашего исследования стали труды О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Е.В.
Хализева, Г.Л. Абрамовича, А. Горелова, Л.П. Гороховской, П.П. Громова, Л.К.
Долгополова, И.Г. Минераловой, В. Орлова, Л.А. Смирновой.

Объектом
исследования стал процесс изучения творчества А.А. Блока в школе.

Предметом
нашей работы являются пути совершенствования школьного преподавания лирики А.А.
Блока и его поэм.

Основной
целью ВКР является выявление и рассмотрение на практическом материале
оптимальных путей изучения творчества Блока в средней школе и предложение
собственных методических разработок на этой основе.

Общая
цель определила частные задачи:


раскрыть особенности поэзии серебряного века и ее влияние на творчество А.А.
Блока;


рассмотреть лирику Блока как явление символизма;


исследовать поэзию А. Блока в аспекте интермедиальности;


определить особенности изучения символизма в поэзии блока в школьном курсе
литературы.

Практическая
значимость работы определяется возможностью использовать ее материалы при
подготовке к школьным урокам литературы.

Структура
работы обусловлена ее содержанием: ВКР состоит из введения, в котором
обосновывается выбор темы, а также даются основные характеристики теоретической
и методической базы работы; двух глав, первая из которых рассматривает родовую
специфику лирики, методику изучения лирических произведений в школе, а также
художественное своеобразие лирики А.А. Блока, вторая содержит характеристику
методических решений изучения творчества А.А. Блока в школе; заключения, в
котором подводится  общий итог
проделанной работы и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Творчество
Александра Александровича Блока (1880–1921) явилось соединительным звеном между
русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта
была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции»
он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону
народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Начало
поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним из декадентских
течений в русской литературе конца XIX – начала XX века, возникшим на
идеалистической философской основе.

При
всей неоднородности этого сложного явления его сущность заключалась в
противопоставлении реальному миру мира идеального, якобы постигаемого с помощью
символов, способных выявить тайную сущность бытия. В реалистическом искусстве
символ служит средством художественного обобщения, типизации жизненных явлений.

Символические
образы мы находим в творчестве Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького,
Леонова, Шолохова и многих других писателей. Символисты же создавали
отвлеченные, мистические символы, намекающие на связь человека с потусторонним
миром, не содержащие обобщений и понятные лишь немногим.

В
кругу символистов Блок занимал особое положение: он не был проповедником
религии, крайнего индивидуализма, культа смерти, сознательного ухода от
действительности, разрыва с классической традицией и увлечения чисто
формальными экспериментами. Но он разделял с ними некоторое время
идеалистические представления о нравственно-религиозном перерождении общества,
о пришествии на землю «Вечной Женственности», «Мировой Души», о спасении мира
красотой и т. д.

Влияние
символизма сказалось в «Стихах о Прекрасной Даме» (1901–1902), которые носили
субъективный, созерцательный характер. Это были вариации на тему идеальной,
неземной любви и рыцарского поклонения поэта Прекрасной Даме, выступавшей в
таинственном облике Светлой Девы, Золотой звезды, далекой души, желанной подруги,
волшебницы и пр. В этих стихах были Он и Она, обитающие в условном, отрешенном
от жизни и людей мире.

В
них преобладали отвлеченные, туманные, зыбкие образы, выражавшие смутные и
хаотические настроения поэта. Он использовал набор готовых эпитетов (лазурный,
лучезарный, туманный, несказанный и т. д.)., метафор и символов (тьма, свет,
ночь, день, рассвет, закат), обозначавших душевное состояние лирического героя.

От
стихов о «Прекрасной Даме» до «Двенадцати» поэт прошел большой и сложный путь.
Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с
символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический
строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью. Уже в
ранний период он пробивался сквозь мистические туманы и грезы к выражению
подлинных человеческих чувств и переживаний.

Его
лирика все более и более проникалась осознанием обреченности буржуазного мира,
тревожными предчувствиями грозных катастрофических событий («За краткий сон,
что ныне снится…», «Гамаюн, птица вещая», «Все ли спокойно в народе?»).

В
стихотворении «Фабрика» (1903) впервые в творчестве Блока зазвучал мотив
социального неравенства. Поэт был далек от понимания сущности классовой борьбы,
поэтому хозяева и рабочие показаны еще не реалистическими, а символическими
средствами: «И глухо заперты ворота. А на стене – а на стене Недвижный кто-то,
черный кто-то Людей считает в тишине…

Он
медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ».
Символический, несколько мистифицированный образ некоего чудовища, вроде
Молоха, с «медным» голосом, согнутые спины безликих рабочих, вечерняя тишина,
желтые окна, в которых хозяева смеются над обманутыми нищими,- вся эта картина
благодаря мрачному колориту и ощущению недосказанности, таинственности
происходящего производила сильное впечатление, заставляла задуматься над
противоречиями жизни.

Большое
влияние на творчество Блока оказала первая русская революция 1905 года. В ряде
стихотворений он выразил сочувствие пролетариату и ненависть к буржуазии, к «сытым»,
обозленным тем, что «опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев»,
недовольство половинчатостью буржуазных свобод («Поднимались из тьмы погребов…»,
«Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Барка жизни встала…», «Сытые», «Вися над городом
всемирным…» и др.).

Анализ
программы и учебников по литературе В.Я. Коровиной показал, чтос творчеством
Блока учащиеся знакомятся с 6 по 11 класс (6, 8, 9, 11-й классы). В программу
11 класса включены такие стихотворения, как «Вхожу я в тѐмные храмы…»,
«Фабрика», «Когда вы стоите на моѐм пути…», «Незнакомка». УМК предусматривает
использование технологии содружества искусств, так, например, при изучении
стихотворения «Незнакомка» учащимся предлагается сравнить илюстрации к
произведению И. Глазунова и Врубеля, при изучении стихотворения «Девушка пела в
церковном хоре» учащимся предлагается прослушать романс в исполнении Кристины
Вихровой.

В
практической части работы бала разработана технологическая карта урока по теме
«Реальное и мистическое в стихотврении А. Блока «Незнакомка» с применением
технологии содружества искусств. На уроке используются репродукции Врубеля
«Демон поверженный», «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь», И. Глазунова
«Незнакомка, В. Васнецова «Гамаюн», аудиозапись музыкального произведения —
исполнение хора «Незнакомка» (муз. Юрия Фалика).

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические аспекты изучения воплощения поэтики символизма в лирике А.А.
Блока

1.1. Особенности поэзии серебряного века и ее
влияние на творчество А.А. Блока Проблема
«литература Серебряного века как художественный феномен» неоднократно
анализировалась отечественным литературоведением, но границы ее настолько
широки, что многое требует дальнейшего исследования или уточнения. Со временем
интерес к Серебряному веку только растет, и в последние несколько лет появились
качественные антологии поэзии этого времени – в первую очередь отметим книгу,
подготовленную Н. Розман [17]. Проблемам акмеизма посвящен добротный сборник
Л.Г. Кихней [10].

Среди
работ, демонстрирующих новый взгляд на, казалось бы, во многом известные
проблемы, назовем посвященные символизму работы А.В. Рыкова [19] и соавторов
Л.Г. Кихней и Н.А. Лариной [11, с. 36–41].

Известно,
что последнее десятилетие XIX в. открыло в русской литературе интереснейший
этап: переход от эпохи классической литературы к новому литературному времени.
Общим итогом яростных мировоззренческих споров явилось определение новой эпохи
как пограничной. В эпоху Серебряного века переживают невиданный расцвет «синтетические»
виды искусства, а тип «универсального художника» встречается значительно чаще,
чем в XIX в.: писатель и художник Н.К. Рерих, поэт и художник М.А. Волошин,
поэт, музыкант, композитор М.А. Кузмин, художник и композитор М. Чюрленис,
поэтыкубофутуристы, занимающиеся изобразительным искусством (Е.Г. Гуро, Д.Д.
Бурлюк, В.В. Маяковский), поэт, актер, музыкант, певец, композитор А.Н.
Вертинский и др.

«Переворот» – таково
единодушное мнение об этом времени столь различных авторов, как Л.Н. Толстой,
А.М. Горький, Л.Н. Андреев и мн. др. «Переворот» отчетливо заметен и в области
литературно-театральных исканий. Нормой становятся встречи поэтов, художников,
музыкантов с театральными

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы