Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние сходства/отличия образа отца и образа партнера на удовлетворенность браком в первые 10 лет совместной жизни»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СХОЖЕСТИ/ОТЛИЧИЯ ОБРАЗОВ ОТЦА И СУПРУГА
НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЯМИ С ПАРТНЕРОМ.. 10
1.1 Роль образа отца в отношениях с партнером в браке. 10
1.1.1 Понятие «образ» в психологии и как он формируется. 10
1.1.2 Образ отца в системе психологических образов. 12
1.1.3 Образ отца как детерминанта отношений с партнером. 15
1.2 Удовлетворенность отношениями в браке. 16
1.2.1 Феномен удовлетворенности браком. 16
1.2.2 Особенности молодых семей (до 10 лет) 28
Выводы по 1 главе. 42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 44
2.1 Исследование особенностей образов отца и партнера. 44
2.1.1 Описание методики исследования. 44
2.1.2 Определение образа партнера и образа отца. 49
2.1.3 Сравнение образов отца и партнера. 52
2.2 Исследование степени удовлетворенности отношениями с
партнером в первые 10 лет совместной жизни. 54
2.2.1 Организация и методы исследования удовлетворенности
отношениями. 54
2.2.2 Описание методики и процедуры исследования. 55
2.2.3 Анализ результатов исследования удовлетворенности
отношениями. 55
Выводы по 2 главе. 58
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 61
3.1 Анализ зависимости сравнения образов и
удовлетворенности отношениями 61
3.2 Сравнение результатов исследования для тех, кто вырос
в полной семье, и тех, кто пережил развод родителей. 65
Выводы по 3 главе. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81
Введение:
Актуальность темы. Период
кардинальных изменений, которые происходят в социокультурном пространстве, сопровождается
актуализацией кризисных процессов института семьи возрастанию количества
разводов на начальном этапе жизнедеятельности семьи, снижением качества
семейных отношений и удовлетворенности браком, ухудшением адаптивных
возможностей супругов, ослаблением защитной функции семьи от динамических
процессов общества. Все это приводит к дезорганизации брачно-семейных
отношений. Особенно чувствительной к изменениям, которые происходят в обществе,
является молодая семья, в которой еще не сформирована устойчивая ролевая
структура, не решена проблема семейной власти, не сложилась конструктивная
мифология, не актуализирована семейный сценарий и т.п. (В. Зацепин, З.Г.
Кисарчук, В.А. Cысенко, А. Харчев, M. Bowen, C. Whitaker и ин).
Функционирование молодой
семьи — сложный и многомерный процесс, в значительной мере зависит от
родительской семьи (М. Алексеева, Т. Буленко, Т.В. Говорун, И.А. Дидук, Т.С.
Журбицкая, С. Ковалев, В. Я. Титаренко, А. Н. Шарган, H. Trenk). В литературе
подчеркивается значимость влияния родительской семьи на адаптивность молодого
партнерства: семейный сценарий (Э. Берн, J. Bradshow), семейная модель и
антимодель (Т.И. Димнова, Л. Долинская, В. Сатир), патологизированные семейные
роли (Е.Г. Эйдемиллер, С. Кочарян, А.С. Кочарян, В.В. Юстицкис), семейные мифы
и правила (М. Андреева, Н. Я. Соловьев, J. Haley), адаптационные и
функциональные возможности (К. Бейкер, Р.П. Федоренко, W. Noman) Важность
системных показателей функционирования семьи, их преимущества над
индивидуально-психологическими особенностями супругов подчеркиваются в рамках
системной семейной терапии (С. Кратохвил, С. Минухин, Ч. Фишман, Б. Хеллингер).
Изучение взаимосвязи нарушения функционирования семьи и межличностного
конфликта является чрезвычайно важным для углубления теоретических основ и
расширения арсенала диагностических и коррекционных методов семейного
психологического консультирования (А.Ф. Бондаренко, Л. Ф. Бурлачук, С. Д.
