Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста 6
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности формирования самооценки детей дошкольного возраста 14
1.3 Характеристика стиля семейного воспитания и его влияние на формирование личности детей дошкольного возраста 27
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста 40
2.1 Организация исследования 40
2.2 Описание результатов исследования 46
2.3 Разработка рекомендаций для родителей дошкольников 59
Выводы по 2 главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 76
Введение:
Актуальность исследования. Проблемы изучения особенностей самооценки и стилей родительского воспитания становятся особенно актуальными на этапе формирования личности, когда семья является не только центром, где живет ребенок, а гарантией эффективного умения ребенка объективно оценивать особенности своей личности, своего поведения и своих действий. В настоящее время дошкольный возраст относится к числу таких актуальных проблем, в которых с особой остротой ощущается роль и значение психологической науки. Психологическое и психическое здоровье ребенка и его развитие в целом зависит от взаимоотношений в семье, а также от культурных, социальных и многих других факторов.
Самооценка дошкольника не является врожденным свойством личности, в первую очередь это сложное личностное образование, которое содействует в формировании и становлении всех личностных характеристик индивида. Самооценочные суждения ребенка в первую очередь зависят от типа семьи, в которой рождается ребенок, так как стиль родительского воспитания может серьезно повлиять на его ожидания, установки, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное и эмоциональное развитие в течение всего жизненного пути.
Актуальность исследования проблемы у детей дошкольного возраста определялся той причиной, что этот возраст является важным и ответственным периодом жизни с точки зрения развития самосознания и появления самооценки. Закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Б.Г. Ананьевым, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, Е.Н. Корнеевой, Н.В. Клюевой, И.С. Коном, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.В. Столиным, Ю.В. Филипповой, И.И. Чесноковой и другими.
В свою очередь изучением стилей родительского воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи, такие как А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Эриксон и др., которые определяли стиль воспитания как совокупность эмоционального отношения и поведения взрослых по отношению к своему ребенку, при использовании определенных методов педагогического воздействия.
Анализ психологической литературы показал, что проблема самооценки применительно к дошкольному возрасту исследована в недостаточной степени. Поэтому на сегодняшний день есть потребность исследовать самооценку дошкольника, делая акцент на том, что она формируется самым главным образом под воздействием факторов, связанных с семьей и под влиянием обоих родителей.
Цель исследования — изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют различия между уровнем самооценки при разном стиле семейного воспитания.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования самооценки детей дошкольного возраста
2. Теоретически проанализировать влияние стиля семейного воспитания на формирование личности детей дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста.
4. Проанализировать, обобщить и оформить полученные в ходе эмпирического исследования данные.
Методы исследования: теоретические — изучение психолого-педагогической литературы; эмпирические — беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент; методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико–методологическую основу исследования составили теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов: Л.И. Божович, А. И. Липкиной, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о самооценке дошкольника и стилях семейного воспитания, а также показано, как семья влияет на формирование самооценки ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирические данные можно использовать для организации системы психологического сопровождения, направленного на формирование ребенка как личности, в условиях адекватного семейного воспитания.
Структура: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Анализируя психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка складывается, прежде всего, под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди: человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Правильная самооценка очень важна для психического здоровья.
Формирование самооценки достаточно сложный и продолжительный процесс, который характеризует психическое развитие в целом. Оно осуществляется под прямым воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых людей, которые занимаются воспитанием ребенка. Большое значение в развитии самооценки старших дошкольников имеет контакт ребенка со взрослыми.
Главную роль в развитии ребенка, в формировании его личностных характеристик, в удовлетворении базовых потребностей и первичную социализацию с обществом играет семья. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичный для старшей системы приемов и характер взаимодействия с младшими. Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду взаимосвязь каждого из них и формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
Стиль семейного воспитания – это отношение родителей к своему ребенку, использование в отношении ребенка определенных педагогических методов воздействия, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В психологии выделяют три основных стиля семейного воспитания: авторитарный, либеральный, демократический. Наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль, но любой родитель понимает, что невозможно пользоваться только одним стилем воспитания, поэтому используют весь арсенал, в зависимости от ситуации.
Для исследования особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников, в данной работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе. Для эксперимента родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающим рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.
Полученные данные по результатам исследования уровня самооценки старших дошкольников по методике «Какой я?» свидетельствуют օ том, что большинство дошкольников имеют средний уровень самооценки. Таких детей в подготовительной группе 9 человек, что составляет 45% от общего количества испытуемых.
Полученные данные по результатам исследования уровня самооценки дошкольников по методике «Лесенка» свидетельствуют օ том, что половина дошкольников имеют адекватный уровень самооценки. Таких детей выявлено 50% (10 человек). Полученные результаты определения уровня самооценки по проективной методике «Рисую себя» показывают, что у большинства детей (50%) выявлен средний уровень самооценки.
Результаты исследования по тесту родительского отношения В. В. Столина и А. Я. Варга показывают, что в опрошенной группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие – отвержение» (36%).Тип родительского отношения мам «Маленький неудачник» — встречается очень редко — 8%. В группе предложенных отцов чаще всего встречается «Принятие – отвержение» 38%.Реже всего встречается тип родительского отношения отцов «Симбиоз» — 7 %, т.е. отцам нравится ребёнок, какой он есть.
Выводы эксперимента показали, что явно выраженный авторитарный стиль, реально способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка. Эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно обратное влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали высокую самооценку. Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.
Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный защитный механизм. Неразрешимый характер внутреннего противоречия между требованиями родителей и невозможностью им соответствовать представляет источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства, способствует компенсаторной гипертрофии собственного «Я», самокритичность у ребенка не развивается. Неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцирования самооценки и самосознания, самооценка выполняет неадекватную, защитную, компенсаторную роль, ограничивая расширение опыта ребенка, тормозя развитие личностных качеств.
Анализируя полученные результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
В исследованиях многих психологов проблеме самооценки всегда уделяли большое количество внимания. Более совершенную разработку ее теоретические аспекты непосредственно обнаружили в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной и др. В работах данных ученых самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее определенную роль в регуляции человеком собственного поведения, как характеристика личности, ее центральный элемент, непосредственно формирующийся при интенсивном участии самой личности и отражающий оригинальность ее внутреннего мира [36].
В психологии самооценке как личностному образованию отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – непосредственно ее вероятностей, направлений, энергичности, социальной значительности. Констатируется, собственно, что принятые личностью ценности формируют ядро самооценки, непосредственно определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции.
Значительный вклад в исследование проблемы самооценки отечественные и зарубежные авторы:Р. Бернс, В.П. Зинченко, А.И. Липкина, К. Роджерс, Е.Т. Соколова, В.В. Столина, З. Фрейд и др.
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется P. Бернсом, как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». По мнению К. Роджерса в содержание «Я-концепции» входят: образ «Я» — совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением