Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние современных методов измерений на качество строительства автомобильных дорог
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Значение качества и контроля качества при строительстве автомобильных дорог 7
1.1. Тенденции и особенности строительства автомобильных дорог на современном этапе 7
1.2. Значение контроля качества строительства автомобильных дорог 22
Глава 2. Анализ использования методов оценки качества при строительстве автомобильных дорог 36
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 36
2.2. Влияние методов измерений на качество дорог 46
Глава 3. Рекомендации по повышению качества строительства автомобильных дорог при помощи современных методов измерений 55
3.1. Необходимость комплексного подхода и использования современных методов измерений к оценке качества при строительстве автомобильных дорог 55
3.2. Экономическая эффективность от внедрения современных методов измерения качества 61
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения 73
Введение:
Одной из самых актуальных проблем современной России является проблема строительства и реконструкции дорог федерального, регионального и местного значения. Дорожная отрасль требует огромных инвестиционных вложений для обеспечения территорий более качественными дорогами. В связи с недостатком бюджетных источников, необходим поиск альтернативных вариантов финансирования отрасли, таких как привлечение частного капитала, государственно-частное партнерство. Требуется сокращение рисков, в том числе правовых, для потенциального частного инвестора, вкладывающего средства в дорожное строительство.
Решение подобного рода задач требует соответствующего теоретического и методического обеспечения государственного регулирования автодорожного строительства с учетом особенностей и специфики того или иного региона. Потребность в эффективном развитии данной отрасли делает особенно важным проведение научно обоснованного анализа состояния и развития дорожного хозяйства региона, оценки реального положения дел в этой сфере и выбора направлений развития на перспективу.
Вопросами строительства дорог и разработкой новых материалов занимались и занимаются ведущие специалисты страны: В.И. Белан, Г.Ф. Биянов, В.А. Вайкум, К.Ф. Войтковский, С.С. Вялов, В.Б. Глаговский, А.Л. Гольдин, В.М. Давиденко, В.Н. Жиленков, Ю.К. Зарецкий, П.Л. Иванов, А.А. Каган, Н.Ф. Кривоногова, Я.А. Кроник, Л.И. Кудояров, В.С.Кузнецов, В.Л. Куперман, Е.Д. Лосев, В.Д. Макаров, И.А. Максимов, В.Г. Мельник, В.А. Мельников, И.С. Моисеев, Н.А. Мухетдинов, Ю.Н. Мызников, М.П. Павчич, С.И. Панов, Б.В. Проскуряков, В.Н. Придорогин, В.Г. Радченко, Л.А. Розин, Л.Н. Рассказов, Д.Д. Сапегин, В.И. Телешев.
М.П. Буров в своих трудах исследовал существующее положение и перспективы инновационного развития дорожного строительства в России, вопросы проектирования, строительства и эксплуатации дорог; анализировал отечественный и зарубежный опыт дорожного строительства с применением инновационных технологий; предложил пути решения выявленных в инновационном развитии отрасли проблем. Кроме этого, в его работах обоснована необходимость применения высокопроизводительной техники, новейших технологий и прогрессивных материалов, конструкций, технических решений и методов строительств, соответствующих уровню нагрузок и обеспечивающих экономичность, долговечность и надежность использования автодорог.
Вопросами использования армирования в конструкторских слоях грунта занимались Казарновский В.Д., Добров Э.М., Ярмолинский А.И., Сиротюк В.В., Гладков В.Ю., Фомин А.П., Трибунский В.Н., Перков Ю.Р., Александрович В.Ф., Барвашов В.А., Федоровский В.Г., Ярмолинский В.А., Горшков Н.И. и др.
Р.А. Халтурин проанализировал состояние дорожно-строительной отрасли России и зарубежный опыт по интенсивному строительству дорог; выявил, что для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятий автодорожного строительства, требуется: высокий уровень затрат на проектные работы; ускоренная разработка и быстрое освоение новых видов строительной продукции, работ, услуг; постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции; повышение производительности труда, гибкости и эффективности строительного производства; снижение всех видов издержек и затрат; обеспечение стабильного роста качества и надежности новых видов строительной продукции при одновременном снижении цен на них .
А.С. Лычёв, Л.М. Бестужева, Т.В. Дормидонтова рассматривали проблемы и принципы управления качеством продукции дорожного строительства и обосновали научный подход к планированию уровня качества дорог на перспективу; выявили, что основное требование к качеству дорог – это надежность продукта в зависимости от интенсивности движения. Для этого необходимо использование соответствующих материалов, конструкций, методов производства работ, службы эксплуатации. Авторы предложили альтернативный подход к планированию уровня качества дорог -оптимизационный.
О.А. Доничевым и И.В. Тожокиным разработана методика применения инвестиционного мультипликатора на основе межотраслевой модели «затраты – выпуск», получены коэффициенты прямых и полных затрат, и рассчитаны частные мультипликаторы для всех учитываемых видов экономической деятельности.