Максименко, И. А. Семьонкина).
Но систематических
исследований, посвященных влиянию структурно-функциональных характеристик
родительской семьи на молодые супруги, в отечественной литературе нет.
Профилактические и учебные программы, направленные на развитие адекватных
семейных представлений, могут быть эффективными только при условии специального
воздействия на структурные характеристики родительской семьи (в рамках
добрачного консультирования и подготовки молодежи к семейной жизни).
Необходимость
целенаправленного изучения указанных вопросов, как на эмпирическом, так и
теоретическом уровнях в контексте российской ментальности, их актуальность в
современных условиях кризиса семьи обусловили выбор темы дипломной работы «Влияние
сходства/отличия образа отца и образа партнера на удовлетворенность браком в
первые 10 лет совместной жизни».
• Цель работы:
Изучить влияние сходства
между образами отца и партнера как фактора, детерминирующего удовлетворенность
отношениями в браке.
Сравнить, как степень
удовлетворенности браком в молодых семьях зависит от сходства/ отличия между
образами отца и партнера.
Проверить, отличается ли
эта закономерность для тех, кто вырос в полной и неполной семье (либо пережил
развод родителей).
Объект: удовлетворенность
отношениями с партнером в браке до 10 лет
Предмет: влияние схожести
образа партнера с образом отца на удовлетворенность отношениями в первые 10 лет
совместной жизни
• Общая и частные гипотезы исследования:
1) удовлетворенность
отношениями, образ отца и образ партнера взаимосвязаны;
2) удовлетворенность
браком зависит от того, насколько близки образы отца и партнера;
3) существует специфика
взаимосвязей удовлетворенности браком и схожести образов отца и супруга в
зависимости от того, выросла девушка в полной семье или пережила развод
родителей;
• Задачи исследования:
1. Изучить понятие «образа» в психологии;
2. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы,
связанные с тем, как формируются образы отца и партнера;
3. Определить специфику удовлетворенности партнерскими отношениями
в первые 10 лет супружеской жизни;
4. Выявить роль сходства образа партнера с образом отца в
удовлетворенности отношениями в молодой семье:
— определить степень
удовлетворенности браком;
— определить сходство/
различие образов отца и партнера;
— определить
статистически значимые взаимосвязи между этими явлениями.
5. Понять, какая связь
существует между образом отца и образом партнера и выявить влияние на эту связь
развода родителей.
• Теоретико-методологические основания работы:
К изучению категории «образ»
в той или иной степени обращались практически все видные отечественные ученые-психологи:
Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Феномен «образа» и
представлений, структурных компонентов «образа» (когнитивного, эмоционального и
поведенческого) — А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, В.А.Ядов, Б.Ф.Поршнев).
Проблема отцовства в
разные периоды времени привлекала к себе интересы таких ученых, как Ю.Е.
Алешина, Ю.В. Борисенко, И.С. Кон, Е.А. Чикалова, Ж. Чернова, И.С. Клецина,
Т.А. Гурко, Г.Г. Филиппова, Т. Белеева, Е. Кричевская, И. Рыбалко, М.В.
Золотухина, В.М Целуйко, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская и др.
Общие проблемы российской
семьи рассматривали в своих работах А. И. Антонов, А.Г. Вишневский, А.Г.
Волков, С.И. Голода, И.А. Гундаров, А. А. Клецин, А. Г. Харчев, В. А. Ядов и
др.
В зарубежной психологии
большое влияние на работы в исследовании факторов удовлетворенности отношениями
и браком оказала теория атрибуции, предложенная Ф. Хайдером и развитая в
работах Б. Вайнера и Г. Келли. [2]
Изучению семьи посвящено
большое количество отечественных и зарубежных психологических исследований.
Значительный вклад в разработку теоретических основ и практических исследований
семьи внесли Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Э. Берн, А.Я. Варга, К.
