Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология и педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние самооценки на успешность обучения младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогических
исследованиях. 6

1.2. Возрастные особенности самооценки в младшем школьном
возрасте. 11

1.3. Формирование самооценки и ее связь с успеваемостью детей
в младшем школьном возрасте. 19

Выводы по первой главе. 24

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 25

2.1. Организация и методы проведения исследования. 25

2.2. Анализ
результатов исследования влияния самооценки на успеваемость младших школьников. 28

2.3. Рекомендации для
учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки у детей
младшего школьного возраста. 35

Выводы по второй главе. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

  

Введение:

 

Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств личности принято выделять
основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и
способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав
врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, влияют на
формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.

Младших школьный возраст занимает важное место в изучении педагогической и
возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности,
формирование произвольности психических процессов, возникновение рефлексии и
самоконтроля, действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Основной деятельностью
в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из
важных факторов, влияющих на формирование самооценки детей. Поэтому является
необходимым понимание условий, факторов и обстоятельств, которые оказывают
влияние на формирование самооценки младших школьников в условиях современного
педагогического процесса. Неуспеваемость представляет собой
отставание в учении, когда школьник не может на удовлетворительном уровне
овладевать знаниями, предусмотренными учебной программой за определенный
отрезок времени. Вопреки распространенному мнению, неуспеваемость школьников не
всегда можно объяснить низкими умственными способностями или простым нежеланием
учиться.

В нашей стране педагогическая практика при
отсутствии правильно дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам
применяет несовершенный набор средств, который заключаются либо в
дополнительных занятиях, используя традиционные методы обучения, либо в
применении разных форм дисциплинарного давления на ученика. При этом, такие
средства зачастую оказываются малоэффективными, принося еще больший вред, так
как не устраняют реальные причины неуспеваемости.

Данная проблема способствует
актуализации выбора темы исследования.

Решающее значение в процессе формирования личности
ребенка имеют воспитательные воздействия, основной целью которых выступает
обеспечение успешного усвоения индивидом норм и требований общества и
постепенное превращение их во внутренние регуляторы поведения. В связи с этим
успешность обучения выступает важным моментом в психологическом здоровье
личности школьника.

Само понятие самооценки было введено в педагогическую науку такими
зарубежными исследователями как К. Роджерс, У. Джеймс, Р.Бернс, а также
отечественными учеными И.С. Коном, Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божовичем.

Проблема самооценки, как одного из наиболее сложных
аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих
психологов. Свой вклад в исследование проблематики самооценки и ее влияния на
успешность обучения сделали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Л.Н.
Деркач Л.В. Долинская, И.О. Зимняя, М.Г. Гаспарова, А.А. Леонтьев, К.П.
Мальцева, С.Ю. Николаева, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.П. Якобсон
и др.

Проблеме школьной успеваемости всегда уделялось
особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И.
Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р.
Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Целью
выпускной квалификационной работы является определение
влияния уровня самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Объект
исследования – процесс формирования самооценки в
младшем школьном возрасте.

Предмет
исследования – связь уровня самооценки и успешности
обучения у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза
исследования: предполагается, что успешность обучения
у детей младшего школьного возраста напрямую зависит от уровня их самооценки:

— дети с низким уровнем самооценки будут отставать в
обучении, иметь низкие отметки;

— дети с адекватным уровнем самооценки будут
успешными в обучении.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:

1. Определить понятие самооценки в психолого-педагогических
исследованиях.

2. Изучить возрастные особенности самооценки в
младшем школьном возрасте.

3. Охарактеризовать основы формирования самооценки и
ее связь с успеваемостью детей в младшем школьном возрасте.

4. Организовать исследование по определению влияния
самооценки на успеваемость младших школьников.

5. Проанализировать связь уровня самооценки с
успешностью обучения детей.

6. Составить рекомендации для педагогов по
формированию адекватной самооценки младших школьников.

Для решения задач и достижения поставленной цели
выбраны следующие методы исследования:


теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой
проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала;

– эмпирические методы (наблюдение, опытно–экспериментальное
исследование);

– количественная и качественная обработка полученных
данных.

Экспериментальная база исследования: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №
32. В нем приняли участие обучающиеся 2-А класса в количестве 25 человек.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы
педагогами начальной школы при работе с младшими школьниками, психологами школы
для работы по формированию самооценки, а также студентами, изучающими
психолого-педагогическое развитие детей младшего школьного возраста.

Структура
работы состоит из введения, которое определяет актуальность
исследования, цель и круг задач исследования;

Главы 1, которая посвящена изучению особенностей
влияния самооценки на успешность обучения младших школьников;

Главы 2, в которой раскрывается проведенное
эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния уровня самооценки
на успешность обучения детей младшего школьного возраста;

Заключения, в котором подводятся итоги проведенного
исследования, списка литературных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самооценка относится к наиболее
важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной
самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на
котором должна строиться вся жизнь. Поэтому особое внимание следует уделять
формированию самооценки в младшем школьном возрасте. Отметим, что младший школьный возраст считается одним из
наиболее ответственных возрастных этапов для формирования целостной личности
обучающегося. А основные достижения этого возраста детей обуславливаются
ведущим характером учебной деятельности, становясь во многом определяющими для
дальнейшего обучения.

Самооценка младшего школьника
характеризуется отражением в ней собственной активности ребенка, его
интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это
проявляется в поведении обучающегося в образовательном процессе, а также в его
социальной адаптации.

Для того, чтобы сформировать
адекватную самооценку и уровень самоконтроля у младших школьников нами были
выявлены психолого-педагогические условия:

— использование форм, методов и
средств организации учебной деятельности, способствующей формированию
адекватной самооценки младших школьников;

— организация педагогического
взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи»,
направленного на возникновение у обучающихся адекватной самооценки;

— актуализация и развитие
рефлексивных навыков;

— педагогически целесообразное
сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;

— создание ситуации успеха.

Данные условия помогут сформировать
самооценку и самоконтроль школьников, являющиеся подлинным регулятором их
деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда будет правильно
организованна сама деятельность учеников, когда их учат анализировать ее ход.

Следует отметить, что каждый
возрастной период характеризуется особенностями формирования самооценки в
зависимости от ведущей деятельности ребенка. Так, в младшем школьном возрасте
ведущей становится учебная деятельность, поэтому от нее в большей степени
зависит формирование самооценки детей, так как она взаимосвязана с его
успеваемостью в обучении. Таким образом, организуя учебную деятельность,
учитель должен сознательно и целенаправленно формировать адекватную самооценку
младших школьников. Незаменимо для формирования адекватной самооценки и
создание ситуаций успеха.

Родителям рекомендуется проводить с
детьми игры, повышающие самооценку. А также релаксационные игры для снятия
мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность
делать то, чем они могут гордиться. Кроме этого, родителям нужно самим быть
уверенными в себе и в своих успехах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогических исследованиях

Самооценка представляет собой одно из важных условий, посредством которого
индивид становится личностью. Она способствует формированию у человека
потребности соответствовать не только уровню окружающих, но также и уровню
собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка представляет
не только знание самого себя, но и определяет определенное отношение к себе,
предполагая осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта [25].

Следует заметить, что самооценка выступает как центральное звено
произвольной саморегуляции, определяя направление и уровень активности
человека, его отношение к миру, людям и самому себе, представляя при этом
сложный по своей психологической природе феномен. Так, самооценка состоит во
множестве связей и отношений со всеми психическими образованиями личности,
выступая как важная детерминанта всех форм и видов деятельности человека.
Начиная с раннего детства, закладываются основы умения оценивать себя, а его
развитие и совершенствование протекает в течение все жизни [6].

По мнению исследователя Р.С. Немова, самооценка дает возможность сохранять
устойчивость личности в независимости от меняющихся ситуаций, обеспечивая
возможность оставаться самим собой. Понимание самооценки необходимо для
установления отношения с человеком, для эффективного и благополучного общения
[22].

Самооценка представляет собой основное образование самосознания личности,
которое заключается в наличии у индивида определенной системы оценок и
представлений о самом себе, своих отдельных качеств и возможностей.

Главной функцией самооценки выступает регуляторная, которая заключается в
определении особенностей поведения и деятельности человека, выделяя характер
его взаимоотношений с миром. Для реализации такой функции самооценки, она
должна обладать характеристикой устойчивости.

Такой исследователь как А.И. Липкина в своих трудах говорит о том, что
самооценка имеет прямую зависимость от общения и процесса деятельности ребенка.
В таком случае система представлений о себе обуславливается опытом и успехами в
той или иной деятельности, а также опытом положительного общения и построения
межличностных отношений со значимыми людьми, которые окружают ребенка [20].

Л.С. Выготский, предполагал, что формирование самооценки начинается с
периода старшего дошкольного возраста. На этом этапе самооценка ребенка
представляет собой обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе,
являясь при этом важной личностной инстанцией, которая опосредует это отношение.
Что касается источников формирования самооценки, то среди них автор выделял
опыт деятельности ребенка, уровень ее успешности и отношения с окружающими
взрослыми, в первую очередь, с родителями [12].

Важным моментом является то, что в составе самооценки выделяется
содержательное представление ребенка о себе и своих качествах, представляющее
конкретную самооценку, и самоотношение, которое является оценочным компонентом
самооценки. При этом, с начала младшего школьного возраста ребенок может
адекватно и критично оценивать себя в некоторых видах деятельности, но
адекватность самооценки по отношению к личностным качествам формируется уже к
концу младшего школьного возраста.

Но в
самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и устремления
ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот проект ещё
несовершенен, но он имеет огромное значение в саморегуляции как всего
поведения, так и конкретно учебной деятельности [4].

Самооценка помимо прочего содержит
мнение других о себе, ставшее известным ребёнку, а также его растущую
собственную активность, нацеленную на осознание своих качеств личности и
поступков.

Важно заметить, что низкая самооценка напрямую связана с глубоким
внутренним дискомфортом. Говоря о таком положении, в своих работах Ж.Ж. Руссо
отмечал, что гармоничное воспитание возможно только тогда, когда ребенок
свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его педагог.
Все дети упрямы и до той поры, пока они сами не захотят освободиться от какой–либо
особенности своего поведения, практически невозможно достичь его
перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы
необходимо направлять на то, чтобы постепенно у ребенка формировалась
самостоятельность [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы