Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние темперамента на формирование копинг-стратегий старших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ 2
1.1. Исследование копинг-поведения подростков в зарубежной и отечественной литературе 2
1.2 Возрастные особенности формирования копинг-стратегий у подростков 5
1.3 Факторы формирования копинг-стратегий старших подростков, темперамент как фактор влияния 9
Выводы по 1 главе 13
Заключение:
Подводя итог сделанному исследованию теоретических источников, следует констатировать, что старший подростковый возраст является крайне значимым периодом для формирования не только личностных особенностей и профессиональных амбиций человека, но и в целом для закрепления его жизненных стратегий и взглядов. Этот период становится несколько более стабильным по сравнению с более ранним младшим подростковым возрастом, однако подростки всё ещё продолжают испытывать давление неопределённости и несовершенств систем эмоциональной регуляции.
Темперамент, напротив, является одним из базовых условий жизни человека. Представляя собой нейродинамическую основу психической деятельности, он выступает в качестве фона для всех возможных процессов и изменений человеческой личности. Несмотря на малую возможность его изменить, большое значение имеют навыки по обращению с собственным темпераментом, знание собственных особенностей (таких как, например, вспыльчивость или инертность). В старшем подростковом возрасте идёт активное изучение себя и своих особенностей, в том числе и приспособление к особенностям собственного темперамента.
Несмотря на то, что стратегии сознательного преодоления трудностей и совладающего поведения являются крайне важными во взрослой жизни, а привычки и стереотипы действий во многом закладываются в подростковом возрасте, вопрос о связи темперамента подростков с их копинг-стратегиями изучен крайне скупо. Это в числе прочего обуславливает высокую актуальность текущего исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Исследование копинг-поведения подростков в зарубежной и отечественной литературе
Возрастной психологии старший подростковый возраст располагается между 14 и 16-17 годами. Это тот возраст, когда заканчивается период физического созревания и роста. Начинает компенсироваться диспропорции, специфические особенности развития, которые делали младших подростков более неуклюжими и дисгармоничными. Также стремительно происходят социальные изменения. В связи с этим положение старших подростков крайне неоднородно. Кто-то из них приступает к работе, кто-то продолжает учиться в школе.
Во многих смыслах старше подростковый возраст занимает промежуточное положение между положениями ребёнка и взрослого человека [24]. Появляется частичная правовая ответственность, возможность вступать в брак, отдельные обязанности и роль значимых выборов, например, профессиональная, соответствует таковым у взрослых. С другой стороны, материальная зависимость старших подростков от родителей, требования послушания, сохранение положения большинства в рамках школы в роли детей, которые находятся под жёстким контролем взрослого, создаёт определённые противоречия. Фактически, в одних отношениях за старшими подростками признают взрослого, предъявляют к ним взрослые ожидания, с другой стороны-считают их детьми и предъявляют контроль как над более младшими детьми [25]. Это оказывает существенное влияние на особенности психического развития и состояния старших подростков. Сохраняют свою значимость проблемы, появившиеся в более ранних периодах подросткового возраста. К таким проблемам, например, относятся физическое развитие и внешность восприятия собственного внешнего вида может являться источником серьёзных беспокойств и нарушений невротического характера. В то же время на главный план развития выходит самоопределение. Это связано как со внутренними процессами, так и социальными требованиями определение профессионального направления. Идёт активная выработка мировоззрения, жизненные позиции определение основных жизненных ориентаций, дифференцировка и формирование интересов. Учебно-профессиональная деятельность [10]. На фоне этого немного теряет свою актуальность интенсивное межличностное общение со сверстниками. Направление учебной мотивации на построение основ для будущей профессиональной деятельности определяет формирование познавательных и профессиональных интересов в этом возрасте, а также рост определённых навыков и умений. Также это направление развития тесно связано с ростом умения строить адекватные жизненные планы, формированием самосознания и самоопределения. Здесь же идёт активное нравственное формирование. Происходит изменение отношения к будущему, старшие подростки смотрят на настоящее с позиции своего будущего [25].
В этом возрасте также идёт активное развитие умственных способностей. Подростки становятся более рефлексивными, учатся более критичным и логичным рассуждением, активно развивают способности к индукции дедукции. Одним из важнейших интеллектуальных приобретений этого возраста является навык мыслить посредством гипотез и предположений. В целом старший подростковый возраст является позитивным периодом для развития множества различных общих и специальных способностей. В числе прочего формируется стиль познавательных способностей, зависящие от типа нервной системы и, в частности, от темпераментных особенностей подростков [31].
Также растёт дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоций. Настроение становятся несколько более устойчивым в связи с продолжением созревания нервной системы. Нарастает критическое отношение к себе, умение взглянуть на себя со стороны, нацеленность в будущее. в связи с завершением негативного периода подросткового кризиса, происходит общее снижение негативизма и уровня межличностных конфликтов, в частности конфликтов со взрослыми. Это также оказывает положительное влияние на уровень общительности и контактности. Совершенствуется саморегуляция поведения, оно становится более сдержанным. Нормализуется как самооценка, так и картина внутреннего мира, которая становится более стабильной. Все эти изменения ведут к значительному снижению давления внутренней тревожности [10, 24].
Следует отметить, что все перечисленные выше изменения оказывают влияние на основную сферу жизнедеятельности старших подростков-школу. Старшие подростки за счёт своей ориентированности в будущее постепенно теряют интерес к школе, как бы вырастают из неё. Школьная жизнь начинает рассматриваться как временное, имеющая довольно ограниченную ценность. С другой стороны, повышается ценность учебной деятельности как основу потенциальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет то, что подростки имеют возможность выбрать направление обучения, в частности даже учебное заведение-общее или среднее специальное образование [25].
Всё это также несколько осложняет отношения старших подростков с учителями, только на первый план в таких отношениях начинают выходить специфические человеческие качества учителя, способности его выстраивать отношения с подростками. Также играет роль профессиональная компетентность, которую более интеллектуально развиты и критичные по сравнению с детьми подростки оценивают очень придирчиво. Следует отметить, что большую роль играет также умение учителя адекватно обращаться с имеющейся в его распоряжении властью. Большая категоричность старших подростков оказывает существенное влияние на их ценностное восприятие потенциальной несправедливости [10].
Отдельно следует отметить становление нового уровня развития самосознания, формирование устойчивости представления о себе и я-концепции. Происходит полное сознание собственной уникальности. Возникает потребность в том, чтобы это уникальность заметили и оценили. Это приводит к стремлению продемонстрировать себя в различных формах и сферах. Кроме того, возникает повышенный интерес к себе и стремление к самопознанию. С другой стороны, это же приводит к росту чувства одиночества. Неполнота определение собственного Я может ощущаться как чувство внутренней пустоты, что оказывает существенное влияние на повышение потребности в общении чтобы заполнить эту пустоту точка с другой стороны, это потребность часто сочетается с потребностью уединении и рефлексии. Следует отметить также связь потребности в уединении с уровнем самостоятельности старшего подростка. Чем больше зрелости самостоятельность, тем легче подросток переносит одиночество и больше нуждается в нём [25, 31].