Витакер, Д. Винникот, JI.C. Выготский, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, В.П. Ильин,
В. Кишинец, С.В. Ковалев, И.С. Кон, С. Кратохвил, Н.В. Малярова, М.С.
Мацковский, Г.А. Навайтис, Л.Ф. Обухова, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Е.Г. Силяева,
В.А. Сысенко, B.C. Трохтий, 3. Файнбург, 3. Фрейд, Э. Фромм, А.Г. Харчев, Г.Т.
Хоментаускас, И.В. Шаповаленко, Б.Ю. Шапиро, Э. Эриксон, Э.Г. Эй-демиллер, В.В.
Юстицкис и др.
В современных
исследованиях наблюдается стремление выявить особенности представлений о семье
и эталоне будущего супруга в различные возрастные периоды (Захарова М.В., Каган
В.Е., Ляхович Н.В., Станиславская И.Г., Федотова Н.Ф., Шишкина О.В.). Выявлено,
что в создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит
матери и отцу (Коростылева JI.A., Митина О.В., Петренко В.Ф., Семенов В.Е.,
Шишкина О.В.).
• Планируемая база эмпирического исследования- частная
практика.
В исследовании
участвовало 30 респондентов. Это женщины в возрасте от 27 до 40 лет, имеющие
стаж супружеских отношений от 1 до 10 лет, живущие в г. Новосибирске.
• Методы исследования:
метод теоретического
анализа психологической литературы по изучаемым проблемам; общенаучные
(эксперимент, анкетирование, измерение); психологические — стандартизированные
самоотчеты:
1) библиографический метод;
2) психодиагностический
метод (анкеты о семье и отношениях с отцом; тест-опросник удовлетворенности
браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко;
методика «Маскулинность-феминность» Сандры Бем );
3) социологический метод
(опрос, авторская анкета);
4)
структурно-типологический метод;
5) методы
математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных
информационных данных;
6) метод системного
анализа;
7) интерпретационный
метод.
• Эмпирическая база исследования — частная практика.
Выборка: 30 респондентов-
женщин в возрасте от 30 до 40 лет, имеющие стаж супружеских отношений от 1 до
10 лет.
Выборка условно поделена
на две группы. К первой относятся женщины, которые выросли в «полных» семьях;
ко второй группе – те, кто вырос в неполной семье, либо пережил развод
родителей.
• Этапы исследования:
Исследование
предусматривает три этапа.
Подготовительный этап
состоял в определении целей и задач, выбор объекта и предмета исследования,
выдвижение гипотез, изучение и анализ научной литературы.
Второй этап был направлен
на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы,
определение основных понятий и категорий (формирование образов, феномен
отцовства, удовлетворенность семейными отношениями и др.), создание концепции
исследования, изучение особенностей формирования образов значимых мужских фигур
у женщин, выявление взаимосвязи и влияния сформировавшегося образа отца на
образ партнера.
Заключительный этап был
посвящен обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов
исследования и подготовке к защите.
• Практическая значимость и научная новизна работы:
Предпринята попытка
систематизировать имеющиеся теоретические и эмпирические исследования,
описывающие феномен формирования образа отца и его влияние на формирование
образа партнера; дан сопоставительный анализ удовлетворенности отношениями при
схожести этих образов в разных типах родительских семей у женщин.
Уточнено представление о
роли образа отца как детерминирующего фактора удовлетворенности отношениями с
партнером при разных эталонах родительских семей.
Практическая значимость
исследования в том, что его результаты можно использовать практикующим
психологам в процессе консультирования семей. Сделанные выводы будут полезны для
проведения образовательной работы с отцами, имеющими дочерей. Данные результаты
могут быть интересны будущим исследователям феномена отцовства.
• Планируемая апробация: возможно применение полученных
результатов при дальнейшем консультировании клиентов для лучшего понимания,
происходящих у них процессов и существующих связей.