Постоянно растущее количество автомобилей на дорогах страны и состояние дорожных коммуникаций, делает актуальным тему развития дорожного строительства. Большое значение приобретает исследование взаимосвязи между инновационной активностью предприятий сферы дорожного строительства и качеством строительства дорог, а также поиск путей повышения эффективности, в том числе на основе внедрения инноваций. Поэтому выбранная тема данной работы является актуальной.
Цель работы – по результатам проведенного анализа предложить рекомендации по повышению качества строительства автомобильных дорог с применением со-временных методов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:1.1.; 1.2 и тд
— изучить тенденции и особенности строительства автомобильных дорог на современном этапе;
— определить значение контроля качества строительства автомобильных дорог;
— рассмотреть существующие методы измерения качества строительства автомобильных дорог;
— провести оценку и анализ опыта применения современных методов измерений при проведении инженерно-геодезических изысканий при строительстве на примере участка Федеральной дороги;
— обосновать необходимость комплексного подхода и использования современных методов измерений к оценке качества при строительстве автомобильных дорог;
— оценить экономическую эффективность от внедрения современных методов измерения качества.
Объект исследования – компания ООО «ДорТехнологии».
Предмет исследования – современные методы измерений при строительстве автомобильных дорог.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Заключение:
Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
От качества автомобильных дорог зависит безопасность движения, комфорт перевозки пассажиров, эффективность работы автомобильного транспорта, срок службы дорожных конструкций.
Особое внимание необходимо уделять вопросам повышения качества и безопасности транспортной сети, уровень которых должен соответствовать современным стандартам и требованиям. Проблема качества строительства автомобильных дорог существует и требует решения.
Целью системы качества при реализации дорожной деятельности является обеспечение необходимого уровня качества услуг (безопасность, скорость, комфорт), оказываемых пользователям автомобильных дорог и связанных с проездом по пути их следования.
Организация системы контроля качества применяемых при строительстве автомобильных дорог материалов, конструкций и изделий, а также работ и ее функционирование на объектах строительства – важнейший элемент создания качественной автомобильной сети.
Входной контроль – контроль поступающих на объект материалов, изделий и конструкций, а также разработанной технической документации с целью оценки их соответствия требованиям договора или проектной документации.
Входной контроль строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, поступающих на строительную площадку. Выполняется для подтверждения соответствия их требованиям нормативно-технической документации и проекта.
Входной контроль подразумевает наличие и ведение журнала входного контроля и включает:
• проверку наличия сопроводительных документов (паспорта на оборудование и материалы, сертификаты качества и т.п.);
• проверку соответствия материалов, конструкций, изделий и оборудования требованиям проекта и нормативных документов;
• проверку маркировки, упаковки, количественных показателей и условий хранения.
Операционный контроль – контроль, выполненный в процессе строительно-монтажных работ и/или непосредственно после их завершения с целью недопущения нарушений и несоответствий завершенных работ, которые могут быть скрыты при продолжении производства работ.
Операционный контроль осуществляется на строительных участках с целью подтверждения соответствия работ требованиям нормативной документации и проекта:
• соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций;
• допускаемые отклонения параметров, используемые при оценке качества работ;
• соблюдения технологических режимов определения и измерения контролируемых показателей;
• соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной, технологической и нормативной документаций;
• состояние и правильность работы оборудования и измерительных приборов, правильность их эксплуатации;
• наличие необходимой технологической документации.
Операционный контроль выполняется в соответствии со схемами операционного контроля, входящими в состав производственно-технической документации (технологические карты, инструкции, регламенты). Результаты операционного контроля регистрируются в общем журнале работ и специальных журналах.
Приемочный контроль – контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ или процессов. Приемочный контроль законченных производством работ, элементов конструкций, материалов и конструктивов выполняется специализированными службами подрядчика на объекте строительства с целью определения их соответствия требованиям и принятия решения о предъявлении заказчику.
В процессе приемочного контроля подтверждается статус продукции: соответствующая/несоответствующая. Подтверждение статуса обеспечивается посредством четкой ее идентификации на всех стадиях производственного процесса, а также нанесением требуемых обозначений или записями в сопровождающих ее документах.
При устройстве дополнительных слоев основания необходимо контролировать соответствие качества применяемых материалов действующим нормативно-техническим стандартам и требованиям проекта:
• правильность размещения осевой линии земляного полотна;
• плотность, влажность земляного полотна;
• ровность поверхности;
• поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон).
При устройстве дренирующего слоя из песка на стадии входного контроля необходимо контролировать соответствие качества песка требованиям проекта: гранулометрический состав песка; содержание пылеватых частиц; коэффициент фильтрации; влажность; плотность.
На стадии операционного контроля необходимо контролировать:
• равномерность распределения и толщину отсыпаемого слоя;
• при уплотнении следует проверять влажность песка, количество проходов уплотняющих машин, коэффициент уплотнения;
• толщину и ровность поверхности готового слоя;
• поперечный профиль (поперечные уклоны, соответствие рабочих отметок проекту).
Метод оценки качества слоев оснований дорожных одежд из необработанных вяжущими материалов по деформативности их поверхности предназначен для определения параметров деформативности и их однородности на поверхности оснований дорожных одежд.
Рассматриваемый метод основан на определении деформативности основания комплексно динамическим и статическим нагружением его поверхности через штамп. Для определения статистических данных необходимо определять и фиксировать такие параметры как влажность и гранулометрический состав, а также параметры, оказывающие влияние на характеристики деформативности конструктивных слоев дорожной одежды.
Итак, контроль качества работ на всех стадиях строительства требует особого внимания и строгого соблюдения требованиям нормативных документов и проекта. От качества работ многое зависит, например, безопасность и комфорт движения, срок службы автомобильной дороги, затраты на строительство и ремонт и т.д.
Нужно идти по пути обязательного улучшения свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания, поддерживая их стабильные свойства в течение всего периода эксплуатации дороги. С экономической точки зрения затраты на улучшение свойств грунтов могут дать эффект в снижении толщины дорожных одежд. Более того, дополнительные затраты окупятся снижением эксплуатационных расходов на капитальный ремонт дорожной одежды, а также замену грунтов земляного полотна в процессе эксплуатации на проблемных участках автомобильных дорог.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Значение качества и контроля качества при строительстве автомобильных дорог
1.1. Тенденции и особенности строительства автомобильных дорог на современном этапе
Автомобильные дороги – важнейшая и неотъемлемая часть огромной транспортной системы Российской Федерации. Изучение методов строительства и реконструкции автомобильных дорог, повышение контроля качества ремонтов, обеспечивает надежность, долговечность, ремонтопригодность, эксплуатационную безопасность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог, удовлетворенность населения, повышает комфорт и безопасность на транспорте, реагирует на инновационное развитие транспортной инфраструктуры в РФ [11].
Дорожное хозяйство России представляет собой единый производственно- хозяйственный комплекс, включающий все автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет более 500 тыс. км (по данным Министерства транспорта РФ 2021 г. – 519 544,4 км.), из них дорог федерального значения – 51 522,9 км., регионального и межмуниципального значения – 468 021,5 км.; инженерных сооружений (мостов и путепроводов) – 6 391 шт.; более 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тыс. человек [1]
Современные условия экономики требуют модернизации организации управления качеством дорожных работ. Автотранспорт занимает ведущее место в экономике любой страны. Существующие автодороги России по своим технико-экономическим и эксплуатационным показателям не удовлетворяет требованиям современного транспорта и растущим нуждам экономики (таб. 1.).
Таблица 1. — Категории автомобильных дорог Российской Федерации, 2022
За последние несколько лет качество дорог в России ухудшилось. За десятилетие с 2012 по 2022 год число автомобилей в России увеличилось на 80 %, тогда как протяженность благоустроенных автодорог -всего на 36 %. Дорожное строительство не соответствует темпам автомобилизации населения.[20]
До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям (класса Е) соответствует лишь около 38 % автомобильных дорог федерального значения. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более % населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.
Около 46 тысяч сельских населённых пунктов не имеют связи по дорогам с твёрдым покрытием с сетью дорог общего пользования региона, из них только 1,78 тыс. сельских населенных пунктов обеспечены по локальной автодорожной сети связью с ближайшей ж/д станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом.
По экспертным данным [15, 24, 26], федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29 % протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 % автомобильный парк вырос почти на 75 %.
В 2020 г. в России было отремонтировано 9,2 тыс. км дорог, в 2021 г. -7,9 тыс. км, что составило около 1,3 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (629,4 тыс. км). В бюджете 2018 г. общий объем федеральных дорожных фондов, из которых финансируется ремонт дорог, запланирован на уровне 536,6 млрд руб., общий объем региональных дорожных фондов – 416,9 млрд руб., из них 104,8 млрд руб. приходятся на долю Москвы. Основной источник наполнения дорожных фондов, согласно действующему законодательству, акцизы на топливо, с 2021 г. добавились сборы от системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон».
По показателям качества автомобильных дорог Россия занимает 136-е место из 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) за 2020-2021 гг., опустившись за три года на 11 позиций [15].
Технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильных дорог зависит от принятых при проектировании расчетных нагрузок для данной категории дорог. Воздействия сверхвысоких (более чем нормативных) осевых нагрузок на дорогу ведет к ухудшению состояния дорожных покрытий, в первую очередь к необходимости раннего ремонта дорожных одежд, а в некоторых случаях и земляного полотна.
Сверхнормативное воздействие массы транспортных средств на инженерные сооружения автомобильных дорог могут привести к тяжелым последствиям вплоть до разрушения инженерного сооружения. Движение по автомобильным дорогам крупногабаритных транспортных средств ведет к ухудшению дорожных условий и снижению уровня безопасности движения.
Эксплуатационное состояние — это соответствие переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования, организации и условий движения, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровню содержания нормативным требованиям. Это прочность дорожной одежды, состояние поверхности дороги и фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества и ровность покрытия, состояние инженерного оборудования, разметки дорог, въездов и переездов [3].
Транспортно – эксплуатационное состояние дороги характеризуется комплексом показателей, показывающих качественность и безотказность работы, как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта (таблица 3) [4,5]. К важнейшим из них можно отнести:
Таблица 3. — Показатели эксплуатационных свойств