Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Социология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние социальных сетей на электоральное поведение жителей г. Смоленска.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
1 Электоральное поведение: сущность, характерные черты, модели анализа  7

1.1
Сущность и характерные черты электорального поведения. 7

1.2
Модели и подходы к формированию стратегии поведения электората. 20

1.3
Электоральное поведение на федеральных, региональных, муниципальных выборах. 29

1.4
Факторы электоральной активности. 37

1.5
Социальные сети как фактор электоральной активности. 42

Глава
2. Социологический анализ влияния социальных сетей на электоральную активность
жителей Смоленска. 57

2.1.
Методологические и методические основы социологического исследования  57

2.2.
Результаты социологического исследования и анализ полученных данных  64

2.3.
Разработка модели оптимизации эффективности воздействия социальных сетей на
электоральную активность. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

Библиографический
список. 79

Приложение
1 Анкета исследования. 83

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в
нашей стране при помощи социальных сетей можно оказывать мобилизационные
воздействия на граждан, то есть склонять население к определенным действиям,
которые могут способствовать изменению состоявшейся политической ситуации.
Данной возможностью пользуются далеко не все политические активисты. Все
население можно разделить на две полноценные группы.

Ввиду того, какая ситуация в
стране сложилась за последние 20 лет, общество поделилось на людей, которые
готовы к инновациям и изменениям, к преодолению социальных трудностей и
недостатков, а также на тех, кто в полной мере не хочет проявлять свою
политическую активность, направленную на участие в социальных преобразованиях.

Вторая группа остаётся в тени,
проявляют свою безынициативность и безразличие по отношению к сложившейся
политической ситуации. Большинству населения необходимо стать активными
политическими участниками, потому что, если у каждого взрослого и
сформировавшегося гражданина этого огромного государства будет возможность
высказать свое мнение, касающееся действующей власти конструктивно и
аргументированно, то изменения в обществе, а в частности в политической жизни
общества, случатся гораздо быстрее.

Политические лидеры будут видеть
недовольство или наоборот одобрение каких-либо принятых ими решений намного
быстрее, если у людей будет инструмент с помощью, которого они смогут быстро
реагировать на решения действующей власти. Если у всех граждан будет
возможность высказывать свою точку зрения на какие-то вопросы, связанные с
политической жизнью нашего государства, то Россия сможет улучшить все те
важнейшие аспекты внутренней и внешней политики, которые не устраивают
современное население.

Говоря о социальных сетях,
нельзя не упомянуть пользователей социальных сетей. Как правило это молодые
люди в возрасте от 12 до 30 лет. Такая сильная популярность обусловлена тем,
что среди молодежи очень актуален быстрый взаимообмен информацией и быстрое ее
получение. Социальные сети как никто другой могут решить эти проблемы
современных людей, за счет чего они и востребованы.

В современной России четко
прослеживается взаимосвязь между сетевым взаимодействием граждан и участием в
политической жизни страны. В настоящее время многие оппозиционные движения
настроены очень решительно по поводу действующей власти и проявляют свое
негативное отношение в социальных сетях, усиливая недовольство народа. Одним из
самых актуальных способов влияния на население является создание сообществ, в
которых возможно подробное донесение своих взглядов до большого количества
людей на какие-либо события.

Одним из примеров такого
глобального взаимодействия социальных сетей и граждан, направленного на участие
в политической жизни государства, является создание более 190 сообществ во
многих городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Хабаровске, Туле и
т.д.) весной 2018 года под названием «Митинг 26 марта — против коррупции» в
социальной сети «Вконтакте».

Это создало большой резонанс,
пользователи стали оставлять много комментариев, большая масса людей
поучаствовала в этом движении. В итоге в акции поучаствовало около 80 городов.
Если учесть, что единственным способом распространения информации были
социальные сети, то их можно смело назвать успешным инструментом для
образования оппозиционных групп, мобилизации населения, а также консолидации
людей в единые протестные движения. Чтобы ясно представлять в чем же
заключается влияние социальных сетей на самосознание и политическое поведение
людей, необходимо обратить внимание на экономическую сферу жизни общества.