• Структура работы:
ВКР состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В текст
работы включены 7 таблиц, 9 рисунков и 3 приложения. Список использованной
литературы содержит 173 наименования.
Заключение:
Проблема влияния образа
отца на взаимоотношения молодых супругов является актуальной в условиях кризиса
семьи. Значительная часть молодых людей выходит из родительского дома, не имея
положительного образа семейной жизни, с проблемами эмоционального развития,
которые они пытаются решить, создавая свою семью.
Вхождение в новую
социальную ситуацию, которой является молодая семья, предусматривает овладение
эффективными паттернами поведения, обусловленные необходимостью выполнения
семейных ролей. Становление молодых супругов происходит при взаимодействии и
взаимоадаптации двух семейных субкультур, к которым принадлежали муж и жена.
Опираясь на собственный
добрачный опыт, ценностные ориентации, примеры поведения в родительской семье,
каждый из супругов формирует свои представления о необходимой и желаемую для
себя ролевое поведение, ролевые ожидания по поводу выполнения той или иной роли
партнером.
В процессе анализа
теоретической литературы было выявлено, что нет однозначного подхода к проблеме
влияния родительской семьи на молодые супруги. Авторы сосредоточили свое
внимание на отдельных ее аспектах, но недостаточно раскрытыми оставались вопрос
о влиянии социально-психологических характеристик родительской семьи на молодые
супруги, о том, какие структурные характеристики родительской семьи определяют
функциональное или дисфункциональных развитие молодых супругов, какие факторы
детерминируют моделирования личностью семейного сценария родителей в свою
семью, и тому подобное.
Именно необходимость
целенаправленного изучения вопросов функционирования молодой семьи и факторов,
детерминирующих тенденции ее развития, специфики и динамики семейной
взаимодействия супругов в зависимости от типологии и структуры родительских
семей, их актуальность побудили нас к выбору темы диссертационной работы и
проведения эмпирического исследования.
Проведение и обобщение
результатов позволило сделать основные выводы, представить теоретическое и
экспериментальное обоснование материалов исследования, которые подтвердили
выдвинутые гипотезы. Решение задач диссертационной работы с точки зрения
системного и динамического подходов позволило выявить влияние
структурно-функциональных показателей родительской семьи на функционирование
молодых супругов и разработать программу коррекции семейных дисфункций,
обусловленных родительской семьей.
Обобщение результатов
исследования позволило сделать следующие основные выводы:
1) Образ как
психологическое понятие имеет многовековую историю. Он существует как один из
самых фундаментальных и массовых проявлений психического. Образ фиксирует один
из аспектов психической реальности – познавательный. Как правило, образ
рассматривается как носитель информации, и в связи с этим исследуется его роль
в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении, воображении,
чувстве.
2) Психический
образ отца выступает как системное образование, характеризующееся
многомерностью и многоуровневостью, он включает актуальные и потенциальные,
осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Поэтому для изучения образа отца
объективные и субъективные методы сбора информации недостаточны. Они должны
дополняться проективными подходами, которые позволяли бы судить о том, как в
изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система
установок, осознаваемых и неосознаваемых отношений, мотивов и целей.
3) Положительный
образ отца в большей степени, чем образ матери, способствует усвоению и
восприятию девушками ценностей самоактуализации. Таким образом, положительные
отношения с отцом влияют не только на развитие у девушки фемининным
(экспрессивных) качеств и опыта отношений с мужчинами, но и способствуют
формированию маскулинных, инструментальных качеств.
4) Супружеские
отношения можно охарактеризовать как взаимоотношения двух людей
противоположного пола, добровольно выбрали друг друга для создания семьи и
личностного роста каждого из них. Брачные отношения имеют общий признак в
рамках семейных взаимодействий: высокая степень удовлетворенности базовых
потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Проанализировав
различные данные исследований отечественных и зарубежных ученых, можно сделать
вывод, что удовлетворенность браком в супружеской жизни связана со многими
факторами, влияющими на его функционирование. Среди них: стаж семейной жизни,
основной мотив заключения брака, в зависимости от количества и возраста детей,
личностные особенности брачных партнеров.
5) Удовлетворенность
браком связана с ценностями и ожиданиями, которые формируются в раннем детстве
в родительской семье. У каждой «отрицательной» черты есть противоположная «положительная».
Если отец был доминирующим, требовательным, жестким, ребенок мог воспринимать
его как решительного и авторитетного, что может отразиться в ценностях девочки.
В результате, к примеру, формируются ожидания от мужчины, что он единолично
будет решать возникающие в семье проблемы.
6) социально-демографические
и экономические характеристики семьи: сюда входят такие показатели, как
величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и
т.д.;
7) характеристики
внесемейной сферы жизнедеятельности супругов — профессиональная сфера,
взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.п.;
8) установки и
поведение супругов основных сферах семейной жизнедеятельности — распределение
хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной
жизни, организация досуга;
9) характеристики
межсупружеских отношений — эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и
уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).
10) Модель
родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую, в
следствие этого, создают их дети. Установлено, что в браке партнеров, которые
представляют явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за
власть. Вероятность гармоничного союза тем выше, чем ближе модели семей, из
которых вышли супружеской пары.
11) Анализ
проведенного нами исследования показал, что нет различий во влиянии
проецирования образа отца на партнера и удовлетворением от супружеской жизни.
12) Как видим, среди
женщин, которые выросли в полных семьях уровень неудовлетворенности выше (6
против 2-х) что позволяет говорить о том, что женщины из полных семей более
требовательны к партнерам, в отличии от женщин, которые воспитывались в
неполных семьях.
13) Признаками зрелости
является способность идти навстречу другим, сотрудничество, внимательность,
осторожность, гибкость, эмоциональная стабильность, ответственность в принятии
решений и способность к их реализации. Эти качества ребенок приобретает в
процессе адекватного общения с родителями и «значимыми другими»
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СХОЖЕСТИ/ОТЛИЧИЯ ОБРАЗОВ ОТЦА И
СУПРУГА НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЯМИ С ПАРТНЕРОМ 1.1 Роль образа отца в отношениях с партнером в
браке 1.1.1 Понятие «образ» в психологии и как он
формируется
Образ как психологическое
понятие имеет многовековую историю. Он существует как один из самых
фундаментальных и массовых проявлений психического. Образ фиксирует один из
аспектов психической реальности – познавательный. Как правило, образ рассматривается
как носитель информации, и в связи с этим исследуется его роль в зрительном
восприятии, образной памяти, образном мышлении, воображении, чувстве. Основные
особенности перечисленных процессов отражено в экспериментальных и
теоретических исследованиях Б.Г. Ананьева, С. Кракова, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, С.Д. Смирнова [5, 50].
Понятие «образ»
связывается в психологии с понятием «отражение» (объекта, предмета или
события): «определение особой формы
результатов целостного отражения в психике человека» [39, с.156], «форма
отражения объекта, явления в сознании…» [43, с.123], «специфическая
форма отражения объективно-субъективной реальности…» [69, с.376], «…
результат психического отражения действительности…» [62, с. 278].
Отражение, в свою
очередь, как предпосылка, качество (похожа, но не тождественна ощущению,
сознанию) выступает связующим звеном между материальным и сознанием,
результатом взаимодействия объектов. Основой отображения выступает тождество
внутренней природы отражающих объектов с отображаемых (то есть, отображение
предусматривает встречный процесс, объективное выражение внешне собственной
природы субъекта).
Зависимость процесса
отражения от активности объекта и субъекта определяет его системный характер.
Системным при этом есть и сложная и самая целостная форма отражения — образ.
Относительную стабильность такой системы обеспечивает взаимоотображение
объектов, реализует момент их общности [].