В настоящее время все большее
количество компаний и предпринимателей регистрируют свои страницы в социальных
сетях и проявляют большую активность, как правило, для привлечения новой
клиентской базы в виде потребителей, которые очень активно пользуются
интернетом.

В современной экономической
системе роль социальных сетей возросла на столько, что многие компании
полностью перенести свою деятельность в интернет и там зарабатывают большее
количество денег. Социальные сети могут дать компаниям и предпринимателям
моментальную обратную связь за счет того, что реакция на какое-либо действие
наступает сразу после публикации в сети. Обратная связь помогает отслеживать,
насколько хорошо или плохо себя ведет продукт на рынке, что нужно добавить или
убрать, чтобы сделать его лучше.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты данного исследования
показали, что социальные сети служат для молодых россиян одним из основных
источников сведений о политике, оказывая значительное воздействие в силу
частоты и продолжительности взаимодействия, особенно сетевые, во многом
ответственны за инициирование моделей общественно-политической активности
молодых граждан. Мы придерживаемся мнения, что современная российская молодежь
интересуется политикой не меньше взрослых.

Молодежь не аполитична и готова
принимать участие в происходящих политических событиях, но не на
формализованном и строго организационном уровне, а индивидуально. Это не
столько молодые люди стали безразличными к политике, сколько политические
представители оказываются далекими, поглощенными собственными проблемами и не
способными соответствовать жизненному опыту молодых людей.

 Главенствующей задачей развития
информационно-коммуникативного механизма молодежной политики государства
выступает превращение сети Интернет в современный инструмент поддержки и
саморазвития российской молодежи. Электронную и цифровую демократию следует
рассматривать не как совокупность инновативных принципов управления, а в
качестве особой системы отношений граждан к политическому пространству. Запрос
на внедрение и качественное развитие электронной и цифровой демократии среди
россиян существует и актуализирован в молодежной среде. Возможности
информатизации должны быть нацелены на более полное выражение потенциала
молодежи, ее всестороннюю политическую социализацию и развитие самодеятельных
инициатив молодых людей.

Для практического воплощения
отмеченной цели представляется необходимым внедрение следующего управленческого
алгоритма:

1) научное осмысление проблем
информатизации молодежной среды и предложение вариантов их решения;

2) формулирование доктринальных
и концептуальных установок и их нормативное закрепление в федеральном законе и
нормативных актах регионального и муниципального масштабов;

3) определение задач для
конкретных исполнителей.

Ключевым элементом информационного
обеспечения молодежной политики государства должны выступать молодежные
информационные центры и службы, активно работающие в том числе и в социальных
сетях. Они должны обеспечивать конструктивное вовлечение в глобальное и
общенациональное информационное пространство к информации молодым людям во всех
регионах и муниципальных образованиях нашей страны.

Распространяемая ими информация
должна соответствовать ожиданиям и социальным потребностям всех категорий
молодежи, охватывая все актуальные для нее темы. Молодежь является не только
объектом, но и субъектом политической социализации. Этот процесс все больше
имеет не вертикальный, а горизонтальный характер, когда молодые граждане
демонстрируют альтернативные формы социально-политической активности и модели
политического поведения – от электронных выборов до подписания онлайн-петиций,
а также осуществляют непрерывный выбор из возможных образов мира благодаря
деятельности электронных СМИ и т.д.

Интернет-медиатизацию политики
возможно рассматривать не только как направление к трансформации модели
коммуникации, но и как путь к открытому правительству и одновременно как
результат гражданской активности молодежи.

В качестве положительной
тенденции необходимо отметить создание многополярной картины политического мира
с представлением в ней различных идеологий. В транзитивный период новейшей
российской политической истории социальные сети создали для молодежи
возможность выбора модели политических ценностей, поведения и форм политической
активности или же отказа от таковой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Электоральное
поведение: сущность, характерные черты, модели анализа

1.1 Сущность и
характерные черты электорального поведения.

Электоральное поведение – один из
необходимых атрибутов политического процесса. Его можно определить, как разновидность
политического участия граждан, которая включает в себя ряд мотивов, ориентаций,
действий, моделей и проявляется наиболее активно в период выборов. Актуальность
и новизна в исследовании электорального поведения обусловлены тем, что данный
феномен выступает своего рода призмой, сквозь которую можно проследить
особенности становления гражданского общества в той или иной стране.

Кроме того, рассмотрение
механизмов функционирования электорального поведения позволяет прогнозировать
исход выборов и корректировать возможные конфликтные ситуации, возникающие на
различных стадиях избирательного процесса, путем целенаправленного воздействия
на сознание электората и управления его поведением. Значимость выборов как
института демократического общества и периодичность их проведения, равно как и
необходимость регулярного участия граждан в политической жизни государства,
определяют проблему исследования электорального поведения как одну из самых
важных.[1]

Как правило, разработка основных
теоретических подходов к исследованию электорального поведения базируется на
изучении мотивов, обусловливающих политический выбор избирателей. В социологии
существует несколько наиболее значимых подходов к анализу электорального
поведения. Одним из самых известных является социологический подход,
первоначально разработанный П. Лазарсфельдом, а затем дополненный С. Липсетом и
С. Рокканом.

Суть его заключается в том, что в
ходе голосования избиратель делает свой выбор, исходя из принадлежности к
конкретной большой социальной группе, а не из сознательных предпочтений. Именно
большие социальные группы обеспечивают кандидатам, участвующим в выборах,
стабильную базу электоральной поддержки. При этом само голосование есть не
столько свободное политическое волеизъявление, сколько проявление солидарности
индивида с группой. Такое поведение было названо экспрессивным.[2]

С. Липсет и С. Роккан дополнили
данный подход «генетической моделью» формирования партийных систем и
соответствующих им структур избирательных предпочтений. Они утверждали, что
различия между социальными группами подготавливают социальную базу для
политических конфликтов, одновременно создавая проблемное пространство политики
и социальную основу политических партий.

По мнению этих теоретиков,
дальнейшее развитие электорального поведения обусловлено степенью влияния на
него четырех возможных типов конфликта:

1) между центром и периферией;

2) между государством и церковью;

3) между городом и селом;

4) между собственниками и рабочими.

Любой из конфликтов порождает
раскол в обществе, определяющий, в свою очередь, структурирование поддержки
партий и беспартийных кандидатов на выборах. Как показали проведенные С.
Липсетом и С. Рокканом исследования, наиболее часто встречается такой тип
раскола, как дифференциация на собственников и рабочих, а в обществах,
разделенных по этническому или религиозному принципу, соответственно
преобладают этнические и конфессиональные различия. В целом содержание
социологического подхода разработано достаточно детально и тщательно, но его
эмпирическая адекватность, способность прогнозировать исход выборов в Западной
Европе невысока.

Еще более низкой она является при
попытке адаптации данного подхода к анализу электорального поведения в странах
постсоветского пространства. Это объясняется тем, что социологический подход
был разработан для обществ с укоренившейся демократией и устоявшимися
структурами, институтами и связями между социальными действиями индивида, и его
поведенческими установками.[3]

На сегодняшний день не наблюдается
резких границ между социальными группами, но есть дифференциация внутри их
(рабочие государственных и рабочие коммерческих предприятий, студенты
государственных и студенты частных вузов и т. п.). Кроме того, связи между
социальным положением и политическим волеизъявлением индивидов неустойчивы и
нередко непредсказуемы, что приводит к выводу о том, что социальные базы выбора
трудно поддаются идентификации. [1] Каминский ВС. О
теоретико-методологических подходах к изучению электорального поведения
населения. Социальное пространство. 2017; 1:1–12 [2] Практическая политология:
пособие по контакту с реальностью: сборник статей / Екатерина Шульман. – [б.
м.]: Издательские решения, 2016. – 192 с. [3] Каминский ВС. О
теоретико-методологических подходах к изучению электорального поведения
населения. Социальное пространство. 2017; 1:1–12

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы